Толкование уголовно-процессуального закона

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:07, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования. При проведении настоящего исследования была поставлена цель изучить понятие уголовно-процессуального закона, его особенности и отличие от смежных институтов, таких как уголовно-процессуальное законодательство и уголовно-процессуальное право.
Задачи, поставленные нами, следующие:
1) изучение понятия уголовно-процессуального закона,
2) изучение понятия, видов и структуры уголовно-процессуальной нормы,
3) анализ источников уголовно-процессуального законодательства России,
4) построение структуры действующего УПК РФ,

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Действующее уголовно-процессуальное законодательство и его источники………………………………………………………………………….6
§1. Понятие уголовно-процессуального закона………………………………6
§2. Уголовно-процессуальная норма: понятие, виды и структура…………...10
§3. Источники уголовно-процессуального законодательства России………..16
§4. Характеристика УПК РФ и его структура…………………………………23
Глава 2. Действие уголовно-процессуального закона………………………...30
§1. Действие уголовно-процессуального закона во времени…………………30
§2. Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц……………….37
§3. Действие уголовно-процессуального закона в пространстве……………39
§4. Аналогия уголовно-процессуального закона………………………………41
Глава 3. Толкование уголовно-процессуального закона ……………………..46
Заключение ………………………………………………………………………59
Источники и литература………………………………………………………...63

Работа содержит 1 файл

Российский уголовно-процессуальный закон.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

    Конституцией  утвержден правовой институт судебной власти в действующем законодательстве, регламентированы самостоятельность судебной власти и ее право действовать свободно, независимо от других ветвей власти. Так, в Основном законе провозглашен принцип недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление (ч.1 ст.50) и закреплены нормы, согласно которым:

    а) при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ч.2 ст.50);

    б) никто не обязан свидетельствовать  против себя самого, своего супруга и близких родственников (ст.51).

    Эти нормы имеют определяющее значение для процедуры уголовно-процессуального  доказывания и реального осуществления  всего комплекса законных прав на защиту от предъявленного обвинения. «Заключительные  и переходные положения» Конституции РФ содержат некоторые правила введения в действие конституционных норм, в том числе и уголовно-процессуальных, порядка рассмотрения дел судом с участием народных заседателей, ареста, содержания под стражей и задержания лиц по подозрению в совершении преступления.

    2. Уголовно-процессуальный кодекс.

    При всей своей значимости Конституция  РФ не может, да и не должна, полно  и всесторонне регламентировать все производство по уголовным делам. Эту задачу решает федеральный закон  – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ). Развивая конституционные положения, он формулирует общие задачи и компетенцию органов дознания, следствия, прокуратуры и суда в борьбе с преступностью.

    Структура действующего УПК РФ построена в прямой зависимости от содержания и этапности производства по уголовным делам. Он состоит из 6 частей, 19 разделов, 57 глав, 476 статей. Подробнее о структуре действующего УПК РФ будет сказано в следующем параграфе.

    3. Иные федеральные законы.

    УПК РФ является хотя и основным, но не единственным законом, регулирующим уголовное судопроизводство. Источниками уголовно-процессуального права служат и иные федеральные законы РФ, в той или иной степени регулирующие вопросы рассматриваемой сферы государственной деятельности.

    К ним, в частности, относятся законы, определяющие устройство судов, их компетенцию, статус судей, структуру и полномочия милиции, налоговой полиции, федеральной  службы безопасности, прокуратуры, а  также принципы организации, права и обязанности адвокатов (закон РСФСР от 08.07.1991г. «О судоустройстве РСФСР», Закон РФ от 26.06.1992г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1«О милиции», Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1«О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

    4. Общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации. 

    Согласно  Конституции (ч. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные по сравнению с предусмотренными законом правила, то применяются правила международного договора. Наиболее значимые, имеющие непосредственное отношение к уголовному судопроизводству положения содержатся во Всеобщей декларации прав человека; Международном пакте о гражданских и политических правах; Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека; Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих видов обращения и наказания.

