Структура правового статуса осужденных к лишению свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 17:41, реферат

Описание работы

Анализ правовых норм свидетельствует, что помимо понятия «право» личности в законодательстве РФ неоднократно упоминается термин «свобода» личности. Соответственно возникает вопрос, идентичны ли они, а если нет – то в чем состоят их отличия? Вообще термин «свобода» личности, применительно к юридической науке, употребляется в двух значениях, которые хотя и являются неразрывно связаны между собой, но не являются тождественными категориями. В первом значении он выполняет роль основополагающего принципа, характеризующегося возможностью личности действовать по своему усмотрению. Во втором же случае выступает в качестве субъективной возможности совершать либо воздерживаться от каких-либо действий (например, свобода слова). В этом смысле термин «свобода» необходимо рассматривать как тождественное понятие термину «субъективное право», а различия в их названиях объясняются только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически.

Работа содержит 1 файл

Структура правового статуса осужденных к.docx

— 50.78 Кб (Скачать)

   Идея  о подготовке одинаковых для всех государств стандартов в сфере правового  положения осужденных к лишению  свободы позволяет вести разговор о необходимости разработки более  детальных международных гуманитарных принципов и норм. Однако реализации этой идеи невозможно достичь без  обобщения уже накопленного мировым  сообществом потенциала в сфере  регламентации прав человека. А это, в свою очередь, вынуждает нас  обратиться к вопросу о классификации  норм, касающихся регулирования правового  положения лиц, находящихся в  исправительных учреждениях.

   В юридической литературе данная проблема не имеет однозначного решения. Так, Б.Н. Топорнин выделяет среди международных  норм три вида: 1)нормы-принципы; 2) нормы, для реализации которых нужен  закон; 3) нормы прямого действия. С.В. Бахин поддерживает идею официальной  классификации, которая вытекает из предметного разграничения прав и свобод осужденных к лишению  свободы, предусмотренного действующими межгосударственными соглашениями. В соответствии с их содержанием  он делит международные нормы  на регулирующие: 1) гражданско-политические; 2) экономические; 3) социальные; 4) культурные права лиц данной категории. В  качестве позитивных моментов данных классификаций можно назвать  их доступность и простоту, облегчающую  работу исследователей и правоприменителей  при поиске данных норм.

   Вместе  с тем, на наш взгляд, указанные  классификации следует признать не затрагивающими все аспекты рассматриваемого явления. Думается, здесь необходим  комплексно-системный подход, позволяющий  видеть проблему более многопланово. Мы считаем, что классификация должна выглядеть следующим образом.

   Первым  ее основанием следует назвать юридическую  силу норм, содержащихся в международных  соглашениях, касающихся правового  положения осужденных к лишению  свободы. В зависимости от этого  их можно разделить на следующие  виды: 1) обязательные правила поведения  общего характера (императивные нормы); 2) правила поведения, не имеющие  столь высокого юридического значения для государства (нормы-рекомендации). К первым необходимо отнести нормы, содержащиеся в пактах, конвенциях и других документах, подлежащих ратификации  высшим законодательным органом  государства и поэтому имеющих  обязательную для него силу. В число  таких документов входят, например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, многочисленные дву- и многосторонние международные договоры, подписанные с участием нашей страны и др.

   Императивные  нормы не допускают каких-либо отступлений  от их предписаний как в законодательстве, так и в деятельности государственных  органов, что прямо вытекает из положений  ст.5 Международного пакта о гражданских  и политических правах. Так, например, согласно нормам современного международного права, даже исключительные обстоятельства не могут служить основанием для  оправдания пыток и других бесчеловечных  видов наказания, применяемых к  осужденным к лишению свободы.

