Методика расследование дорожно-транспортных происшествий

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является наиболее полное изучение

методики расследования ДТП путем реализации следующих задач:

1. Проанализировать криминалистическую характеристику ДТП;

2. Выявить типовые ситуации, возникающие при совершении ДТП;

3. Выделить этапы предварительного и последующего расследования.

Содержание

1. Криминалистическая характеристика ДТП

2. Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования

3. Начальный этап расследования

1. Осмотр места происшествия

2. Осмотр транспортного средства

3. Осмотр трупа

4. Судебно-медицинская экспертиза

5. Допрос потерпевших

6. Допрос свидетелей

7. Допрос водителя

4. Последующий этап

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Криминалистика.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

    Все элементы криминалистической  характеристики  данных  преступлений определенным образом взаимосвязаны  между  собой.  Если  обстановка  ДТП во многом формируется под воздействием окружающей среды, особенностей дороги, технического состояния транспортных средств, личностных свойств  участников и при этом между ними  имеются  обратные  связи,  то  механизм  происшествия формируется   под    воздействием    всех    элементов    криминалистической характеристики. [1]

    При  расследовании  уголовных   дел  о  преступных   нарушениях   правил

безопасности  дорожного движения    необходимо    установить    следующие

обстоятельства:

    1) в нарушении каких  правил  дорожного  движения  выразились  действия

виновного, повлекшие общественно опасные  последствия.  Надо  иметь  в  виду, что для эксплуатации отдельных категорий машин (в особых условиях)  издаются специальные наставления по автомобильной службе;

    2) где, когда, каким образом  и при каких обстоятельствах  произошло ДТП;

    3) какие последствия наступили  в результате ДТП (смерть, вред  здоровью,

характер  и размер причиненного ущерба);

    4)  наличие  причинно-следственной  связи  между   нарушениями   правил

безопасности   движения   и   эксплуатации   транспорта    и    наступившими

последствиями;

    5)  какова  форма  вины  каждого   участника  (преступная   небрежность,

преступное  легкомыслие или умысел);

    6) кто виноват в совершении  преступных  нарушений  правил  безопасности движения  и  эксплуатации  транспорта.  Субъектом  преступления  может  быть только  вменяемое   лицо,   достигшее   16-летнего   возраста,   управляющее транспортным средством, независимо от наличия права на такую деятельность;

    7) какие обстоятельства способствовали  совершению ДТП. При установлении причин и  способствующих  условий  следователь  должен  принять  меры  к  их устранению в процессе расследования или после него.

    Перечисленные   обстоятельства   не   являются   исчерпывающими.    При

расследовании встречаются и другие вопросы, решение  которых в каждом  случае зависит от конкретных особенностей ДТП. [2] 
 

    2. Типовые ситуации, возникающие при  ДТП и планирование  расследования. 

    Лица, совершившие ДТП, в основном  действуют  по  неосторожности,  хотя известны случаи умышленного  совершения  ДТП  для  сокрытия  следов  другого преступления либо маскировки другого преступления под ДТП.

    Практическая деятельность по  расследованию ДТП  позволила   сформировать типовые ситуации, а на их основе выдвинуть ряд типовых следственных  версий. По делам о любых видах ДТП  типовыми  ситуациями  и  следственными  версиями являются следующие:

    1) обстановка на  месте  происшествия  зафиксирована  без  существенных

изменений, водитель известен (он и транспортное средство находятся на  месте происшествия).  Следственные  версии  в  такой   наиболее   распространенной ситуации следующие: а) происшествие возникло в результате  нарушения  правил дорожного   движения    водителем    (неправильный    расчет    минимального остановочного пути при различных скоростях  движения  и  состояния  проезжей части и др.);  б)  происшествие  возникло  в  результате  грубого  нарушения правил дорожного движения пешеходом (внезапный выход  из  неосвещенной  зоны дороги и др.); в) происшествие возникло в результате выпуска в  эксплуатацию заведомо технически неисправных средств лицом, ответственным  за  безопасную

работу  транспорта (например, с дефектом ходовой  системы, тормозной  части  и др.); г) происшествие  возникло  в  результате  непреодолимой  силы  природы (обвал, землятресение и т.д.), а также случайного  стечения  обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников ДТП;

