История развития криминологии в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:02, реферат

Описание работы

Противостояние общества и преступности насчитывает не одно тысячелетие. За этот достаточно длительный период у человечества в борьбе с социальным злом были и успехи и неудачи. В отдельные исторические периоды в некоторых регионах удавалось снизить уровень нарушений социальных норм до такого минимума, что люди переставали воспринимать правонарушения как необходимую закономерность: свободно перемещались по стране без страха подвергнуться нападению, не пользовались дверными замками, честное слово было более надежной гарантией, чем судебная репрессия. Обществу известны феномены свободы от преступности — в отдельных странах возникали такие зоны (в основном это религиозные центры), этнографами описаны древние социумы, культура которых исключала преступность. Однако полностью избавиться от криминала не удалось ни одному государству, ни одной общественной системе. Более того, успех в противодействии преступности иногда казался настолько труднодостижимым, что криминальный феномен начинали рассматривать как неизбежного спутника социального развития: чем дальше шло общество по пути так называемого прогресса, тем глубже погружалось оно в пучину социальных катаклизмов, экологических катастроф и тем пышнее расцветала на этой благодатной почве преступность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. История криминологии до нашей эры……………………………………......6

1.1 Истоки криминологии………………………………………………………...6

1.2 Развитие криминологической мысли в Древнем мире………………….….9

1.3 Рассуждения о преступности философов до н.э……………………….......16

1.4 Криминологическая мысль в Древнем Риме………………………...…….21

2. Развитие криминологии с IV по V века н.э……………………..……..…….24

2.1 Криминология в средних веках……………………………………………..24

3. Развитие криминологии с XIII по XVIII века н.э………………………..….27

3.1 Рассуждения о преступности философов средневековья …………...……27

Заключение……………………………………………………………………....29

Список литературы…………………………………………..…………………..32

Работа содержит 1 файл

Реферат по Криминологии.docx

— 58.98 Кб (Скачать)

     В Древней Греции особое значение придавалось  государственному устройству как фактору, обуславливающему уважение к законам  и исполнение их. Протагор отмечал, что общественная жизнь есть результат  политического искусства. Искусство  руководителя заключается в создании такого государственного устройства, при котором все люди будут  убеждены в справедливости законов  и будут считать за благо их исполнение.

     Много полезных законодательных новелл греки  переняли у других народов. Например, египетский царь Амасис в VI в. до н. э. обязал каждого египтянина ежегодно объявлять  правителю округа свой доход. Тем, кто  уклонялся от этого предписания  либо не мог представить законного  обоснования высокого уровня жизни, грозила смертная казнь. Великий  реформатор Солон установил в  Афинах такой же порядок. Делать красивую жизнь на основе незаконных доходов стало чрезвычайно непросто, соответственно и стремление к преступной наживе заметно ослабело. С помощью права и фискального аппарата египтянам и грекам удавалось управлять социальными процессами. В этом смысле и нам есть чему поучиться у древних. 

    1. Рассуждение о преступности философами до н.э
 

Платон  развил положение о социальных переустройствах  как факторе, препятствующем преступности. Знаменитый древнегреческий философ  Платон не только высказывал различные мысли о преступности и ее природе, но и провел одно из первых социологических исследований криминального феномена. Платон впервые стал рассматривать нарушения законов как следствие величайшей болезни государства. Одним из главных источников этой болезни он считал междуусобие и раздор бедности и богатства. В целях предупреждения преступлений и беспорядков, по мысли Платона, законодатель должен установить пределы бедности и богатства. Допустимо, чтобы имущество самых состоятельных лишь в 4 раза превышало "богатство" самых бедных. Интересно, что по прошествии двух тысячелетий экономические исследования Л. И. Абалкина практически подтвердили эту догадку философа.

     В трудах Платона мы находим зачатки  бентамовской теории удовольствий и  страданий. По мнению Платона, человек  постоянно пребывает в ожидании скорби и удовольствий. Над всем этим стоит разум, решающий, что из них лучше, что хуже. Платон разбирает  факторы, которые могут удержать людей от нарушения законов. К их числу он относит ожидаемое зло, которое причиняют нарушителям закона; общественное мнение ("как бы нас не сочли за дурных людей"); совестливость и привычку достойного поведения; поощрение правопослушных граждан. Теория борьбы с преступностью у Платона настолько многоаспектна и детальна, что включает не только наиболее эффективные, по мнению автора, меры наказания за различные преступления, но даже и оптимальное количество тюрем в государстве.

     Платон  предписывал законодательствовать, предвосхищая события: устанавливать  законы и угрожать наказанием для  предотвращения вредных поступков. Платон вскрыл отрицательную роль безнаказанности как одной из основных причин проступков.

