Участие в механизме и способе совершения преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Сведения о способе совершения преступления содержат большой объем криминалистически значимой информации о преступном событии и его участниках, позволяющей сориентироваться в сути происшедшего и наметить оптимальные методы раскрытия и расследования совершенного преступления, так как выявление способа совершения преступления позволяет следователю сформировать модель механизма преступного события, легче и быстрее изобличить преступника” разыскать похищенное имущество, выяснить все иные существенные для расследования уголовного дела обстоятельства.

Содержание

1. Участие в механизме и способе совершения преступления________3
2. Следы человека____________________________________________7
3. Проверка показаний на месте, отличия от других следственных действий________________________________________________19
Список использованной литературы____________________________29

Работа содержит 1 файл

криминалистика.docx

— 65.28 Кб (Скачать)

д) способ совершения преступления в криминалистическом смысле можно определить как обусловленную  различными объективными и субъективными  факторами систему продуманных  и взаимосвязанных действий преступника  по подготовке, непосредственному соглашению и сокрытию преступления, направленных на достижение преступного результата. Следует отметить, что в неосторожных преступлениях способа в общепринятом смысле нет, а механизм неосторожного  Преступления есть. Этот механизм включает действия, которые сами по себе не преступны, но вызывают в итоге (в совокупности с другими обстоятельствами) преступный результат.

 
  1. Следы человека
 
    1. Классификация следов в криминалистике

     Существуют  различные виды и способы классификации  следов. Исходя из того, что все объекты можно разделить на материальные и идеальные, следы также можно разделить на материальные и идеальные, к которым в свою очередь относятся отражения звуковых и зрительных образов, а также осязательных образов и различных явлений (предметов), имеющих материальных характер в понимании человека, причинно связанных с расследуемым преступлением.

     В качестве более подробной классификации  следов, можно предложить следующую классификацию:

     1). Следы отсутствия отдельных предметов  (объектов) на месте происшествия.

     2). Следы в виде наличия посторонних  предметов на месте происшествия (оружие, одежда и др.).

     3). Следы в виде измененного качественного  состояния некоторых объектов.

     а). Вещества и изделия, изготовленные  в нарушении соответствующих  нормативных документов (отраслевые и производственные стандарты, ГОСТы и др.).

     б). Следы разрушения, которые не отражают форму следообразующего объекта.

     в). Следы отображения на одних объектах внешнего строения других объектов.

     4). Следы в виде измененного места  положения предметов на месте  происшествия.

     Если  взять более глобальную классификацию  следов, то все следы можно подразделить на:

     1). Трасологические следы.

     2). Следы в виде предметов.

     3). Следы в виде веществ.

     4). Следы в виде микроорганизмов.

     По  размерам следы подразделяются на макроследы и микроследы (сюда условно относят  объекты массой до 1 мг или имеющие  размеры до 1 мм в наибольшем измерении).

     Микроследы  в свою очередь делятся на трассологические и нетрассологические. Микротрассологические следы, в свою очередь, делятся на микрочастицы и микроорганизмы.

     Следы можно классифицировать по видам  и способам совершенных преступлений. Так, например, для различных механизмов убийства являются типичными следующие микрочастицы. При убийствах, сопряженных с половыми преступлениями на жертве – на верхней и нижней одежде, головном уборе, обуви, на волосах, на внутренней поверхности носа, во рту, на зубах и в промежутках между ними, в дыхательных путях, на обнаженных участках тела (лице, шее, руках), в подногтевом содержимом, на лобке, промежности, ягодицах, бедрах, в половых органах и на их поверхности, в области ануса и в прямой кишке, в местах повреждений и укусов, на различных предметах (сумках, часах и т.п.) остаются микрочастицы, происшедшие от преступника (орудия преступления, его одежды, обуви, волос с головы, иногда ресниц, бровей, усов, бороды, груди, лобка; клетки эпидермиса, ороговевшие и отслоившиеся с поверхности тела, пота, слюны, крови, спермы), а также микрочастиц предметов обстановки места происшествия, растительности, почвы, покрытия пола, поверхности непосредственного места совершения насилия. На преступнике остаются клетки слизистой рта, влагалища, прямой кишки, с места укуса, микрочастицы кала, влагалищных выделений и др.

     При убийстве в драке на преступника и потерпевшего попадают частицы от предметов обстановки места происшествия, его грунта и растительности. Наибольшая концентрация микрочастиц волокон одежды, клеток эпидермиса образуется в местах нанесения ударов, в области повреждений, в местах сильного трения и давления в процессе борьбы, на руках или на перчатках, подногтевом содержимом.

