Преступность несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Главное в том, чтобы правильно оценить как биологическое, так и социальное в причинной цепочке криминального поведения.

Содержание

1. Соотношение социального и биологического в причинах конкретного преступления………………………………………........2-4

2. Предупреждение преступности несовершеннолетних…………. 4-9

3. Описание преступного поведения…………………………………...9

4. Список литературы…………………………………………………10

Работа содержит 1 файл

к.р. криминология.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 

    1. Соотношение социального  и биологического  в причинах конкретного преступления………………………………………........2-4 

     2. Предупреждение преступности несовершеннолетних…………. 4-9 

     3. Описание преступного  поведения…………………………………...9 

     4. Список литературы…………………………………………………10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Соотношение социального и биологического в причинах конкретного преступления 

     Соотношение социальных и биологических факторов в генезисе преступного поведения  имеет не только теоретическое, но практическое значение: акцент в ту или иную сторону определяет цели и методы борьбы с преступностью. Главное в том, чтобы правильно оценить как биологическое, так и социальное в причинной цепочке криминального поведения.

     Сложность данной проблемы состоит в том, что соотношение социального и биологического в поведении человека не является постоянным и одинаковым. Оно различно в разных звеньях причинной цепочки: в начальной стадии развития человека, ведущей к акту сознательного поведения; в процессе развития конкретного организма и жизни индивидуума; в процессе его общественного развития.

     Первое  звено, как сказано, относится к  начальной стадии развития человеческого  организма и далеко от преступного  поведения. Однако с криминологической  точки зрения важно установить, действуют ли на данном этапе какие-либо биологические факторы, которые в дальнейшем могут повлиять на развитие личности в криминогенном направлении.

     Здесь, прежде всего, необходимо учитывать, что биологическое развитие индивидуума является сложным взаимодействием трех групп факторов: генетических (наследственных), экологических (влияние внешней среды) и индивидуальных, которые являются продуктом взаимодействия всех названных факторов.

     Биологическое, естественное начало в личности, такие  ее свойства, как эмоции, черты характера, особенности нервной системы, реакции на внешние раздражители (ситуации), темперамент, интеллектуальные и умственные способности, память и т.д., тесно переплетаются с социальным. Генетический код человека, взаимодействуя с внешней средой, получает широкий путь развития, который в основном определяется жизнью и деятельностью конкретного индивида, его воспитанием, обучением и общественной практикой. Имеющиеся неблагоприятные наследственные признаки могут быть в одних случаях нейтрализованы, в других - получить криминальное развитие. В связи с этим сложно не согласится с мнением профессора Е.Е. Сапогова который отмечает, что многие биологические свойства человека при благоприятном изменении жизненных условий меняются в общественно полезную сторону, и наоборот, неблагоприятная социальная обстановка способствует закреплению и развитию генетически унаследованных отрицательных качеств, которые при определенных обстоятельствах могут привести к криминогенным последствиям.

     Второе  звено рассматриваемой причинной цепочки связано с соотношением социального и биологического в процессе формирования личности. Следует сразу же заметить, что биологический элемент в этом звене выражен гораздо слабее, чем в предыдущем, а социальный - значительно сильнее.

     Из числа биологических качеств в процессе формирования личности существенное значение имеют пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, а также наличие патологических отклонений. Наибольшее влияние на формирование личности оказывают возрастные признаки. На разных возрастных этапах воздействие социальной среды на личность далеко не одинаково. Так, незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма ко многим психическим проявлениям, особенности юношеского восприятия окружающей действительности, повышенная эмоциональность и неумение реально оценить возможные последствия при возможных неблагоприятных обстоятельствах (нищета, голод, отсутствие работы и т.п.) могут способствовать совершению преступления.

     С увеличением возраста в поведенческой реакции конкретного человека все большую роль играют социальные факторы. Если говорить об антиобщественном поведении, то в этом случае криминогенное влияние на формирование личности оказывают в первую очередь неблагополучные обстоятельства семейного воспитания, среда общения и досуга, негативные условия учебы и трудовой деятельности.

     Третье  звено причинного комплекса индивидуального  преступного поведения связано  с зарождением преступного намерения  и реализацией преступного замысла. В этом звене взаимодействуют два социальных фактора: конкретная жизненная ситуация, имеющая значение повода к совершению преступления, и личность преступника со сложившейся криминогенной мотивацией. Это звено ближе всех других стоит к акту преступного поведения.

     Подчеркивая решающую роль в этом звене социальной среды, нельзя не учитывать значение биологических моментов. К числу  постоянных биологических факторов относятся, прежде всего, те, что действовали в предыдущих стадиях: пол, возраст, индивидуальные особенности физического и психического развития. Но здесь к ним добавляются еще и такие факторы, как естественные потребности и основанные на них мотивы поведения, а также временные физические и психические состояния типа усталости, утомляемости, болезни, опьянения и др.

     Уголовная статистика, например, показывает, что  большинство преступлений насильственного  характера совершается лицами молодого и среднего возраста. Однако возрастную активность нельзя расценивать в  качестве причины преступности, поскольку  она может быть как социально полезной, так и социально вредной. Здесь важно учитывать, на что именно направлена возрастная активность. Последнее, безусловно, определяется социальными причинами, связанными с формированием личности.

     Не  являются причинами преступного поведения и потребности биологического характера. Естественные человеческие потребности в пище, жилище, одежде и т.д. могут определять конечную цель поведения, но не средства ее достижения. Преступными же могут быть только средства (а не цели) удовлетворения этих потребностей, но, как известно, они определяются жизненной ориентацией личности, которая имеет социальное происхождение.

