Понятие криминалистической трасологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Введение
Практическая криминалистика в сути своей есть следоведение. Любое, в том числе криминальное, событие - это взаимодействие между собой как минимум двух, чаще значительно большего числа объектов. Такие взаимодействия проявляются в виде следов-отображений и следов остаточных явлений одного объекта на другом, с ним взаимодействующим - следообразующего объекта на объекте следовоспринимающем.

Содержание

Введение............................................................................................................3
Глава1. Понятие криминалистической трасологии.......................................
§1.Механизм образования материальных следов и их классификация..
§2.Следы человека …............................................................................
§3.Следы орудий взлома, инструментов, производственных
механизмов.............................................................................................
Глава 2. Следы транспортных средств...........................................................
§1.Микрообъекты.......................................................................
§2. Холодное оружие и следы его применения..........................

Работа содержит 1 файл

криминалистика.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Под откусом понимается: след, образованный резцами и клыками в момент отделения части предмета. При откусе в следах на объекте ' (предмет, тело человека, продукты) остаются валики и бороздки от особенностей режущих краев резцов обеих челюстей.

Надкус образуется либо зубами одной челюсти (односторонний надкус), либо и верхними и нижними зубами одновременно (двусторонний надкус). При надкусе образуются вдавленные следы, которые располагаются в виде двух дуг, обращенных своими концами друг к другу. Эти следы отображает строение рабочей поверхности коронок верхних и нижних зубов. Они дают представление о форме челюстной дуги, размещении и взаиморасположении в ней зубов.

Комплекс общих и частных признаков следов зубов позволяет идентифицировать конкретного человека, получить диагностические данные. Например, определить приблизительный возраст человека или механизм какого-либо действия (характер борьбы и т.п.).

Следы ногтей.

Ногти человека классифицируются по форме, рельефу и контуру ногтевой пластинки, ее длине, ширине, величине свободного края, цвету и особенностям.

Форма ногтевой пластинки определяется по общей изогнутости ногтя (может быть выпуклой и плоской).

Рельеф ногтевой пластинки определяется по виду ее поверхности (может быть гладким или ребристым).

Контур ногтевой пластинки определяется по ее очертаниям, включая свободный край ногтя (может быть миндалевидным, закругленным, прямоугольным и треугольным).

Следы крови человека.

Криминалистическое значение имеет форма следов крови, которая зависит от условий их возникновения и позволяет установить механизм образования. Различают следы крови в виде: лужи, брызг, потеков, помарок.

Лужи крови указывают на повреждение крупных кровеносных сосудов, наличие множественных повреждений, местонахождение жертвы, ее перемещение и т.п.

Капли крови указывают, с какой высоты они упали: округлой формы -- с расстояния 15-20 см; неровной формы -- с расстояния 50-60 см; с зубчатыми краями и появлением дополнительных следов в виде восклицательных знаков, обращенных острыми концами в стороны от основного следа, -- с расстояния более двух метров; в форме восклицательных знаков -- с движущегося объекта.[8]

Брызги крови появляются в результате поражения артериальных сосудов и при полете крови под влиянием артериального давления, при размахивании (встряхивании) окровавленным предметом и поврежденной частью тела; при ударах по скоплению крови. По следам брызг крови устанавливают место нахождения источника и механизм их образования, расстояние до воспринимающей поверхности.

Потеки крови возникают при ее стекании по поверхности. Нижняя часть потека окрашена более интенсивно и может иметь каплевидную форму. Направление потеков показывает, в каком положении находилось тело, откуда стекла кровь. Изменение направления потеков крови свидетельствует о перемещении тела потерпевшего.

Помарки крови подразделяют на мазки и отпечатки. Мазками называют неопределенные следы, как правило, динамические, например оставленные движущейся рукой. Отпечатками - статические следы-отпечатки (окровавленные) пальцевых узоров, орудий совершения преступления.

В комплексе следы крови позволяют смоделировать механизм противоправного деяния, ориентировочно определить, где и какие повреждения были нанесены; имела ли место борьба или самооборона; могут ли быть следы крови на одежде и теле преступника; куда передвигался потерпевший или переносили труп, в какой позе находилось тело потерпевшего в момент ранения и в последующем и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Следы орудий взлома, инструментов, производственных механизмов

При осмотрах мест происшествий очень часто могут быть обнаружены следы орудий взлома (лом, топор, стамеска, пила и т.д.), использовавшихся при совершении преступления. В этих следах отображаются признаки внешнего строения тех участков орудий и инструментов, которые непосредственно входили в контакт со следовоспринимающей поверхностью.

Следы, в которых отобразились признаки внешнего строения, позволяют установить вид и тип орудия, которым они оставлены, а при проведении криминалистической экспертизы - конкретное орудие.

