Естественное и позитивное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 13:43, реферат

Описание работы

Подобно общей философии, философия права также имеет свои отрасли, которые совпадают с отраслями общей философии. Это значит, что в рамках философии права могут различаться онтология, гносеология, аксиология и логика. Правовая онтология определяет природу (сущность, бытие) права.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВ.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

       Философия права - это самостоятельная дисциплина, которая обладает собственной богатой  традицией и специфическим понятийным аппаратом. Несмотря на то, что философия  права имеет длинную и богатую историю, сам термин «философия права» возник сравнительно поздно, в конце XVIII века. Первоначально термин «философия права» появился в юридической науке. Его автором был немецкий юрист Г. Гуго, который пользовался им для более краткого обозначения «философии позитивного права».

       Широкое распространение данный термин получил  с гегелевской «Философией права» (1820 г.) немалая значимость и влияние  которой сохранились до наших  дней. Предмет философии права  Гегель формулировал следующим образом: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление».

       Задача  философии права, по Гегелю, состоит  в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие  в основе права, что возможно лишь с помощью правильного мышления и философского познания права.

       Тема  данной курсовой работы, «Естественное  и позитивное право», является актуальной в наше время так как любое право, а особенно естественное и позитивное будет всегда актуальна в нашем мире. Исходя из этого формируется цель данной работы. А именно цель заключается в изучении темы «Естественное и позитивное право». 

       Для этого мне надо изучить данную тему и разобраться в главах. А  точнее в главе первой «Естественное  право», которая включает в себя классическую философию права, Кантианскую философию права, Гегельскую философию права и Марксистскую философию права, а так же право и мораль, право и договор. А во второй лаве рассмотрим «Позитивное право», которая включила в себя право и религия, право и власть. В третий главе рассмотрим соотношение естественного и позитивного права.

       В современной мировой науке существует несколько определений философии  права, которые, порой различны между  собой. Данные определения будут  рассмотрены нами далее в работе. Вопрос о предмете философии права  является дискуссионным не только в мировой философии, но и в отечественной марксистской философии. Но, несмотря на все противоречия, сегодня с уверенностью можно констатировать, что философия права является особым, строго очерченным направлением изучения на стыке правоведения и философии.

       При этом нельзя забывать, что формирование и развитие философии права как  особой самодостаточной научной  дисциплины не просто продукт неких  умозрительных операций за письменным столом по соединению фрагментов философии  и правоведения. Это - обусловленная самой логикой жизни и рассматриваемых областей знаний интеграция философских идей и данных правоведения.

       Философия права занимается исследованием  смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в  мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

       При изучении данного вопроса исследователи  рано или поздно сталкивались с проблемой  различения и соотношения права  и закона, которая имеет определяющее значение для любого теоретически последовательного правопонимания и тем самым способствует обозначению предметной области философии права.

       Прошлые и современные философские учения о праве включают в себя тот  или иной вариант различия права  и закона. Речь идет о различии права по природе и права по человеческому установлению, права естественного и права волеустановленного, справедливости и закона, философского права и позитивного права (термин «позитивное право» возник в средневековой юриспруденции и обозначал отрицание необходимости и возможности философии права) и т. д.

       За  этим терминологическим разнообразием  по сути дела лежит то, что в теоретически обобщенной форме мы обозначаем право  и закон, их различение и соотношение.

       Как сами философские учения непосредственно, так и соответствующие философские интерпретации права оказывали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. В то же время юриспруденция, теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое влияние на философские исследования правовой тематики. Несмотря на то, что со второй половины XIX века философия права стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться на юридических факультетах, ее развитие остается и по сей день тесно связанным с философской мыслью.

       Степень развитости философии права, ее реальное место и значение в системе  философских и юридических наук напрямую зависят от общего состояния философии и юриспруденции в стране, от политико-идеологических факторов, а также научных традиций.

       В нашей философской литературе философия  права, ранее разрабатывавшаяся  в рамках общей теории государства  и права в качестве ее составной  части, постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины наряду с теорией государства и права, социологией права историей правовых и политических учений и другими предметами.

       И в таком качестве философия права  призвана выполнять ряд функций методологического, гносеологического и аксиологического характера.  

 

1. Естественное право

       Подобно общей философии, философия права  также имеет свои отрасли, которые  совпадают с отраслями общей  философии. Это значит, что в рамках философии права могут различаться онтология, гносеология, аксиология и логика. Правовая онтология определяет природу (сущность, бытие) права.

       Правовая  гносеология устанавливает, можно  ли познать право. Ее задача заключается  в том, чтобы оценить эффективность  эмпирического познания права.

