Расследования надругательств над местами захоронений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В условиях построения основ правового государства и реализации судебной реформы проблема борьбы с преступностью становится настолько актуальной, что приобретает статус государственной (общенациональной) задачи.
Борьба с преступными посягательствами на места погребения умерших и памятники, расположенные на всей территории Российской Федерации, которые представляют в том числе и духовно-нравственное наследие ее народа, составляет важную часть национальной безопасности страны. Определенная часть указанных посягательств, как известно, регулируется нормами ст. 244 УК РФ1 - «Надругательство над телами умерших и местами их захоронений».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ НАДРУГАТЕЛЬСТВ НАД МЕСТАМИ ЗАХОРОНЕНИЙ 5
1.1. Типичные следственные ситуации первоначального этапа 5
расследования 5
1.2. Планирование расследования 11
1.3. Содержание программ 14
деятельности субъекта расследования 14
2. ТАКТИКА РАССЛЕДОВАНИЯ НАДРУГАТЕЛЬСТВ НАД МЕСТАМИ ЗАХОРОНЕНИЙ 18
2.1. Особенности тактики первоначальных следственных действий 18
по делам о надругательстве над местами захоронений 18
2.2. Особенности расследования надругательства над местами захоронения организационно-тактического характера 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

Расследования надругательств над местами захоронений.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Третья  типичная ситуация. Подозреваемый (хотя бы один, если в группе) задержан на месте совершения преступления или непосредственно сразу после его совершения; известны очевидцы преступления, а также сведения, в общих чертах раскрывающие событие и способ его совершения; однако отсутствует (или имеется неполная) информация о предмете преступного посягательства, причиненном ущербе, лице или лицах, его совершивших.

Эту типичную ситуацию как  наиболее часто возникающую на данном этапе отметили лишь 18% опрошенных нами сотрудников следствия, дознания, что согласуется и с нашим мнением, поскольку, как показывает анализ судебно-следственной практики, преступление, предусмотренное ст. 244 УК РФ, очень часто совершается в условиях неочевидности.

Четвертая типичная ситуация. Подозреваемый (вся группа подозреваемых) задержан па месте преступления или сразу Dice после его совершения; установлен предмет преступного посягательства и очевиден причиненный вред; имеются очевидцы совершенного преступления; установчої способ и найдены орудия преступления или предполагается место их нахождения.

Эта ситуация отмечается практическими работниками как наиболее редко встречающаяся (3,4% случаев).

Характерной особенностью данной ситуации является то, что происшествие представляется в наибольшей степени очевидным. Субъект расследования в этом случае имеет возможность построить более достоверную модель преступления, используя различные виды доступной ему (в том числе и уже имеющейся) информации уже в самом начале расследования3.

1.2. Планирование расследования

 

Основой деятельности дознавателя (следователя) в каждой приведенной ситуации является разработанный план (программа).

Известно, что  планирование — это мыслительный процесс, определяющий порядок, последовательность и ожидаемые результаты предстоящих  действий. В связи с этим В.П. Антипов  указывает, что продуманный, четко  составленный и своевременно корректируемый письменный план облегчает анализ постоянно растущей информации по делу, сокращает затраты сил и времени субъекта расследования на дополнительное обдумывание того, какие следственные действия, оперативные, иные мероприятия и в какой последовательности надлежит проводить.

Своеобразным «стержнем», основой плана расследования  на данном этапе являются криминалистические версии, работа по построению и проверке которых составляет основное содержание расследования. Причем успешность данной работы непосредственно влияет на успех всего процесса познания преступного события в рамках конкретного расследования.

Следует отметить, что процесс организации расследования  определяют именно логические корни  познания совершенного преступления. В связи с этим понимать версию следует, исходя из ее сущности как разновидности метода познания механизма преступной деятельности, имеющего логическую основу.

Процесс «рождения» и проверки версий складывается из нескольких стадий (этапов), в полной мере согласующихся с сущностью процесса познания.

Первая стадия - это построение (конструирование) криминалистических версий (процесс собирания информации, фактов, их всестороннего анализа и оценки);

вторая стадия - конкретизация версии (выведение  системы следствий в ходе анализа основного предположения - версии);

третья стадия - проверка версии (системы выделенных следствий логическим и опытным (или, как отмечает А.Р. Ратинов, «практическим» путем).