Орудиями и инструментами могут быть оставлены объемные следы, поверхностные следы, следы скольжения, следы разреза и следы сверления.

Объемные следы - образуются в результате изменения какой-либо поверхности при ударе (нажиме) по ней орудием или инструментом. В таких следах отображаются признаки внешнего строения контактировавших участков следообразующих объектов (форма, длина, ширина, высота). Рельеф этих участков в следах отображается в обратном виде, то есть углубления как возвышения, возвышения как углубления.

Поверхностные следы - подразделяются на следы наслоения и следы отслоения. Наслоение происходит в результате отделения (наложения) частиц посторонних веществ с орудия на воспринимающую поверхность. Отслоение возникает за счет удаления таких частиц орудием с воспринимающей поверхности. В следах наслоения и отслоения отображаются: форма, размеры и детали рельефа участков орудий или инструментов, соприкасавшихся со следовоспринимающей поверхностью.

Следы скольжения (трения, резания) являются следами динамическими (линейными), в них отображаются неровности рельефа рабочей поверхности инструмента (топора, ножа, лома и т. п.). Они возникают как на самой преграде, так и на частицах, отделившихся от нее (обломках, стружках, опилках) Вещество материала преграды может переноситься на орудия взлома, одежду и тело человека (кирпичная пыль, штукатурка, древесные опилки и т. д.).

Анализ следов на месте происшествия позволяет установить механизм взлома, вид использованного орудия, число лиц, участвовавших во взломе, рост и физическую силу преступника, наличие у него определенного навыка обращения с орудием (инструментом), сколько времени потребовалось для взлома преграды, какие следы (какого вещества) могли остаться на его одежде. Указанные обстоятельства устанавливаются с некоторой вероятностью в зависимости от полноты и степени выраженности следов. Полученные данные важны как для розыска преступника, так и для доказывания его участия в преступлении.

При осмотре в протоколе фиксируют вид следов (например, объемный след отжима, линейный след разруба), их форму (как общую всего следа, так и частичную -- отдельных участков), размеры (длина, ширина, глубина, диаметр), местоположение на объекте взлома, и общее количество и взаиморасположение, высоту от пола (грунта) до какого следа, наличие в них посторонних веществ (краски, грязи), которые могли отслоиться от орудий взлома[9].

Следы фотографируют по методу масштабной съемки. Сначала фотографируют все следы на участке их расположения, затем отдельно.

Глава2. Следы транспортных средств

Следы транспортных средств удается обнаружить при расследовании дорожно-транспортных происшествий.

Следы транспортных средств могут быть как позитивными (локального воздействия), так и негативными (периферического воздействия). Позитивные оставляет окрашенная часть грузозацепов (выступов), а негативные образуются за счет осыпания грунта из углубления вокруг выступов. Объемные следы образуются на мягком грунте (глина, песок, рыхлая земля) и отображают не только беговую часть протектора в трех измерениях, но и элементы боковой поверхности шины.

По следам ходовой части определяют направление и режим движения, торможение, остановки, устанавливают вид транспорта (грузовой, легковой), базовую модель транспортного средства (ЗИЛ, КАМАЗ) и ее модификацию (ЗИЛ-130), а также идентифицируют конкретное транспортное средство. Вид транспортного средства определяют по наличию или отсутствию следов спаренных задних колес, по величине базы -- расстоянию между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу (расстояние между 1-й и 3-й осями) и базу тележки (расстояние между 2-й и 3-ей осями). Измеряют базу по следам остановки (четкие глубокие следы) или в том месте, где транспортное средство разворачивалось с применением заднего хода. Ширина колеи -- это расстояние между центральными линиями следов левых и правых колес или между просветами задних спаренных колес.

Определив вид транспортного средства, устанавливают его модель. Для этого, наряду с приведенными выше признаками (база, ширина колес), используют такие, как ширина беговой части протектора, его рисунок, наружный диаметр колеса, ширина беговой части протектора измеряется от края до края на участке с четким отображением рисунка. Последний фотографируют, замеряют все его элементы и заносят данные в протокол. Затем по справочнику определяют, какому транспортному средству (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колес и протектор с данным рисунком.

Если в следе колеса видно неоднократное отображение одного и того же признака колеса (трещина, застрявший камень и т.п.), то может быть измерена длина одного оборота колеса, т е. длина окружности, с последующим вычислением его наружного диаметра. Этот признак также может быть использован для определения модели транспортного средства, но с известной условностью из-за возможных отклонений, зависящих от давления в баллоне, загрузки транспортного средства, скорости движения и др.

