Детерминанты преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

Область действия причин – это прежде всего стадии мотивации и принятия решения, когда речь идет о формировании мотива, цели, определении средств ее достижения именно как преступных. Избрание же среди криминальных данных конкретных средств (вымогательство либо мошенничество, выбор конкретного объекта преступного посягательства, причинение конкретного вреда в соответствующих условиях места и времени) определяется в значительной мере условиями. Такими условиями могут быть обстоятельства, характеризующие состояние внешней среды (состояние охраны различных объектов, степень раскрываемости и потому разная степень безопасности совершения разных деяний и т.д.), а также те обстоятельства, которые характеризуют самого человека (наличие криминальных профессиональных навыков и т.п.).

Содержание

1. Теории причинности в криминологии. Факторы, влияющие на преступность. Классификация причин и условий преступности

3
2. Характеристики основных факторов преступности на современном этапе развития нашего общества и механизм их действия

8
3. Детерминанты различных видов преступности 12
4. Функционирование системы уголовной юстиции, правоохранительных органов как фактор сдерживания преступности. Его реальная значимость.

16
Нормативно-правовые источники 23
Используемая литература 24

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

4.Функционирование системы уголовной юстиции, правоохранительных органов как фактор сдерживания преступности. Его реальная значимость. 

     Большую группу составляют специализированные субъекты профилактики преступлений. Общим системообразующим признаком в данном случае является предназначенность для борьбы с преступностью и другими правонарушениями (включая их предупреждение и профилактику), которая у этих субъектов представляет собой единственную либо профилирующую, основную (одну из основных) функцию.

     В этой группе также различаются государственные и негосударственные субъекты. Конституирующим признаком государственных субъектов специально-криминологической профилактики является их принадлежность к системе правоохранительных органов государства. Это органы прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, юстиции, таможенной и пограничной службы и некоторые другие, а также суды (общей юрисдикции и арбитражные).

     Отнесение судов к правоохранительным органам  основано на общепринятых представлениях о задачах, функциях и сущности правоохранительной деятельности в целом. Так решается вопрос и в Концепции судебной реформы в Российской Федерации, где говорится, что суд должен занять центральное место в системе правоохранительных органов, осуществляя как прямой, так и косвенный контроль за несудебным (досудебным) производством. К сожалению, в последние годы наметилось дистанцирование судов от системы правоохранительных органов, которое нанесло определенный вред делу обеспечения законности и правопорядка в стране. На это обращали внимание многие авторы.

     Правоохранительные  органы призваны осуществлять контроль и надзор за исполнением законов, реагировать в установленном  законом порядке на их нарушения, привлекать к юридической ответственности  виновных лиц. При этом предупреждение преступлений и других правонарушений, по прямым указаниям закона, относится к одной из основных их функций.

     Анализ  законов, устанавливающих статус, компетенцию  правоохранительных органов, свидетельствует  о том, что применительно к  каждому из них имеются юридически обязательные предписания, определяющие задачи и функции этих органов в области предупреждения преступности, а в ряде случаев более конкретно – в сфере криминологической профилактики как деятельности по выявлению и устранению (блокированию, нейтрализации) причин и условий преступлений и других правонарушений.

     Так, Закон РФ от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» к основным функциям системы безопасности относит  прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления (ст. 3). Это общее законодательное положение, принятое в декабре 2010 г., касается не только Совета Безопасности РФ, но и всех органов законодательной, исполнительной и судебной властей, а также органов прокуратуры, принимающих участие в обеспечении безопасности России как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, к которым относится и преступность.

     В соответствии с Законом РФ от 7 февраля 2011 г. «О полиции» одной из ее задач являются «предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений» (ст. 2). Среди обязанностей полиции в Законе предусмотрены такие, как «пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности» (п. 2 ст. 12); «оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует» (п. 3 ст. 12). Среди полномочий полиции предусмотрено ее право вносить руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных (п. 12 ст. 13).

     Специфика профилактической работы в отдельных  службах и подразделениях ОВД  зависит от того, какое место в  их общей деятельности занимает профилактика преступлений, на какой объект она ориентирована, каковы реальные профилактические возможности конкретной службы и подразделения.

     В Положении о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960, среди ее задач предусмотрена организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, отнесенных к подследственности органов ФСБ, а также террористической и диверсионной деятельности. Органы Федеральной службы безопасности осуществляют мероприятия по предупреждению шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и некоторых других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено к их ведению, а также деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, преследующих цель насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации.

     Что касается уголовно-исполнительной системы, то разработчики Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» ухитрились даже не упомянуть о предупреждении (профилактике, предотвращении) преступлений и других правонарушений, о выявлении и мерах по устранению их причин и условий ни в формулировке задач уголовно-исполнительной системы (ст. 2), ни при определении обязанностей и прав учреждений, исполняющих наказания (ст. 13, 14). И это, конечно, не случайно: данный Закон принят в июле 1993 г., т.е. во время, если можно так сказать, разгула «розово-демократических» иллюзий в реформировании всей системы уголовной юстиции, принижения значения превентивных подходов к решению задач противодействия преступности. К сожалению, положение не было исправлено при внесении изменений и дополнений в указанный Закон в июле 1998 г. (в связи с передачей уголовно-исполнительной системы Минюсту). Однако постановка перед уголовно-исполнительной системой задачи предупреждения преступлений вполне естественно и логично вытекает из формулировки в Законе целей уголовно-исполнительного законодательства. К ним, в соответствии с ч. 1 ст. 1 УИК РФ, относится, наряду с исправлением осужденных, «предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами».

