История развития криминологии в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:02, реферат

Описание работы

Противостояние общества и преступности насчитывает не одно тысячелетие. За этот достаточно длительный период у человечества в борьбе с социальным злом были и успехи и неудачи. В отдельные исторические периоды в некоторых регионах удавалось снизить уровень нарушений социальных норм до такого минимума, что люди переставали воспринимать правонарушения как необходимую закономерность: свободно перемещались по стране без страха подвергнуться нападению, не пользовались дверными замками, честное слово было более надежной гарантией, чем судебная репрессия. Обществу известны феномены свободы от преступности — в отдельных странах возникали такие зоны (в основном это религиозные центры), этнографами описаны древние социумы, культура которых исключала преступность. Однако полностью избавиться от криминала не удалось ни одному государству, ни одной общественной системе. Более того, успех в противодействии преступности иногда казался настолько труднодостижимым, что криминальный феномен начинали рассматривать как неизбежного спутника социального развития: чем дальше шло общество по пути так называемого прогресса, тем глубже погружалось оно в пучину социальных катаклизмов, экологических катастроф и тем пышнее расцветала на этой благодатной почве преступность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. История криминологии до нашей эры……………………………………......6

1.1 Истоки криминологии………………………………………………………...6

1.2 Развитие криминологической мысли в Древнем мире………………….….9

1.3 Рассуждения о преступности философов до н.э……………………….......16

1.4 Криминологическая мысль в Древнем Риме………………………...…….21

2. Развитие криминологии с IV по V века н.э……………………..……..…….24

2.1 Криминология в средних веках……………………………………………..24

3. Развитие криминологии с XIII по XVIII века н.э………………………..….27

3.1 Рассуждения о преступности философов средневековья …………...……27

Заключение……………………………………………………………………....29

Список литературы…………………………………………..…………………..32

Работа содержит 1 файл

Реферат по Криминологии.docx

— 58.98 Кб (Скачать)

    2.Развитие криминологии с IV по V века н.э 

2.1 Криминология в средних веках. 

   Период, последовавший за крушением Древнеримской империи, в истории получил название средневековья. Символом средневековья в плане борьбы с преступностью стали необычайная жестокость наказаний преступников, а также господство религиозных взглядов на сущность преступности и методы борьбы с этим явлением. Еще Аврелий Августин (354—430), очевидец падения Рима и его разгрома племенами вандалов, развил учение о сущности борьбы людей как противоборства добра и зла, воплощенного в человеческом обличье. Идея противостояния зла и добра появилась на свет задолго до святого Августина. Все дуалистические религии, в том числе и наиболее древняя из них — буддизм, развивали идеи о вечном противоборстве добрых и злых сил. Августин заложил основы концепции свободной воли, в соответствии с которой человек свободен в выборе поступков, и лишь под воздействием злой воли, результата вселения в него злых сил, он совершает то, что принято называть преступлениями. Августин пытался проникнуть в сущность феномена зла: "Откуда это, если все, что создал Бог Добрый — доброе. Большее и высочайшее добро создало добро меньшее, но и Творец и тварь — добры. Откуда же зло?" В поисках решения этой проблемы он делает очень важный методологический вывод: "Зло есть не что иное, как умаление добра". Достаточно сложные и подчас недоступные человеческому разуму процессы трансформации добра приводят к возникновению сил зла, которые суть временное состояние доброй по природе сущности и которые неизбежно рано или поздно, проходя определенный круг трансформации, вновь наберут должную меру добра. Закономерность бытия — стремление к абсолютному добру. Зло же при кажущемся его могуществе всегда находится в подчиненном положении по отношению к добру, оно не может стать абсолютным (все победы зла над добром носят временный характер). Умаление в человеке добра есть лишь процесс — "преступление есть порочное движение души". Зло не приводит к полному исчезновению добра в человеке, у преступников имеет место лишь значительное его уменьшение, носящее обратимый характер (не случайно разбойники иногда становятся праведниками), причем увеличения добра в человеке не добиться причинением ему зла. Августин открыл своеобразные механизмы самоограничения зла: "Ведь злым на горе обращаются собственные дела их".

  Помимо  достаточно сложных богословских выкладок в трудах Августина немало социологических  и психологических наблюдений: о  роли соучастников в генезисе преступлений, о заблуждениях и ложных понятиях как причинах преступлений, о мотивах  преступлений. Его критика гладиаторских  зрелищ (наслаждений чужой бедой) в переложении к современному шоубизнесу, а также кинематографу и сегодня остается вполне актуальной.