     Рассуждая о преступности, Платон выступает  не как схоластический философ, строящий свои рассуждения лишь на логических умозаключениях. Свои выводы он основывает на достаточно простых, но все же специальных  криминологических исследованиях. В "Законах", например, мы можем найти социологию мотивов убийств в современных философу Афинах: на первом месте по распространенности — стремление к богатству; на втором — честолюбие; на третьем — стремление скрыть ранее совершенное преступление.

     Аристотель, затрагивая в своих трудах практически  все области научного познания, не оставлял без внимания и преступность. К числу причин преступлений он относит  бедность, необоснованные привилегии определенных социальных слоев и  политическое бесправие других, национальные противоречия ("разноплеменность населения"). Он осуждает культ богатства, отмечая, что величайшие преступления совершаются  из-за стремления к избытку, а не из-за недостатка предметов первой необходимости.

     Отрицая теорию прирожденного преступника, философ отмечал: от самого человека зависит быть достойным или дурным. Не правы те, кто считает, что люди дурны не по своей воле. Ведь если бы это было так, то за дурные дела незачем  было бы устанавливать наказание: нелепо запрещать то, что не во власти человека исполнить.

     Среди мер воздействия на преступность особо он выделяет следующие социальные факторы:

     — справедливое государственное устройство;

     — стабильность законов;

     — беспрекословное их главенство над должностными лицами;

     — борьба с коррупцией (в частности, он предлагает меру, которая могла  бы быть весьма эффективной и сегодня  — запрет одному человеку в государстве  занимать одновременно несколько должностей);

     — развитие экономики, обеспечивающее высокий  уровень жизни ("в том государстве, которое желает иметь прекрасный строй, граждане должны быть свободны от забот о предметах первой необходимости", "в бедном государстве частные  лица корыстолюбивы");

     — предоставление возможности реализовать  в социально полезных формах активность различных слоев населения.

     Борьбу  с коррупцией Аристотель рассматривает  как основу обеспечения государственной  стабильности: "Самое главное  при всяком государственном строе  — это посредством законов  и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам  невозможно было наживаться". "Только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными". Отклонения же от справедливости в государственном строе он считает главной причиной крушения государств.4 "Правонарушения прокрадываются в государственную жизнь незаметно, подобно тому как небольшой расход, часто повторяясь, ведет к потере состояния".5

     В воспитании молодежи Аристотель главным  считал формирование способности подчиняться  законам, восприимчивости к добродетели, податливости законодателю. Он призывал: "Должно молодежь оберегать от соприкосновения  со всем дурным, в особенности с  тем, в чем есть что-либо низменное  или разжигающее ненависть".' Неправда ли, звучит весьма злободневно.

     Немалый интерес представляет исследование Аристотеля о государственных переворотах, их причинах, механизмах и мерах  профилактики. Вот несколько фрагментов:

     "Государственный  переворот имеет целью усилить  или ослабить государственный  строй... Производятся государственные  перевороты путем либо насилия,  либо обмана, причем к насилию  прибегают или непосредственно  с самого начала, или, применяя  принуждение, по прошествии некоторого  времени. И обман бывает двоякого  рода. Иногда, обманув народ, производят  переворот с его согласия, а  затем по прошествии некоторого  времени насильственным путем  захватывают власть уже против  воли народа... Демагоги, желая подольститься  к народу, начинают притеснять  знатных и тем самым побуждают  их восстать, либо требуя раздела их имущества, либо отдавая доходы их на государственные повинности; то они наводят на богатых изветы, чтобы получить возможность конфисковать их имущество".' Как видим, истоки государственных переворотов весьма тривиальны: стремление к переделу собственности, алчность заговорщиков и инертность народа, который позволил себя оболванить. Анализируя причины крушения государств, Аристотель формулирует один из фундаментальных принципов профилактики негативных социальных процессов: "Если нам известны причины, ведущие к гибели государственных устройств, то мы тем самым знаем и причины, обусловливающие их сохранение: противоположные меры производят противоположные действия".

     Подобно Платону он противник чрезмерного социального расслоения: "Лучше всего попытаться посредством соответствующих- законоположений наладить дело так, чтобы никто слишком не выдавался своим могуществом, будет ли оно основываться на обилии друзей или на материальном достатке".

     Основой стабильности государственного строя  Аристотель считает систему воспитания: "Но самое главное из всех указанных  нами способствующих сохранению государственного строя средств, которым ныне все  пренебрегают, — это воспитание в духе соответствующего государственного строя. Никакой пользы не принесут самые  полезные законы, если граждане не будут  приучены к государственному порядку  и в духе его воспитаны". Образец  государственной системы воспитания продемонстрировала Римская империя.

