Структура правового статуса осужденных к лишению свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 17:41, реферат

Описание работы

Анализ правовых норм свидетельствует, что помимо понятия «право» личности в законодательстве РФ неоднократно упоминается термин «свобода» личности. Соответственно возникает вопрос, идентичны ли они, а если нет – то в чем состоят их отличия? Вообще термин «свобода» личности, применительно к юридической науке, употребляется в двух значениях, которые хотя и являются неразрывно связаны между собой, но не являются тождественными категориями. В первом значении он выполняет роль основополагающего принципа, характеризующегося возможностью личности действовать по своему усмотрению. Во втором же случае выступает в качестве субъективной возможности совершать либо воздерживаться от каких-либо действий (например, свобода слова). В этом смысле термин «свобода» необходимо рассматривать как тождественное понятие термину «субъективное право», а различия в их названиях объясняются только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически.

Работа содержит 1 файл

Структура правового статуса осужденных к.docx

— 50.78 Кб (Скачать)

   Помимо  того, при формулировании юридических  норм, связанных с установлением  обязанностей осужденных к лишению  свободы, вытекающих из положений действующего законодательства РФ, приоритет должен отдаваться исключительно нормативным  актам высшей юридической силы. Подзаконное  правовое регулирование обязанностей осужденных к лишению свободы  должно допускаться лишь в сфере, непосредственно связанной с  действием уголовно-исполнительного  законодательства (например, запрет азартных игр).

   Достаточно  большое количество юридических  обязанностей осужденных к лишению  свободы обусловливает необходимость  обращения к вопросу об их классификации. Так, Г.О. Бекузаров предлагает выделять среди обязанностей лиц рассматриваемой  категории следующие качественно  однородные группы: 1) обязанности, дублирующие  общегражданские (охрана природы, окружающей среды…); 2) обязанности, конкретизирующие общегражданские (например, обязанность  соблюдения требований федеральных  законов, определяющих условия и  порядок отбывания наказания  в виде лишения свободы); 3) специальные  обязанности, выражающие ограничения  общегражданских прав (обязанность  находиться в пределах исправительного  учреждения, ограничивающая свободу  выбора местожительства); 4) специальные  специфические обязанности (соблюдение требований личной гигиены и др.). С учетом того, что данная классификация  несколько громоздка и не отражает всей специфики проводимого нами исследования, мы бы хотели предложить свой вариант видения проблемы.

   Особенности правового статуса осужденных к  лишению свободы позволяют, на наш  взгляд, выделить в его содержании две группы обязанностей: 1) общеправовые, к ним следует отнести обязанности, закрепленные в конституционном  законодательстве. Данная группа распадается  в свою очередь еще на три вида: а) обязанности, которые в сравнении  с законопослушными гражданами в  правовом плане не имеют каких-либо особенностей осуществления (например, охрана окружающей среды); б) обязанности, обладающие не идентичными со свободными гражданами формами осуществления. Так, например, важнейшей конституционной  обязанностью лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, является неукоснительное  соблюдение требований закона. Помимо того, что они обязаны соблюдать  нормы законодательства РФ, регулирующего  общественные отношения в среде  законопослушных граждан, на них  возлагаются обязанности по исполнению предписаний правовых норм, связанных  с отбытием применяемого к ним  наказания; в) особую группу общеправовых обязанностей лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, составляют так называемые «мертвые» обязанности. В силу известных  обстоятельств они освобождены  от их осуществления (например, обязанность  прохождения воинской службы); 2) специальные  обязанности, предусмотренные нормами  уголовно-исполнительного законодательства, которые присущи исключительно  осужденным к лишению свободы (например, обязанность носить одежду установленного образца).

   Указанная классификация, на наш взгляд, достаточно полно отражает специфику правового  статуса осужденных, позволяет точно  определить, к какой конкретно  из названных групп можно отнести  ту или иную юридическую обязанность  осужденного к лишению свободы, с той целью, чтобы достоверно установить конкретные особенности  ее осуществления.

   Подводя итог вышесказанному, мы бы хотели предложить свое определение юридических обязанностей лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, под которыми предлагается понимать установленные законодательством  РФ и обеспеченные государственным  принуждением меры должного поведения  осужденных к лишению свободы, направленные на реализацию интересов управомоченных субъектов.