    2) обстановка на месте происшествия  изменена его участниками. В   данной

ситуации  необходимо  дополнить  названные   версии   следующей:   изменение обстановки, реально характеризующей  результаты  ДТП, произведено с целью восстановлен уничтожения материальных следов,  указывающих  на  виновность  кого-либо  из участников происшествия;

    3) обстановка на  месте  происшествия  не  изменена,  в  ней  сохранены

элементы  ДТП, но водитель на автомашине скрылся с места  происшествия  (чаще всего эта ситуация встречается при серьезных вредных последствиях, либо  при совершении ДТП в состоянии алкогольного или  наркотического  состояния,  или при дюне  транспортного  средства).  Наряду  с  версиями,  перечисленными  в первой ситуации, должны быть выдвинуты и  версии  о  том,  какое  конкретное транспортное средство участвовало в ДТП и кто им управлял. В такой  ситуации должна быть поставлена задача диагностирования  обстоятельств  происшествия, включая определение параметров  транспортного  средства  по  повреждениям  и следам наложения на теле и одежде жертвы;

    4) обстановка, при которой в зоне  дорожного движения обнаружен  труп, но нет специфических признаков ДТП. В этом случае может быть  выдвинута  версия о попытке инсценировки ДТП с целью сокрытия другого преступления;

    5) обстановка, при которой обнаружен  труп, но не на трассе движения (на

обочине, в лесном массиве и т.д.), при  этом комплекс повреждений на  теле  и следы наложения (частицы лакокрасочного  покрытия,  смазочных  материалов  и др.), следы  волочения,  свидетельствуют  о  совершенном  ДТП.  Следственные версии при такой ситуации: а)  произошло  ДТП,  замаскированное  под  другое преступление; б) произошло иное преступление,  инсценированное  под  ДТП.  В данном случае суждения о характере смерти потерпевшего могут быть  разрешены проверкой  версий  о  давности  и  месте   ее   наступления,   о   механизме происшествия, о виновных в  его  совершении.  В  соответствии  с  полученной информацией  о  месте  события  и  иных  обстоятельствах,  которые   помогут ретроспективно  воспроизвести  картину  происшедшего,  а  также  при  помощи  логических приемов мышления можно установить причинную связь с  расследуемым преступлением.

    Сложная деятельность следователя при расследовании ДТП  не  может  быть целенаправленной, оптимизированной и эффективной, если она не будет  должным образом спланирована и организационно упорядочена. Планирование нацелено на построение модели-схемы начавшегося и продолжавшегося  расследования  вплоть до  его  окончания.  В  соответствии  с  анализом  первоначально  полученных фактических данных о  ДТП  составляется  план  расследования,  в  котором  с учетом выдвинутых  версий  должна  быть  отражена  последовательная  система необходимых  следственных  действий,  тактических операций,  а   в   случае надобности  и  оперативно-розыскных  мероприятий,  направленных  на   розыск скрывшегося водителя и транспортного средства с места ДТП.

    На первом месте в плане  расследования следует предусмотреть  необходимые следственные осмотры;  установление  личности  потерпевших  (путем  изучения документов, допросов); выявление очевидцев и иных свидетелей  и  их  допрос, допрос водителя  (водителей)  транспортных  средств,  участвовавших  в  ДТП; судебно-медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего;  назначение и проведение необходимых экспертиз  (автомеханическая,  судебно-медицинская, трасологическая, веществ, материалов и изделий и др.). [4] 
 

   
 
 
 
 
 

3. Начальный этап  расследования 

    На этом  этапе  надлежит  тщательно  продумать,  какие предусмотренные

планом  расследования вопросы нуждаются  в первоочередном выяснении исходя  из следственной ситуации.

    К числу первоначальных  следственных  действий  и  оперативно-розыскных мероприятий  относятся  следующие:   осмотр   места   происшествия,   осмотр транспортного средства на месте происшествия или в  месте  его  обнаружения, осмотр трупа  (на  месте  происшествия  или  в  морге), осмотр  документов, изъятых у водителя, медицинское освидетельствование водителя и  потерпевшего (потерпевших) для установления  состояния алкогольного  или наркотического опьянения  (на  месте  происшествия   в   качестве   предварительной   пробы используется индикаторная трубка «Контроль  трезвости»),  изъятие  и  осмотр одежды  потерпевшего,  допросы  очевидцев  и  иных   свидетелей,   водителя. Назначается и проводится судебно-медицинская экспертиза трупа  и  проводится предъявление для опознания личности погибшего (если не  опознан  труп).  При необходимости  в  число  первоначальных  действий  могут  быть  включены   и назначение других экспертиз  (автотехническая,  судебно-химическая  и  др.), следственный эксперимент, проверка показаний на  месте,  а  также  розыск  и задержание  скрывшегося  водителя  либо  розыск  водителя  и   транспортного средства.

