Регистрационно-учетная дисциплина в деятельности подразделений предварительного расследования МВД Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования являются организационно-правовые аспекты совершенствования регистрации и учета преступлений в органах внутренних дел.
Работа преследует цель определить основные направления и пути совершенствования правовых и организационных основ регистрации и учета преступлений в органах внутренних дел. Эта цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- изучить и уточнить понятийный аппарат применительно к такому институту, как регистрация и учет преступлений в деятельности органов предварительного расследования;
- определить пути оптимального сочетания всех видов и форм контроля за полной регистрацией и учетом преступлений органами предварительного расследования на основе исследования организации контроля за регистрационно-учетной дисциплиной;
- выявить основные причины и условия неполной регистрации, учета преступлений и выработать рекомендации по их устранению на основе теоретического исследования и анализа практической деятельности регистрационно-учетной работы в органах внутренних дел в целом.

Содержание

Введение 3
1. Организация регистрационно-учетной дисциплины в подразделениях предварительного расследования 6
2. Основные направления деятельности по совершенствованию регистрационно-учетной дисциплины 17
Заключение 22
Список используемых источников 23

Работа содержит 1 файл

расследование преступлений.docx

— 44.32 Кб (Скачать)

     Как известно, прием заявлений осуществляется в органах внутренних дел круглосуточно  в оперативно-дежурных службах, а также вне зданий органов внутренних дел находящимися при исполнении служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел, к которым обратились граждане или должностные лица государственных органов и иных организаций. Законодателем регламентирован четкий порядок дальнейшего документооборота с принятыми, а также полученными по почте заявлениями и сообщениями, что способствует полноте и систематизации делопроизводства.

    В целях недопущения нарушений  и выработки единого похода регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях осуществляется оперативным дежурным после их поступления в оперативно-дежурную службу органа внутренних дел. Заявлениям и сообщениям о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях арабскими цифрами присваивается очередной с начала календарного года регистрационный номер в единой книге. После регистрации и принятия мер по пресечению правонарушений, выполнения иных неотложных действий, заявления и сообщения вместе с материалами их проверки (при наличии) в течение дежурных суток докладываются начальнику органа внутренних дел.

     Следует отметить, что передаче на рассмотрение предшествует также ряд манипуляций, направленных на исключение фактов сокрытия, волокиты, соблюдение прав граждан (достоверное указание времени получения, отметки в соответствующих графах ЕК, оттиски регистрационных штампов на заявлении, выдача талонов о регистрации и т.п.).

     Начальник органа внутренних дел при наличии  оснований к возбуждению уголовного дела по заявлениям и сообщениям о  преступлениях на основании рапортов сотрудников органов внутренних дел, которым было поручено рассмотрение данных заявлений и сообщений, либо по своей инициативе незамедлительно  передает материалы проверки в подразделение  предварительного расследования органа внутренних дел по подследственности.

     Заявления и сообщения о преступления по решению начальника органа внутренних дел должны быть приобщены соответственно к ранее зарегистрированным нерассмотренным  заявлениям и сообщениям о преступлениях, если в них сообщается о тех  же фактах и событиях, или переданы для приобщения к материалам соответствующих  уголовных дел.

     О приобщении заявления или сообщения  к материалам других дел в единой книге ставится соответствующая  отметка.

     Если  заявление, сообщение о преступлении, содержащее те же сведения о фактах и событиях, что и ранее рассмотренное, включает также новую информацию, влияющую на ранее принятое решение  и требующую проверки, то по такому заявлению, сообщению орган внутренних дел в течение суток выходит  с ходатайством перед прокурором об отмене ранее принятого решения  и назначении дополнительной проверки.

     В рапорте на передачу материалов проверки в подразделение предварительного расследования органа внутренних дел  указываются результаты проведенной  проверки, установленные данные, указывающие  на признаки преступления.

     Материалы, содержащие данные о признаках преступления, если ввиду неполноты проведения проверки не представляется возможным  оценить их достаточность для  возбуждения уголовного дела, не подлежат передаче в подразделения предварительного расследования. При установлении недостаточности  данных, указывающих на признаки преступления, руководителями подразделения предварительного расследования составляется рапорт с указанием конкретных процессуальных действий, проведение которых необходимо для принятия решения по поступившему заявлению или сообщению о преступлении либо при непосредственном обнаружении признаков преступления, который докладывается начальнику органа внутренних дел.

