Личность преступника

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:45, контрольная работа

Описание работы

Криминологи, разрабатывая другие проблемы (преступности, её причин и профилактики), т.е. глобальные, не смогут не признать того, что действия, осуждаемые как преступные, всегда и везде совершаются людьми. Наказуемые деяния совершают мужчины и женщины, молодые и пожилые люди, гражданские и военные, умные и не очень, за что они в качестве правонарушителей подозреваются, становятся объектами оперативно-розыскной деятельности, разрабатываются, наказываются и ресоциализуются.

Содержание

Введение…………………………………………………………….………..... 3

Понятие личности преступника…………………………...………….. 4
Структура личности преступника. Соотношение социального и
биологического………………………………………………………………… 6

Классификация и типология преступников……………………….. 9
Основные черты криминологической характеристики личности
преступника……………………………………………………………………. 12

Практическое значение учения о личности преступника для органов
внутренних дел…………………………………………………………….….. 15

Заключение……………………………………………………………………. 18

Список использованной литературы………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

контрольная по КРИМ.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

        - индивидуалистическое отношение   к   различным   социальным  установлениям и предписаниям, к своим общегражданским, служебным, семейным и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   прочим обязанностям. Подобные антисоциальные черты определяют совершение ряда хозяйственных преступлений, преступлений против порядка управления, правосудия, воинских преступлений и пр.;

        - легкомысленно-безответственное   отношение   к   установленным  социальным ценностям и своим обязанностям по отношению к ним, проявляющееся в различных неосторожных преступлениях.

        Возможно  выделение типов преступников и  по степени их общественной опасности, криминогенной зараженности, ее выраженности и активности.

        Разумеется, эта типология, как и другие, носит условный характер и, по-видимому, не каждый преступник может быть без колебаний отнесен к какому-нибудь определенному типу. Можно также встретить и смешанные, промежуточные типы, которым присущи черты иных типов. 

    
  1. Основные  черты криминологической  характеристики личности преступника.
 

        Изучение  и учет криминологических особенностей личности позволяет установить отличия преступников от не преступников, выявить факторы,  влияющие на совершение преступлений. Такой анализ необходимо осуществлять не только в масштабах страны, республики, края или области, но и в городах и районах, отдельных участках оперативного обслуживания, по отдельным делам. Его результаты помогут определить наиболее важные направления предупредительной работы.

        Выборочные    криминологические    исследования,    статистические   данные свидетельствуют о том, что:

        - среди преступников значительно  больше мужчин, чем женщин;

        - возрастная характеристика преступников  позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп. Криминологией давно установлено, что лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Противоправное же поведение лиц старших возрастов менее импульсивно, более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий такого поведения. Наконец, возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни, что не может не снизываться на противоправных действиях. Наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18 - 40 лет (до 70-75 %). В этой группе наибольшая криминальная активность характерна для возрастной группы 25-29 лет, затем следуют 18-24, 14-17-летние, и, затем, 30-40-летние. Наблюдаемая тенденция роста преступности несовершеннолетних (практически на 10-14% каждый год!), требует от вас не только моральной, но и специальной правовой подготовки. Необходимо также помнить, что многие из этой категории правонарушителей имеют психические аномалии (как наследственные (психопатия, слабоумие в форме дебильности и пр.), так и носящие приобретенный характер (алкоголизм, наркомания, травмы центральной нервной системы и пр.)). Преступления, совершаемые несовершеннолетними и лицами до 24 лет, чаще всего кражи, хулиганские действия,  грабежи,  изнасилования и угоны автотранспорта;

        - семенное положение и особенно воспитание оказывает влияние на формирование личностных качеств. Такие отклонения от общепринятых норм, как: фактические брачные отношения родителей, неполные семьи, раздельные бюджеты родителей, низкий уровень культурных отношений в семье, наличие в ней стереотипов правонарушающего поведения, один ребенок в семье или наоборот много детей или детдомовское воспитание, должны вызывать особое внимание;