    В    зависимости    от    конкретных     обстоятельств   происшествия последовательность  действий  может  быть   различной,   но   осмотр   места

происшествия  почти всегда предшествует всем остальным. [3] 

    3.1. Осмотр места происшествия

    Одним из основных способов  собирания доказательственной  информации  по делам данной категории является осмотр места происшествия. В любую погоду  и любое время суток выезд на место происшествия  должен  быть  произведен  как можно  быстрее,  ибо  дорожные  происшествия  чаще  бывают  на   дорогах   с интенсивным    движением,    нередко     сопровождаются     неблагоприятными метеорологическими условиями (дождь, снег и т.д.), вследствие чего быстро  и легко изменяется следовая обстановка. Вместе с тем  следует  учитывать,  что несвоевременным осмотром места происшествия может  воспользоваться  водитель транспорта,   совершивший   преступное   нарушение   правил   движения   для уничтожения следов происшествия, повреждения некоторых узлов машины с тем, чтобы впоследствии заявить о  внезапном  выходе  из  строя  одного  из  них, влияющих  на   безопасность   движения.   От   качества   проведения   этого следственного действия во многом зависит успех расследования.

    Приступая   к   осмотру   места   происшествия,   надлежит   обеспечить безопасность его проведения (для чего  выставляются  соответствующие  знаки-конусы,  ограждения  и  т.д.).  В  состав   следственно-оперативной   группы целесообразно включить помимо  следователя  сотрудников  ГИБДД,  участкового инспектора, на территории которого произошло ДТП,  специалиста  криминалиста и автотехника, а при необходимости  оперуполномоченного  уголовного  розыска (если водитель на машине скрылся с места ДТП и не  выявлены  свидетели), кинолога и судебно-медицинского эксперта (если  происшествие  сопровождалось человеческими  жертвами   или   необходимо   изъять   следы   биологического происхождения).   [5]  Если  к  моменту  прибытия  на   место   происшествия

работники следственной  группы  застанут  потерпевших,  то  им  должна  быть оказана доврачебная и первая медицинская помощь и  обеспечен  вызов  бригады скорой медицинской помощи.

    При осмотре места происшествия  внимание следователя должно  быть уделено выявлению  данных,  необходимых  для  точного  определения  места  и  границ события,   времени   следообразования,    установлению    взаиморасположения следообразующих и следовоспринимающих объектов, извлечению  из  материальных источников информации о лицах, участниках происшествия, и механизме  события преступления в целом. Специфичность места происшествия, характер объектов  и следов,  обнаруженных  на  месте  происшествия  и  транспорта   требует   от следователя  знакомства  с  устройством  автомашины  и  правилами  дорожного движения.  Осмотр  участка  (дороги),   произведенный   квалифицированно   и своевременно (с подключением логических приемов мышления), позволяет  уже  в начале  этого  следственного  действия  установить   обстановку   на   месте происшествия, точные координаты события,  определить  его  границы,  базовые ориентиры.

    Важным обстоятельством, влияющим  на развитие  ДТП  являются  конкретные дорожные условия. Следователь должен  точно  определить  качество  дорожного покрытия (асфальт, цементобетон и  др.)  и  его  эксплуатационное  состояние (сухое, заснеженное и т.д.), особенности (спуск, крутой  поворот,  подъем  и т.п.). Границы осмотра иногда составляют несколько  метров,  а  нередко  они охватывают территорию протяженностью в  несколько  сотен  метров  (например, для обнаружения и раздельного изучения следов протектора передних  и  задних колес автомашины, что, как известно, можно сделать  лишь  на  повороте).  На проезжей части могут быть, обнаружены следы тормозного  пути, капли масла, воды и другие следы, позволяющие определить скорость и направление  движения транспорта,  следы  крови,  мозгового  вещества,  осколки  фар,  лобового  и ветрового стекла, частицы краски, отдельные детали или части  машины  (ручки от дверей, болты и т.п.).

Информация о работе Методика расследование дорожно-транспортных происшествий