Взаимодействие следователя с органами дознания: понятие, содержание и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Этим обусловлена актуальность темы данной работы.
Поэтому цель работы – выявить и рассмотреть недостатки действующего уголовно-процессуального законодательства, показать те проблемы, которые сопровождают взаимодействие органов дознания и следователя, и на основе этой работы выдвинуть предложения по изменению действующего законодательства.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Понятие, сущность, значение, задачи, принципы и правовые основы взаимодействия следователя с органами дознания 4
ГЛАВА 2. Формы взаимодействия следователя с органами дознания 7
2.1. Процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания 7
2.2. Организационные формы взаимодействия следователя с органами дознания 20
2.3. Роль начальника следственного подразделения и начальника ОВД в организации взаимодействия 22
Заключение 25
Список используемой литературы 27

Работа содержит 1 файл

Doc6.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

      По  общему правилу оперативник, осуществляющий предварительную оперативную проверку, обязан в письменной форме зафиксировать информацию, на основании которой начато производство по рассматриваемому деду, а также излагать в соответствующих оперативно-служебных документах результаты проведенных или проверочных мероприятий.

      Поручение следователя органу дознания о производстве следственных действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются:

  1. пределами самих поручений;
  2. кругом тех следственных действий, проведение которых может быть поручено по делам, находящимся в производстве у следователя.

      Начнем  с первого. Прямых указаний об этих пределах уголовно-процессуальный закон  не содержит. Совершенно очевидно, что наиболее эффективному комплексу использованию возможностей следователя и органа дознания в процессе расследования преступлений непосредственно выполняет все следственные действия по находящемуся у него в производстве делу, а службы органа дознания заняты только осуществлением своих функций.

      Содействие  органа дознания следователю в производстве отдельных следственных действий представляет собой помощь, которая оказывается  ему работниками этих органов  в процессуальных действиях, выполняемых  самим следователем. Потребность  в оказании следователю такой помощи возникает тогда, когда одному ему фактически трудно (а подчас и не возможно) осуществить данное следственное действие, а также когда в связи с таким действием возникает необходимость осуществить функции, присущие органам дознания.

      В соответствии с ведомственными актами содействие органа дознания следователю может выражаться14;

  1. в обеспечении условий успешного проведения отдельных следственных действий (оцепление и охрана места происшествия, сопровождение обвиняемого);
  2. в непосредственном участии оперработника в производстве следователем отдельного следственного действия;
  3. в выделении органам дознания специалистов для участия в производстве отдельных следственных действий (эксперты-криминалисты);
  4. в предоставлении органом дознания следователю научных и технических средств, необходимых для надлежащего выполнения отдельных следственных действий (поисковые средства – металлоискатель, электрощуп; фото-, аудио-, видеоаппаратура; предметы и орудия хозяйственного назначения – лопаты, лом и т.д.);
  5. в применении органом дознания принудительных мер в целях обеспечения следователю возможности производства отдельных следственных действий (привод обвиняемого или свидетеля в случае их неявки без уважительной причины к следователю);
  6. в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на повышение эффективности производства отдельных следственных действий (оперативно-розыскные данные об особенностях того или иного строения или помещения, где предстоит провести обыск, о расположении тайников и иных мест хранения разыскиваемых предметов и т.п.).

     Подводя итог, можно отметить следующее. Ведомственными нормативными актами МВД РФ установлено, что следственные подразделения МВД РФ должны организовывать работу таким образом, чтобы дела о преступлениях, связанных с деятельностью организованных преступных групп, а также в сфере экономики, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел, как правило, возбуждались ими же. И это правильно, поскольку «закон, устанавливая по большинству уголовных дел обязательность предварительного расследования исходит из того, что следователь, а не орган дознания наиболее подготовлен для ведения производства по этим делам».  
 

     2.2. Организационные  формы взаимодействия  следователя с  органами дознания 

      Основными организационными формами взаимодействия являются следственные и следственно-оперативные группы.

      Разница между следственными группами и  следственно-оперативными заключается  в следующем15: следственные группы создаются в случае сложности дела или его большого объема; работа нескольких следователей по одному делу способствует сокращению сроков, достижению полноты и всесторонности расследования. По сравнению с группой следователей следственно-оперативная группа имеет следующие преимущества:

  1. Она дает лучшие результаты в раскрытии преступлений по горячим следам, а также неочевидных, наиболее замаскированных экономических преступлений и нераскрытых преступлений прошлых лет;
  2. Обеспечивает систематическое и эффективное взаимодействие следователей и оперативных работников при расследовании конкретных уголовных дел;
  3. Следственно-оперативная группа, в отличие от группы следователей может создаваться для производства только одного следственного действия, например, осмотра мета происшествия16.

      Создание  следственно-оперативных групп стало возможным в условиях организованного объединения следственных и оперативных аппаратов в системе органов внутренних дел. В следственной практике сложилось несколько видов следственно-оперативных групп, различающихся между собой по задачам (для осмотра места происшествия, раскрытия преступления по горячим следам, расследованию дел прошлых лет), составу (следственные органы и оперативные работники милиции и т.п.), периоду деятельности (для работы по одному делу и постоянно действующие).