Применительно к нашему исследованию в перечисленных  выше ситуациях, как показал анализ судебно-следственной практики, планирование чаще всего осуществляется на основе информации о предмете преступного посягательства, его способе, а также мотивах совершения преступления. В этом выражается диалектическая связь и взаимообусловленность указанных элементов, содержащихся в уголовно-правовых нормах, предусмотренных ст. 244 УК РФ.

Сначала в  целях планирования расследования  дознавателю (следователю) надлежит ответить на вопрос, какое событие имело место, т. е. сформулировать общие версии по событию в целом.

В ходе планирования версии конкретизируются, исходя из наличия  следов, обнаруженных на месте происшествия, собранных на этот момент фактических  данных и иной информации, полученной по результатам проведения других следственных действий и организационных мероприятий.

Рассмотрение типичных версий, как показывает криминалистическая теория и практика, целесообразно  проводить в рамках типичных следственных ситуаций, сформулированных нами выше.

Напомним, что первая типичная ситуация предусматривает полную или почти полную неочевидность данного преступления, вторая — частичную неочевидность и неполную определенность в характеристике лица или лиц, совершивших преступление, предусмотренное ст. 244 УК РФ.

Существенное различие признаков предмета преступного посягательства (тело умершего и памятник, здание, сооружение), способов совершения данного преступления обусловливает и различный подход к построению частных версий и планированию его расследования на первоначальном этапе в целом.

В качестве основы такого плана, например, при совершении осквернения, повреждения, уничтожения сооружений, указанных в ст. 244 УК РФ, с учетом имеющейся информации о следах и способе совершения преступления выдвигаются типичные частные версии по кругу лиц и по мотивам.

Построение версий по делу в случае совершения надругательства  над телом умершего имеет свои особенности. По нашему мнению, такие  версии будут строиться на основе ориентирующей и доказательственной информации:

1) о месте совершения  надругательства; 

2) о мотивах деяния;

3) о положении, перемещении тела умершего относительно его первоначального (законного) нахождения;

4) об обстановке места  преступления.

Выведение следствий  из сформулированных версий осуществляется на основе анализа и сопоставления имеющейся у субъекта расследования информации о месте, времени, обстановке и способе совершения преступления. При этом целесообразно использовать разработанный нами выше алгоритм познания преступления, предусмотренного ст. 244 УК РФ.

1.3. Содержание программ

деятельности субъекта расследования

 

Для субъекта расследования  по первой и второй типичным следственным ситуациям рекомендуется4 следующая программа действий:

  1. Первоначальные допросы заявителя, свидетелей, в том числе и очевидцев преступления, установленных в ходе предварительной проверки, об обстоятельствах, содержащихся в предмете доказывания (ст. 73 УПК РФ).
  2. Проведение осмотра места происшествия (если не был проведен).
  3. Решение вопроса (по окончании осмотра места происшествия) о назначении экспертиз объектов, выявленных в ходе осмотра, и обращение к соответствующим криминалистическим учетам (дактилоскопическому, учету по способам совершения преступлений и т. д.).
  4. Установление и допрос сторожей кладбища; лиц, осуществляющих его охрану, ухаживающих за местами захоронения, памятниками, сооружениями, надзирающими за сохранностью тел умерших (если морг находится на территории кладбища).
  5. Проведение одновременно с осмотром места происшествия розыскных мероприятий, направленных на дальнейший поиск возможных свидетелей (поквартирный обход близлежащих к кладбищу домов, похоронных организации и т. п.).
  6. Проведение работы по выявлению лиц без определенного места жительства, обитающих в районе совершения преступления, их допросы на предмет выявления возможных свидетелей, в том числе и очевидцев, а также лиц, причастных к совершению преступления.

7. Обращение к населению в средствах массовой информации с просьбой сообщить правоохранительным органам все, что известно о произошедшем событии.

8. Осуществление мер по проверке причастности к совершению данного преступления: ранее судимых за подобные преступления, а также за совершение преступлений против общественного порядка и общественной 
нравственности (в том числе проведение розыскных мероприятий в ИВС, 
приемниках-распределителях, СИЗО); лиц, нигде не работающих и не обучающихся, употребляющих наркотики и злоупотребляющих спиртными напитками; проживающих в районе совершения преступления и склонных к совершению противоправных действий (входящих в «группу риска»); компаний подростков, проводящих свой досуг в районе кладбища, памятников и склонных к совершению противоправных действий; организаций религиозного характера и сект, действующих на близлежащей к месту совершения преступления территории; организаций националистического, экстремистского характера.

