Использование следов транспортных средств в уголовном судопроизводстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является обобщение и систематизация имеющихся в литературе методических рекомендаций по криминалистическому исследованию следов транспортных средств.
Основными задачами курсового исследования являются:
1) изучить понятие и виды следов транспортных средств;
2) проанализировать признаки и размерные характеристики следов транспортных средств;
3) рассмотреть способы обнаружения и фиксации следов транспортных средств;
4) исследовать способы изъятия и исследования следов транспортных средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Общие сведения о следах транспортных средств 5
1.1 Понятие и виды следов транспортных средств 5
1.2 Признаки и размерные характеристики следов транспортных средств 10
ГЛАВА II. Криминалистические правила работы со следами транспортных средств 15
2.1 Обнаружение и фиксация следов транспортных средств 15
2.2 Способы изъятия и исследования следов транспортных средств 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

Работа содержит 1 файл

kursach_literatura.docx

— 71.89 Кб (Скачать)

 

Зарегистрировано «__»______20__ г.

_____   _________________________

Подпись         (расшифровка подписи)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ «БелГУ»)

 

 

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

КАФЕДРА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И КРИМИНАЛИСТИКИ

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛЕДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В УГОЛОВНОМ  СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

 

 

Курсовая работа

студентки дневного отделения 2 курса 081109 группы

Астапенко Валерии Сергеевны

 

 

 

 

 

 

                                                                                Научный руководитель

                                                                                     ассистент Н.П. Каторгина

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3

ГЛАВА I. Общие сведения о следах транспортных средств                             5

    1. Понятие и виды следов транспортных средств                                            5
    2. Признаки и размерные характеристики следов транспортных средств  10

ГЛАВА II. Криминалистические правила работы со следами транспортных средств                                                                                                                    15

2.1 Обнаружение и фиксация следов транспортных средств                          15

2.2 Способы изъятия и исследования следов транспортных средств 20 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                                 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что происшедшие в России за последние годы коренные социально-политические перемены, переход к рыночным отношениям, появление новых форм собственности и соответствующих им правовых институтов, все это повлияло на качественное и количественное изменение состояния преступности в стране. Возникли новые виды преступлений, получила распространение организованная и профессиональная преступность, усложнились и приобрели более изощренный характер способы совершения и сокрытия преступлений. В частности, можно выделить то, что значительно увеличилось количество как непосредственно самих транспортных средств, так и их видов и моделей. Соответственно, возникла необходимость расширить и усовершенствовать арсенал рекомендованных средств, приемов и методов раскрытия и расследования преступлений. Так, например, появилась возможность выявлять и использовать в целях доказывания и криминалистического поиска новые следы преступника (вещественного, тонкого и запахового характера), были открыты  дополнительные возможности исследования некоторых традиционных следов преступления.

Углубленное исследование механизмов следообразования в настоящее время приводит к постановке вопроса о перестройке особенной части учения о следах, выделения таких его разделов, как гомеоскопия и механическая трасология, механоскопическая часть трасологии, транспортная трасология.

Все вышесказанное определяет важность, актуальность, теоретическую  и практическую значимость выбранной  мною темы.

Степень разработанности  темы курсового исследования выражена в том, что проблеме использования следов транспортных средств в уголовном судопроизводстве посвятили свои труды такие ученые, как Аверьянова Т.В., Балашов Д.Н., Белкин Р.С., Ищенко Е.П., Савельева М.В., Филиппов А.Г.,   Яблоков Н.П. и многие другие.

Предметом исследования выступают непосредственно следы, оставляемые транспортными средствами.

Основной целью курсовой работы является обобщение и систематизация имеющихся в литературе методических рекомендаций по криминалистическому исследованию следов транспортных средств.

Основными задачами курсового исследования являются:

  1. изучить понятие и виды следов транспортных средств;
  2. проанализировать  признаки и размерные характеристики следов транспортных средств;
  3. рассмотреть способы обнаружения и фиксации следов транспортных средств;
  4. исследовать способы изъятия и исследования следов транспортных средств.