     В поведение человека включаются, помимо целеполагания и мотивационных  основ деятельности, также воля, творчество, эмоциональная сфера. Для индивидуальной специфики поведенческой реакции существенное значение имеют особенности биологии человека - нейродинамические процессы, связанные с проявлением элементарных поведенческих реакций. Но даже они опосредуются социальными условиями по многоканальным связям с внешней средой.

     Таким образом, когда речь идет о личности, о роли биологических факторов, можно  говорить лишь о личностном, психологическом  уровне. Личность, ее психика являются, образно говоря, ареной, на которой  происходит взаимодействие социальных и биологических факторов. Вне психики их соотношение понять невозможно. Поэтому научный анализ указанной проблемы может быть плодотворным только в том случае, если рассматривать действие этих факторов в структуре личности, поскольку человеческое поведение зависит от того, на какой личностной основе они функционируют. Интенсивность проявления социальных и биологических обстоятельств зависит от того, какова сама личность. Однако и здесь мы имеем в виду именно личность, т.е. субъекта и объекта общественных отношений, социальное качество человека, сформированное воспитанием, средой.

     Тем самым подчеркивается, что преступность, как и конкретные преступления, в  любом обществе имеет социальный характер, социально обусловлена. Это  не означает игнорирования биологических факторов, однако они могут носить лишь характер условия, способствующего преступному поведению, но отнюдь не его причины. 

2. Предупреждение преступности несовершеннолетних 

     Каждый  год в сферу профилактического  воздействия правоохранительных органов попадает свыше 600 тысяч подростков – правонарушителей и более 100 тысяч родителей, отрицательно влияющих на воспитание и поведение детей.

     Предупреждение  преступности – это многоуровневая система мер (государственных, общественных, специальных), направленных на выявление, устранение, ограничение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, отдельных видов преступлений и конкретных преступлений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем.

     Предметом предупреждения преступлений несовершеннолетних – является комплекс общественных (правовых) отношений, направленных на профилактику (превенцию) преступлений, совершаемых несовершеннолетними и при их участии.

     Деятельность  по предупреждению преступности направлена на сокращение преступности как явления.

     Система предупреждения преступности несовершеннолетних имеет три уровня: общий (федеральный), субъектов федерации и органов местного самоуправления.

     Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних  - это основанная на определенных идеях деятельность системы государственных и негосударственных  институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека, общества и государства от преступных посягательств.

     Политика  в области несовершеннолетних –  это деятельность, направленная на защиту и охрану несовершеннолетних, их прав и законных интересов.

     Основные  элементы политики (формирование и  реализация).

     Направление формирования и реализации политики (основные задачи, принципы, направления  и средства предупреждения).

     Субъекты  политики (явление преступности несовершеннолетних);

Объекты политики (государственные и негосударственные  институты);

Цели  политики (защита человека, общества и государства от преступных посягательств).

     Национальная  политика нашего государства в отношении  несовершеннолетних нашла свое выражение в следующем:

     -в  обязательствах по выполнению  Конвенции о правах ребенка,  взятых на себя РФ;

      -в Основных направлениях государственной  социальной политике по улучшению  положения детей в РФ до 2000г. (Национальный план действий в интересах детей), утвержденных Указом Президента РФ от 14 октября 1995г. №942;

     -в  Указе Президента РФ от 1июня 1992г.  №543 «О первоочередных мерах по  реализации Всемирной декларации  об обеспечении выживания, защиты  и развития детей в 90-е годы»;

     -в  Президентской программе «Дети  России».

     Важным  этапом на пути решения профилактических задач преступности несовершеннолетних явилось принятие Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993г. №1338 “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. В данном указе предусматривал создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. В настоящее время правовую основу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляет:

     -Федеральный  закон от 24 июня 1999г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // "Российская газета" от 30 июня 1999 г.,  Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г., N 26, ст. 3177

     Выделяется  два вида предупреждения преступности:

     1)общее  предупреждение преступности –  направленное на выявление, нейтрализацию  или устранение причин и условий  преступности, отдельных ее видов,  а также способствующих ей  условий;

     2)индивидуальное  предупреждение преступности –  направленное на выявление и оказание профилактического воздействия в отношении лиц, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.  

     В 1995 г. в России работали только 32 специальные школы закрытого типа (в том числе одна – для девочек), одна специальная школа открытого типа, 15 специальных профессионально-технических училищ закрытого типа (в том числе 4 для девочек) и одна специальная (коррекционная) школа для детей с отклонениями в развитии, совершивших общественно опасные деяния.

      По  данным МВД РФ, в 45 регионах России отсутствуют  закрытые учебно-воспитательные учреждения для младших подростков. По оценке специалистов, только 9% подростков, которые нуждаются в особых условиях воспитания, могут быть направлены в специальные учебно-воспитательные учреждения. Недоступность для данной категории несовершеннолетних таких учреждений способствует повышению их криминальной активности. Только в 1995-1996 гг. за период ожидания путевок для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения подростками совершено 2085 преступлений.

     Субъекты  предупреждения преступности несовершеннолетних:

     1.комиссии  по делам несовершеннолетних  и защите их прав; 2.органы управления социальной защитой населения; 3.органы управления образованием; 4.органы опеки и попечительства; 5.органы по делам молодежи; 6.органы управления здравоохранением; 7.органы службы занятости; 8.органы внутренних дел.

Информация о работе Преступность несовершеннолетних