Проблемы коррупции в органах власти и управления, возможные направления противодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:21, контрольная работа

Описание работы

Коррупционная преступность - традиционный и достаточно распространенный вид преступности в большинстве стран мира.
Под коррупцией как социально правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественно политических деятелей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………1

1.Проблемы коррупции в органах власти и управления, возможные
направления противодействия……………………………………………2
2. Схема социально-психологического механизма наркомании и
токсикомании…………………………………………………………….17
3.Заключение………………………………………………………………18

3. Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

констрольная работа .doc

— 88.50 Кб (Скачать)

                                                     

                                               Содержание      

        Введение……………………………………………………………………1 
 

    1.Проблемы  коррупции в органах власти  и управления, возможные

      направления противодействия……………………………………………2 

    2. Схема социально-психологического механизма наркомании и

      токсикомании…………………………………………………………….17 

    3.Заключение………………………………………………………………18 
 

       3. Список использованной литературы…………………………………..19 
 
 
 

     Введение 
 

  Коррупционная преступность - традиционный и достаточно распространенный вид преступности в большинстве стран мира.

Под коррупцией как социально правовым явлением обычно понимается подкупаемость и  продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественно  политических деятелей.

      Обычно  считается, что сущность коррупции  как социально правового явления  двуедина. С одной стороны, она  выражается в незаконном использовании  публичным лицом своего статуса  в целях получения каких- либо выгод (продажность), а с другой - в незаконном предоставлении публичному лицу таких выгод любым заинтересованным субъектом (подкуп).

      Содержание  коррупции определяется совокупностью  разнообразных деяний (действий или  бездействия), выражающихся в незаконном получении имущества, услуг или льгот лицом, уполномоченным на осуществление государственных функций, а также в предоставлении ему таких преимуществ.

   Тема контрольной работы  -    проблемы коррупции в органах власти и управления, возможные направления противодействия.

   Целью  и задачей данной работы  является  изучение  коррупции в органах власти и управления, рассмотрение возможных направлений противодействия  коррупции. 
 
 

    1.Проблемы коррупции в органах власти и управления, возможные направления противодействия. 

     Коррупционная преступность - это совокупность преступлений, диспозиции уголовно - правовых норм которых содержат признаки коррупции.

     Коррупция - явление таких подкупа-продажности, когда один субъект, занимающий определенное служебное положение, наделенный определенными полномочиями, подкупается другим субъектом ради того, чтобы соответствующее служебное положение и полномочия были использованы в интересах подкупающей стороны.

     Термин  «коррупция» происходит от латинского corruption. В словаре иностранных слов приводится термины «коррумпировать»,«корруптировать»

(лат. corrumpere - подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами).

      Только  коррупция характеризуется практически  двусторонней сделкой - корруптера и  коррупционера (коррумпируемого субъекта). Корруптер подкупает коррупционера, а тот за соответствующую мзду совершает угодные действия. Хищения, злоупотребления должностными полномочиями, их превышение не имеют данного образовательного признака – могут совершаться субъектами в одиночку.

      Механизмы коррупционной сделки различны. Встречаются три основных варианта: а) обоюдовыгодная двусторонняя сделка, б) вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения, в) инициативный, активный подкуп служащих, в том числе с психическим воздействием и иными воздействиями на них.

      Правонарушения, связанные с коррупцией, включают: 1) коррупционные правонарушения, совершаемые  в виде предоставления, принятия материальных, иных благ и преимуществ; 2) правонарушения, создающие условия для коррупции  и обеспечивающие ее (использование служебных полномочий вопреки интересам службы, превышение власти). Эти правонарушения многообразны, носят уголовно-правовой, административный, гражданско-правовой и дисциплинарный характер.

     УК  РФ коррупцию трактует только как дачу и получение взятки государственных, муниципальных, коммерческих и иных организациях. При этом в отличие от международно-правового понимания, которое признает взяткой  как материальные, так и нематериальные предметы и услуги, российский Кодекс  считается предметом взятки лишь материальные блага.

     Для уровня взяточничества характерна высокая  латентность. Это самый латентный  вид преступности. До суда доходит  тысячная доля реальных случаев подкупа  и продажности.

     Специфика структуры взяточничества связана, прежде всего, со служебно-экономической сферой. Наиболее опасно транснациональное взяточничество, при котором покупаются  и продаются высокопоставленные государственные и негосударственные деятели различных стран и международных организаций. Процесс глобализации преступности в полной мере захватил и  транснациональное взяточничество1.

     Далее по иерархической вертикали располагается  подсистема парламентского  взяточничества на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях.

     Третье  место принадлежит коррупции  в судебной системе, органах МВД, ФСБ, прокуратуры2.

     На  четвертом месте располагается  информационное взяточничество, в СМИ  и Интернете, обеспечивающих нередко по заказу «черный» или «белый» пиар.

      Самая опасная  в России – элитная коррупция. Она разрушает власть, и экономику страны. В суды же попадают, как правило, дела о мелкой бытовой коррупции, например врачей незаконно выдавших больничные листы. В криминологической литературе  элитную коррупцию иногда называют «политической».

