Естественное и позитивное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 13:43, реферат

Описание работы

Подобно общей философии, философия права также имеет свои отрасли, которые совпадают с отраслями общей философии. Это значит, что в рамках философии права могут различаться онтология, гносеология, аксиология и логика. Правовая онтология определяет природу (сущность, бытие) права.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВ.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

1.1.2. Гегельянская философия  права

       Специфический смысл философии права Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831), как отмечается В. С. Нерсесянцем, раскрывается в его расхождении с естественно-правовой концепцией Канта.

       Достижения  гегелевской философской мысли  в области социальных, политических и правовых проблем отражены в работе «Философия права».

       «Философия  права», представляющая собой философскую  науку о праве, является «частью  философии», а именно той частью, которая принадлежит философии  объективного духа. Раскрытие объективного духа дается через раскрытие диалектического движения понятия права от его абстрактных форм до конкретных, от абстрактного права - к моральности, а затем к нравственности (семье, гражданскому обществу и государству).

       В утверждении о том, что со ступени  объективного духа начинается проблематика философии права, Гегель ссылается на анализ всего предшествующего развития духа. Философия права в качестве части философии имеет «определенную исходную точку, которая есть результат и истина того, что ей предшествует и что составляет ее так называемое доказательство. Поэтому понятие права по своему становлению трактуется вне науки права, его дедукция предполагается здесь уже имеющейся и его следует принимать как данное».

       Понятия права и свободы, как исходные моменты и содержание объективного духа, подготовлены в ходе развития субъективного духа. В этом смысл гегелевской отсылки к предшествующим разделам своей системы философии.

       Идея  права как предмет философии  права означает единство понятия  права и наличного бытия права, получаемого в ходе осуществления, объективации понятия права.

       Свою  концепцию философии права Гегель разрабатывает и трактует именно как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, которая, занимаясь  позитивным правом (законодательством), имеет дело, по его характеристике, лишь с противоречиями. Задача философии права состоит в постижении мыслей, лежащих в основании права, а подлинная мысль о праве есть его понятие, диалектика которого раскрывается в «Философии права».

       В структуре политико-правового содержания гегелевской философии права можно выделить два компонента:

  1. конкретно-исторический компонент - исторически конкретные политические и правовые взгляды, развитые Гегелем в «Философии права»;
  2. теоретический компонент - совокупность политически значимых концептуальных положений, вытекающих из гегелевского применения диалектики в сфере политики.

       Сам Гегель, говоря о своеобразии собственного философского рассмотрения проблем  права и государства в «Философии права», акцентировал внимание на теоретико-концептуальной стороне своего политико-правового учения. Понятие права самоуглубляется и движется от абстрактного к наивысшему, то есть, к конкретному, истинному. В ходе этого движения абстрактные формы обнаруживают свою несостоятельность и как неподлинные и неистинные, «снимаются».

       Своеобразие философии права Гегеля наряду с  принципиальными особенностями  его диалектического метода во многом обусловлено и той спецификой, которая присуща его концепции  правопонимания.

       Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Диалектика этой воли совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода составляет основное определение воли.

       Понятие «право» употребляется в гегелевской  философии права в трех значениях:

  1. право как свобода (идея права);
  2. право как определенная ступень и форма свободы (особое право);
  3. право как закон (позитивное право).

       1. На ступени объективного духа, где все развитие определяется  идеей свободы, «свобода» и  «право» выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться «философией свободы». Отношения «свободы» и «права» опосредуются через диалектику свободной воли.

       2. Система права как царство  реализованной свободы представляет  собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных). Каждая ступень конкретизации права есть определенное наличие свободной воли, а, следовательно, и особого права. Эти «особые права» даны исторически и хронологически одновременно. Они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.

       На  вершине иерархии «особых прав»  стоит право государства, над  которым возвышается лишь право  мирового духа. Окончательно истинно  лишь право вышестоящей ступени.

       3. Право как закон (позитивное  право) является одним из «особых прав». Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть, определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право».

       Превращение права в себе в закон путем  законодательства придает праву  форму всеобщности и подлинной  определенности. Предметом законодательства могут быть только внешние стороны  человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

       Различая право и закон, Гегель одновременно стремится в своей конструкции исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он превращение различия между естественным или философским правом и позитивным правом в противоположность и противоречие между ними.

       Гегель  признает, что содержание права может  быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все данное в форме  закона есть право. Закон (по понятию) - это конкретная форма выражения  права.

       Специфика философии права Гегеля проявляет себя в стремлении доказать неистинность и недействительность различения права и закона.

       В гегелевском учении тремя основными  уровнями развития права являются:

  1. абстрактное право (включает в себя проблематику собственности, договора и неправды; учение о морали - умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть; учение о нравственности - семью, гражданское общество и государство);
  2. мораль;
  3. нравственность.

       Гегель  обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных, на наш взгляд, несколько опережая свое время.

       В философии права Гегеля мысль  о полисном правлении (о полисе - государстве как высшей и совершенной  форме общения) синтезируется с  доктриной «господства права». Само государство, по его мнению, есть правовое образование.

       Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние  на последующую историю политико-правовой мысли. Оно давало широкий простор  для обоснования как консервативных, так и критических, оппозиционных  воззрений.

1.1.3. Марксистская философия права

       Концепция Карла Маркса (1818 - 1883) и Фридриха Энгельса (1820 - 1895) в своей трактовке  права не отрицает его связи с  социальными идеалами, нравственными  нормами, культурой, равно как и  необходимость ценностного подхода  к праву, а также не считает право только функцией экономического процесса.

       Марксизм  считает позитивное право вторичной  реальностью, отражением истинного  положения дел, выражающегося в  определенных общественных отношениях. Именно воля господствующего класса выполняет в марксизме роль естественного права.

       Право как мера свободы определяется экономическими отношениями, в которых коренится  «правовая природа вещей», то есть социальная норма, обладающая в силу своей объективной природы общеобязательностью, и требующая законодательного закрепления. Правовые нормы возникают на определенном этапе исторического развития, когда образование новых общественных отношений приводит к перераспределению собственности внутри общества, к ее сосредоточению в руках небольшой его части, то есть в условиях расслоения общества на классы, формирования частной собственности. Во все времена существовали все виды свободы, «но только в одних случаях - как особая привилегия, в других - как всеобщее право».

       Марксистская  философия права - это широкое  направление, включающее разнообразные внутренние школы, среди которых одной наиболее значительной является марксистско-ленинская философия права.

       В основе марксистско-ленинской философии  права лежит тезис о том, что  право является выражением и закреплением воли экономически господствующего класса. Как и государство, оно является продуктом классового общества. Его содержание носит классово-волевой характер. Возникновение и существование права объясняется необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Сущность права заключается в его классовости и материальной обусловленности.

       Всякое  право - это применение одинакового  масштаба к различным людям, которые  на деле неодинаковы, не равны друг другу. При равном труде, при равном участии в общественном потребительском фонде один получает на самом деле больше, чем другой, и окажется богаче другого. Чтобы избежать всего этого, право вместо того, чтобы быть равным, должно быть неравным, учитывать естественное неравенство людей.

       Конкретизируя положения Маркса, Владимир Ильич  Ленин (1870 - 1924) пишет, что право отмирает полностью тогда, когда общество осуществит правило: «от каждого  по способностям, каждому по потребностям», то есть когда люди настолько привыкнут соблюдать основные правила общежития и когда их труд будет настолько производителен, что они добровольно будут трудиться по способностям.

       В соответствии с марксистско-ленинской  концепцией в основе возникновения  права, его функционирования и неизбежного отмирания лежат классово - экономические причины.

1.2. Право и мораль. Право и договор

       Мораль - это форма духа, которая возникает  непосредственно из угасания одержимости  религиозной идеи. Когда люди перестают  видеть ясный смысл в совместном существовании, главной силой, удерживающей их в рамках общественно приемлемого поведения, становится абстрактное внутреннее чувство, позволяющее различить что хорошо, а что дурно.

       В ряде случаев на фоне кризиса исходной религиозной идеи возникает ситуация религиозного плюрализма. Множество религий, выдвигая различные требования к человеческой активности, разрушают единство и стабильность общества. Результатом конкуренции религий становится выделение системы таких требований, которые всеобщи для большинства религий. Данная система и есть мораль. Мораль, таким образом, вбирает в себя все известные в данном обществе требования различных религий, которые способствуют единству и стабильности данного общества.

       Право формируется как превращенная мораль только в тех случаях, когда моральный кризис общества сопровождается отсутствием почвы для формирования исторических традиций или когда присутствует множество различных, в том числе и исключающих друг друга обычаев.

       Достаточно  часто путаница в разрешении вопроса  о соотношении права и морали основывается на неразличении морали и нравственности. Моральность каких-либо требований, как и их правовой характер, являются лишь признаками формы этих требований, но не их содержания. По содержанию одно и то же требование может быть моральным и правовым, в зависимости от того, в какой форме оно выражается - в форме абстрактного внутреннего императива или в форме внешнего силового требования. Нравственность - это характеристика содержания требования. В этом плане и правовые и моральные требования могут быть безнравственными, т. е. такими, которые исключают ситуации, в которых индивид должен жертвовать своими интересами ради интересов других людей.

       Однако  право и мораль могут расходиться  в своих требованиях, и тогда  возникают вопросы: законно ли следовать морали и морально ли соблюдать закон?

       Мораль  положительно оценивает право, если его содержание соответствует нравственным ценностям, и осуждает нарушения  правопорядка, особенно прав и свобод граждан. Это осуждение относится  и к тем случаям, когда нарушаются морально безразличные правовые нормы (нормы, определяющие структуру организаций и порядок их деятельности, порядок ведения протокола судебного заседания и т. п.). Однако там, где выполнение таких действий входит в чьи-либо обязанности (работников суда, нотариальной конторы), нарушение указанных норм (медлительность, небрежность) влечет моральное порицание виновных в этом работников.

Информация о работе Естественное и позитивное право