Насилие в семье как проблема социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:52, курсовая работа

Описание работы

Застойная экстремальность жизни ведет к нарастанию пограничных ситуаций и психопатических реакций и состояний, жестокости и агрессивности по отношению к более слабым. Это отражается в усилении масштаба внутрисемейного насилия, брутальных преступлений против женщин и детей. Насильственные действия членов семьи по отношению друг к другу имели место во всех обществах и во все времена, но не всегда они рассматривались в качестве социальной проблемы.

Содержание

Введение
1 Сущность и содержание понятий насилие и семья
1.1Определение термина «насилие», его формы
1.2Определение понятия «семья»
2 Проблемы жестокого обращения внутри семьи
2.1 Домашнее насилие – проблема общества
2.2 Виды проявления семейного насилия
2.2.1 Физическое насилие в семье
2.2.2 Психологическое насилие и способы его определения
2.2.3 Сексуальное насилие в семье над женщинами и детьми
2.2.4 Экономическое насилие
2.3 Проблемы жестокого обращения с детьми в семье, причины и последствия насилия
2.4 Насильственные действия в отношении женщины
3 Социальная проблема насилия и способы её решения
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

1ю проблемы насилия.docx

— 167.19 Кб (Скачать)

     Целью курсовой работы являлся анализ насилия  в семье как проблемы социальной работы. Анализ результатов позволяет  сделать следующие выводы:

     1) в ходе исследования установлены  определения понятий «Насилие»  и «семья». Семья – это социальный  институт, т.е. устойчивая форма  взаимоотношений между людьми, в  рамках которого осуществляется  основная часть повседневной  жизни людей: сексуальные отношения,  деторождение и первичная социализация  детей, значительная часть бытового  ухода, образовательного и медицинского  обслуживания, особенно по отношению  к детям и лицам пожилого  возраста. Под насилием подразумевают применение тем или иным классом различных, вплоть до вооруженного воздействия, форм принуждения в отношении других классов с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных прав или привилегий.

     2) изучение показало, что социальная  работа выделяет особый тип  насилия это – семейное или  домашнее насилие это реальное  действие или угроза умышленного  физического, сексуального, психологического  или экономического воздействия,  принуждения со стороны одного  члена семьи по отношению к  другому с целью контроля, запугивания  или удовлетворения своих потребностей.

     3) существуют определённые виды  насилия, такие как психологическое  насилие (наиболее распространённое), физическое, сексуальное и экономическое  насилие. В семье, где насилие  имеет место можно проследить  как один вид насилия, так  и все вместе.

     4) установлено, что в социальной  работе есть место определению  жестокое обращение с детьми  это насилие над детьми, жестокое  обращение с ними, запущенность  и пренебрежение нуждами ребенка,  т.е. широкий спектр наносящих  вред ребенку действий со стороны  людей, которые опекают его.  Причины жестокого обращения  с ребёнком могут быть весьма  разнообразными, такие как: социальные, материальные, физические, психологические  и т.д. Любой вид жестокого  обращения с детьми ведет к  самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно  — ущерб для здоровья ребенка  или опасность для его жизни.

     5) в ходе курсовой работы выявлено, что наиболее часто насильственным  действиям в семье подвергаются  женщины. Это обусловлено сложившимися  стереотипами в обществе, укладами  «пережитого домостроя». Насилие в отношении женщин это вид агрессивного поведения и использования силы для нанесения вреда: от словесных оскорблений и угроз до побоев и изнасилования.

     6) семейное насилие рассматривается  как серьезная социальная проблема, она зависит от социальной ориентации общества и соответственно может усиливаться или ослабевать. В последние несколько десятилетий насилие в семье осознается как серьезная и масштабная проблема, которая порождает множество других социальных и индивидуальных проблем. Для решения этой проблемы и помощи жертвам, подвергшимся насилию в России существуют кризисные центры, убежища, "телефоны доверия", пансионаты для престарелых, учреждения социального обслуживания семьи и детей, психолого-медикосоциальные центры, а также временные или постоянные приемные семьи.

 

Список  использованных источников 

1 Психологическая  энциклопедия. Под ред. Р. Корсини,  А. Ауэрбаха. М.: «Академия», 2002. – 306 с.

