Показатели преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Сложившаяся в настоящее время социальная напряженность в нашем обществе, кризисные явления в экономике, политике, в социальной сфере, снижение авторитета органов власти и управления не замедлили сказаться на росте преступности, повышении степени общественной опасности отдельных видов преступлений. Особенно опасный характер приобрели организованная преступность, межнациональные конфликты, терроризм, сопровождающиеся гибелью невинных людей и актами вандализма и насилия.

Содержание

1) Введение
2) Понятие показателей преступности
3) Количественные показатели преступности
4) Качественные показатели преступности
5) Изучение показателей преступности в практической деятельности правоохранительных органов
6) Заключение
7)Список литературы

Работа содержит 1 файл

криминология.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

       Для определения удельного веса отдельного типа, рода, вида или разновидности  преступности (С) используется следующая  формула:

       

       где u — показатель объема отдельного типа, рода, вида или разновидности преступности на определенной территории за определенный период времени;

       U — показатель объема всей преступности  на той же территории за  тот же период времени.

       Характер  преступности — доля наиболее опасных  преступлений в ее структуре. Этот показатель отражает также характеристику лиц, совершающих преступления. Таким  образом, характер преступности определяет степень ее общественной опасности, исходя из совокупности в общем объеме преступности особо тяжких и тяжких преступлений, а также лиц, их совершивших. Удельный вес тяжкой преступности (D) рассчитывается по формуле:

       

       где u — показатель объема тяжкой преступности;

       U—  показатель объема всей преступности.

       Особое  значение имеет такой показатель преступности, как ее территориальное  распределение по различным регионам страны («география» преступности).

       Территориальные различия в объеме, интенсивности, структуре, динамике, характере преступности тесно связаны с уровнем социально-экономического развития отдельных регионов страны, с национальными традициями, обычаями, уровнем культурно-воспитательной работы, организацией быта и досуга населения, качеством правоохранительной деятельности, с другими факторами. Эти различия учитываются при определении задач общества по противодействию преступности, наиболее важных направлений предупредительной работы.

       Показатель  территориального распределения преступности (R) рассчитывается по формуле:

       

       где u — показатель объема преступности на одной из административно обособленных территорий, входящих в состав государства;

       U — показатель объема преступности  на территории, в состав которой  входит конкретная административно обособленная территория.

       Своеобразная  «цена» преступности отражается в таком  ее дополнительном качественно-количественном показателе, как социальные последствия. К ним относятся реальный вред, причиняемый преступностью общественным отношениям, выражающийся в совокупности негативных последствий в результате совершения преступлений, а также в экономических и иных издержках общества, связанных с борьбой с преступностью.

       Последствия преступности могут проявиться в  самых разных сферах жизнедеятельности  общества: социально-экономической, политической, духовной, нравственной, трудовой, семейной и т.п. Естественно, что не всякий ущерб, наносимый преступностью, может быть исчислен или выражен в денежном эквиваленте. Но все последствия преступности наносят ущерб обществу, отрицательно сказываются на общественных отношениях. Социальные последствия преступности могут быть прямыми, непосредственно связанными с преступлениями, и косвенными, связь которых с преступлениями опосредована через расходы на борьбу с преступностью либо на возмещение нанесенного потерпевшим нравственного ущерба.

       Имущественный (материальный) ущерб исчисляется  в денежном выражении; ущерб от насильственных посягательств — оценивается  числом случаев смерти, причинения вреда здоровью, повлекшего инвалидность; числом рабочих дней, потерянных в связи с утратой трудоспособности потерпевших, размерами расходов на лечение и выплату денег по листкам нетрудоспособности и т.п.

       Всестороннее  и глубокое изучение преступности не может осуществляться без учета  ее последствий. Особенно это важно при разработке мер предупреждения преступлений, ограничения, минимизации вреда от их совершения. 
 

5. Изучение  показателей преступности 
в практической деятельности правоохранительных органов

       В РФ подсчёт и анализ показателей  преступности ведётся на государственном уровне.

       Например:

  • В соответствии с приказом от 29.12.2005 г. «О едином учёте преступлений» правоохранительными органами РФ производятся регистрация и учёт преступлений, а также формирование статистических показателей о состоянии преступности. Подразделения МВД и УВД субъектов РФ обязаны производить сбор и обработку учетных документов, формирование на их основе статистической информации о состоянии преступности, а также осуществлять контроль за ее достоверностью и своевременностью представления в Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации. Последний предоставляет государственную статистическую отчетность о преступности в Генеральную прокуратуру, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральную службу безопасности, Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную службу исполнения наказаний, Федеральную службу судебных приставов, Федеральную таможенную службу, Судебный департамент при Верховном Суде в целом по РФ, а также по субъектам РФ.
  • «Инструкция по ведению судебной статистики» (утверждена приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 02.06.2004 № 82) регламентирует реализацию функции ведения судебной статистики в РФ, в частности формирование отчётности о судимости.
 

6. Заключение

       Таким образом, сбор информации о состоянии  преступности, формирование на её основе статистических сведений и расчёт показателей  преступности позволяют:

  • населению и государственным органам судить о деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • осуществлять эффективное планирование действий государственных органов по обеспечению борьбы с преступностью (например, планировать финансирование правоохранительных органов, выявлять необходимость принятия соответствующих правовых актов и целевых программ);
  • производить научные исследования преступности (например, изучать её зависимость от социальных, экономических и культурных факторов).

       В настоящий момент, в РФ создана система сбора и анализа сведений о состоянии преступности. Однако, необходимо обратить внимание на то, чтобы правоохранительные органы ориентировались на борьбу с преступностью как таковой, а не на улучшение показателей преступности.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы

       Конев А.А. Преступность и проблемы измерения  ее реального состояния. М.,

       1995.

       Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного  общества. М., 2002

       Лунеев  В.В. Преступность XX в. М., 1997.

       Лист  Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое

       явление. М., 2004

       Новиченко А.С. Методические основы познания преступности: учеб. пособие. М.,

       1991.

       Побегайло Э.Ф. Тенденции современной преступности и совершенствование уго-

       ловно-правовой борьбы с ней. М., 1998. 
 
 
 
 

Информация о работе Показатели преступности