   Обязательные  нормы, сформулированные в различных  международных соглашениях, касаются, как правило, принципов, регулирующих рассматриваемую нами сферу правоотношений либо затрагивают права и свободы  лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Так, в частности, данные нормы содержат положения о запрещении всякой дискриминации осужденных к  лишению свободы по признаку расы, языка, религиозных, политических и  других убеждений, национального и  социального происхождения, пола, возраста, имущественного положения. Или, например, положения о том, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности, на всемерное оказание им помощи со стороны  общества.

   В этой связи нельзя не согласиться  с мнением И.В. Шмарова, считающего, что значение сформулированных в  международных соглашениях принципов  и общих положений о защите прав человека и обращении с осужденными  к лишению свободы, имеющих императивный характер, определяется тем, что они: 1) носят межгосударственный характер, в связи с чем стабильны  и не зависят от складывающейся в  конкретной стране обстановки, сформировавшейся под влиянием различных политических, идеологических, экономических и  криминологических факторов, и, следовательно, 2) являются четким ориентиром для развития национального законодательства, так  как были выработаны на основе многолетней  практики стран – членов ООН.

   Другой  вид норм, нашедший свое отражение  в международных документах, касающихся правового положения осужденных к лишению свободы, носит для  государств рекомендательный характер, хотя и подлежит учету при разработке новых законодательных актов  в этой сфере. К этой группе относятся  нормы, содержащиеся в документах, принимаемых  Генеральной Ассамблеей ООН либо каким-то другим ее главным органом (например, Экономическим и Социальным Советом), а также международными конференциями, съездами и конгрессами. Сюда входят: Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.), Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих  достоинство видов обращения  и наказания (принята Генеральной  Ассамблеей ООН в 1975 г.), Минимальные  стандартные правила обращения  с заключенными (приняты на 1 Конгрессе  ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями  в 1955 г. и одобренные Экономическим  и Социальным Советом в 1957 г.) и  др.

   Вместе  с тем, несмотря на рекомендательный характер указанных международно-правовых норм, их юридическое значение не следует  недооценивать. Хотя эти правила  поведения и не имеют обязательного  юридического значения в международном  праве, они широко признаны мировым  сообществом. Как в резолюциях ООН, так и в документах региональных международных организаций (например, Европейского Союза) предусмотрен контроль за их реализацией, чтобы сохранить  их высокий моральный и политический уровень в международном масштабе.

   Нормы, содержащиеся в названных документах, призваны оказывать влияние на развитие национального законодательства, регулирующего  различные аспекты правового  положения осужденных к лишению  свободы. Они охватывают широкую  сферу отношений, возникающих между  государственными органами и лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, и содержат рекомендации прогрессивного и гуманистического характера.

   Пример  тому – некоторые положения Минимальных  стандартных правил обращения с  заключенными. В них указывается, что с учетом разнообразия юридических, социальных, экономических и географических условий в различных странах  мира не все они могут применяться  повсеместно и одновременно. Однако, вместе с тем, в других международных  нормах содержатся рекомендации о необходимости постоянного стремления к их наиболее полной реализации. Так, в Процедурах эффективного осуществления указанных правил говорится о том, что всем государствам, чьи нормы в отношении защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой-либо форме, не соответствуют Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, рекомендуется принять эти правила.

   Следующее основание для классификации  международно-правовых норм, регулирующих вопросы правового положения  осужденных к лишению свобо-ды –  степень их общности. В зависимости  от этого данные нормы можно условно  разделить на две группы: 1) общие (универсальные) и 2) специальные. Первые относятся к правам человека в  целом и лишь в отдельных моментах затрагивают специфическое положение  осужденных, отбывающих наказание в  виде лишения свободы. Вторая группа стандартов принимается специально для лиц данной категории.

   Другой  классификационный признак рассматриваемых  международных норм – зависимость  от источника происхождения. Среди  них можно выделить:

   1) правила поведения, содержащиеся  в межгосударственных договорах  (пактах, конвенциях и др.);

   2) нормы и принципы, принятые международными  межправительственными организациями  (например, резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН). Международные договоры  обязательны для государств, их  подписавших и ратифицировавших, а решения международных организаций  имеют рекомендательный характер.