     При убийстве, сопряженном с разбойным нападением на одежде, особенно на рукавах, и на руках преступника, преимущественно в подногтевом содержимом, остаются микрочастицы, отделившиеся от предметов, среди которых преступник искал и нашел похищенное затем имущество, а на этих вещах и предметах – микрочастиц, перешедшие с преступника.

     При убийстве с использованием тупых и колюще-режущих орудий сами орудия принимают на себя микрочастицы поврежденных тканей и органов человека, его одежды, различных преград, предметов обстановки, грунта и растительности и в то же время оставляют микрочастицы материала, из которого изготовлены. Минимальное количество микрочастиц обнаруживается на стороне клинка, составляющей с одеждой острый угол. Максимальное количество микроволокон возникает при причинении ранений с дополнительным разрезом, минимальное – при повреждении одежды, без причинения или с причинением неглубоких ранений.

     При совершении убийства из огнестрельного оружия микрочастицы продуктов выстрела (копоти, капсюльного заряда) откладываются на лице – при стрельбе из длинноствольного оружия (винтовки, оружья); на кисти руки при стрельбе из короткоствольного оружия (пистолета, револьвера), на одежде стрелявшего; в большом количестве микрочастицы обнаруживаются на внутренней поверхности носа стрелявшего или лица, присутствовавшего при выстреле, как в помещении, так и на открытой местности. Микрочастицы копоти, смазки, несгоревшие порошинки откладываются на одежде, теле, ранах, в носу, во рту, в дыхательных путях потерпевшего; остаются на поверхностях и в глубине эпидермиса вокруг входных отверстий и по ходу раневых каналов. Проведение микрохимических экспертиз на следы металлизации в ранах позволяет определить вид ранящего снаряда (оболочечная, безоболочечная пуля).

     При убийстве посредством удушения на руках и в подногтевом содержимом преступника оказываются микрочастицы одежды потерпевшего, материала и загрязнений петли-удавки, кляпа, других вещей, которыми закрывались дыхательные пути. При сдавливании шеи петлей-удавкой, руками, закрытии дыхательных путей кляпом, другими предметами происходит взаимопереход микрочастицы с этих предметов на тело потерпевшего и наоборот, на шею потерпевшего переносятся микрочастицы материала петли-удавки, а на нее – клетки эпидермиса. На лицо, губы, внутреннюю поверхность носа и рта, на зубы и в промежутки между ними, в дыхательные органы переходят микрочастицы кляпа, а на него микрочастицы клетки эпидермиса, слизистой носа и рта, слюна, выделения из носа. При удавлении руками на них переходят клетки эпидермиса, следы пота с шеи жертвы, а на нее – клетки эпидермиса, загрязнения, следы пота с рук убийцы. При повешении трупа (при инсценировке) или потерпевшего происходит взаимопереход частиц одежды преступника и жертвы, рук преступника и одежды, кожи шеи жертвы, а также петли и опоры, на которой крепится петля, обуви преступника и подставки или грунта.

     При убийстве с использованием средств транспорта (ТС) путем наезда на передних частях транспорта (бампере, капоте, крыльях) отлагаются частицы одежды, волос, различных предметов потерпевшего, клеток организма потерпевшего, а на нем (на одежде, теле, руках) – микрочастицы металла, стекла, краски, древесины, загрязнений. На месте происшествия могут остаться, кроме перечисленных, и микрочастицы резины, ГСМ, груза, находившегося на ТС, а на нем микрочастицы предметов окружающей обстановки, в том числе на ходовой части МЧ покрытия места происшествия и пути движения до и после совершения преступления. При выбрасывании потерпевшего из ТС на ходу на нем и преступнике появляются микрочастицы, характерные для борьбы, преодоления сопротивления. Во время совместной перед убийством поездки преступника и потерпевшего в автомобиле происходит взаимоперенесение микрочастиц одежды и материала покрытия сиденья или его чехла, наслоений на обуви и на коврике пола автомобиля.

