Коррупция как криминологическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Актуальность проблемы коррупции состоит также и в ее общественной опасности, которая во всем мире, в том числе и в России чрезвычайно велика. В документах мирового сообщества особо подчеркивается, что коррупция оказывает исключительно вредное влияние на экономику, снижает эффективность реализации всех видов правительственных решений и программ, наносит ущерб состоянию морали в обществе. Коррупция подрывает доверие граждан к своему правительству, снижает авторитет власти, дает основание сомневаться в принципах справедливости и беспристрастного осуществления правосудия. Цель данной работы: рассмотреть и определить проблемы коррупции, ее общественную опасность.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Понятие коррупции……………………………………………………..
1.1. Условия и причины возникновения коррупции……...………….
1.2. Группы факторов коррупционной преступности в России……
2. Криминологическая характеристика преступности………………….
3. Характерные черты коррупционной преступности………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список источников и литературы …………………………………………..
Приложение …………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

 

 

  1. Криминологическая характеристика коррупции

 

Основу криминологической  характеристики коррупционной преступности обычно составляют данные уголовной  статистики о ее качественных и количественных свойствах.

Ежегодный индекс восприятия коррупции (ИВК), составляемый международным движением по противодействию коррупции Transparency International, измеряет уровень восприятия коррупции в государственном секторе той или иной страны и является составным индексом, основанным на данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах.

Таблица 1

Индекс восприятия коррупции в России

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2,3

2,7

2,7

2,8

2,4

2,5

2,3

2,1

2,2

2,1

2,4


 

В ИВК 2011 году Россия набрала 2.4 балла и заняла 143 место из 183 возможных.

ИВК за 2011 год ранжирует 183 страны мира (в 2010 году ИВК рассчитывался для 178 стран)  по шкале от 0 до 10 баллов, причем ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять – наименьший.

Если сравнивать Индекс России в 2011 году с данными 2010 года (индекс 2.1, 154 место из 178) можно отметить небольшую позитивную динамику. Данные изменения объясняются принятием Россией комплекса антикоррупционного законодательства, определяющего основные правовые параметры предотвращения коррупции в публичном секторе.

Следует отметить, что  в силу повешенной латентности уровень  преступлений коррупционной направленности в структуре зарегистрированной преступности невысок.

Всего за 1 полугодие 2012 года в Российской Федерации возбуждено 912,1 тыс. уголовных дел, 3,7% из них – преступления коррупционной направленности.

Необходимо отметить, что количество зарегистрированных в России преступлений коррупционной  направленности в 1 полугодии 2012 года составило 34 049, что на 5 196 фактов больше, чем в соответствующем периоде 2011 года (см. Приложение).

При этом размер причиненного материального ущерба по оконченным и приостановленным уголовным делам  в 1 полугодии 2012 года по сравнению с 1 полугодием 2011 года увеличился на 4 515 985тысяч рублей3.

Вместе с тем, количество лиц, совершивших рассматриваемого рода преступления, уголовные дела и материалы по которым направлены в суд, увеличилось не так значительно – на 400 фактов.

О позитивной динамике в  этом направлении свидетельствует  тот факт, что в текущем году (8 месяцев 2012 г.), несмотря на снижение (на 6%) преступности в целом, количество выявленных преступлений коррупционной направленности составило более 40  тысяч. Выявлено 7 857 фактов взяточничества.

В первом полугодии  2012 года в производстве следователей Следственного  комитета находилось 15 852 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, что более чем на 5 тысяч больше, чем за аналогичный период прошлого года (10 451).

Во взаимодействии с  оперативными подразделениями ФСБ  и МВД России, а также контролирующими и надзорными органами  Следственным комитетом в прошлом году пресечена деятельность 53-х организованных коррупционных преступных групп, что почти вдвое больше, чем в 2010 году (28). За 6 месяцев текущего года пресечена деятельность уже 18 таких групп,  а также 4-х преступных сообществ. В отношении 308 лиц, обладающих особым правовым статусом, уголовные дела окончены производством и направлены в суд.

Свою эффективность  показали созданные и действующие  на постоянной основе в большинстве регионов Российской Федерации межведомственные следственно-оперативные, а также рабочие группы из числа представителей антикоррупционных подразделений правоохранительных органов.

В целом по России наблюдается снижение удельного веса уголовных дел, по которым коррупционные преступления не раскрыты (- 1,5%).