   Анализируя  изложенный материал, раскрывающий основные положения исследуемой проблемы, учитывая ее теоретическую сложность, можно предпринять попытку выработки  дефиниции понятия правового  статуса осужденных к лишению  свободы, под которым предлагается понимать совокупность юридических  элементов, определяющих место осужденных к лишению свободы в социальной структуре общества и обеспечивающих правомерную реализацию ими своих  интересов либо интересов иных лиц.

   Таким образом, мы закончили рассмотрение вопросов, связанных с определением сущности правового статуса осужденных к лишению свободы, являющегося  основным элементом (ядром) правового  положения лиц данной категории  как в структурном, так и содержательном отношении. Нами были исследованы не только понятие и сущность данного  явления правовой действительности в целом, но и рассмотрен каждый его  составной элемент в отдельности: субъективные права и свободы, в  том числе ограниченного характера, законные интересы и юридические  обязанности, определена сущность, характерные  черты и особенности указанных  правовых категорий.

   §3. Международно-правовые основы правового  положения лиц,

   содержащихся  в исправительных учреждениях 

   Развитие  России на современном этапе характеризуется  кардинальными изменениями, происходящими  в жизни общества. Провозгласив новые  приоритеты и принципы взаимоотношений  личности и государства (признание  прав и свобод человека высшей ценностью, построение правового государства  и др.), Конституция РФ гарантировала  осужденным к лишению свободы, как  и всем гражданам России, права  и свободы в соответствии с  общепризнанными принципами и нормами  международного права и международными договорами, которые признаются частью правовой системы нашего государства  и подлежат применению наравне с  национальным законодательством.

   Данное  положение свидетельствует о  том, что не только все вопросы  законодательного регулирования, но любые  научные исследования не могут быть признаны до конца полными и объективными без учета их международно-правовых аспектов. Это в полной мере относится  и к проблемам, связанным с  регулированием правового положения  осужденных к лишению свободы. На этом основании мы бы хотели провести анализ, позволяющий выявить характерные  черты и особенности, присущие правовому  положению лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, с позиций международных  актов. В начале остановимся на общих  проблемах, касающихся влияния международно-правого  регулирования на национальную правовую систему, а затем рассмотрим вопросы, непосредственно относящиеся к  теме нашего исследования.

   В юридической науке существуют различные  точки зрения о соотношении международного и национального права. Одни ученые придерживаются дуалистической концепции, суть которой состоит в том, что  эти системы рассматриваются  как различные, но взаимосвязанные  между собой явления, другие –  монистической, которая исходит  из примата какого-то одного из прав над другим.

   Учитывая, что Конституция РФ недвусмысленно провозгласила приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над внутригосударственными законодательными актами, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о том, каково же их непосредственное воздействие на правовое положение  осужденных к лишению свободы.

   На  протяжении большей части периода  действия союзно-республиканского законодательства далеко не всегда за международными нормами, оказывающими влияние на правовое положение  лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, официально признавалось какое-либо значение, помимо сугубо информационного. Эти нормы самостоятельно не освещались и не были введены в широкий  повседневный научный оборот.

   И только последние несколько лет  отечественная доктрина стала рассматривать  правовое положение осужденных к  лишению свободы как комплексное  явление, имеющее внутригосударственную и международную стороны. Однако и это не дает повода для оптимизма, т.к. если в национальных законодательствах большинства развитых стран мира (США, Япония, страны Западной Европы) содержание этого понятия так или иначе раскрыто, то в России его международные аспекты до сих пор не получили должной правовой оценки и закрепления. Оно еще не до конца «переведено» на юридический язык и не имеет четкого правового содержания.

   Анализ  действующих в рассматриваемой  сфере правоотношений международных  документов позволяет сделать вывод, что они по сути являются своего рода отражением компромисса сторон, участвовавших в их подписании, создавая тем самым сходный правовой режим  обеспечения юридического положения  рассматриваемой категории лиц. Целью такого международного регулирования  является формирование унифицированного законодательства, обеспечивающего  осужденным к лишению свободы  равные юридические возможности  по реализации своих прав и свобод в любом государстве мира.

   Существует  множество международных соглашений о правах человека, затрагивающих  вопросы регламентации правового  положения осужденных, отбывающих наказание  в виде лишения свободы. Они закрепляют основные моменты, которые являются приемлемыми с точки зрения большинства  стран мира и которые должны соблюдаться  государствами-участниками данных соглашений. Нас интересует, каковы ключевые идеи, заложенные в них  и что составляет ядро норм, содержащихся в этих международных документах.