2 Краткий психологический  словарь. Под общ. Ред. А.В.  Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е  изд. Ростов н/Д: Феникс, 1999. –  512 с.

3 Словарь – справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 424 с.

4 Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака и др.; Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. — М.: Юристъ, 1997. — 168 с.

5 Коряковцева О.А. Комплексная поддержка молодой семьи : учеб.-метод, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» / О.А. Коряковцева, М.И. Рожков. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 204 с.

6 Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие / О.А. Карабанова. — М. : Гардарики, 2006. — 320 с.

7 Н. В. Солнцева  «Насилие в семье»/«Семейное насилие»: общая характеристика. URL://http:www.lib.rus.ec›Книги›165724/read (дата обращения: 17.082010).

8 Физическое насилие. URL://http:www.slovari.yandex.ru. (дата обращения: 17.082010).

9 Сулимова Т.С. Насилие // Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. Т. 2 / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М., 1997.

10 Дмитрий Гранов. «Информирование – первый этап защиты от социально-психологического насилия» URL://http:www.vocabulary.ru/dictionary/43/word (дата обращения 2.08.2010).

11 Ениколопов С.Н., Кравцова О.А. Теории сексуального насилия // Прикладная психология. – 2003. - 205 с.

12 Павленок П.Д.  Руднева М.Я. Технология социальной  работы с различными группами  населения. Учебное пособие. –  М.: ИНФРА-М, 2010. – 272 с.

13 Проблемы жестокого  обращения с детьми в семье. URL://http:www.portalus.ru/modules/shkola/rus. (дата обращения: 2.08.2010)

14 Зуйкова Е.М. Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 300

15 Т.А. Сидоренкова, Р.Р. Максудов, М.Г. Комплексный подход к защите от насилия в семье. URL://http:www.admblag.ru/press/publishing/violence_in_family_as_social_problem... (дата обращения 2.08.2010).

16 Холостова  Е.И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие – 2-е изд.  – М.: «Дашков и К°», 2008. – 212 с.

17 Л. С. Алексеева. Насилие в семье как социальная проблема.

URL://http:www.old.admblag.ru/press/publishing/violence…family. (дата обращения: 15.09.2010)

        Реферат по теме  «Насилие в семье». 

              План. 
               

   Часть 1. Насилие в семье, специфические  особенности, виды и значения....................................................................................................

    1. Понятие  насилия и агрессии. Влияние социальных  норм и  общественных ценностей  на семейное насилие и распределение  власти..................................................................................................................

    2. Насилие над детьми.......................................................................................

    3. Насилие женщин над мужчинами.  Основная особенность

    насилия...............................................................................................................

    4. Влияние стресса и негативной  эмоциональной

    реакции на применение насилия в семье........................................................ 

   Часть 2 Сексуальные оскорбления в семье, их виды, своеобразие и значение................................................................................................

    1. Определение  понятий сексуального принуждения,  попытки изнасилования, изнасилования  и сексуального контакта. Виды

    сексуальных оскорблений, понятие инцеста..................................................

    2. Формы  сексуального злоупотребления ребёнком. Зона риска сексуального злоупотребления  и типы инцестного взаимодействия.................................................................................................

    3. Типы инцестного  взаимодействия. Факты,

    предрасполагающие семью к инцесту. Характеристики

    лиц участвующих  в инцесте............................................................................

    4. Последствия  инцестного взаимодействия.

    Понятие травматичной динамики...................................................................  

   Часть 3. Своеобразие насилия в алкогольной  семье......................

    1. Влияние  алкоголя на агрессивность человека...........................................

    2. Насилие  в алкогольной семье и особенности  алкогольных

    семей...................................................................................................................

    3. Формы  и фазы насилия в алкогольной  семье. Типичные особенности жертв  семейного насилия и насильников…………………………………...

    4. Характерные  типы насилия алкогольной семьи........................................

   Список  литературы…………………………………………………

 
2 
 

2

4 

5 

8 
 

10 
 

10 
 

10 
 

13 

16 

19

19 

20 

23

26

28

 
 
 
 
 
 
 
 

    Часть 1. Насилие в семье, специфические особенности,

    виды  и значения. 

1. Понятие насилия  и агрессии. Влияние  социальных норм  и

общественных  ценностей на семейное насилие и распределение

власти. 