     В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» органы и войска Федеральной пограничной службы РФ осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в их компетенцию; этим органам и войскам предоставлено право вносить в государственные органы, предприятия и их объединения, учреждения, организации, общественные объединения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, дознание или производство по делам о которых отнесено к их ведению (ст. 30).

     Применительно к таможенным органам задача (или  функция) предупреждения преступлений и других правонарушений среди основных их функций, указана в ст. 408 Таможенного  кодекса РФ 2003 г.

     Закон «О государственной охране» относит  к основным задачам федеральных органов государственной охраны выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах (п. 6 ст. 13). Эти органы также наделены правом вносить обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, порождающих угрозу безопасности охраняемых лиц и объектов (п. 6 ст. 15).

     Предупредительные функции суда как органа, осуществляющего  правосудие по уголовным делам, прямо  вытекают из того, что по указанию закона одной из задач Уголовного кодекса РФ является предупреждение преступлений (ч. 1 ст. 2 УК РФ), среди целей наказания, назначаемого по приговору суда, фигурирует предупреждение совершения новых преступлений (ч. 2 ст. 43 УК РФ).

     При определении целей и функций  прокуратуры в Федеральном законе от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» ее полномочия, обязанности и права по предупреждению преступлений специально не оговорены. Однако они прямо связаны с ее надзорными и другими полномочиями, процессуальным положением, статусом координатора деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Выраженную профилактическую направленность имеют представления прокурора (ст. 24 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»), предостережения о недопустимости нарушений закона (ст. 251).

     В целом на органы прокуратуры возложена  обязанность по:

  • общему надзору за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, местным самоуправлением, органами контроля, военного управления, их должностными лицами, а также за соответствием закону издаваемых ими правовых актов;
  • защите прав и законных интересов граждан;
  • надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • расследованию уголовных дел по преступлениям, отнесенных к компетенции прокуратуры, а также любых других, принятых к ее производству;
  • надзору за законностью в деятельности администраций органов и учреждений, исполняющих наказания и назначенные судом меры принудительного характера, мест содержания заключенных под стражу, за исполнением милицией законодательства об административном надзоре за определенной категорией лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
  • участию в рассмотрении уголовных дел судами.

     Органы  юстиции:

     Нотариат. Удостоверяя юридические факты, разнообразные гражданско-правовые сделки, оформляя наследственные и иные имущественные права, совершая другие действия, направленные на закрепление гражданских прав, нотариусы способствуют предупреждению преступлений и других правонарушений, особенно в сфере экономики.

     Адвокатура. Выступая на предварительном следствии и в суде в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, адвокаты участвуют в исследовании причин и условий преступлений, которые с уголовно-правовых позиций могут рассматриваться как обстоятельства, существенным образом влияющие на меру ответственности. Предупредительный эффект имеет также участие адвокатов в рассмотрении дел по административным правонарушениям, гражданских дел, консультации и разъяснения, даваемые ими по самому широкому кругу юридических вопросов и др.

     Подытоживая сказанное, можно дать обобщенную характеристику правоохранительных органов в качестве субъектов криминологической профилактики с указанием того, что им присущи следующие специфические признаки: а) не просто выделенность задач и функций профилактической деятельности как производных от основной компетенции, но и приоритетность этих задач и функций в рамках обеспечения законности и правопорядка, общественной и государственной безопасности, борьбы с преступностью; б) осуществление предупредительной, в т.ч. профилактической деятельности как в процессуальных, так и частично в непроцессуальных формах; в) наличие у сотрудников, осуществляющих профилактическую деятельность, правомочий представителей власти, включая право применять законные и обоснованные меры государственного принуждения (что является их прерогативой в сравнении с компетенцией других субъектов криминологической профилактики); г) тенденция к специализации предупредительной (в т.ч. профилактической) деятельности в организационном, кадровом, ресурсном обеспечении в сочетании с жестким требованием участия в этой деятельности всех служб, подразделений в меру возложенных на них служебных задач; д) наличие механизма межведомственной координации целенаправленной профилактической деятельности для обеспечения комплексности и взаимоподкрепления принимаемых мер; е) выделение задач и функций предупреждения (профилактики) преступности в самих правоохранительных органах.

 

     Нормативно-правовые источники

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" / 29 декабря 2010 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5374.
  1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О полиции" / "Российская газета", N 25, 08.02.2011
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) / "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  3. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 03.05.2012) / "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198.
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" / "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
  5. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" / "Российская газета" от 6 июня 1996 г. N 106.
  1. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 01.04.2012) "Об учреждениях  и органах, исполняющих уголовные  наказания в виде лишения свободы" / "Ведомости СНД и ВС РФ", 19.08.1993, N 33, ст. 1316.
  1. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" / "Российская газета" от 4 мая 1993 г. N 84
  2. Положение О Федеральной Службе Безопасности Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960.
    

 

Используемая  литература 

  1. Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности. М., 1975.
  2. Денисова Г.С. Социальное расслоение общества как фактор напряженности в городе // Социологические исследования. 1992. №9.
  3. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: Учеб. пособие. М., 1998.
  4. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
  5. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М., 1968.
  6. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений, М., 1976.
  7. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984.
  8. Номоконов В.А. Преступное поведение: детерминизм и ответственность. Владивосток, 1989.

Информация о работе Детерминанты преступности