        - коэффициент преступности среди  не состоявших в браке почти в два раза выше, чем среди состоявших (хотя это объясняется и тем, что значительную долю преступников составляют молодые люди не успевшие обзавестись семьей);

        - особое внимание необходимо обращать на трудовую деятельность до совершения преступления (здесь характерна частая смена места работы и учебы, большие перерывы и пр.),

        - уровень образования преступников, как правило, ниже, чем у законопослушных граждан, однако в среде военнослужащих (солдатов и сержантов) высокий интеллект и престижное образование часто является раздражающим фактором для основной массы, что часто создает предпосылки виктимизации;

        - наличие в воинском коллективе  представителей разных национальностей, распределение его членов по религиозному признаку или по землячеству также влияют на формирование личности конкретного военнослужащего. Естественно, что его принадлежность к "цветной" расе не означает того, что он может быть отнесен к потенциальным нарушителям правопорядка, но предвидеть поведение человека, уставшего от постоянных издевательств на протяжении всей жизни (в детском саду, школе, дворе, транспорте и т.д.), необходимо;

        - современное положение, выраженное  в существенном  материальном расслоении общества выделяет личность преступника по имущественному положению, т.е. по доходам;

        - среди характеристик личности  преступников особого внимания  заслуживают такие, как характер и длительность преступной деятельности. Преобладающую часть преступников составляют убийцы, воры, хулиганы, разбойники, грабители, мошенники, насильники и те, кто нанес пострадавшим телесные повреждения. Важно отметить наличие специального рецидива, т.е. повторного совершения тех же или сходных преступлений среди хулиганов- мошенников и лиц, совершавших ранее кражи и последнее, на что мне хотелось бы обратить внимание, это

        - особое отношение к закону. Нельзя  сказать, что лица, совершающие преступления, плохо их знают. Напротив, подавляющее большинство из них обладают даже большими правовыми знаниями, чем законопослушные граждане. Но у них отсутствует уважительное отношение к праву, не сформирована потребность следовать его предписаниям.

        Из  всего вышесказанного можно заключить, что практически каждый из граждан, с которыми приходится сталкивать следователю, может быть правонарушителем. Однако это не так. То, что было сказано, носит достаточно формальный характер. Следователю по роду своей деятельности будет предоставлено право определять, может ли этот человек совершить преступление или нет, преступник он или нет... Здесь важно постоянно помнить, что у проблемы преступности есть этическая сторона и борьба с этим отрицательным социальным явлением затрагивает интересы конкретных людей. Необходимо исходить из непреложного правила, что необходимо изучать жизнь, обстоятельства, личные качества, моральное и физическое здоровье таких же людей, как и вы сами. Изучать с той целью, чтобы сделать их жизнь, условия их существования подлинно человечными. Человек рождается для того, чтобы творить, созидать, служить Родине, улучшать условия существования себе подобных. Никакие обстоятельства его рождения, социального происхождения, его рассы, национальности и т.д. не должны становиться основанием для какой-либо дискриминации. Вот в чём суть этической стороны проблемы преступности, рассматриваемой в свете социальных и биологических позиций.  Поэтому и сам термин ''личность преступника" весьма условен. Иной неэтический подход к человеческой личности ведёт к применению аморальных методов изучения и в конечном счёте к античеловеческим выводам.

        С учетом вышесказанного, т.е. не забывая  про этическую сторону,   приходиться  отличать правонарушителей по демографическим, правовым, психологическим и иным признакам, помня, что по тем же признакам они схожи между собой, образуя достаточно устойчивые группы. Поэтому возникает необходимость классификации и типологии преступников. 
     
     

        5. Практическое значение  учения о личности  преступника для  органов внутренних дел. 

        Определение основных направлений изучения личности преступника в практических целях, равно как и объема и пределов ее анализа, зависит от конкретных задач, возникающих перед подразделением органов внутренних дел в ходе профилактической и борьбы с преступностью.