     Святая  инквизиция для обоснования своей  деятельности потребовала углубленных  теоретических изысканий в области  природы преступления. Определенные положения о сущности преступности и мерах воздействия на нее  можно найти в трудах Иоанна Дамаскина, Фомы Аквинско-го, Шпренгера, Крамера, Карпцова.

     Теоретиками инквизиции было выработано понятие  преступника как пособника злых сил и разработаны практические приемы по выявлению их. К числу  таких приемов, помимо жестоких пыток, относился поиск специальных  меток дьявола. К ним относили родимые пятна, бледность лица, наличие  на теле мест, из которых при иглоукалывании не идет кровь.

     Монахи-инквизиторы  Я. Шпренгер и Г. Инститорис опубликовали в 1486 году руководство по борьбе с  преступностью — "Молот ведьм". В этом довольно объемном труде были проанализированы теоретические аспекты проявления дьяволизма в поступках людей, весьма тщательно разработаны различные аспекты инквизиционного процесса (включая пытки, коварные обещания свободы в целях выявления сообщников и т. п.), меры наказания.'

     К числу наиболее гуманных (бескровных) видов наказания инквизиторы  относили сжигание на костре (земном прообразе  чистилища). (По подсчетам специалистов число жертв испанской инквизиции за всю ее многовековую историю составило 300 тыс. человек, из которых 30 тыс. были преданы огню.) При наличии смягчающих обстоятельств сжигаемых предварительно подвергали удушению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Развитие  криминологии с XIII по XVIII века н.э.
 
    1. Рассуждение о преступности философов средневековья
 

Интересны рассуждения Фомы Аквинского (1225—1274) об особом виде преступности — преступности власти. Воздействие на эту преступность на основе законов, главным гарантом которых являются власть имущие, затруднительно. Остаются лишь крайние меры: если монарх, носитель всей полноты власти, нарушает свои священные обязанности перед  Богом и народом, то его можно  устранить насильственно. У людей  нет другого выбора: ведь монарх стоит над законами и им не подчиняется.

     Реформаторы церкви — немецкий монах Мартин Лютер (1483—1546) и швейцарский священник  Жан Кальвин (1509—1564) отрицанием христианских постулатов аскетизма, борьбы с корыстью и стяжательством способствовали ожесточению  богатых против бедных. В странах  победившего протестантизма (Англии, Швеции, Дании и др.) были приняты  суровые законы против обедневших граждан (нищих, бродяг). В этих странах одного факта бедности было достаточно для  того, чтобы оказаться на виселице: бродяг вешали в таком количестве, что не хватало пеньки для веревок, леса для виселиц.

     Окрашенная  религиозным мистицизмом средневековая  практика борьбы с преступностью  носила довольно мрачный характер, однако элементы теоретических изысканий, выработанных ее идеологами, и по сей  день можно найти в основе практики воздействия на преступность. К таковым  относятся:

     — рассмотрение преступности как проявления зла;

     — учение о свободе воли как основа карательной практики;

     — концепция особого внутреннего  и внешнего состояния преступников и возможности ранней диагностики  этого состояния.

     В период господства религиозных воззрений  на преступника как пособника  сатаны идея социальных преобразований как мера воздействия на преступность не была полностью уничтожена. Она развивалась Т. Мором, Т. Кампанеллой, которые ценой своей жизни и свободы отстаивали гуманные подходы к воздействию на преступность. Их традиции продолжили ученые нового времени.

     Немецкий  философ И. Г. Фихте, сконструировав свой тип идеального государственного устройства, отмечал, "что достаточно народу прожить полстолетия при  предлагаемом им государственном строе  — и сами понятия о преступлении изгладятся из его памяти".'

     Как реакция на средневековую жестокость XVIII в. знаменует собой расцвет  гуманизма.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     По  мере того как феномен преступности все больше и больше выходит за пределы национальных рамок и  государственных границ, приобретая транснациональный характер, исследования в области сравнительной криминологии становятся особенно актуальными. Многие ученые пришли к выводу, что к  числу слабых мест науки о преступности относится то, что криминология концентрировала  свое внимание на мелкомасштабных исследованиях, вместо того чтобы сосредоточиться  на историческом, межкультурном анализе, который необходим для уяснения сущности феномена противостояния общества и преступности.' Анализ мирового опыта  позволяет увидеть, как идет этот процесс в различных условиях, понять, к каким результатам могут  привести различные меры в зависимости  от того, в каких обстоятельствах  они применялись в какую систему  были включены. На этой базе становится возможной разработка оптимальных  стратегий эффективного воздействия  на преступность.

