Суд и судопроизводство

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Судебную реформу как одно из направлений формирования правового государства нельзя понимать узко, как относящуюся только к положению и деятельности суда или к отдельным частным поправкам и дополнениям действующего законодательства. Это коренное преобразование всей организации государственных органов, ведущих уголовный процесс, это существенные изменения в принципах и порядке судопроизводства, положении личности в уголовном процессе.

Содержание

Введение
1. Суд как участник уголовного судопроизводства
1.1 Определение суда по УПК РФ
1.2 Виды составов суда. Подсудность
2. Полномочия суда в досудебном производстве
2.1 Деятельность суда в досудебном производстве
3. Полномочия суда в стадии судебного разбирательства
3.1 Общие условия судебного разбирательства
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ новейший.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

1. Суд как участник  уголовного судопроизводства

1.1 Определение суда  по УПК РФ

1.2 Виды составов суда. Подсудность

2. Полномочия суда  в досудебном производстве

2.1 Деятельность суда  в досудебном производстве

3. Полномочия суда  в стадии судебного разбирательства

3.1 Общие условия  судебного разбирательства

Заключение

Библиографический список 

 

      Введение 

     Обосновывая важность и необходимость исследования темы посвященной анализу роли суда в современном уголовном процессе, нужно обратить внимание на ряд обстоятельств, так, например, известно, что почти 17 лет в России осуществляется судебная реформа.

     В ходе этой реформы предполагалось, признать главными задачами: утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, не зависимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной; защиту и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве; достижение уровня материально-технического обеспечения судов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений, а также материального, бытового и социального обеспечения работников правоохранительных органов; обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики. признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом; расширение возможностей обжалования в суде неправомерных действий должностных лиц, установление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения; организацию судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого; дифференциацию форм судопроизводства; совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости.

     Судебную  реформу как одно из направлений  формирования правового государства  нельзя понимать узко, как относящуюся  только к положению и деятельности суда или к отдельным частным поправкам и дополнениям действующего законодательства. Это коренное преобразование всей организации государственных органов, ведущих уголовный процесс, это существенные изменения в принципах и порядке судопроизводства, положении личности в уголовном процессе.

     Усиление  судебного контроля за соблюдением  конституционных прав и свобод граждан  на предварительном следствии означает, что только по решению суда должен быть возможен арест, заключение под  стражу, обыск, выемка корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров.

     Справедливо задаться вопросом, насколько эффективно проводится судебная реформа, как мера в первую очередь, направленная на снижение общего криминального фона в стране, каких результатов удалось достичь. Количество уголовных дел на начало-середину 2006 г. значительно возросло и это без учета того, что уголовная преступность возрастает год от года. В этой связи необходимо обратить более пристальное внимание как на роль суда в современном уголовном процессе, так и на его деятельность на всех стадиях уголовного процесса, в которых суд разрешает самые разнообразные процессуальные вопросы, связанные с решением дела по существу или иные вопросы, возникающие при производстве по уголовному делу.

     Эта необходимость объясняется тем, что в системе субъектов уголовного судопроизводства суд занимает исключительное положение, поскольку только он является государственным органом, осуществляющим судебную власть. Чтобы правильно понять и уяснить роль суда в уголовном процессе, необходимо уяснить, что такое судебная власть и как она проявляется в сфере уголовного судопроизводства.

     Согласно  УПК вся уголовно-процессуальная деятельность разделена на две части: досудебное и судебное производство. Первая часть охватывает только две первые стадии уголовного процесса - возбуждение уголовного дела и предварительное расследование. Государственными органами, осуществляющими производство в этих стадиях, являются прокурор, начальник следственного отдела, следователь, орган дознания и дознаватель. Все эти органы входят в систему органов исполнительной власти и в уголовном процессе осуществляют функцию обвинения. В ходе досудебного производства возникает правовой спор между обвинением и защитой и, следовательно, необходимость его разрешения объективным, беспристрастным и независимым судом. Указанная стадия досудебного разбирательства в настоящей работе рассматриваться не будет, т.к. не является предметом темы настоящего исследования. Все последующие стадии уголовного процесса, в которых суд разрешает разнообразные процессуальные вопросы, связанные с решением дела по существу - это сфера действия суда, и именно здесь роль суда очерчена наиболее ярко.

     Таким образом отметим, что рассмотрение роли суда в современном уголовном  процессе является сегодня достаточно актуальным и требует самого пристального внимания.

     Вопросам  организации судебного производства и уголовного процесса посвящены  труды отечественных ученных  и юристов практиков - Л.Б.Алексеевой, Б.Т. Безлепкина, В.В.Воробьева, О.А. Галустьян, В.Н. Григорьев, К.Ф.Гуценко, А.С. Кобликова, И.И. Овчинникова, Н.А.Петухова, И.А., Пикалова, О.Ю.Резепкина, Е.Е. Тонкова, З. Ф. Ковриги, Н. П. Кузнецовой, В.И. Швецова, А.П.Юркова, М.Ю. Медведева, С.Н.Мешалкина.