       «Правовая аксиология - это дисциплина, задача которой заключается в систематизированном и целостном ответе на основные вопросы права: должно ли право претворять в жизнь ценности, и если должно, то какие? Должен ли человек активно бороться за выбор этих ценностей и их осуществление или это происходит стихийно, без его сознательного участия? Существуют ли объективные, бесспорные ценности или они являются субъективными, произвольными? Правовая аксиология определяет, какие ценности являются правовыми, т. е. какие ценности должно претворять в жизнь право, какова их природа, являются ли они субъективными или объективными, каково их соотношение, отношение к другим, неправовым ценностям, каким образом и в какой степени они могут быть познаны, могут ли они быть реализованы, и если да, то в какой мере.»1

       Главная задача правовой логики - установить, существует ли особая правовая логика, каковы основные логические правила правового мышления и как они конкретно применяются  в области права.

       Философское же постижение правовой реальности началось с разграничения права на естественное и позитивное (положительное). Суть идеи естественного права заключается в том, что наряду с правом, созданном людьми и выраженном в законах, существует естественное право - сумма требований, в своей исходной основе рожденных непосредственно, без какого-либо людского участия, самой, натуральной жизнью общества, «природой», объективными условиями жизнедеятельности, естественным ходом вещей. К числу таких требований относятся, например, право первенства, право старшинства, право народов на определение своей судьбы и т. д..

       Естественно-правовой подход связывает рассмотрение юридических  проблем с основными человеческими  ценностями: свободой, правом на жизнь, независимым статусом человека и др. В то же время он ориентирует на естественную, а, следовательно, живую, развивающуюся действительность, в том числе и с точки зрения требований и норм, касающихся взаимоотношений с природой. Как показал Г. В. Мальцев, в отношении прав человека, обращенных к природе, природной среде, требуется «переосмысление на базе новейших естественно - научных и общественных знаний идеи естественного права и естественной справедливости ... указывающих на меру и нормы, с которыми должен считаться человек, стремясь установить сбалансированные отношения между обществом и природой».

       Естественно-правовой подход при рассмотрении вопросов права  имеет существенное методологическое значение еще и потому, что требования естественного права обладают свойствами, близкими к свойствам явлений природного, естественного порядка. А именно - абсолютной безусловностью, категоричностью, неподвластностью конкретным ситуациям (в том числе произволу, усмотрению отдельных лиц), неотвратимостью спонтанного наступления отрицательных последствий при игнорировании естественно-правовых требований.

       В реальной человеческой жизни некоторые  элементарные требования жизнедеятельности (такие, как императивы «старшинства», «первенства», «очередности») действительно  довольно прочно утвердились в виде безусловных, бесспорных.

1.1. Классическая философия права

1.1.1. Кантианская философия права.

       Философия права Иммануила Канта (1724 - 1804) в  систематическом отношении примыкает  к «Критике практического разума». Кант считает возможной независимую  от опыта философию права и разрабатывает эту философию, обосновывая нормативные принципы права a priori. Сначала он ведет речь об априорных основаниях правового строя.

       Согласно  Канту, существуют определенные «чистые» (от опыта) представления сознания, наблюдения и идеи, данные человеку от опыта (a priori) и необходимые для того, чтобы опыт был возможен, чтобы он протекал в формах, доступных человеческому пониманию.

       Само  понятие права Кант считал априорным, однако это не означает, что его  суть является непосредственно доступной познанию: «Понятия, данные в a priori, (например, право, причина, субстанция, справедливость и т. д.), строго говоря, не поддаются дефиниции».

       Кант  понимал, что проблема правопонимания столь важна сама по себе, сколь  важно ее правильно поставить, сформулировать. «Вопрос о том, - писал он, - что такое право, представляет для юриста такие же трудности, какие для логики представляет вопрос, что такое истина».

       Индивид, по Канту, есть существо, в принципе способное стать «господином  самому себе» и потому не нуждающееся во внешней опеке при осуществлении того или иного ценностного и нормативного выбора. Но далеко не всякий использует индивидуальную свободу только для реализации «категорического императива», сплошь и рядом она перерастает в произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. Оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Никто не вправе предписывать человеку, ради чего он должен жить, в чем ему надо видеть свое личное благо и счастье. Тем более нельзя добиваться от него угрозами, силой, выполнения этих предписаний.

       «Истинное призвание права - надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида.»2

       Осуществление права требует того, чтобы оно  было общеобязательным. Для этого  право наделяется принудительной силой. Иначе нельзя заставить людей соблюдать правовые нормы, нельзя воспрепятствовать их нарушению и восстанавливать нарушенное. Если право не снабдить принудительной силой, оно окажется не в состоянии выполнить уготованную ему в обществе роль. Сообщить праву такое нужное ему свойство способно лишь государство - исконный и первичный носитель принуждения.

       Кант  многократно подчеркивал необходимость  для государства опираться на право, ориентироваться в своей  деятельности на него, согласовывать  с ним свои акции. Отступление от этого положения грозит потерей доверия и уважения своих граждан.

       Кант  не считал, что его концепция имеет  отношение к праву. Его собственное  понимание права было иным: право, утверждал он, относится к области  практического, а не критического разума, к которой принадлежат априорные знания. Его последователи восприняли не кантовскую, а неокантианскую философию, которая считала, что априорные знания существуют и в области практического разума.

Информация о работе Естественное и позитивное право