      При этом каждая из них имеет отдельную специфику в их организации. Вместе с тем все следственно-оперативные группы, независимо от этапа и периода деятельности, имеют много общего как по составу, так и по порядку их организации.

      Рассмотрим  некоторые из них. Следственно-оперативные группы по осмотру мест происшествия (дежурная). Для быстрого раскрытия преступлений по горячим следам большое значение имеет осмотр места происшествия, это связано с расширением возможностей использования в розыскных и процессуальных целях материальных следов преступления и др. объектов осмотра, а также с внедрением в практику экспертно-криминалистических, следственных и оперативно-розыскных подразделений, новых видов научно-технических средств и приборов17.

      Специализированные  следственно-оперативные группы создаются для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе, по которым лица их совершившие, не установлены. Такая СОГ является постоянно действующим формированием, создаваемым в республиках, краях, областях, крупных городах и на транспортных узлах. Количество создаваемых СОГ и пределы обеспечиваемых ими территорий определяются с учетом сложившейся оперативной обстановки. Специальная следственно-оперативная группа формируется из наиболее квалифицированных следователей и работников уголовного розыска, имеющих достаточный опыт расследования преступлений данной категории. Она состоит из следственной и оперативной групп, а также специалистов. Основной задачей данных групп является раскрытие умышленных убийств, в том числе убийств прошлых лет, дела о которых приостановлены за не установлением виновных.

      Ведомственными  нормативными актами предусмотрено  создание целевой (временной) СОГ – для расследования преступлений по конкретному уголовному делу. Такая СОГ создается через некоторое время после обнаружения факта преступления, если к этому времени оно не было раскрыто и прекращает свою деятельность после установления лица, совершившего преступление.

      Создание совместных следственно-оперативных групп (бригад) предусмотрено для расследования тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы могут включаться по согласованию сотрудники органов прокуратуры, МВД, ФСБ и федеральной службы налоговой полиции.

      Таким образом, положительные стороны  работы следственно-оперативных групп состоит в сочетании следственных, поисковых и оперативно-розыскных действий по конкретным делам, незамедлительном использовании оперативной информации для получения документов по делу, изобличения виновных лиц и возмещении материального ущерба.

     2.3. Роль начальника  следственного подразделения  и начальника ОВД  в организации  взаимодействия

 

     Важная  и ответственная роль в управлении принадлежит руководящим кадрам. Поэтому к ним предъявляются  повышенные требования. Прежде всего, каждый руководитель должен в полном объеме отвечать общим требованиям, присущим всем сотрудникам органов внутренних дел. Однако для руководителя этого явно недостаточно. Для того, чтобы успешно справляться со своими функциональными обязанностями, он должен обладать дополнительными знаниями (то есть усвоенным комплексом сведений, необходимым и достаточным для эффективного руководства органом либо подразделением), навыками (то есть заученными в итоге многократного повторения и на этой основе легко выполнимыми действиями) и умениями организаторской деятельности.

     Особые  умения руководителя органа внутренних дел (подразделения, службы) образуют существенную часть его деятельности, в том  числе и по обеспечению взаимодействия своих подчиненных – следователей и работников органов дознания.

     Организаторские умения руководителя связаны также  с организацией коллективных форм работы: правильное распределение обязанностей между сотрудниками, планирование совместной работы, организация взаимодействия между подразделениями органа внутренних дел, планирование связи с общественными формированиями при организации охраны общественного порядка и борьбы с правонарушениями, умение работать с людьми.

     Важными и необходимыми являются умения руководителя по интенсификации служебной деятельности личного состава: рационально и эффективно использовать силы и средства, добиваться максимальных результатов при минимизации трудовых и материальных ресурсов; организовывать творчество и инициативу сотрудников, объективно оценивать кадры, личный вклад каждого сотрудника в общие результаты служебной деятельности органа18.

      Руководители  следственных аппаратов и оперативных  подразделений ежеквартально анализируют  результаты расследования, причины  прекращения уголовных дел, возбужденных по оперативным материалам. Совместно определяют меры по устранению недостатков в организации следственной работы и оперативно – розыскной деятельности19.

      Ежемесячно (по графику или с учетом складывающейся обстановки) проверяется работа не менее 2 – 3 горрайлинорганов по организации раскрытия преступлений, в том числе по «горячим следам».

      Ежеквартально изучается состояние организаторской  работы 1 – 2 руководителей горрайлинорганов по раскрытию преступлений. Обобщается и поощряется положительный опыт работы, дается оценка имеющимся недостаткам, намечаются мероприятия по их устранению. Оценка результатов работы по расследованию и раскрытию преступлений определяется по итогам полугодия и года.

      Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

      Начальник следственного отдела вправе проверять  уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.

      Указания  начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения.

      Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 127 УПК РФ.

      Грамотная работа начальника ОВД, прокурора, может помочь избежать серьезных ошибок, которые встречаются в практике.

        Указания прокурора по уголовным  делам, данные в соответствии  с правилами, установленными УПК  РФ, обязательны для начальника  следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

Заключение 

     Итак, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является важным этапом работы по раскрытию преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя и следственно-оперативной группы. Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является принятие следователем одного из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по подследственности или подсудности.

Информация о работе Взаимодействие следователя с органами дознания: понятие, содержание и виды