   Агрессия  является одной из примитивных стратегий  поведения. Исходно, в филогенетическом плане, она выполняет защитную функцию, позволяя субъекту удовлетворять свои потребности, расширять свои возможности, невзирая на препятствия, и обеспечивая выживание сильнейшего /3/.  В онтогенетическом плане она тоже проявляется очень рано именно в  силу своей примитивности - она не требует от субъекта почти ничего, кроме энергозатрат,   необходимых   для   деструкции   ситуации.   Поэтому первоначально агрессия проявляется как конкретно-ситуативная форма поведения, источниками которого непосредственно выступают внешние обстоятельства /3/.

   От  других стратегий активного разрешения неудовлетворяющих ситуаций агрессия отличается рядом признаков.

   Во-первых, агрессия всегда социально адресована: вне системы взаимоотношений между индивидами агрессия не существует даже на уровне животных.

   Во-вторых, она проявляется как деструктивное воздействие на внешние по отношению к субъекту факторы, в то время как сам субъект и его оценка ситуации остаются неизменными. Все другие стратегии поведения включают изменение либо самого субъекта, либо его отношения к ситуации.

   В-третьих, агрессия обнаруживается как экспансия, расширение возможностей удовлетворения потребностей субъекта путем деструкции ситуации /3/.

   Таким образом, под агрессией понимается социально адресованная активность, направленная на коррекцию (изменение или сохранение) ситуации

при сохранении постоянного к ней  отношения и имеющая целью  расширение

возможностей  удовлетворения потребностей субъекта путем деструкции депривирующих  факторов /3/.

   По  мнению Берковца на проявления агрессии и насилия в семье большое влияние оказывают социальные факторы, в особенности общественные нормы и ценности, на то, кто из супругов должен занимать главенствующее место в семье и как он может надлежащим образом реализовывать свою власть /1/.

   Эмерсон и Рассел Добаш например утверждают, что мужья бьют своих

жен главным образом исходя из своих устойчивых представлений о том, что таким,  образом они могут обеспечить себе традиционно главенствующую роль в семье. Развивая эту тему, некоторые исследователи семейных отношений утверждали, что общественные нормы изначально устанавливают, кто должен командовать в семье, а кто подчиняться. Они видели во внутрисемейном насилии проявление различий властных полномочий мужчин и женщин в ориентированном на патриархальные традиции обществе /1/.

   Фактически, в данном случае, проблема заключается в подчинённости

женщин, а её решение в борьбе против этого явления. Это подтверждается многочисленными данными исследований, согласно которым, большинство подвергшихся насилию женщин играли у себя дома настолько незначительную роль, что практически не имели влияния на принятие решений в своей семье. Жестокое обращение с женщинами наблюдалось в 11% супружеских пар, в которых муж явно занимал главенствующее положение, и только в 3% семей, где оба супруга обладали примерно одинаковыми правами /1/.

   Мужчина проявляет особую склонность к занятию  доминирующего положения в семье  в тех случаях, когда женщина  сильно зависит от него экономически (поскольку он обеспечивает основные поступления в семейный бюджет), и/или психологически (так как в случае распада брака, по ее мнению, она пострадает больше мужа). Результаты Общенационального исследования в США 1975 года показали, что акты насилия против жен наиболее часто имели место там, где присутствовали оба типа зависимости /1/.

   Интересно отметить, что степень взаимосвязи  между подчиненностью женщины и  жестоким обращением с ней изменяется в соответствии с изменениями  природы ее зависимости от мужчины  и степени жестокости насилия. Чем  выше психологическая зависимость жены от мужа, тем выше вероятность того, что она станет объектом «умеренного» насилия (толчков или легких ударов). Экономическая же зависимость, напротив, связана с гораздо более жестокими проявлениями насилия /1/.

   В отношение обоих видов зависимости  исследователи пришли к выводу о  том, что женщины, находящиеся в сильной зависимости от мужей, в меньшей мере способны ослабить жестокость насилия или вовсе положить ему конец по сравнению с теми женщинами, в чьих семьях материальные психологические   взаимоотношения   супругов   оказываются   более сбалансированными /1/.

Информация о работе Насилие в семье как проблема социальной работы