Структура правового статуса осужденных к лишению свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 17:41, реферат

Описание работы

Анализ правовых норм свидетельствует, что помимо понятия «право» личности в законодательстве РФ неоднократно упоминается термин «свобода» личности. Соответственно возникает вопрос, идентичны ли они, а если нет – то в чем состоят их отличия? Вообще термин «свобода» личности, применительно к юридической науке, употребляется в двух значениях, которые хотя и являются неразрывно связаны между собой, но не являются тождественными категориями. В первом значении он выполняет роль основополагающего принципа, характеризующегося возможностью личности действовать по своему усмотрению. Во втором же случае выступает в качестве субъективной возможности совершать либо воздерживаться от каких-либо действий (например, свобода слова). В этом смысле термин «свобода» необходимо рассматривать как тождественное понятие термину «субъективное право», а различия в их названиях объясняются только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически.

Работа содержит 1 файл

Структура правового статуса осужденных к.docx

— 50.78 Кб (Скачать)

   Из  указанных положений следует, что  во время нахождения в исправительном учреждении осужденные не могут ограничиваться в праве на получение информации по вопросам, затрагивающим их правовое положение. В связи с этим представляется необходимым расширить практику публикаций национальных и международных  актов по правам человека и сделать  доступным их изучение в исправительных учреждениях. Этими мерами мы не только добьемся выполнения взятых на себя международных  обязательств, но и повысим общий  уровень правовой грамотности осужденных к лишению свободы, защитив их тем самым от неправомерных действий со стороны государственных органов.

   Одним из узловых моментов исследуемой  нами проблемы является вопрос о воздействии  международно-правовых норм на внутригосударственное  законодательство, их внедрении (имплементации) в национальную правовую систему. Согласно действующему федеральному закону РФ «О международных договорах» 1995 г., возможны два пути реализации международных  норм в национальной системе права. Первый – их непосредственное действие наряду с нормами российского  законодательства. Второй - приведение в соответствие с ними внутригосударственных  правовых актов. Оба эти направления  применяются в современном российском законодательстве.

   Первый  из указанных способов состоит в  применении международных норм наравне  с правилами поведения, содержащимися  во внутригосударственных правовых актах (например, положения, отраженные в Международном пакте о гражданских  и политических правах). До начала 90-х  гг. наше законодательство не содержало  юридических норм, обязывающих приводить  тот или иной закон в соответствие с положениями международных  соглашений. По мнению И.В. Шмарова, это  повлекло за собой ситуацию, когда  ряд международных пактов и конвенций, ратифицированных нашей страной, существовали сами по себе, а отдельные институты  и нормы конкретных отраслей права, противоречившие им, продолжали действовать  и применяться на практике. И эта  проблема остается актуальной и по сей день. А ведь формирование правового  государства и гражданского общества предполагает последовательное и неуклонное соблюдение общепризнанных принципов  и норм международного права, а также  положений международных договоров, участником которых является наше государство.

   Первая  попытка устранения данной коллизии была предпринята в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. Отмечая необходимость приведения законодательства России в соответствие с принятыми мировым сообществом  стандартами прав и свобод человека, декларация в ст.1 установила, что  общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют  преимущество перед законами РСФСР  и непосредственно порождают  права и обязанности граждан  РСФСР. Статья 15 ныне действующей Конституции  РФ подтвердила указанное положение: «…общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной часть ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

   Второй  способ реализации нашел свое отражение  в специализированных международных  документах (Минимальные стандартные  правила обращения с заключенными, Европейские тюремные правила и  т.п.), которые в основном представляют собой акты международных организаций  и являются лишь вспомогательными источниками  международного права. Они не обладают юридической силой, имеют рекомендательный характер и поэтому не требуют  обязательной реализации. Специфика  этих соглашений состоит в том, что  они не содержат международно-правовых обязательств государств. Для того, чтобы обеспечить их осуществление, необходимо подготовить весьма обширную национальную правовую базу и принять  соответствующие законодательные  акты.

   Как правильно отмечают в своей работе В.А. Уткин и А.И. Зубков, программный, направленный на будущее, неконкретный характер этих международно-правовых документов, а также отсылка к  национальному законодательству как  способу их осуществления исключают  самоисполнимость содержащихся в документах предписаний.

   Тем не менее, несмотря на разные возможности, заложенные в указанных способах претворения в жизнь международных  норм в национальных правовых системах, и общие принципы, и конкретные юридические нормы, касающиеся правового  положения осужденных к лишению  свободы, могут быть использованы в  судебной практике и при толковании внутригосударственных норм права. Некоторые из таких положений  получили юридическое признание  национальных судов ряда европейских  стран (так, например, широко используются Европейские тюремные правила). Вполне возможно, что по такому же пути пойдут и российские судебные органы, когда  будут рассматривать жалобы осужденных к лишению свободы в связи  с нарушениями их прав и законных интересов.

   По  нашему мнению, большое количество международных соглашений в сфере  гуманитарного права, которые зачастую весьма непоследовательны в своем  изложении, а иногда вообще просто не соответствуют друг другу, создает  определенные противоречия в данной области правового регулирования. Ведущее место во всех международных  документах, посвященных определению  особенностей правового положения  осужденных к лишению свободы, занимает проблема регламентации их прав и  свобод. Анализируя их сущность и содержание, можно сделать вывод о необходимости  установления их хотя бы примерного перечня, подобного Минимальному стандарту  прав и свобод человека, закрепленному  в Международном пакте о гражданских  и политических правах 1966г.

   Небезынтересной в этом плане представляется точка  зрения В.М. Чхиквадзе, который считает  целесообразным создание единого международного акта по правам человека в виде кодекса. В нем следует собрать воедино  и систематизировать все те многочисленные нормы, которые разбросаны ныне по разным документам. Один из разделов этого  кодекса, по нашему мнению, должен быть непосредственно посвящен вопросам регулирования правового положения  осужденных, отбывающих наказание в  виде лишения свободы. Учитывая повсеместные нарушения прав лиц данной категории, целесообразно сформулировать в  кодексе принципы, которые отражали бы основные идеи, заложенные в международных  документах, относящихся к защите прав человека.

   Такой кодекс, безусловно, способствовал  бы единообразию подходов в понимании  правового положения осужденных к лишению свободы, послужил бы делу интернационализации и гуманизации  международных отношений, созданию юридической базы для мирового правопорядка, стал важным инструментом деятельности различных национальных и международных  механизмов контроля в сфере прав и свобод личности.

   Несмотря  на то, что принятие международного кодекса по правам человека является весьма отдаленной перспективой, нашему государству уже в настоящее  время требуется провести серьезную  нормотворческую работу, связанную  с необходимостью разработки новых  законодательных актов, закрепляющих и конкретизирующих общие положения, сформулированные в международных  соглашениях, относящихся к области  прав человека в целом. Кроме того, нам необходимо внести изменения в действующие нормативно-правовые акты, относящиеся к осужденным к лишению свободы. В них следует как можно более полно отразить международно-правовые аспекты правового положения лиц данной категории, а также закрепить гарантии защиты их прав при исполнении указанного вида наказания. 

Информация о работе Структура правового статуса осужденных к лишению свободы