Принципы противодействия преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:21, реферат

Описание работы

В этом разделе работы будут рассматриваться принципы и постановки задачи проектирования системы противодействия преступности.
Те конкретные решения, которые здесь содержатся, надо воспринимать не как практические рекомендации и выводы, а как иллюстрацию приложения методов системотехники к задачам проектирования и организации систем, в данном случае, применительно к системе противодействия преступности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Структура системы  противодействия преступности 

Основные подсистемы системы противодействия преступности предположительно включают (могут включать): 

систему противодействия  совершению преступления; 

систему обнаружения преступления; 

систему идентификации  преступника; 

систему воздействия  на преступника; 

систему воздействия  на общество. 

Перечисленные подсистемы достаточны для организации  антикриминальной деятельности общества и позволяют провести оптимизацию  этой деятельности по глобальному общественному критерию. Это условные наименования основных подсистем. Они не имеют отношения ни к существующим принципам построения правоохранительных органов, ни к действующим методам "борьбы с преступностью" и детективной деятельности. Эта структура может рассматриваться как отправной вариант проектирования оптимальной системы противодействия преступности. 

Результаты деятельности в каждой из этих подсистем должны быть измеримы и рассматриваться  в качестве частных целей, способов достижения общей цели системы. Это позволяет установить для каждой из подсистем свой внутренний частный критерий принятия решений, критерий оценки деятельности и управления ею. Если существуют некоторые факторы, процессы, явления, которые автору не известны и не учтены в настоящей работе, ввод и учет таких факторов не составит труда. 

Для специалистов по проектированию организаций все  это выглядит тривиально, а для  других читателей, скорее всего, пусто. Они могут сказать, что "здесь  нет ничего конкретного" и все это только отвлеченные слова, которые просто не стоит принимать во внимание. 

В действительности все наоборот. И теория и практика проектирования сложных систем показывают, что нет ничего опаснее различных  необоснованных "конкретных предложений", которые исходят из соображений здравого смысла и интуиции. Именно "конкретные", но необоснованные предложения обычно уводят "в никуда", разрушают процесс проектирования. 

Нужны не конкретные предложения, а технология создания, обоснования, доказательства, точного расчета. Постарайтесь не пропустить, заметить элементы такой технологии.

Система противодействия  совершению преступления 

В системе противодействия  преступности нужна подсистема воздействия  на потенциального преступника. С нее  и начнем. 

Объектом воздействия этой подсистемы, является решающая функция преступника. Воздействия направлены на то, чтобы снизить до оптимального уровня поток рациональных для него, следовательно реализованных, преступных операций. 

Эта подсистема призвана воздействовать на преступника до совершения им преступления. 

Направлением  деятельности при создании этой подсистемы является разработка и реализация механизмов, обеспечивающих более выгодный поток потерь от преступности. 

Механизмы этой системы можно условно разделить  на ряд частных деятельностей. В основу декомпозиции этой системы может быть положена решающая функция преступника. 

Первой следует  рассмотреть деятельность по снижению значений функции ожидания преступника. Цель деятельности заключается в  снижении математического ожидания ценности, психологической оценки преступником объема и возможности ожидаемых приобретений. Деятельность направлена на создание механизмов (экономических, юридических, социальных и пр.), создающих препятствия для получения и использования преступных приобретений и снижающих субъективную ценность таких приобретений для преступника. 

Эффективность этой деятельности зависит от состояния  и динамики общественной системы  в целом, поэтому ее задачи не могут  быть решены только юридическими средствами. 

При разработке механизмов требуется определить перечень факторов, существенно влияющих на функцию ожидания, факторы второго (возможно и следующего) уровня и  спроектировать систему воздействий  на эти факторы. Важнейшими являются три группы факторов: факторы, влияющие на сложность преступных приобретений, на вероятность получения этих приобретений и на возможность их последующего использования. 

Техническими  мерами можно решить ограниченную часть  задач (сейфы и замки, защита от подделки денег и ценных бумаг и пр.). Организационные меры (система бухгалтерского учета и контроля, система контроля за хранением и использованием оружия и пр), также позволяют решать только часть задач. 

Для противодействия  таким преступлениям, как, например, взятка и подкуп, нужны механизмы, затрагивающие правовые, экономические, политические и социальные процессы. 

Факторы, определяющие значение функции ожидания для преступника, а также степень влияния факторов на значение функции, могут быть определены инструментальными методами. Инструментальные методы позволят оценить эффективность и действенность спроектированных механизмов. 

При анализе  факторов выявляются скрытые связи  между ними, взаимные воздействия  одних факторов на другие, а также  структурные конфигурации факторов, в которых одни факторы усиливают или ослабляют действия других (контуры). 

Значение функции  потерь для потенциального преступника  определяется в первом приближении  математическим ожиданием потерь (произведением  цены потерь на вероятность применения санкций со стороны общества, реализующих или вызывающих такие потери для преступника). 

Надо учитывать, что функция потерь преступника  носит отчетливо выраженный мультипликативный  характер. Если один из факторов функции  равен нулю или составляет очень  малую величину, все другие уже не имеют значения. Факторы связаны между собой, поэтому приходится рассматривать всю группу факторов в совокупности. Между ними надо установить такое соотношение, при котором затраты и результаты по каждому фактору приводят к оптимизации всей функции в целом. 

