Цифровая криминалистическая фотография в расследовании преступлений и экспертных исследованиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 15:56, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящего дипломного исследования – анализ возможностей и процессуальных проблем цифровой криминалистической фотографии в расследовании преступлений и экспертных исследованиях.

Достижение поставленной цели представляется возможным в случае решения ряда задач:

- сформировать понятие и определить место цифровой фотографии в системе средств криминалистической техники;

- изучить классификацию технических и программных средств цифровой фотографии, используемых при расследовании уголовных дел;

- определить основные процессуально-правовые условия использования средств и методов цифровой фотографии при производстве следственных действий и экспертных исследований;

- изучить оптимальный комплекс технических и программных средств цифровой фотографии в криминалистике;

- охарактеризовать основные методы применения цифровой фотографии для фиксации и исследования объектов криминалистических экспертиз;

- изучить круг проблем применения цифровой фотографии в современной криминалистике и наметить возможные пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. История и современное состояние цифровой криминалистической фотографии………………………………………………………………………7
1.1. Понятие и история цифровой криминалистической фотографии……..7
1.2. Понятие и современное состояние цифровой криминалистической

фотографии………………………………………………………………………14

Глава 2. Применение цифровой фотографии в следственной практике и при производстве криминалистических экспертиз………………………………..23

2.1. Применение цифровой фотографии в следственной практике…………23

2.2. Особенности цифровой фотографии при производстве криминалистических экспертиз………………………………………………..32

Глава 3. Особенности применения цифровой фотографии в современной
криминалистике…………………………………………………………………43
Заключение………………………………………………………………………52

Библиография……………………………………………………………………55

Приложения………………………………………………………………...........

Работа содержит 1 файл

ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ В КРИМИНАЛИСТИКЕ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 2011 ДОРАБОТКА.doc

— 603.50 Кб (Скачать)

         Мы солидарны с С.М. Балашовым,  который, по нашему мнению, очень  точно характеризует  цифровую криминалистическую  фотографию, как способ фиксации криминалистических объектов, при котором «фотохимические процессы получения изображения заменены электромагнитными».   При этом он отмечает, что, «несмотря на все преимущества цифровой фототехники, качество цифровой фотографии пока еще остается ниже обычной 35 мм фотографии». 9 Виды криминалистической фотографии представлены в приложении 6 к дипломной работе

     Подавляющее большинство авторов, приводя понятие криминалистической фотографии, сходятся во мнении, что она:

       -     является разделом криминалистики, криминалистической техники;

      -   представляет собой совокупность специальных фотографических методов, способов, приемов;

      - используется при проведении оперативных мероприятий, следственных действий, криминалистических экспертиз;

       -     служит целям раскрытия, расследования преступлений.

     В последние годы появилось много публикаций о применении цифровой фотографии в современной криминалистике. Правда процессуальных ограничений на применение таких технических средств, как цифровые фото- и видеокамеры, пока нет. Отличие технологий получения цифровых изображений в высоко интегрированных устройствах (цифровых фотокамерах) от технологий получения изображений с использованием традиционных светочувствительных фотоматериалов детально анализировал А.В. Иванченко, утверждавший, что как раз традиционная фотография, основанная на фотохимическом галогенсеребряном процессе и явилась основой нового вида фотографии – электронной.10 Мнение А.В. Иванченко представляется нам обоснованным ещё и потому, что до сегодняшнего дня даже самые высоко технологичные цифровые камеры уступают традиционным плёночным аппаратам по качеству производимых фотографий.