    Практическое  значение для регулирования уголовного судопроизводства имеют также договоры о правовой помощи, в которых решаются многие вопросы сотрудничества правоохранительных органов при расследовании и осуществлении правосудия по уголовным делам. Такие договоры заключены Россией со всеми восточноевропейскими странами, с государствами - членами СНГ и некоторыми иными странами.

    5. Постановления Конституционного  Суда Российской Федерации.

    Все более заметную роль в формировании уголовно-процессуального права  приобретают постановления Конституционного Суда России, к компетенции которого относится разрешение дел о соответствии федеральных законов Конституции  РФ, в том числе и норм УПК.

    Осуществляя конституционный контроль, Конституционный  Суд вправе признать какой-то закон (в том числе регламентирующий уголовное судопроизводство) полностью  или частично противоречащим Конституции  РФ. Это означает, что закон в  целом или его часть не подлежат применению. Решения (постановления) Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории страны для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

    6. Указы Президента Российской  Федерации. 

    Источником  уголовно-процессуального права  могут быть Указы Президента РФ. Согласно ст. 80 Конституции России он является гарантом Основного закона страны, т.е. высшим должностным лицом, которое обязано реально обеспечивать осуществление всех конституционных норм, в том числе о равной защите всех форм собственности, прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства.

    Указы Президента РФ, регламентирующие вопросы  в области уголовного судопроизводства, носят исключительный характер. Они необходимы в качестве механизма, обеспечивающего оперативную корректировку федерального законодательства в условиях разгула преступности и чрезвычайной медлительности и не упорядоченности законотворческого процесса в стране (например, Указ Президента РФ от 22.11.1994 N 2100 «О мерах по реализации Концепции судебной реформы в Российской Федерации»).

    Характеризуя  структуру источников уголовно-процессуального  права, следует сказать и о  нормативных документах, которые не входят в эту систему, но широко используются в судопроизводстве.

    Так, на уголовно-процессуальную деятельность значительное влияние оказывают  разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики. Они, как правило, основываются на результатах изучения массы уголовных дел, рассмотренных судами в различных регионах страны, а также на анализе статистических показателей судебной работы. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ источником норм права не являются. В них формулируются не новые правила, восполняющие пробелы законодательства, а рекомендации по конкретным вопросам применения действующего закона при производстве по уголовным делам. Руководящие разъяснения высшего судебного органа обязательны для всех судов, органов и должностных лиц, применяющих закон.

    Аналогичное юридическое значение имеют также  адресованные органам дознания, предварительного следствия и прокуратуры ведомственные  акты: приказы и указания Генерального прокурора РФ, министра внутренних дел и руководителей других министерств и ведомств страны, правомочных возбуждать и расследовать уголовные дела. Главная их особенность состоит в том, что они не должны противоречить закону или корректировать его и издаются руководителями министерств (ведомств) в пределах предоставленных им полномочий. Эти полномочия закреплены в актах, которые определяют основы организации и деятельности конкретного министерства или ведомства.

    Специального  рассмотрения заслуживает вопрос о  правовой природе постановлений  и определений Конституционного Суда РФ.

    Обязательность  решений Конституционного Суда несколько  сближает их с законами, которые  также обязательны для исполнения всеми на всей территории РФ.

    Прежде  всего, компетенция Конституционного Суда, как видно из ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», распространяется на толкование законов и установление их соответствия Конституции, а не на издание самих законов или иных нормативных актов.

    Издавая общеобязательные постановления, Конституционный Суд РФ определяет судьбу актов или их отдельных положений, признанных им неконституционными. В соответствии с ч.6 ст.125 Конституции эти акты или их части утрачивают силу.

    Не  будучи вправе принять позитивное решение  и создать новую норму взамен признанной не соответствующей Конституции РФ, Конституционный Суд РФ признавал в ряде случаев необходимым, чтобы этот вопрос был решен Федеральным Собранием Российской Федерации.

    Сказанное выше дает основание для вывода о  том, что решения Конституционного Суда РФ не могут быть признаны источниками права вообще и уголовно-процессуального права в частности.