     При утверждении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и  постановления о прекращении  проверки должностное лицо, на которое  возложена такая обязанность  изучает представленные материалы  проверки. В случаях обнаружения неполноты проверки заявления или сообщения о преступлении, нарушения законности при ее проведении, необоснованности представленного для утверждения решения дает письменные указания о проведении процессуальных действий. При наличии противоречий между содержанием первичного заявления или сообщения о преступлении и последующими объяснениями (заявлениями) в беседе с заявителем, выясняет причины возникновения противоречий и помещает в материалы проверки справку о результатах проведенной беседы.

     Решение по заявлению или сообщению должно быть принято в срок не позднее  трех суток, а при необходимости  проверки достаточности наличия  или отсутствия оснований к возбуждению  уголовного дела - не позднее десяти суток. В случае невозможности принятия решения в указанные сроки  этот срок может быть продлен прокурором по мотивированному постановлению  органа дознания или следователя  - до одного месяца, а в необходимых случаях вышестоящим прокурором - до трех месяцев3. Исключение составляют заявления об исчезновении лица, решения по которым принимаются после десяти суток проведения оперативно-розыскных мероприятий4.

     При этом стоит обращать внимание на порядок  исчисления указанных сроков, а именно - срок, исчисляемый сутками, начинает течь с ноля часов следующих суток:

     - приема заявлений и сообщений сотрудниками органов внутренних дел, получения информации о происшествии;

     - поступления заявлений и сообщений  в орган внутренних дел по  почте;

     - непосредственного обнаружения  сотрудниками органов внутренних  дел сведений, указывающих на  признаки преступления;

     и истекает в 24 часа последних суток.

     Если  окончание срока рассмотрения заявлений  и сообщений о преступлениях  приходится на нерабочий день, то последним  днем срока считается первый следующий  за ним рабочий день, кроме случаев  исчисления срока при задержании5.

     По  результатам рассмотрения заявлений  и сообщений ответы заявителям направляются за регистрационным номером единой книги, по реестру.

     При поступлении в орган внутренних дел из государственных органов, иных организаций ранее истребованных  сведений, результатов назначенных  экспертиз и ревизий после  принятия решения об отказе в возбуждении  уголовного дела такие материалы  приобщаются к материалам об отказе в возбуждении уголовного дела, если содержащиеся в них сведения не противоречат принятому решению. В случае, если указанные сведения противоречат принятому  решению, начальник органа внутренних дел вносит ходатайство на имя  прокурора об отмене ранее утвержденного  им или его заместителем постановления  об отказе в возбуждении уголовного дела6.

     В ходе проверки информации о происшествиях  могут быть получены объяснения, истребованы  документы. При необходимости проведения процессуальных действий (осмотра места  происшествия, назначения и проведения экспертизы) рассмотрение материалов проводится в рамках уголовно-процессуального  законодательства.

     Заявления, сообщения о преступлениях считаются  рассмотренными с момента принятия органом предварительного расследования, прокурором следующих решений:

     о возбуждении уголовного дела;

     об  отказе в возбуждении уголовного дела;

     о передаче заявления, сообщения по подследственности;

     о прекращении проверки и разъяснении  заявителю права возбудить в  суде уголовное дело частного обвинения7.

     Строгое, неукоснительное соблюдение должностными лицами подразделений предварительного расследования требований нормативных  актов, регулирующих регистрационно-учетную  работу, связанных с соблюдением  сроков, периодичностью сбора, учета  и регистрации, заполнением всех предусмотренных реквизитов, представлением информации руководству ОВД, направлением её в вышестоящие инстанции можно  определить как регистрационно-учетную  дисциплину.

     Как показывает практика, принятые организационные  и практические меры позволяют достичь  определенных положительных результатов  в укреплении регистрационно-учетной  дисциплины. Об этом свидетельствует  позитивная тенденция роста уменьшения количества отмененных постановлений  об отказе в возбуждении уголовного дела при росте регистрации и  рассмотрения заявлений и сообщений  о преступлениях. Руководством принимается  ряд управленческих, организационных  и практических мер по стабилизации обстановки в данном направлении  деятельности. При этом основной акцент делается на повышение роли руководителей среднего звена в улучшении качества и полноты сбора материалов, усиление контроля своевременности рассмотрения заявлений и сообщений.