     Год рождения цифровой фотокамеры установить несложно. Несмотря на то, что работы в этом направлении начались еще в середине 70-х гг. прошлого столетия, а первые действующие образцы появились на свет в 1981 г. (знаменитая «MAVICA-2» от компании «Sony»), первой настоящей цифровой камерой по праву считается «Dycam Model - 1», известная также под именем «Logitech FotoMan FM-1». Как нам кажется, тогда впечатлить это чудо техники ценой около 1 0000 долларов могло лишь компьютерных любителей, крайне далеких от фотографии: матрица с разрешением 376 х 240 пикселов, 256 градаций серого и 1 МБ встроенной памяти, а также дешевый объектив с фиксированным фокусным расстоянием - подобные характеристики едва ли позволяли профессионалам от фотодела рассматривать это устройство всерьез. Тем не менее, начало было положено, и перспективное направление стало привлекать серьезных производителей и разработчиков.11 Дело осложнялось тем, что разработки приходилось вести сразу в нескольких направлениях: конструкторы совершенствовали ПЗС-матрицы, всерьез задумываясь о переходе на КМОП-технологии, разрабатывали более ёмкие и надежные носители информации (напомним, что знаменитый стандарт «Compact Flash» был разработан компанией «SanDisc» лишь в 1994 г.), совершенствовали алгоритмы обработки изображения, а также решали проблемы с энергопотреблением.

     Как показало время, за исключением оптики, опыт традиционной плёночной техники оказался практически бесполезен: попытка компании «Kodak» выпустить в 1991 г. зеркальную цифровую камеру не принесла ничего, кроме разочарования — камера «Kodak DCS-100», созданная путем механического копирования пленочной «зеркалки» «Nikon F3», стоила 25 000 долларов, требовала ношения пятикилограммовой сумки с блоком питания и жестким диском и не отличалась при этом сколько-нибудь серьезным качеством съемки. Тем не менее, уже к 1995 г. основные технологические проблемы были успешно решены, и на рынке появилось большое число цветных цифровых камер с разрешением матрицы, заметно превосходящим первые серийные образцы. В те годы моду на развивающемся рынке диктовала компания «Kodak». Именно ей принадлежит первенство по многим немаловажным показателям: так, модель «DC-20» стала первой по-настоящему компактной и удобной цифровой камерой, а в модели «DC-50 Zoom» был впервые применен варио-объектив и система автоматической фокусировки. Для того, чтобы составить конкуренцию пленочным камерам, качество цифровых устройств необходимо было серьезно повысить.12

     На  первом месте в списке требований по-прежнему оставалось качество печати. Несложные расчеты показывают, что для идеальной печати снимка популярного формата 10х15 разрешение матрицы должно составлять 2,1 мегапикселей.13

     Выставка  «Photokina-96», проходившая в Кельне, послужила стартовым сигналом для начала «мегапиксельной гонки», в которой наряду с «большой пятеркой» производителей фототехники («Olympus», «Nikon», «Canon», «Minolta» и «Pentax») приняли участие и такие компании, как «Sony», «Fuji-2, «Casio», «Epson».

     В 1998 г. компания «Sony» начала выпуск матриц «ICX -224» с разрешением 2 МП, конкуренты тоже не отставали — год спустя началось массовое производство 2-мегапиксельных цифровых камер. Одной из первых массовых камер с разрешением матрицы 2 МП стала модель «Olympus C200 Zoom» от компании «Olympus», положившая начало популярнейшей серии цифровых аппаратов.14

     Трудности этого периода развития цифровой фототехники В.А. Волынский15 считает само собой разумеющимися, поскольку увеличение разрешения матрицы не могло не ужесточить требования к оптике, что в свою очередь, не могло не сказаться на конечной цене, а такие возможности, как варио-объектив, автофокус и информативный жидко-кристаллический (ЖК)-дисплей, по мнению автора, превратились из предметов роскоши в необходимость. Тем не менее, уже в 2000 г. цифровая техника перешла в массированное наступление на фоторынок, изрядно потеснив пленочные «мыльницы» — этому способствовал и бум цифровых фотолабораторий, разразившийся в Европе, США и Японии. Отметки в 3, 4 и 5 мегапикселей легко преодолело множество производителей — среди которых и гранды индустрии, и относительно малоизвестные компании. Небольшой размер стандартной матрицы, однако, накладывал свои ограничения на дальнейший рост разрешения матрицы — увеличение числа мегапикселей уже не давало аналогичного роста качества снимков. Тем не менее, 2- и 3-мегапиксельные камеры до сих пор легко находят своего покупателя, особенно в России: так, недорогие и качественные камеры «Canon PowerShot A-60»и «А-70» составляют значительную долю продаж этой компании. Не сдает позиций и «Nikon», эффективно компенсируя недостаток разрешения своих 2- и 3- мегапиксельных камер отличной цветопередачей, удобством эксплуатации и высокой надежностью устройств.