     При убийстве с использованием взрывчатых веществ (ВВ) в местах повреждений и на окружающей обстановке возникают МЧ продуктов взрыва, взрывного устройства (ВУ), средства взрывания, упаковки, средств доставки. Эти следы обнаруживают: в помещении – в следах окопчения в виде радиальных полос, расходящихся веерообразно от очага пожара на значительное расстояние; на вертикальных поверхностях (на стенах, окнах, дверях и др.); на местности – в следах опаления растительности, окопчения грунта, на гребне, стенках, дне воронки, в воде (если она есть в воронке); на частях разрушенного автомобиля и т.п.; на сохранившихся частях ВУ, средств взрывания, упаковки и доставки; на одежде, обуви и теле потерпевшего (в повреждениях, на руках, открытых частях тела, во рту, в носу, в дыхательных органах); на спичках, окурках и других предметах, использовавшихся для воспламенения огнепроводного шнура; на иных предметах, оставленных виновным на месте происшествия.

     Убийство с использованием огня сопровождается проникновением микрочастиц копоти и иных инородных частиц в дыхательные пути и кровеносные сосуды потерпевшего и образованием в крови карбоксигемоглобина (соединение окиси углерода с гемоглобином). В аорте и на ее внутренней оболочке обнаруживается множество частиц копоти, фрагменты не полностью сгоревшей древесины и текстильных волокон, что свидетельствует о прижизненном пребывании человека в очаге пожара. Отсутствие этих микрочастиц указывает на то, что смерть наступила до воздействия пламени. При убийстве с использованием огня на остатках несгоревших вещей можно обнаружить микрочастиц волокон ткани одежды преступника; на одежде и обуви подозреваемого можно найти микроследы горючих веществ, используемых для поджога, следы обстановки места происшествия и т.п.

     При совершении убийства путем утопления во внутренние органы и трубчатые кости в изобилии поникают элементы фито- и диатомого планктона и другие инородные частицы. Обнаружение микроскопических диатомовых водорослей в трупе свидетельствует о том, что человек попал в воду живым. Если преступник входил в воду, то на его одежде и обуви или на теле остаются аналогичные частицы. При утоплении путем сбрасывания человека в воду, не умеющего плавать либо с привязанным грузом, происходит взамоперенос микрочастиц одежды и тела преступника и потерпевшего, при этом микрочастицы остаются в подногтевом содержимом, в области повреждений. При использовании груза, на нем и на средствах его крепления обнаруживаются микрочастицы волокон ткани от одежды преступника, места прежнего хранения, а на одежде, руках, в подногтевом содержимом преступника – микрочастицы, отделившиеся от груза.

     При убийстве путем отравления микрочастицы ядовитых веществ находятся как в организме потерпевшего, так и месте приготовления преступником отравы- на упаковке, в посуде, а также на месте происшествия – в остатках пищи, продуктах, полученных посылкой, в рвотных массах и иных выделениях. При убийстве, когда пытаются инсценировать неосторожное обращение с ядом, самоубийство либо отравление недоброкачественными продуктами, микрочастицы ядовитых веществ обнаруживаются в организме потерпевшего и преступника, на их вещах и предметах.

     При убийстве путем сбрасывания с высоты микрочастицы, отделившиеся от потерпевшего и преступника, наносятся на предметы обстановки и грунт того места, откуда был сброшен потерпевший, а микрочастицы от этого места – на одежду, обувь и тело потерпевшего и преступника. При инсценировке наличие, характер и локализация микрочастиц, как правило, не согласуются с версией подозреваемого.

     При убийстве посредством электротока на теле потерпевшего в области электрометок обнаруживаются микрочастицы металлов; на электропроводниках могут быть микрочастицы в виде малых шариков. По ним можно определить, где произошло короткое замыкание. Отсутствие указанных микрочастиц на теле и в проводниках подтверждает версию об инсценировке.

     При детоубийстве с последующим сокрытием трупа на упаковке трупа и вещах, обнаруженных при нем, наслаиваются микрочастицы волокон ткани материнской одежды, сумки и других средств переноски трупа, а также микрочастицы, отделившиеся от предметов, с которыми соприкасались перечисленные объекты.

 
    1. Этапы обнаружения, фиксации и изъятия следов.

     При расследовании и раскрытии преступлений очень часто в качестве доказательной  базы используются различные следы. Использование такого рода доказательств  требует соблюдения определенных технических, тактических и процессуальных правил, которые направлены на выявление соответствующей информации и приобщении ее к материалам уголовного дела. Но при этом необходимо приобщать выявленную информацию к материалам уголовного дела в форме описания следов в протоколе осмотра места происшествия или отдельного предмета, а также следует приложить копии и фотографии следа вместе с его оригиналом.

     Следы на месте происшествия, теле и одежде преступников и потерпевших, а также следы на различных предметах выявляются в ходе следственного осмотра и освидетельствования, которые в свою очередь являются процессуальными действиями.

Информация о работе Участие в механизме и способе совершения преступления