   Следующим основанием классификации является содержание закрепленных в международно-правовых документах правомочий лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. В  соответствии с этим основанием можно  выделить нормы, которые включают в  себя: 1) личные; 2) политические; 3) социально-экономические; 4) культурные права лиц данной категории.

   Любопытную  позицию в отношении классификации  норм, регулирующих правовое положение  осужденных к лишению свободы, высказывает  в своих более поздних работах  В.А. Карташкин. Он предлагает делить их на негативные и позитивные. Первые носят такое название потому, что  для обеспечения прав, закрепленных в этих нормах, государству не нужно  предпринимать каких-либо конкретных действий, оно должно лишь не вмешиваться  в их осуществление. Сюда, по мнению автора, относятся, в основном, политические права. Во вторую группу, называемую позитивной, подлежат включению, как правило, социально-экономические  права, т.к. для реализации заложенных в них норм требуются определенные действия со стороны государства.

   Однако, по нашему мнению, такое деление  можно допустить лишь с определенными  оговорками. Ведь в любом случае для реализации как негативных, так  и позитивных норм государство должно осуществить ряд мероприятий, где-то в большей, где-то в меньшей степени (привести в соответствие с международными соглашениями национальное законодательство, создать финансовую основу для реализации той или иной правовой нормы и  др.).

   Весьма  интересной в аспекте рассматриваемых  проблем представляется точка зрения М.Л. Энтина, который предлагает классифицировать исследуемые международные нормы  в зависимости от того, как признаваемые права и свободы лица, содержащегося  в исправительном учреждении, обслуживают  его интересы. По его мнению, их систематизация требует выделения среди них  двух больших групп:

   I. Нормы международного права, позволяющие  осужденному к лишению свободы  пользоваться его правами. 

   II. Нормы международного права, которые  дают ему возможность процессуальной  защиты.

   В свою очередь, международно-правовые нормы  первой из указанных групп подразделяются на: 1) обслуживающие физическую целостность  осужденного к лишению свободы  и 2) гарантирующие его социальную самореализацию. Права, защищающие физическую целостность человека, включают в  себя право на жизнь, запрет пыток, наказаний  и обращений, унижающих человеческое достоинство и др. К числу прав, гарантирующих свободу социальной реализации осужденного, включая духовную, профессиональную и политическую составляющие, относятся свобода мыслей, свобода  совести и вероисповедания, право  на образование и др.

   Во  вторую категорию входят многочисленные права, вытекающие из права на судебную защиту. Это права, гарантирующие  независимость и беспристрастность  судебных органов при рассмотрении жалоб осужденных к лишению свободы  по поводу нарушений их прав, а также  процессуальные гарантии, обеспечивающие своевременность и публичность  судебных разбирательств с их участием.

   Как известно, в 1989 г. наша страна присоединилась к итоговому документу Венской  встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, на основании  которого были приняты обязательства  привести свое законодательство в соответствие с международными актами о защите прав человека, в том числе и  в сфере уголовной юстиции. Согласно данным обязательствам, государства–участники  должны «…обеспечивать, чтобы со всеми  лицами, содержащимися в заключении, обращались гуманно и с уважением  достоинства, присущего человеческой личности». Кроме того, стороны, подписавшие  указанный документ, взяли на себя обязанность за эффективное обеспечение  возможности этих лиц знать свои права и обязанности. Ведь очевидным  является тот факт, что для повсеместного  соблюдения прав осужденных к лишению  свободы необходимо не только наличие  развитого демократического законодательства, но и меры по распространению знаний в этой области.

   Взятие  на себя указанных обязательств обусловлено  тем, что разрыв в знаниях национальных законодательных актов и требований существующих международных стандартов в сфере правового положения  осужденных к лишению свободы  актуализирует проблему организации  процесса информирования о действующих  в этой области межнациональных  правовых документах.

Информация о работе Структура правового статуса осужденных к лишению свободы