Само воздействие  на преступника и его результат  не имеют никакого значения, важна  психологическая оценка этого воздействия  преступником, определяемая им до совершения преступления. Эта оценка зависит  от некоторого множества факторов, состав и значимость которых меняется в зависимости от внешних условий. Связь этих факторов с величиной оценки может определяться и постоянно корректироваться в работающей системе противодействия преступности. 

Речь идет о  воздействии, а не о наказании. Во-первых, воздействие оценивается самим преступником до совершения преступления, во-вторых, здесь некорректно применять термин наказание, поскольку целью воздействия является не наказание преступника, а снижение уровня преступности в обществе за счет повышения цены потерь в решающей функции преступника. 

Основными факторами  субъективной оценки своих потерь преступником являются: 

общая оценка собственного состояния (экономического, социального  и пр.) преступником до совершения преступления; 

оценка вероятностей применения обществом ожидаемых им мер воздействия в результате совершения преступления; 

общая оценка преступником своего прогнозного состояния в  результате применения мер воздействия; оценка этого состояния как потери и психологическая оценка величины потери; 

прогнозная оценка продолжительности временных интервалов от преступления до применения мер  воздействия; и др. 

На перечисленные  факторы (и на другие, которые будут  определены при проектировании) надо воздействовать с целью повышения  значения функции потерь преступника. 

Вероятность применения воздействия на преступника зависит  от вероятностей событий: обнаружения  факта свершения преступления; обнаружения  и идентификации преступника; его  задержания и осуждения; удержания  преступника в состоянии воздействия после задержания и др. Если хотя бы одна из этих вероятностей равна нулю или достаточно мала, психологически вероятность применения воздействия будет равна нулю, а значение функции потерь будет восприниматься потенциальным преступником как нулевое и не окажет сдерживающего влияния на совершение преступления. 

Меры по повышению  вероятности воздействия на преступника  не приведут ни к чему, если цена воздействия (по шкале ценностей потенциального преступника) не будет достаточно высока. Ожидаемые, возможные потери для преступника должны быть как можно более велики, чтобы преступная деятельность не попала в разряд целесообразных ни при каких условиях. 

Деятельность  по повышению морального порога направлена на изменение значений факторов, определяющих этот моральный порог. Перечень значимых факторов и их влияние на величину порога достаточно обосновано могут быть определены в процессе моделирования, исследования на моделях и проектирования. 

Значения морального и правового порогов определяются не только значениями управляемых переменных, но и всей сетью взаимодействий факторов культурных, правовых, политических, экономических и социальных процессов.

Система обнаружения  преступления 

Совершенное преступление должно быть обнаружено. Его нужно  выделить из множества некриминальных состояний, а это далеко не просто. Разумеется, специалисты в области борьбы с преступностью лучше знают об этом. Речь идет не о поиске преступника, а о поиске совершенного преступления, факта преступления. Создается впечатление (взгляд со стороны может быть ошибочным), что у нас не существует эффективной системы обнаружения преступления или она организована так плохо, что не ощущается. Тот порядок, при котором задача обнаружения преступления лежит в основном на пострадавшем или отдается на волю свидетелей или осведомителей, очень не совершенен, не целесообразен. 

Механизмы обнаружения  преступления (это типовая задача обнаружения) должны строиться в  соответствии с требованиями теории обнаружения сигналов. При ее построении должна быть использована возможность оптимизации решения. 

Решение задачи обнаружения приводит к реализации одного из четырех возможных вариантов: 

правильное обнаружение (событие существует и оно обнаружено); 

правильное необнаружение (событие не существует и оно не обнаружено в результате решающей процедуры); 

ложное обнаружение (событие не существует, но оно обнаружено); 

ложное необнаружение (событие существует, но не обнаружено). 

Каждый возможный  исход характеризуется вероятностью и своей ценой. 

Эффективность процедуры обнаружения может быть измерена взвешенным математическим ожиданием результата обнаружения (суммой произведений вероятностей всех исходов на их ценовый множитель). По этому показателю можно сравнивать различные процедуры, механизмы, различные технологии. 

Возможна оптимизация  решающей процедуры, при которой  механизм обнаружения преступлений будет наиболее выгодным по глобальному  общественному критерию. 

Задача обнаружения  ниже рассматривается применительно  к иным ситуациям. 

Эффективность системы обнаружения преступлений может оцениваться по влиянию на совокупную величину потерь от преступности и затрат на противодействие преступности. Это значение эффективности непрерывно меняется с изменением параметров общественных процессов и общей ситуации, поэтому механизмы обнаружения и параметры этих механизмов должны постоянно корректироваться, адаптироваться. 

Прежде всего, требуется построить эффективную  систему признаков преступления. Эта система признаков взаимосвязана  и не может строиться произвольно. Критерием является общий критерий: минимум затрат и потерь. И затраты, и потери во многом зависят и от системы признаков преступления. Такие эффективные признаки должны обладать рядом свойств. 

Прежде всего, признаки должны быть сформулированы таким образом, чтобы преступник был вынужден проявить себя прежде, чем нанесет значительный ущерб обществу. 

Признаки преступления должны быть легко идентифицируемы  и обладать незначительной зоной  неопределенности. 

Информация о работе Принципы противодействия преступности