     Целью работы является анализ роли суда в современном уголовном процессе, выявление тенденций, внесение предложений по улучшению ситуации.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: выявить роль суда как участника уголовного судопроизводства; рассмотреть и проанализировать деятельность суда в стадии назначения судебного заседания; выявить полномочия суда в стадии судебного разбирательства; определить роль суда в современном уголовном процессе; выделить основные проблемы и пути совершенствования деятельности суда.

 

  1. Суд как участник уголовного судопроизводства
    1. Определение суда по УПК РФ

суд уголовный процесс

     По  сравнению с УПК РСФСР 1961 года, в УПК РФ 2001 года в разделе, именуемом "Участники уголовного судопроизводства" (Раздел 2 УПК РФ), появилась отдельная  глава, посвященная деятельности суда как субъекта уголовного судопроизводства (Глава 5 УПК РФ - "Суд"). В действовавшем ранее УПК РСФСР нормы, регламентирующие данный вопрос, либо вообще отсутствовали, либо размещались в нескольких главах, регламентирующих деятельность суда на различных стадиях уголовного процесса.

     В п. 48 Ст. 5 УПК РФ уголовно - процессуальная категория «суд» определена как "любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные настоящим Кодексом". Итак, под понятием "суд" в уголовном процессе понимается рассматривающий уголовное дело состав Верховного Суда РФ, Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа, районного (городского) суда, военного суда, а также судья (мирового судьи), рассматривающий дело единолично.

     Верховный Суд РФ уполномочен на рассмотрение дел по первой инстанции в качестве суда кассационной инстанции, в порядке  надзора, в связи с новыми и вновь открывшимися обстоятельствами. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.

     У Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа тоже есть право  в пределах своей компетенции  рассматривать дела в качестве суда первой и кассационной инстанций, в порядке надзора, в связи с новыми и вновь открывшимися обстоятельствами. Эти суды, в свою очередь, признаются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным (городским) судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

     Районный (городской) же суд в пределах своей  компетенции рассматривает уголовные  дела в качестве суда первой, апелляционной  инстанций, в связи с новыми и  вновь открывшимися обстоятельствами. При этом он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Именно он и правомочен в апелляционном порядке, в связи с новыми и вновь открывшимися обстоятельствами, проверять законность и обоснованность решений (приговоров, постановлений) мировых судей.

     По  месту дислокации войск и флотов создаются военные суды. Они осуществляют судебную власть в войсках, органах  и формированиях, где федеральным  законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и кассационной инстанций, в порядке надзора, в связи с новыми и вновь открывшимися обстоятельствами.

     Суд в уголовном процессе появляется впервые с принесения в его адрес жалобы на незаконное или необоснованное действие или решение дознавателя, следователя, прокурора или с момента передачи в суд уголовного дела (материала).

     Суд не всегда обладает одним и тем  же правовым статусом. Статус различается  не только в зависимости от стадии уголовного процесса (подготовка к судебному заседанию, кассационное производство и др.), в которой он реализуется, но и от того, какого рода дела судом разрешаются (проверка законности и обоснованности действия или решения дознавателя, следователя, прокурора, дела частного или публичного обвинения и т.д.).

     К судьям УПК относит председателя, заместителя председателя и членов любого суда общей юрисдикции по должности, то есть судей, осуществляющих свои обязанности  на профессиональной основе. Полномочия судьи так же, как и суда, отличаются в зависимости от стадии уголовного процесса и вида осуществляемой им деятельности. Помимо этого права и обязанности судей одного состава суда также неодинаковы. У судьи, председательствующего в судебном заседании, более широкий круг полномочий, чем у остальных членов суда.

     Председательствующим  в этом смысле слова признается судья, председательствующий при коллегиальном  рассмотрении дела в любом из таких  составов суда или рассматривающий  дело единолично. В заседании районного (городского) суда председательствует председатель этого суда или судья, а в заседании всякого иного суда - председатель, заместитель председателя или судья. Он начинает уголовно - процессуальную деятельность с открытия судебного заседания. 

1.2 Виды составов суда. Подсудность 

     Рассмотрение  уголовных дел осуществляется судом  коллегиально или судьей единолично. Причем "суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе: 1) судья федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает десяти лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в пункте 3 настоящей части; 2) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей - по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 31 УПК РФ; 3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции - уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, а также уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 31 УПК РФ, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в пункте 2 настоящей части; 4) мировой судья - уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 УПК РФ".

     По  ходатайству обвиняемого дела о  преступлениях, подсудных областному и равнозначным судам, рассматриваются  судьей и присяжными заседателями. Единоличное рассмотрение и рассмотрение дела судом присяжных - исключения из правила коллегиального рассмотрения дел судом.

     Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом  в составе нескольких (не менее  чем трех) профессиональных судей.

     Гарантии коллегиального принятия решения.

     1) Все члены состава суда, в том  числе председательствующий, при  принятии решения пользуются  равными правами.

     2) Все судьи в РФ обладают  единым статусом (Ст. 2 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации").

     3) Все вопросы, стоящие перед судом, решаются простым большинством голосов. Никто не вправе воздержаться.

Информация о работе Суд и судопроизводство