     §4. Характеристика УПК РФ и его структура.

     Новый УПК РФ существенно изменил всю  концепцию уголовного судопроизводства, обозначив тем самым переход от «неоинквизиционного» типа уголовного процесса к современным, цивилизованным формам состязательного судопроизводства.

     Характеризуя  УПК РФ, следует выделить принципиально  новые черты уголовного судопроизводства.

     1. УПК РФ создал такую систему, процедуру уголовного судопроизводства, которая имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, пострадавших от преступлений, защиту прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства. В УПК РФ определен такой порядок уголовного преследования и обвинения, который направлен на обеспечение неотвратимости наказания при доказанной вине обвиняемого и в то же время на ограждение личности от незаконных и необоснованных обвинений, ограничений ее прав и свобод. «Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию» (ст. 6 УПК).

     2. В соответствии с назначением  уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК) определены его принципы. Выделение в УПК РФ специальной  главы «Принципы уголовного судопроизводства»  (этого не было в УПК РСФСР)  подчеркивает, какие именно нормы УПК, основанные на Конституции РФ, определяют положение человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, обеспечивают его конституционные права и свободы. В новом УПК воплощены положения Конституции РФ о презумпции невиновности, об обеспечении права на защиту каждого гражданина, о судебном порядке применения наиболее строгих мер пресечения, о производстве ряда следственных действий только с разрешения суда, ведение судебного разбирательства на началах равенства сторон и состязательности1.

     В УПК РФ проведено четкое и последовательное разделение процессуальных функций. В разделе II «Участники уголовного судопроизводства» определены полномочия суда (гл. 5), полномочия государственных органов и должностных лиц — и права граждан — участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения (гл. 6) и со стороны защиты (гл. 7). Это разделение полномочий суда и сторон проведено последовательно через весь УПК и особенно ярко выражено в правилах, процедуре судебного разбирательства2.

     Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на одного и того же субъекта. При этом суд занимает в процессе особое место как орган судебной власти, на которого возложена обязанность разрешения дела, не выступая при этом на стороне обвинения или защиты. Поэтому суд лишен права возвращать дело для дополнительного расследования.

     Значительно расширены диспозитивные права  граждан, поскольку ряд решений  зависит от их желания и согласия (например,возбуждение дела частного обвинения и его прекращение, прекращение дел публичного обвинения (небольшой и средней тяжести) за примирением сторон, вследствие деятельного раскаяния и возмещения вреда подозреваемым или обвиняемым.

     Новым является и включение в УПК  раздела «Ходатайства и жалобы» (раздел V), который содержит важнейшие положения, касающиеся прав лиц, чьи права и интересы могут быть реализованы путем обращения с ходатайствами или защищены путем обжалования действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

     Структура действующего в настоящее время  УПК РФ построена на основе поэтапности производства по уголовным делам, то есть внимание вновь уделяется в первую очередь системе стадий уголовного судопроизводства.

    В УПК содержится шесть частей, девятнадцать разделов, пятьдесят семь глав (глава 57 утратила свою силу в связи с принятием Федерального закона от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»), четыреста семьдесят пять статей.

    По  частям:

    1. Общие положения, где содержатся  нормы, определяющие понятие самого  уголовно-процессуального законодательства  и пределы его действия; принципы  уголовного судопроизводства; нормы,  регулирующие осуществление государственными органами уголовного преследования; устанавливающие основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования; перечислены участники уголовного процесса и очерчен круг полномочий каждого из них, в первую очередь суда, стороны обвинения и стороны защиты; также перечислены обстоятельства, исключающие участие в уголовном процессе кого-то из его участников; нормы, содержащие понятие доказательств, обстоятельств, подлежащих доказыванию и регламентирующих процесс самого доказывания; перечислены меры процессуального принуждения и изложены условия их применения; порядок заявления ходатайств и порядок их рассмотрения субъектами уголовного судопроизводства; процессуальные сроки и процессуальные издержки; а также основания и порядок реабилитации.

Информация о работе Толкование уголовно-процессуального закона