Нормативную базу курсового исследования составили: Конституция РФ, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство РФ, федеральные и иные законы, регламентирующие работу следственных и экспертных подразделений.

При написании курсовой работы использовались следующие методы научного исследования:  сравнение, анализ, обобщение, индукция и дедукция.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Общие сведения о следах транспортных средств

 

1.1 Понятие и виды следов транспортных средств

 

Каждое преступное деяние вызывает различные изменения в  окружающей обстановке, то есть оставляет  следы.

Различают криминалистическое понятие следов в широком и  узком значении. В зависимости от ученого, который занимается этим вопросом, понятие имеет некоторые отличия и сходства.

Р.С. Белкин считает, что следы в широком смысле — это любые материальные последствия преступления, изменения объекта или вещной обстановки. Это могут быть следы, возникшие от воздействия одного предмета на другой (следы от столкновения двух автомобилей); объекты, оставленные, унесенные с места преступления; части разрушенных предметов (например, осколки фарного рассеивателя); запахи и т. д.1 Такой же позиции придерживаются и  М. В. Савельева, Н.П. Яблоков. Д.Н. Балашов не согласен с ним, считая, что это не только остаточное явление в виде материально-фиксированных отображений одного объекта на другом, а равно и идеальные, мысленные образы, зафиксированные в памяти человека.

В отношении определения  следов в узком смысле тоже существуют отличия. Д.Н. Балашов, М.В. Савельева  и Н.П. Яблоков считают, что под  следами в узком смысле следует  понимать только следы-отображения, которые образуются при контактном взаимодействии двух объектов, имеющих устойчивые пространственные границы, в результате чего внешнее строение одного объекта отображается на другом. Р.С. Белкин же напротив, классифицирует понятие следов в узком смысле в пределах трех групп:

    1) следы-отображения;

2) следы-предметы;

3) следы-вещества.

Следы транспортных средств  фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых он использовался  для вывоза похищенного, бегства  преступников, быстрого перемещения  потерпевших, трупов и т. д.2

К транспортным средствам  в трасологии принято относить автомобили, мотоциклы, мотороллеры, велосипеды, а  также гусеничные, рельсовые и  гужевые транспортные средства

Криминалистическое значение имеют  следующие следы, изучаемые транспортной трасологией: а) ходовой части; б) выступающих  частей транспортного средства; в) отделившиеся от транспортного средства части и детали.

Исследование любой из приведенных  групп может сопровождаться и  анализом следов-веществ, что будет  представлять собой не трасологическое, а материаловедческое исследование3.

Для уяснения возможностей этих исследований и их методов необходимо детально ознакомиться с категориями следов, изучаемых в транспортной трасологии.

Следы ходовой части оставляет  безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду  наибольшей распространенности автомобилей  целесообразно сделать акцент на следах их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и для других транспортных средств (мотоциклов, тракторов).

По типу следообразующей ходовой части следы транспортных средств делятся на следы колес (в свою очередь, они подразделяются на следы колес с пневматическими шинами и без таковых), следы траков гусениц и следы полозьев4.

В зависимости от состояния колес  в момент следообразования различаются следы:

1)  качения, которые возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки;

2)  скольжения — при полной блокировке колес в процессе торможения.

Механизмы следов качения и образования  трасологических следов сходны. Каждая точка шины оставляет свой след. Однако благодаря поступательному движению происходит некоторая деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, увеличивая его размеры и уменьшая следы промежутков между выступами.

В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части  могут быть:

1) поверхностными;

2) объемными.

Первые делятся на следы  наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и  отслоения (следы на загрязненной поверхности). Следы наслоения бывают позитивными и негативными.

В позитивных отображаются только выступающие части рисунка протектора. Эти следы образуются на твердом покрытии дороги после того, как колеса проехали участок дороги, покрытый пылью, грязью, водой и т.п.