9. Осуществление действий по выявлению мест хранения похищенного 
(новостройки, хозяйственные дворы, хранилища, частные домовладения).

10. Проведение совместно с органами исполнительной власти и пред 
ставителями правоохранительных органов полномасштабной проверки пунктов приема лома цветных металлов; обращение особого внимания на пункты, расположенные вблизи кладбища, иного места совершения преступления. 
Для этого целесообразно:

  1. взять под жесткий контроль деятельность всех пунктов приема лома цветных металлов, обеспечить их оперативное прикрытие, осуществлять постоянный обмен поступающей информацией между всеми заинтересованными субъектами взаимодействия на данном этапе расследования;
  2. обеспечить пункты приема лома образцами, схемами и фотографиями деталей поврежденных сооружений, сходных с похищенными предметами.
  3. Поручение сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних (возможно с участием сотрудников оперативных аппаратов) провести разыскные мероприятия среди подростков в районе расположения кладбища с целью выявления и установления лиц, совершивших преступление, а также возможных свидетелей.
  4. Анализ данных о сложившейся в районе оперативной обстановке, обращение особого внимания на выявление аналогичных преступлений.

Программа действий в  третьей приведенной нами следственной ситуации (когда один подозреваемый (или хотя бы один, если была группа) задержан на месте преступления) содержит, главным образом, работу по версиям относительно личности задержанного подозреваемого и местонахождения оставшихся на свободе преступников.

Программа действий в этой ситуации может выглядеть следующим образом.

1. Преследование по «горячим следам» и поиск преступника (преступников) в местах возможного его (их) пребывания (транспорт, места сбора 
группы, места сбыта похищенного и др.).

  1. Возбуждение уголовного дела, задержание подозреваемого и его личный обыск, освидетельствование и осмотр одежды; решение вопроса о мере пресечения для задержанного лица.
  2. Получение у задержанного образцов подногтевого содержимого для сравнительного исследования, его дактилоскопирование.
  3. Первоначальный допрос подозреваемого.
  4. Осмотр места происшествия (если он не был проведен).
  5. Обыск (выемка) по месту жительства (учебы, работы) подозреваемого.
  6. Допросы свидетелей (в том числе и очевидцев) преступления.
  7. Допросы сотрудников правоохранительных органов, администрации места погребения, принимавших участие в задержании подозреваемого, других очевидцев задержания.

9. Установление сотрудниками оперативных подразделений ОВД лиц, 
с которыми задержанный совершил преступление, а также иных лиц, с которыми он находится в определенных связях по месту жительства, работы, 
учебы, а также в родственных связях.

  1. Проверка на причастность к совершению данного преступления лиц, нигде не работающих и не обучающихся, злоупотребляющих спиртными напитками, состоящих на учете в наркодиспансере; лиц, склонных к совершению противоправных действий и проживающих в районе совершения преступления; компаний подростков (так называемых «групп риска»), проводящих досуг в районе кладбища.
  2. Назначение судебных экспертиз по объектам, изъятым в ходе осмотра места происшествия и полученным из других источников.
  3. Изучение личности подозреваемого: его образа жизни, круга знакомств, мотивации поведения и т. п. во взаимодействии с участковым уполномоченным, сотрудником подразделения по борьбе с правонарушениями несовершеннолетних.

Четвертая типичная следственная ситуация характеризуется явной  очевидностью, что, однако, не означает отсутствие проблемных вопросов в ее разрешении. Версии в данной ситуации выдвигаются о характере участия каждого члена группы в подготовке, совершении и сокрытии преступления.

Следует отметить, что  между версиями и выведенными  из них логическими следствиями  существует не только прямая, но и обратная информационно-предметная связь. Во время проверки логических следствий при получении новых, ранее не известных сведений субъект расследования корректирует объем и содержание версии, выдвигает новые версии и, соответственно, уточняет, иногда весьма существенно, план расследования.

Информация о работе Расследования надругательств над местами захоронений