Вердикт и приговор в суде с участием присяжных заседателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Суд присяжных был самым демократическим из всех институтов, установленных в России в результате буржуазных реформ. Его политический характер проявлялся более отчетливо по сравнению с органами местного самоуправления (земствами и городскими думами): он в широком масштабе обладал правом помилования, являвшимся прежде исключительной прерогативой верховной власти. Жюри олицетворяло волю большинства в осуществлении одной из важнейших частей государственного управления — судебной власти. Эта форма суда несовместима с деспотическими и тоталитарными режимами. Она может существовать только в государствах с определенной степенью демократии.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….....3
Особенности рассмотрения дел в суде с участием присяжных заседателей ………………………………………………………………………………….6
Порядок формирования коллегии присяжных заседателей……………9
Вердикт присяжных заседателей……………………………………………15
Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями……………………………………………………………..20
Вынесение и провозглашение вердикта………………………………..22
Виды решений, принимаемых председательствующим…………………..24
Постановление приговора……………………………………………..25
Постановление о прекращении уголовного дела……………………..27
Постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда………………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………..30
Список литературы…………………………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ 5 курс.docx

— 58.60 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ)

 

Курсовая  работа

 

по дисциплине

«

Уголовно-процессуальное право

 

»

   

наименование  дисциплины

 

на тему: Вердикт и приговор в суде с участием присяжных заседателей

 

Выполнила:

Студентка

5

курса

заочной

формы обучения

Мартынова К. И.

 

Приняла:

 

Дата представления работы

«29»

января

2011г.




 

 
МОСКВА

 

 

Оглавление

 

 

  1. Введение …………………………………………………………………….....3
  2. Особенности рассмотрения дел в суде с участием присяжных заседателей ………………………………………………………………………………….6
    1. Порядок формирования коллегии присяжных заседателей……………9
  3. Вердикт присяжных заседателей……………………………………………15
    1. Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями……………………………………………………………..20
    2. Вынесение и провозглашение вердикта………………………………..22
  4. Виды решений, принимаемых председательствующим…………………..24
    1. Постановление приговора……………………………………………..25
    2. Постановление о прекращении уголовного дела……………………..27
    3. Постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда………………………………………………………………………29
  5. Заключение…………………………………………………………………..30
  6. Список литературы…………………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В России предложение о введении суда присяжных впервые было представлено еще Екатерине II русским ученым-юристом С. Е. Десницким в начале работы Уложенной комиссии 1767 года. Также выдающийся реформатор и государственный деятель М. М. Сперанский предлагал эту форму суда Александру I в 1809 году.

Подготовка данного судебного  преобразования началась в России вскоре после Крымской войны и длилась  около 10 лет. «Основные положения» судебной реформы Александр II утвердил 29 сентября 1862 года. Затем еще два года они  обсуждались в прессе, в Госсовете, Сенате, в министерствах и ведомствах, проводилось редактирование и, наконец, 20 ноября 1864 года император утвердил их. Этот день вошел в историю как дата судебной реформы.

Согласно преобразованиям, старый суд ликвидировался, судебная власть отделялась от административной и становилась независимой. Тайное письменное судопроизводство заменил открытый, устный и состязательный процесс; возникли новые институты адвокатуры и мирового суда. Но «краеугольным камнем» и «венцом» судебной реформы современники по праву считали суд присяжных.

Важно отметить, что применимо к  данному периоду, суд присяжных - это не самостоятельное постоянно действующее судебное учреждение, а особая форма суда, коллегиальное присутствие, состоящее из двух-трех коронных (профессиональных) судей и 12 местных жителей (присяжных заседателей), временно призванных в суд для решения вопроса о виновности подсудимого на основе своего жизненного опыта и чувства справедливости. При вердикте присяжных «нет, не виновен» подсудимый освобождается прямо в зале суда. Если вердикт: «да, виновен», профессиональные судьи назначают ему меру наказания.

Суд присяжных возможен только в  условиях устности и гласности. Чтобы  убедить присяжных в своей  правоте, прокурор и адвокат должны были представлять доказательства, излагать доводы, затрагивающие разум и  чувства. Впервые в казенных российских учреждениях громко звучало живое  слово.

Суд присяжных был самым демократическим  из всех институтов, установленных  в России в результате буржуазных реформ. Его политический характер проявлялся более отчетливо по сравнению  с органами местного самоуправления (земствами и городскими думами): он в широком масштабе обладал  правом помилования, являвшимся прежде исключительной прерогативой верховной  власти. Жюри олицетворяло волю большинства  в осуществлении одной из важнейших  частей государственного управления —  судебной власти. Эта форма суда несовместима с деспотическими и  тоталитарными режимами. Она может  существовать только в государствах с определенной степенью демократии.

В настоящее время суд присяжных в России в основном функционирует на основе Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"1, который вступил в силу 20 августа 2004 года. Практика показывает, что существование суда присяжных помогает реализовывать конституционный принцип презумпции невиновности, принцип, являющийся важной гарантией обеспечения прав личности. 
Данная форма судопроизводства обозначена очень четкими процессуальными принципами состязательности, равенства прав сторон, свобода оценки доказательств. Таким образом, участие присяжных заседателей содействует качеству предварительного следствия, более тщательной подготовки государственных обвинителей к участию в разбирательстве дел.

Однако суд присяжных нужен  не только для реализации конституционных  принципов в правосудии, но еще  и потому, что он как нельзя лучше  оказывает воздействие на формирование правосознания, повышает правовую культуру участников процесса и всего общества, дает возможность гражданам принимать  участие в отправлении правосудия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности рассмотрения дел в суде с участием присяжных заседателей

 

Производство  в суде присяжных урегулировано  общими требованиями уголовного процесса – ст. 324 УПК РФ2.