      Динамика  взяточничества специфична для преступлений  с высокой латентностью: чем больше раскрыто и осуждено виновных, тем позитивнее процесс. Он отражает не столько уровень и движение реально совершенного взяточничества, сколько эффективность борьбы с ним. Особенно, если растет число осужденных элитных взяточников. А их – единицы. Некоторый рост судимости за взяточничество имел место в 2003-2004гг., когда появились дела не только об экс-губернаторах и бывших депутатах, но и о действующих должностных лицах среднего звена. До верхнего федерального уровня коррупции, а России уголовная ответственность дойдет, очевидно, еще не скоро.

      Причина взяточничества - служебная корысть для взяткополучателя и деловая или бытовая корысть для взяткодателя.  Первый наживая путем продажи за материальные блага своих служебных полномочий, чем за дезорганизует работу своего учреждения. Корысть второго заключается в удовлетворении  своих деловых или бытовых интересов с материальной выгодой путем принятия решения в его пользу подкупленным должностным лицом, управляющим, служащим.

      Корысть взяткополучателя ранжируется от элитной (элитно-властной и бизнес – элитой), называемой иногда «верхушечной», до «низовой» или «бытовой». Элитные корысть - продажность и корысть – подкуп измеряются  в сотнях тысяч и миллионах,  и даже миллиардах рублей, услугах, например незаконной приватизации  или получения министерского кресла. В 2004г. самая крупная взятка в 250 тыс. долларов была получена заместителем губернатора Красноярского края от гендиректора одной из местных строительных фирм.

      Коррупционными  условиями являются действующие  законы, которые обеспечивают безнаказанность  субъектов элитно-властной судебной и правоохранительной систем посредством иммунитетов от уголовной ответственности. Им обладают депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, судьи, прокурорские работники, адвокаты3.

      Недостаточно  законодательно прописан и порядок  декларирования чиновниками их доходов, доходов членов семьи на которых  они часто оформляют свои предприятия, дома автомашины и т.д.

      На  VI Съезде судей РФ обсуждалась проблема взяточничества в судейском корпусе. По данным опросов населения 39% респондентов считают, что судьи у нас обладают такой неприкосновенностью, при которой они могут творить что угодно и совершенно безнаказанно. 80% прямо заявили, что не рассчитывают найти справедливость в суде, полагая, что выигрывает дело тот, кто больше заплатит.

      Коррупциогенными условиями выступают неисполнение действующих законов и подзаконных актов в нарушение принципа неотвратимости  ответственности за каждое преступление. Например в 2004г. за январь- июнь выявлено 6240 случаев взяточничества, привлечено к уголовной ответственности 1931 человек, т .е почти в три раза меньше.

      Депутатскому  взяточничеству немало способствует несоблюдение нормативного запрета совмещая работы в Госдуме с предпринимательством. Нарушение его носит распространенный и плохо контролируемый  прокуратурой, парламентом, Счетной палатой характер. Крупные предприниматели получают места в Госдуме и отнюдь не думают прекращать на четыре года депутатства свой бизнес.

      Коррумпирование власти, прежде всего милиции, с которой  население  обращается чаще всего, чем  к депутатам, привело к отчуждению  власти от населения. 60% свидетелей преступлений не сообщают в органы МВД, ФСБ, прокуратуры о преступлениях, население о своем большинстве не желает сотрудничать с ними.

      Реален  законодательный  путь минимизации  взяточничества в России путем имплементации международных актов в УК, УПК, КоАП и др., а также принятия федеральных и региональных (в ряде субъектов РФ они уже действуют) комплексных криминолого - профилактических законов о борьбе с коррупцией.

      Для определения причинности и детерминации коррупционной преступности существенны  три вопроса:

     1. Характеристики служебной среды (невыполнение правила о таком размере оплаты труда служащих, кот позволил бы достойно жить им и их семьям; тип управления; социально-психологическая обстановка);

     2. Характеристики служащих (здесь существенна иерархия их ценностей и, в частности, готовность принести в жертву материальной выгоде закон и нормы морали, профессиональную честь. Сказываются и такие характерологические черты, как жадность, зависть. Моральная неустойчивость сказывается при инициативном подкупе);

     3.Условия и процессы их взаимодействия, состояние соц.контроля в сфере службы (отсутствие контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, не реагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе реагирование во многих случаях является условиями, облегчающими совершение коррупционных преступлений).

     В плане общего предупреждения необходимо, прежде всего исключать использование коррупции как средства становления и укрепления новых общественных отношений, создания социальной опоры рыночных отношений, а также пресекать отмывание, приумножение криминальных капиталов.

При  предупреждении коррупции важны:

     1.Установление такого содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;

     2.Повышенный контроль за: доходами и расходами государственных и ряда иных категорий служащих; аспектами поведения, наиболее чувствительными к коррупции (выдаче информации, не подлежащей официальному распространению); кадровой политикой, использование в т. ч. ротации кадров;

     3. Режим обеспечения безопасности лиц, осуществляющих борьбу с коррупцией, а также членов их семей;

     4. Введение режима исключительного служебного использования дорогостоящих государственных квартир, особняков, предоставляемых в связи с занятием государственной должности, при гарантированности частного жилья на общих, предусмотренных законом условиях.

      Согласно  положениям Концепции административной реформы в Российской Федерации  необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе  целей является ликвидация коррупции  в федеральных органах исполнительной власти, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления.

      Международные рейтинги показывают, что уровень  коррупции в Российской Федерации  недопустимо высок. Коррупционность  государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения. Коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости.

Информация о работе Проблемы коррупции в органах власти и управления, возможные направления противодействия