     Древний Рим дал обществу не только примеры  жестких мер воздействия на преступность путем применения таких жестоких и публичных видов наказания, как распятие на кресте, растерзание  дикими животными осужденных преступников при большом скоплении народа, обращение в рабство детей  за непослушание отцу. В Римском  государстве были воплощены многие идеи древнегреческих философов. В  Риме в ходе длительной и изнурительной  войны с Карфагеном, которая потребовала  предельного напряжения национальных сил (практически все мужчины, включая детей и старцев, превратились в воинов), сформировалась особая система воспитания, которая дисциплинировала мужчин, прививала им с раннего детства понятия о воинской чести и доблести, направляла их устремления к достижению вершин воинского искусства и физического совершенства. В Древнем Риме был воспринят и многократно преумножен благодатный опыт Спарты, где военный быт и постоянная готовность к войне определяли весь строй общественной жизни. Эта постоянная готовность держала в тонусе нацию и оказалась мощным средством оздоровления всех областей общественной жизни и эффективной мерой сведения к минимуму противоправных эксцессов. Этот период, несмотря на его драматизм, историки справедливо называют золотым веком великого государства. Именно об отой эпохе Тит Ливии с гордостью писал: "Никогда не существовало государства, в которое бы столь поздно проникли жадность и роскошь и где бы дольше оказывался столь великий почет бедности и воздержанию". 

    1. Криминологическая мысль в Древнем Риме
 

Древнеримские правители периода республики и  начального периода империи в  значительной мере реализовывали наказ  Конфуция о том, что правитель  должен быть образцом для подданных. В Древнем Риме много внимания уделялось развитию религиозности  граждан. При этом отношение к  религии было не столько сокральным, сколько прагматичным. Один из римских  консулов — Цицерон отмечал, что  вера в богов приносит благочестие, полезное государствам.

     Социальное  неравенство нивелировалось особой ролью аристократии в жизни государства. Чем богаче был человек, тем более  сложные функции он выполнял в  жизни общества. Например, наиболее состоятельное сословие не случайно носило название всадников. Богатство  позволяло им приобрести весьма дорогостоящее воинское снаряжение (боевого коня, тяжелое оружие, средства защиты), и в боевых порядках римских легионов они занимали первые ряды. Наиболее бедные вообще не допускались к военной службе. Это считалось справедливым, и такой порядок полагался установлением богов. Его незыблемость практически не подвергалась сомнению. В современном обществе картина, к сожалению, прямо противоположная.

     В Древнем Риме в период консульства  Помпея был проведен один из первых успешных криминологических экспериментов, когда плененных на Средиземном  море пиратов не казнили, а переселили в отдаленные от моря области и  наделили землей, что позволило превратить их из преступников в добропорядочных  слуг общества. Вот как описывает  это событие Плутарх: "Помпеи исходил  из убеждения, что по природе своей  человек никогда не был и не является диким, необузданным существом, но что он портится, предаваясь пороку вопреки своему естеству, мирные же обычаи, перемена образа жизни и  места жительства облагораживают его. Даже лютые звери, когда с ними обращаются более мягко, утрачивают свою лютость и свирепость. Поэтому  Помпеи решил переселить этих людей  в местность, находящуюся вдали  от моря, дать им возможность испробовать  прелесть добродетельной жизни и  приучить их жить в городах и обрабатывать землю".'

     Юлий  Цезарь также реализовал ряд криминологических  идей. По свидетельству Транквилла: "Он усилил наказания преступникам; а так как богатые люди оттого легче шли на беззакония, что все  их состояние оставалось при них, он стал наказывать за убийство гражданина лишением всего имущества, а за иные преступления — половины... Особенно строго соблюдал он законы против роскоши". Интуиция не подвела Цезаря: именно неумеренная роскошь впоследствии стала одной из причин гибели великой  империи.

     Преемник  Цезаря — Август — ввел в государственную  практику использование войск в  полицейских целях: караулы легионеров стали эффективным средством предупреждения разбоев. Приемный сын Августа Тиберий оценил этот опыт как удачный. Став императором, "более всего он заботился о безопасности от разбоев, грабежей и беззаконных волнений. Военные посты он расположил по Италии еще чаще прежнего". Этот опыт в определенной мере нашел отражение в системе полицейских постов в Японии. Карательную политику Тиберий проводил вполне в стиле Гунсунь Яна: "Всякое преступление считалось уголовным, даже несколько невинных слов... Со многими вместе обвинялись и осуждались их дети и дети их детей".' У Сталина и других диктаторов новейшей истории было немало учителей. К слову, в анналах истории помимо практики применения сверхжестких карательных методов можно найти и свидетельства того, что участь самих диктаторов была весьма незавидна: маниакальные депрессии при жизни и презрение потомков после смерти. Вот строки одного из посланий Тиберия сенату: "Пусть волей богов и богинь я погибну худшей смертью, чем погибаю вот уже много дней". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе История развития криминологии в зарубежных странах