О направлении движения судят по следующим признакам. Рисунок протектора, имеющий элементы типа «елочка», обращен открытой частью по направлению движения. На дне объемных следов образуются уступы, пологий склон которых обращен по направлению движения. Разнообразные отложения пыли (снега) своими расходящимися концами направлены в сторону, противоположную движению. Жидкость из лужи разбрызгивается вперед и в стороны. Переломленные колесом ветки (палочки) расходящимися концами обращены в сторону движения. Жидкость, капающая с транспортного средства, образует следы в форме восклицательных знаков, острая часть которых вытянута в направлении движения. В следах поворота углы расхождения передних и задних колес будут больше углов их схождения.

О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, изменению самого рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы «юза» (скольжения), то их используют для установления скорости движения транспортного средства.

В следах транспортных средств на гусеничном ходу замеряют и фиксируют ширину колеи, гусениц (траков), конфигурацию и размеры звеньев (траков, башмаков), количество, форму и размеры грунтозацепов звена (трака).

Если размеры оставлены колесами гужевого транспорта, то проводят те же замеры, что и для следов автомобиля, однако учитывают, что измеренная ширина колеи может быть несколько больше истинной за счет перемещения колеса по оси.

Отделившиеся детали и части, обнаруженные на месте происшествия, используют для розыска транспортного средства и его отождествления. Они распределяются по следующим группам: а) осколки стеклянных частей транспорта; б) частицы (кусочки) лакокрасочных покрытий; в) обломки частей транспортного средства; г) составные части и крепежные детали отдельных узлов. Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и, с учетом этого, модель транспортного средства, на которых они устанавливаются. Указанные данные используют для розыска транспортного средства, при его обнаружении и нахождении в нем недостающих осколков проводят экспертизу -- установление целого по его частям.

Следы от выступающих частей транспортного средства могут иметь вид: сквозных пробоин, вмятин, разрывов, царапин, задиров, соскобов и наслоений. По ним устанавливают вид и размеры оставившей их детали, ее местоположение. С учетом этого определяют модель скрывшегося транспортного средства. Следы выступающих частей могут быть обнаружены на одежде и теле потерпевшего. На транспортном средстве могут быть найдены волокна одежды, частицы крови и т.п.

§1. Микрообъекты

Микроследы - это следы, в тpасологическом смысле этого смыла, отличающиеся лишь своими микроскопическими размерами. Вопрос о выделении в трасологии специального раздела по изучению микроследов был впервые поставлен в 1974 году Г.Л. Грановским, он предложил назвать данный раздел микpотpасологией. Данный термин привился. Позднее в Болгарии вышел труд "Основы микpотpасологии", в котором рассматривается система микpотpасологии, ее теоретические основы и предлагается целая система понятий, связанных с микpотpасологическим исследованием.

Микрочастицы - небольшие материальные объекты, отделившиеся в результате механического или иного воздействия от другого объекта, проекция которых не превышает 2 кв. мм. К данному определению следует добавить, что микрочастица - это твердое тело, обладающее устойчивой геометрией и морфологией.

Микроколичества вещества - это жидкие, вязкие и сыпучие микрообъекты с неустойчивыми пространственными границами.

В последнее время в криминалистической практике уделяется все большее внимание изъятию с мест происшествий микрообъектов и их исследованию. Это объясняется тем, что наряду с общим ростом преступности растет и уровень знаний преступников. Снижается относительный уровень так называемой "пьяной" преступности, повышается уровень организованной. Как правило, преступники тщательно планируют свои действия, стараясь как можно меньше оставлять следов, и после совершения преступлений уничтожают оставшиеся следы.

Микрообъекты, будучи незначительными по размерам, практически не обращают на себя внимание, и как правило не уничтожаются субъектом преступления, поэтому при тщательном осмотре их можно обнаружить на месте происшествия, а также на людях и предметах, причинно связанных с расследуемым событием.

В работе с микрообъектами на месте происшествия можно выделить следующие стадии: подготовительную (профилактическая работа и планирование), поиск, фиксацию, изъятие, предварительное исследование и упаковка.

   Подготовительная стадия представляется особенно важной в силу специфики микрообъектов (они малы, практически невидимы невооруженным глазом, плохо закреплены на объекте-носителе, подвержены утрате, уносу). Данная стадия заключается в принятии мер по охране места происшествия, заключающейся в ограничении числа лиц, принимающих участие в осмотре, защите объектов-носителей от внешних воздействий и др. мер, а также в планировании осмотра места происшествий с использованием метода мысленного моделирования (постановке себя на место преступника и реконструкции его действий), после чего составить план поиска микрообъектов (при поиске мы должны себе ясно представлять что, и где искать).

Информация о работе Понятие криминалистической трасологии