     За  тысячелетия человеческой истории выкристализовались следующие глобальные методы воздействия на преступность:

     — воспитание;

     — обеспечение удовлетворенности  населения;

     — социальный контроль;

     — изоляция лиц, представляющих общественную опасность;

     — самозащита.

     Как видим, методов не так уж много  — велико число форм и способов их реализации.

     Под воспитанием имеется в виду процесс  управляемой социализации (процесс  передачи опыта), стимулирование оптимального поведения при помощи поощрения, наказания и угроз. Социальными  инструментами воспитания выступают  семья, школа, община, религия, идеология, культура, право (установление и реализация ответственности), средства массовой информации, исправительные структуры для правонарушителей и центры коррекции для лиц, имеющих психофизиологические аномалии.

     Обеспечение удовлетворенности граждан достигается, с одной стороны, формированием  низких стандартов материального потребления  и стереотипов высокой духовности, с другой — повышением уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей. Мировая история показывает, что  наибольшую неудовлетворенность людей  вызывает социальное неравенство и  несправедливость, поэтому уже в  древности справедливое государственное  устройство и сглаживание социальных противоречий стало рассматриваться  как один из основных способов обеспечения  удовлетворенности населения. Практика социального реформаторства и социальных революций выступает инструментом решения этой проблемы (если реформы  шли слишком медленно либо в неверном направлении, это обычно сначала  вызывало рост преступности, а затем  — социальный взрыв).

     Социальный  контроль, будучи одной из форм воспитания, одновременно выступает методом  пресечения антисоциального поведения  и отправным пунктом привлечения  правонарушителей к ответственности. Социальный контроль осуществляется самыми разными субъектами: семьей, воспитательными  учреждениями, общиной, полицейскими силами и т. д.

     Изоляция  лиц, признанных общественно опасными, (и даже их физическое устранение) выполняет  одновременно функции угрозы и лишения  возможности причинять вред обществу. Будучи наиболее критикуемым, этот метод  стал неотъемлемым атрибутом практики воздействия на преступность любой  социальной системы. Поэтому, отмечая  значительное несовершенство, нельзя не признать его социальной значимости.

     Практика  самозащиты наиболее ярко иллюстрирует открытый Гете путь развития по спирали. Мы можем констатировать, что человечество сделало первый виток в развитии процесса воздействия на преступность: он начинался с самозащиты — самозащита (уже на качественно новом уровне) сегодня вновь приобрела особую актуальность.

 

      Список литературы 

  1. Абалкин Л. И. Аз, буки и веди честного предпринимательства // Щит и меч. 1994. № 4.
  2. Аристотель. Большая этика // Аристотель. Сочинения: В 4 томах. М, 1983. Т. 4. С. 295—627.
  3. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 томах. М., 1983. Т. 4. С. 416—551.
  4. Баранов А. В моде паиньки // Комсомольская правда. 1989. 17 октября.
  5. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939.
  6. Белявская О. А. Уголовная политика в Японии. М., 1992.
  7. Бентам И. Рассуждения о гражданском и уголовном законоположении (сочинения английского юрисконсульта). С-Пб., 1806.
  8. Бентам И. Основные начала уголовного кодекса // Бентам И. Избранные сочинения. С-Пб., 1867. Т. 1.
  9. Бентам И. Принципы законодательства. М., 1896.
  10. Борьба с насильственными преступлениями в США // Борьба с преступностью за рубежом. 1995. № 5. С. 5—7.
  11. Борьба с кражами товаров в канадских магазинах // Борьба с преступностью за рубежом. 1995. № 11. С. 10—12.
  12. Борьба с мафией в США и Италии // Проблемы преступности в капиталистических странах. 1983. № 5. С. 31.
  13. Борьба с организованной преступностью // Проблемы преступности в капиталистических странах. 1986. № 3. С. 1—7.
  14. Борьба с "отмыванием" денег в мексиканской банковской системе // Борьба с преступностью за рубежом. 1994. С. 7—10.
  15. Виванти А. Женщина, которую пощадил Ландрю // Сегодня (Рига). 1926. 6 мая.
  16. В Китае ликвидировано свыше 100 крупных банд, но это еще не конец // Литературная газета. 1996. № 22.

Информация о работе История развития криминологии в зарубежных странах