     Однако  несмотря на это, ежемесячно проводимые в ОВД Минской области проверки по-прежнему продолжают выявлять факты  грубейшего нарушения регистрационно-учетной  дисциплины. Всего с начала нынешнего  года за допущенные нарушения к различным  видам ответственности привлечено - 54 сотрудника. Нередки случаи, когда  при наличии поводов и оснований  к возбуждению уголовного дела, собранные  следственно-оперативной группой  материалы абсолютно безосновательно  направляются для проведения дополнительной проверки, чем уменьшается количество возбужденных в течение отчетного  периода уголовных дел, в первую очередь, о неочевидных преступлениях.

     Особо отмечается и то обстоятельство, что  основаниями отмены постановлений  об отказе в возбуждении уголовного дела в большинстве случаев является не оценочный характер совершенного противоправного деяния, а исключительно  неполнота проверки.

     Вообще  следует отметить, что одной из важных задач обеспечения регистрационно-учетной  дисциплины как в деятельности подразделений  предварительного расследования, так  милиции в целом является проведение полного и объективного анализа  неискаженной картины криминальной ситуации в подразделении. Поэтому  для дальнейшего рассмотрения причин и, соответственно, методов искоренения  нарушений регистрационно-учетной дисциплины необходимо попытаться  оценить характерные черты фактов, позволяющие говорить о несоблюдении вышеперечисленных требований, как о проступках, формирующих негативные тенденции в латентном секторе преступности. Известно, что латентная (скрытая) преступность существенно искажает наши представления о ее реальном состоянии, структуре, динамике, тенденциях развития отдельных категорий и видов преступлений, о величине и характере ущерба - иначе говоря, о "цене" преступности.  Условно разделить данные преступления можно на три группы:

     - "незаявленные" преступления, о  которых потерпевшие, свидетели  и другие лица не сообщают  по тем или иным причинам  в правоохранительные органы;

     - "незарегистрированные" преступления, когда правоохранительные органы  при обращении граждан с заявлениями,  сообщениями о совершенном преступлении  умышленно их не фиксируют  в регистрационных документах  в целях создания видимости  успехов в борьбе с преступностью;

     - "неучтенные" преступления, когда  правоохранительные органы зарегистрировали  в первичных документах совершенное  преступление, но в силу нежелания  или слабой профессиональной  подготовки, либо в погоне за  хорошими показателями не усматривают  в содеянном признаки преступления  и, вследствие этого, не ставят  на учет путем отказа в возбуждении  уголовного дела по реабилитирующим  основаниям или снимают с учета  путем прекращения уголовного  дела по указанным основаниям.

     Последняя группа преступлений соотносится с  тематикой данной работы, с деятельностью  органов предварительного расследования  и вызывает пристальное внимание, потому что, как показывает практика, по каждому четвертому материалу  отказ был недостаточно обоснован, не установлен виновный, не выяснены в  полном объеме необходимые обстоятельства. Следовательно, преступление считается укрытым от регистрации в сфере компетенции подразделений предварительного расследования, если по факту его совершения, при наличии достаточных поводов и оснований, не было принято решение о возбуждении уголовного дела либо не было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. 

2. Основные направления деятельности по совершенствованию регистрационно-учетной дисциплины

 

     На  основе исследования специальной литературы, нормативных правовых актов сам  процесс рассмотрения сообщений  о преступлениях, их регистрации  и учета в органах внутренних дел проявляется, прежде всего, в  четко поставленной цели, связанных  с ней задач, функций, осуществляемых в системе управления, составляющих его содержание, реализуемых в  порядке, определенном процессом управления, путем использования соответствующих  методов на основе принципов управления. Упорядоченное перечисление компонентов  с указанием их служебных функций  и взаимообусловленности позволяет  в значительной мере формализовать  управление.

Информация о работе Регистрационно-учетная дисциплина в деятельности подразделений предварительного расследования МВД Республики Беларусь