     Одним из пионеров так называемых «системных» цифровых фотоаппаратов явилась компания «Canon», выпускающая наиболее широкий модельный ряд профессиональных и полупрофессиональных зеркалльных цифровых фотокамер.

     Следует отметить, что рынок профессиональной цифровой фототехники развивается не так стремительно, но более разумно и целенаправленно. Вместо «гонки мегапикселей» производители делают ставку на увеличение степени системности и общего уровня качества своих изделий. Анонсировав в 2003 г. цифровую камеру «Ist D», компания «Pentax» фактически открыла новую страницу в недолгой пока истории профессиональной цифровой фототехники: теперь ни один из владельцев богатого парка оптики не может пожаловаться, что для его системы нет цифровых аналогов. О перспективности такого подхода косвенно свидетельствует пример компании «Olympus» (не выпускающей, напомним, плёночных камер со сменными объективами): проанонсированная недавно модель «Е-1» не только является первой камерой формата 4:3 — в ней используется совершенно новый формат крепления объектива, открытый для всех независимых производителей оптики. К этому формату уже присоединились и «Panasonic», и «Sanyo», а главное — компания «Sigma», наиболее известный производитель оптики для «чужих» камер. Оценить перспективы этого начинания пока непросто, но очевидно, что в случае успеха переход значительной части фотопрофессионалов на цифровую платформу — вопрос самого ближайшего времени.

     Таким образом, история фотографии в целом  насчитывает не одно десятилетие. За это время фотокамеры эволюционировали от первых примитивных пленочных «мыльниц» к современным цифровым фотокамерам, возможности которых поражают нас с каждым годом. Об особенностях современных цифровых фотокамер и об их преимуществах перед пленочными фотоаппаратами мы расскажем далее.  
 

1.2. Понятие и современное состояние цифровой  криминалистической

     фотографии 

      

     Как уже упоминалось, с развитием цифровой техники наступил новый век цифровой фотографии. Изображение объекта сегодня улавливается фотодатчиками, после засветки датчика возникает электрический сигнал, в результате изменения электрического заряда полученная аналоговая информация об объекте преобразовывается в двоичный код, при этом используется цифровой метод обработки информации (в фотографии прижился термин "цифровая фотография").16

     Вследствие  совершившейся цифровой мини-революции особенно выиграли японские компании, в отличие от осторожных «американцев». В частности, «Nikon», «Canon» и «Sony» сегодня считаются признанными лидерами рынка, а компания «Kodak», являясь одним из ведущих разработчиков технологий для цифровой фотографии, рынок любительской цифровой фототехники практически потеряла. История эта не завершена, она активно продолжается в настоящее время.

     М.В. Савельевой и А.Б. Смушкиным17 отмечен целый ряд преимуществ современной цифровой фотографии, которые сгруппированы авторами в несколько пунктов. Рассмотрим преимущества и недостатки цифровой фотографии подробнее, проанализировав вначале её преимущества.

     1. Быстрое получение результатов. Полученное изображение можно увидеть значительно быстрее, чем при традиционном фотопроцессе. Как правило, современные цифровые фотокамеры позволяют просмотреть изображение на встроенном ЖК-экране или присоединённом мониторе сразу после съёмки (а в незеркальных и некоторых зеркальных камерах — даже до съёмки). Кроме того, изображение можно довольно быстро загрузить на компьютер и детально рассмотреть. Быстрое получение результатов способствует раннему выявлению неустранимых ошибок (и пересъёмке) и лёгкому обучению.