Уголовно-процессуальные особенности, связанные с возможностью рассмотрения дел судом присяжных, появляются еще на стадии предварительного расследования. Когда обвиняемому  объявляется об окончании предварительного следствия и предъявляются для  ознакомления все материалы дела, он вправе заявить ходатайство о  рассмотрении его дела судом с  участием присяжных заседателей  – ч. 5 ст. 231 УПК РФ3.

Особенности производства в суде с участием присяжных  заседателей состоят в следующем:

1. В суде  присяжных имеется разграничение  компетенции между профессиональным  судьей-юристом (председательствующим  при рассмотрении уголовного  дела), которого еще называют «судьей  права», и присяжными заседателями (коллегией присяжных заседателей), так называемыми «судьями факта» (ст. 334 УПК РФ). Присяжные заседатели  не обладают юридическими знаниями  и не решают вопросы юридического  характера. 

Как правильно  заметил И.Н. Алексеев: «Присяжные должны оценивать действия подсудимого  не с позиции закона, а на основании  социальных критериев… Процессуальное решение, принимаемое присяжными, имеет  все признаки прецедента: оно полностью произвольно и не базируется на законе»4.

2. В зале  судебного заседания присяжные  заседатели располагаются отдельно  от председательствующего судьи,  на специально отведенных для  них местах, как правило, на противоположной стороне от подсудимого, чтобы они могли хорошо видеть и слышать его. Присяжным заседателям запрещено отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела, общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела, собирать сведения вне судебного заседания. За нарушение этих требований присяжный заседатель может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении дела судьей (ч. 2, 4 ст. 333 УПК РФ).

3. Присяжные заседатели не знакомятся  с материалами дела до процесса  и выносят вердикт только на  основании сведений, полученных  в ходе судебного следствия. 

4. Рассмотрение  уголовного дела с участием  присяжных заседателей является  одной из форм судопроизводства, в связи с чем носит альтернативный характер. Такой суд может быть выбран только самим обвиняемым. Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе, независимо от возражений других обвиняемых при невозможности выделить дело в отношении них в отдельное производство5.

5. Производство  в суде с участием присяжных  заседателей предусматривает стадию  предварительного слушания, во время  которой окончательно решается  вопрос о рассмотрении дела  судом с участием присяжных  заседателей. Последующий отказ  подсудимого от рассмотрения  дела таким судом не принимается.

6. В суде  с участием присяжных заседателей  четко разделено решение вопроса  о виновности или невиновности  и постановление приговора. Причем  первый относится к компетенции коллегии присяжных заседателей, второй – к компетенции председательствующего судьи6.

7. Исходя  из принципа состязательности  и того, что вопрос о виновности  или невиновности подсудимого  решается не профессиональным  судьей, а гражданами, участие защитника  обязательно не только при  производстве по делу в суде, но и на предварительном следствии.  Если по делу обвиняется несколько  лиц, то участие защитника обязательно  в отношении каждого. 

8. Оправдательный  вердикт коллегии присяжных заседателей  обязателен для председательствующего  и влечет за собой постановление  им оправдательного приговора.  Обвинительный вердикт не препятствует  постановлению оправдательного  приговора, если председательствующий  признает отсутствие в деянии  подсудимого признаков преступления.

9. Присяжные  заседатели могут ограничить  судью при назначении наказания,  признав подсудимого заслуживающим  снисхождения, в связи с чем председательствующий применяет положения ст. 64 и ч. 1 ст. 65 УК РФ7.

10. Основаниями  отмены или изменения судебных  решений, вынесенных с участием  присяжных заседателей в кассационном  порядке, являются только те  из них, которые предусмотрены  п. 2-4 ч. 1 ст. 379 УПК, а именно: нарушение  уголовно-процессуального закона; неправильное  применение уголовного закона; несправедливость  приговора. Несоответствие выводов  суда, изложенных в приговоре,  фактическим обстоятельствам дела (п. 1 ч. 1 ст. 379 УПК) таким основанием  служить не может, потому что  фактические обстоятельства дела  в вердикте присяжных заседателей  и, соответственно, в приговоре  детальному анализу вообще не  подлежат.

 

 

 

Порядок формирования коллегии присяжных заседателей

 

Граждане  Российской Федерации имеют право  участвовать в осуществлении  правосудия в качестве присяжных  заседателей. Ограничение данного  права устанавливается только федеральным  законом. Участие в осуществлении  правосудия в качестве присяжных  заседателей граждан, включенных в  списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом8.

Вопросы формирования списков присяжных  заседателей в настоящее время  регулируются Федеральным законом  «О присяжных заседателях федеральных  судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 года, с изменениями  от 27 декабря 2009 года. Согласно указанному закону председатель суда не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются  в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования  и содержат только фамилии, имена  и отчества кандидатов в присяжные  заседатели.

В соответствии с действующим законодательством  списки кандидатов в присяжные заседатели составляются сроком на четыре года.

Председателем суда или председательствующим судьей подлежат освобождению от исполнения обязанностей присяжных заседателей подозреваемые или обвиняемые с связи с совершением преступления; лица, не владеющие языком, немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами (при отсутствии организационных либо технических возможностей их полноценного участия в судебном заседании). Также могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей в связи с их устным или письменным заявлением: 1) лица старше 60 лет; 2) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; 3) лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают невозможным участие в осуществлении правосудия; 4) лица, отвлечение которых от исполнения своих служебных обязанностей может повлечь существенный вред государственным и общественным интересам (например, врачи, учителя, пилоты авиалиний и др.); 5) иные лица, имеющие уважительные причины, не позволяющие участвовать в судебном заседании.

Информация о работе Вердикт и приговор в суде с участием присяжных заседателей