        В первую очередь необходимо выяснить, представители каких групп, выделенных по возрастным образовательным, профессиональным и иным признакам, чаще всего совершают преступления на обслуживаемой территории, либо в тех или иных сферах жизни. Эти группы должны быть объектом общей профилактики. Содержание общепрофилактических мер во многом должно определяться особенностями таких групп

        Объём сведений о конкретном человеке должен быть достаточным для данной цели, но следует предостеречь от чрезмерного  накопления материала, который нельзя использовать. Иными словами, информация должна быть не избыточной, но обязательно достоверной. Сведения о личности можно получить различными путями: из материалов оперативно-розыскного характера, бесед с самим интересующим лицом, с его знакомыми и родственниками, наблюдением за его поведением, материалов уголовного дела и т.д.

        В процессе же аналитической работы, которая будет этому предшествовать, обобщённые за каждый год данные можно сопоставлять с тем, чтобы выявить наиболее существенные тенденции и изменения в характеристиках личности и поведения правонарушителей.

        В заключении этого вопроса, мне бы хотелось выделить особое место в  собирании криминологической информации о личности правонарушителя – бесед с ними, теми, кто представляет оперативный интерес. Именно в ходе беседы, используя некоторые психологические приёмы, можно получить значительную информацию о личности. Для этого беседа должна быть заранее продумана и построена по определённому плану. Более того, хорошему оперативному работнику необходимо овладеть психолого-педагогическими основами проведения бесед, знать их основные принципы, формы и приёмы. Этого нельзя достичь только  на основании собственного опыта, а нужно изучать соответствующую литературу.

        Поскольку речь идёт об изучении личности, в процессе его нужно акцентировать внимание на выяснение жизненного пути данного человека, условий его воспитания, отношения к нему родителей, его потребностей, интересов, влечений, целей деятельности, тех ценностях жизни, которые ему представляются наиболее важными, а также способов, с помощью которых он разрешает возникающие у него трудности. Нужно избегать вопросов (или, во всяком случае, ставить их в завуалированной форме), которые могут как-то компрометировать это лицо. При особо сложных обстоятельствах, когда требуются профессиональные психологические знания, можно пригласить специалиста психолога, а если возникают сомнения в психической полноценности личности – психиатра.

        Познавательная  деятельность следователя проявляется  в решении им системы простых  и сложных мыслительных задач, в  стратегиях решения проблем, в творческом подходе к ситуациям, требующим познавательной активности.

        Разумеется, в рамках уголовного процесса могут  и должны изучаться не все психологические особенности обвиняемого, но только имеющие принципиальное значение для уголовного дела и выделяемые по двум основные критериям: содержанию уголовного дела и ситуации расследования.

        Изучение  психологических особенностей обвиняемого  должно быть составной частью расследования  преступления, и в каждом конкретном случае диапазон этих сведений должен конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого.

        Например, при расследовании тяжкого преступления, совершенного группой, большое значение имеет криминалистический аспект изучения личности каждого обвиняемого. Содержание и объём криминалистического изучения может быть различным в зависимости от положения обвиняемого r преступной группе, его позиции на следствии. В отношении "трудного" обвиняемого, дающего ложные показания, требуется изучение более широкого круга психологических особенностей для определения правильной тактики работы с ним (для выбора шпини допроса, проведения очных ставок, получения признания и т.д.), чем обвиняемого, дающего правдивые показания и стремящегося оказать содействие расследованию. Разумеется, вовсе отказаться от криминалистического изучения такого обвиняемого нельзя, поскольку знание психологических: особенностей позволяет дать правильную оценку его показаниям и поведению на следствии, убедиться или усомниться в его искренности.

        Криминалистическое  изучение личности обвиняемого осуществляется следователем, главным образом, в целях выбора тех или иных тактических приемов при производстве следственных действий в том объезде, который следователь считает необходимым для этих целей. Установление целого ряда сведений о личности обвиняемого для правильного решения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных задач является строго обязательным, так как непосредственно вытекает из требований закона.

        Возникновение психологической защиты может быть значительным препятствием во взаимодействии следователя с допрашиваемым. Еще более сложные ситуации разрыва коммуникативного контакта могут возникнуть при психологическом отчуждении личности.

Информация о работе Личность преступника