Так, за 9 месяцев 2012 года в Пензенской области 

По данным Прокуратуры  Пензенской области за 9 месяцев 2012 года в области осуждено 95 лиц, совершивших  коррупционные преступления. Из общего числа осужденных 15 человек  осуждены за получение взятки, 31 - за мошенничество с использованием своего служебного положения, 15 - за присвоение вверенных средств, 3 - за служебный подлог,  5 - за коммерческий подкуп, 2 - за злоупотребление должностными полномочиями и еще 21 лицо - за дачу взятки.

Виновными признаны 10 сотрудников  органов внутренних дел, 1 судебный пристав-исполнитель, 4 преподавателя  высших и средне-специальных учебных  заведений, 5 медицинских работников, инспектор Ростехнадзора. Осуждены два главы администрации сельских советов. Вынесены приговоры в отношении двух адвокатов.

Прокуратура Пензенской области сообщает: «Обобщение практики назначения наказания лицам, совершившим  преступления коррупционной направленности, показало, что за 9 месяцев текущего года судам области к наказанию в виде реального лишения свободы осуждено три лица, к условному лишению свободы осуждено 48. В соответствии с требованиями уголовного законодательства по инициативе прокуроров активно применяются в качестве основного наказания кратные  штрафы. Всего наказание в виде штрафа в размере от 5 000 до 450 000 рублей получили 40 человек». Кроме того, 21 человек получили дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Показательны данные Всероссийского центра изучения общественного  мнения (ВЦИОМ) по вопросу исследования мнения россиян о причинах коррупции и о том, какие сферы наиболее поражены ею4.

Три четверти россиян (74%) отмечают высокую или очень высокую степень распространения коррупции в обществе (30% - очень высокая, 44% - высокая). Только 19% респондентов посчитали ее средней, лишь 1% - низкой, и никто не сказал, коррупции нет совсем.

Особо следует отметить, что феноменальная живучесть коррупционных отношений, во многом объясняется двойственностью общественного сознания. С одной стороны, общество понимает пагубность коррупции и, негативно оценивая ее, мечтает вырваться из ее сетей, с другой, - многие граждане смирились и не воспринимают коррупцию как какое-то серьезное зло: оно стало чем-то обыденным, привычным, само собой разумеющимся; бытует мнение, что если даже поменять всех чиновников на других, ситуация практически не изменится. Пройдя путь "коррупционной социализации" и будучи твердо уверенным, что только с помощью взятки или подношения его проблема будет решена, человек, ощущая стыд (18% респондентов), унижение (17%) и даже негодование (около 20%), все-таки идет на сделку с совестью, лишь 11,5% вступивших в коррупционные связи никаких угрызений не испытывают, правда, около 5% из числа тех, кто давал взятки, испытывал страх.

Коррупция воспринимается как неотъемлемый атрибут реальной действительности, чуть ли не как социальная норма. Поэтому, призывая на словах к  решительной борьбе с коррупцией, люди либо безразлично, либо откровенно саботирует любые усилия в этом направлении. Вместе с тем, культивируется так называемая коррупционная готовность. Не удивительно, что объектом коррупции при таком "благодушии" стали практически все мало-мальски значимые, охраняемые законом, общественные, хозяйственные и социально-бытовые отношения: политика, бизнес, образование, здравоохранение, межбюджетные отношения, призыв в армию, ЖКХ. И это при условии, что в антикоррупционном плане в стране делается немало, о чем свидетельствует разработка стратегии и механизма противодействия коррупции.

 

 

  1. Характерные черты коррупционной преступности

 

Коррупционная преступность имеет ряд криминологических  особенностей, связанных с субъектами таких преступлений, сферами и способами их совершения. Она может быть охарактеризована как элитно-властная преступность с учетом достаточно высокого общественного положения субъектов коррупции. Как уже отмечалось выше при анализе причин коррупции, наиболее пораженными являются государственные структуры, связанные с рассмотрением и решением вопросов приватизации, финансирования, кредитования, осуществления банковских операций, создания и регистрации коммерческих организаций, лицензирования и квотирования, внешнеэкономической деятельности, распределения фондов, проведения земельной реформы. Рассмотрим некоторые криминологические особенности и проблемы коррупции в России подробнее.