В негативных отображаются углубленные места протектора шины, а рельефные части образуют пробелы. Обычно это явление можно наблюдать в следах шин с мелким рисунком протектора, когда следообразующее вещество, выпадая из углубленных участков протектора, отображают их строение.

Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта (песка, глины, рыхлой земли) и  способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.

По следам ходовой части определяют направленность и режим движения (торможения, остановки); вид, модель автомобиля, а при наиболее благоприятных  случаях проводят его отождествление.

Следы выступающих частей транспортного  средства являются следами контактного  взаимодействия (следами-отображениями). Они образуются при столкновении двух и более автомобилей; при  ударе по телу (одежде) пострадавшего (наезд); при переезде через тело человека; при контакте транспортного  средства с объектами окружающей обстановки (столбы, деревья, стены, ограждения и т. п.).

Говоря о таких следах, различают  следы:

  1. статические
  2. динамические.

Первые образуются, когда сила удара  гасится в момент контакта. Объемные статические следы отображают внешнее  строение следообразующего объекта (детали, части автомобиля) в трех его измерениях. Возникающие при этом на крыльях, кузове, дверцах вмятины повторяют форму оставивших их деталей: бампера, фар, крюков, ручек и т. п. При очень значительном ударе деталь оставляет пробоину. По ней можно лишь приблизительно судить о величине, контурах оставившей ее детали.

Статические поверхностные следы  не связаны с изменением формы  и целостности воспринимающей поверхности. Они отображают внешнее строение оставившей их детали в двух измерениях — длина и ширина. Поверхностные следы образуются за счет наслоения (грязи, краски, смазочных материалов) или отслоения (перенос, удаление, откопировка частиц с воспринимающей поверхностью).

Динамические следы возникают  в процессе непрекращающегося движения хотя бы одного из транспортных средств. При этом сила удара направляется под некоторым углом и бывает большей, чем сила трения. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов.

В зависимости от вида столкновения располагаются следы. Изучая их, в  первую очередь дифференцируют следы  первичного и последующего контактов — соударение, опрокидывание и т. п.

Следы первичного контакта возникают  от внедрения одного транспортного  средства в другое. Он характеризуется  множеством вмятин, смещением металла  в определенном направлении.

По степени видимости  следы транспортных средств подразделяются на видимые, маловидимые и невидимые5.

 В зависимости от расположения изменений на следовоспринимающем объекте, следы могут подразделяться на локальные и периферические.

Локальный след возникает  в результате изменений следовоспринимающего объекта в пределах его контакта со следообразующим объектом. Например, покрышка колеса оставляет след, изменяя грунт в пределах нажима на него, а остальная поверхность грунта остается в прежнем состоянии.

Периферический след образуется при изменениях, которые происходят за пределами соприкосновения колеса и дороги. Так, за пределами соприкосновения  может наслаиваться какое-либо вещество или, наоборот, отслаиваться часть вещества. Например, после перемещения автомобиля в другое место, попавшего под дождь на стоянке, асфальт, находящий под стоящим автомобилем, остался сухим, когда как вокруг него, все влажное.

Отделившиеся от транспортного средства детали и части, относятся к следам-предметам. Их можно сгруппировать следующим образом:

1) осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей транспортного средства;

2) кусочки (частицы) лакокрасочного покрытия;

3) обломки частей транспортного средства;

4) составные части или крепежные детали отдельных узлов.

В качестве обломков частей транспортных средств, чаще всего фигурируют те детали, которые крепятся снаружи автомобиля: боковые (наружное) зеркала заднего вида, антенна, дополнительная боковая фара, дверная ручка (выступающая), клык бампера, бампер и другие детали6.

Проанализировав классификации  нескольких авторов, таких как  Д.Н. Балашов, Р.С. Белкин, М.В. Савельева  можно сделать вывод, что они не имеют существенных различий, а лишь дополняют друг друга.

 

1.2 Признаки и  размерные характеристики следов  транспортных средств

Информация о работе Использование следов транспортных средств в уголовном судопроизводстве