     2. Готовность для применения на компьютере. Цифровая фотография является самым быстрым и дешёвым способом получения изображений для последующего использования на компьютере — в веб-дизайне, загрузке изображений (фотографий людей и объектов) в базы данных, измерений и т. п. Например, при подготовке отдельных документов (загранпаспортов современного образца) человек фотографируется цифровой камерой. Его фото и распечатывается на паспорте, и заносится в базу данных Интерпола. При традиционном фотопроцессе, перед обработкой на компьютере необходима оцифровка изображения, требующая дополнительных средств (т.е. оборудования или денег для оцифровки).

     3. Экономичность и простота. Процесс цифровой фотосъёмки не требует расходных материалов (плёнки) и средств/материалов для фотопроцесса (проявления изображения на плёнке). Поэтому неудачные кадры, если не учитывать трудозатраты, не стоят фотографу никаких дополнительных финансовых затрат. Точнее, стоят очень мало, так как цифровые носители, в основном, являются многоразовыми с большим ресурсом перезаписи. Возможности и качество отпечатков (по сравнению с обработкой в лаборатории), в этом случае, будет зависеть только от возможностей техники и умений специалиста.18

     4. Гибкое управление параметрами съёмки. Цифровая съёмка позволяет гибко управлять некоторыми параметрами, которые, в традиционном фотопроцессе, жёстко привязаны к фотоматериалу плёнки — светочувствительностью и цветовым балансом (также, называемым балансом белого). Эквивалентная чувствительность (в единицах «ISO» по аналогии с фотоматериалами) вычисляется камерой автоматически, применительно к снимаемой сцене, а в некоторых камерах может быть выставлена и вручную. В традиционном фотопроцессе используют два вида плёнки разного цветового баланса (для дневного света и электрического освещения), и корректирующие светофильтры. Цифровая камера может изменять цветовой баланс очень гибко — его можно выбрать согласно освещению, позволить камере определить автоматически или точно настроить по серому образцу. Цветовой баланс, также, можно изменить после съемки, с помошью программы обработки изображения, формат RAW позволяет это сделать без потерь глубины цвета.

     5. Широкие возможности послесъемочной обработки. В отличие от традиционного фотопроцесса, в цифровой фотографии существуют очень широкие возможности внесения дополнительных эффектов уже после съёмки. Можно поворачивать, кадрировать, монтировать, изменять параметры изображения (целиком или на отдельном участке), производить ручную или автоматическую коррекцию дефектов несравненно проще и качественней, чем при съёмке на плёнку.

     6. Преимущества цифрового представления. Так как оригинал изображения при цифровой съёмке является массивом чисел, то хранение, копирование, передача на произвольное расстояние не изменяет его — любая копия является идентичной оригиналу. Во всяком случае, недостоверность данных можно довольно просто установить, и сделать повторную копию/передачу всего массива или его фрагмента (или его восстановление по избыточной информации). Копия же с плёнки, в особенности при последовательном копировании, будет отличаться от оригинала. 
Разумеется, цифровой носитель может выйти из строя, но информация, при её правильном хранении (с достаточной избыточностью и периодической заменой носителей) может быть сохранена неизменной произвольный период времени. 
 7. Компактность. Большинство цифровых фотокамер компактнее плёночных, т. к. в их конструкции нет необходимости выделять место для плёнки и механики фильмового канала. Возможность миниатюризации элементов цифровых камер позволяет производить ультра компактные варианты камер и камеры встроенные во всевозможные устройства, изначально не предназначенные для фотографирования.

Информация о работе Цифровая криминалистическая фотография в расследовании преступлений и экспертных исследованиях