Одной из характерных  черт коррупционной преступности является ее высочайшая латентность. Высокая  латентность коррупционных преступлений заставляет критически смотреть на сведения официальной статистики об уровне этого явления, в СМИ периодически показывают «громкие дела» о коррупции в высших эшелонах власти, но систематического освещения данной проблемы нет. Латентность обусловлена так называемыми естественно-латентными причинами, прежде всего, согласительным характером большинства коррупционных преступлений, носящих форму сделки. Аналогичны преступления, о которых известно лишь узкому кругу лиц, причастных к их совершению, либо лицам, по иным причинам не заинтересованным в распространении такой информации. Часть таких преступлений оказывается не выявленной в силу того, что не имеет прямой потерпевшей стороны, которая могла бы сообщить о них в компетентные органы. Кроме того, латентность обусловлена искусственно-латентными причинами, то есть умышленным сокрытием от регистрации преступлений, о которых известно правоохранительным органам. Мотивами этого могут быть воздействие вышестоящего руководства, представителей органов власти и управления, либо нарушения законности должностными лицами правоохранительных органов без давления со стороны третьих лиц.

Следующим характерным  проявлениям коррупции в России является совмещение государственными чиновниками должностей в органах власти и в коммерческих структурах, организация коммерческих структур должностными лицами, использующими при этом свой статус, обеспечение этим предприятиям привилегированного положения. Государственные чиновники и политики высокого ранга используют служебное положение в процессе приватизации государственных предприятий с целью приобретения их в частную собственность (или владения значительным пакетом акций) самим коррупционером или близкими ему лицами. Коррупция в органах государственной власти считается наиболее опасной. В случаях подкупа соответствующего служащего он начинает служить не государству либо иному субъекту, у которого он официально состоит на службе (общественной, коммерческой организации), а тому, кто ему платит больше или дополнительно. Феномен использования государственной машины организованной преступностью связан преимущественно с коррупцией. Это один из способов превращения государственных полномочий в частную собственность. Как мы уже отметили, характерной особенностью коррупционной преступности является ее тесная связь с организованной преступностью. То есть возникает ситуация, когда представители организованной преступности, мафиозные структуры устанавливают тесные связи с государственными чиновниками различного ранга, несут расходы на их содержание, полагая, что в нужный момент, в соответствующей ситуации коррумпированный представитель власти и управления поступит так, как ожидают взяткодатели.

Говоря о характерных  особенностях коррупции в России, нельзя не упомянуть о бюрократизме. Бюрократизм в России имеет свою национально-государственную специфику, определяемую, прежде всего общественно-экономическим строем, уровнем развития демократических традиций, культуры, образованности людей, нравственной зрелости общества. В России характерными чертами бюрократизма являются, прежде всего:

1. Оторванность власти  от народа, опора властей не  на широкие социальные слои, а  на собственную бюрократию, силовые  структуры и политическую верхушку.

2. Расхождение между  словом и делом в словах  и действиях чиновников.

3. Размывание в обществе  вообще и в управленческих  структурах в частности таких  норм нравственности, как порядочность, честность, ответственность, исполнительность, политика двойных стандартов.

4. Взяточничество и  коррупция.

Суть проблемы бюрократии как коррупции состоит в том, что она как была, так и остается единственным правящим классом в России. По степени закрытости, отдаленности от народа современный бюрократический аппарат превзошел своих предшественников. В конце концов, эта власть, если с ней не бороться цивилизованно, превращается в самодовлеющую организацию, ставящую во главу угла, лишь собственные интересы, игнорируя общественные5.

 

Заключение

 

В данной работе сделана попытка раскрыть понятие коррупции, выявить основные причины и факторы ее возникновения, раскрыть характерные особенности и проблемы коррупции в России. Никто не станет отрицать, что опасность современной российской коррупции - в ее массовости, проникновении во все сферы жизни общества, быстрой приспособляемости новым условиям, в утрате доверия граждан РФ к институтам государственной власти. Коррупция в системе государственной службы подрывает государственные основы, нарушает права граждан, а также создает угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

Таким образом, коррупция в России достигла небывалых высот и для успешной борьбы с ней необходимо не только наличие политической воли, но и готовность самого российского общества к такой борьбе. Международным и национальным опытом доказано, что коррупции невозможно противостоять путем осуществления отдельных разрозненных, фрагментарных мероприятий на различных направлениях.

В настоящее время  со стороны властей проблеме коррупции  уделяется огромное внимание, проводится антикоррупционная экспертиза принимаемых органами власти актов, увеличена ответственность за коррупционные преступления. Вместе с тем, данные официальной статистики свидетельствуют об увеличении количества выявленных фактов коррупции, а также указывают на значительный рост материального ущерба ль таких преступлений.

Информация о работе Коррупция как криминологическая проблема