   Основой всех международных норм и принципов  в области прав осужденных к лишению  свободы выступает узловое положение  о незыблемости естественных прав человека. Оно нашло свое отражение в  таких важных документах, как Устав  ООН, Заключительный акт Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе, международные пакты о  правах человека и др. в качестве одного из основополагающих принципов  международного права. На этом принципе базируются все остальные ключевые идеи, заложенные в нормах данной правовой системы. Его сущность состоит в  том, что лица, находящиеся в исправительных учреждениях, имеют право на жизнь, личную физическую и психическую  неприкосновенность, охрану своей чести  и достоинства и т.д. К содержанию указанных прав следует отнести, прежде всего, запрет на пытки, применение насилия, унизительное или бесчеловечное  обращение. Такие действия носят  противоправный характер, т.к. нарушают личную неприкосновенность осужденных к лишению свободы, принуждают к  совершению поступков, противных их воле, низводя тем самым их до положения бесправных рабов. Однако, несмотря на наличие многочисленных соглашений, запрещающих такие и  аналогичные им деяния, международное  сообщество продолжает сталкиваться с  подобными фактами. К сожалению, не является здесь исключением и  Российское государство. Согласно информации, почерпнутой из доклада Уполномоченного  по правам человека за 1999 год, более 25% от всех обращений, поступивших на его  имя, были связаны с нарушениями  прав и свобод в уголовно-исполнительной сфере. Поэтому заявленный в Конституции  РФ тезис о правовом государстве, в котором деятельность всех властных структур направлена на соблюдение и  защиту прав и свобод человека, в  том числе и лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, на практике весьма далек от действительности «…и  отражает, видимо, соответствующую  цель государства и общества». В  этом плане нельзя не согласиться  с мнением Ж. Пикте, который считает, что в связи с указанными обстоятельствами усилия мирового сообщества должны быть направлены не на выработку новых  норм, налагающих запрет на данные деяния, а на усиление влияния уже существующих.

   Следующим основным принципом, относящимся к  сфере международного регулирования  правового положения лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, следует  назвать закрепление прав и свобод в международных соглашениях  и их гарантированность. Несмотря на лишение человека свободы, он остается полноправным членом общества: за лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, сохраняется практически  весь спектр прав и свобод, присущих законопослушным гражданам, в ряде случаев приобретающий особые формы  реализации. Так, например, в Международном  пакте о гражданских и политических правах указывается: «каждый человек, где бы он ни находился, не может  быть ограничен в признании его  прав перед законом».

   Одновременно  с этим осужденные к лишению свободы, в соответствии с международно-правовыми  документами, становятся обладателями специфических прав и свобод, присущих только лицам рассматриваемой категории. Нормативные предписания, содержащиеся в этих документах, отражают особенности их правового положения и раскрывают содержание указанных прав и свобод. Так, например, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными говорится, что в обращении с заключенными следует подчеркнуть не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами. Помимо этого там же подчеркивается: «…следует принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять за собой максимум прав и интересов» .

   Далее, развивая общую формулу правового  положения осужденных к лишению  свободы, международные соглашения акцентируют внимание на том, что  государствам необходимо не только уважать  их юридическое положение, а также  гарантировать им полное соблюдение законодательно закрепленных прав. Права  и свободы, предусмотренные Конституцией и законами государства, могут быть наполнены содержанием только в  том случае, если возможность их осуществления будет надежно  обеспечена наличием соответствующих  механизмов реализации.

   В качестве еще одного из важнейших  принципов, заложенных в международных  документах, посвященных лицам, содержащимся в исправительных учреждениях, являются положения, касающиеся уважения и защиты правового статуса лиц данной категории. Говоря об основных аспектах этой проблемы, нельзя не согласиться  с мнением В.И. Селиверстова, что  умаление лиц данной категории в  правах и законных интересах, как  граждан государства, не должно влечь  автоматического ограничения в  средствах их охраны. Наоборот, чем  больше ограниченность правового положения  осужденного к лишению свободы, тем разнообразнее должны быть способы  его защиты. Содержание указанных  положений имеет огромное значение, и упоминание о них лишь вскользь будет неверным, поэтому в дальнейшем постараемся более подробно раскрыть их в рамках отдельного параграфа, посвященного юридическим гарантиям защиты лиц, содержащихся в исправительных учреждениях.

Информация о работе Структура правового статуса осужденных к лишению свободы