Профессионально-важные качества сотрудников МВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: проанализировать методы исследования профессионально-важных качеств у сотрудников МВД.

Поставленная цель реализуется в задачах:

1.Провести анализ профессионально важных качеств, в частности профессионально важных качеств сотрудников МВД;

2. Проанализировать методы исследования профессионально-важных качеств сотрудников МВД.

Содержание

Введение

1. Особенности профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел

2. Понятие профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел

3. Профессионально-важные качества сотрудников МВД
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Данилов АД.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

     Коммуникативная деятельность. Как отмечалось выше, профессиональная деятельность сотрудника отличается широкой коммуникативностью. Его коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации посредством общения, т.е. непосредственного речевого контакта с окружающими в целях решения практических оперативно-служебных задач. Чтобы оказывать влияние на людей в процессе общения, в личности сотрудника должны гармонически сочетаться достаточно высокий интеллект и эрудиция с сильной волей, а также комплексом личных свойств, определяющих его человеческую привлекательность.

     Даже  беглый обзор основных особенностей и структурных элементов профессиональной деятельности сотрудника показывает, насколько сложна и многогранна его деятельность. Она предъявляет к нему множество различных требований, среди которых одно из самых важных - обладание развитыми профессионально значимыми качествами личности. 

     В первую очередь к ним относят:

     - профессионально-психологическую ориентированность его личности;

     - психологическую устойчивость;

     - развитые волевые качества: умение  владеть собой в сложных ситуациях,  смелость, мужество, разумную склонность  к риску;

     - хорошо развитые коммуникативные  качества: умение быстро устанавливать  контакт с различными категориями людей, устанавливать и поддерживать доверительные отношения;

     - способность оказывать психологическое  воздействие на людей при решении  различного рода оперативно-служебных  задач;

     - развитые профессионально-значимые  познавательные качества: профессиональную наблюдательность и внимательность, профессионально развитую память, творческое воображение;

     - профессионально развитое мышление, склонность к напряженной умственной  работе, сообразительность, развитую  интуицию;

     - быстроту реакции, умение ориентироваться в сложной обстановке.

     Данные  качества не присущи человеку изначально. Их формирование и развитие - длительный и напряженный процесс, но это  является необходимым условием профессионального  становления сотрудника органов  внутренних дел. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств личности сотрудника препятствуют нормальному осуществлению им своих функциональных обязанностей, порождают ошибки в его деятельности, вызывают процессы профессиональной дезадаптации и профессиональной деформации личности. В этой связи большое значение приобретает профессионально-психологическая подготовка сотрудников, одно из предназначений которой - формирование у сотрудников данных качеств.  

 

2. Понятие профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел 

     Одним из ведущих направлений совершенствования  деятельности органов внутренних дел  является психологическая подготовка сотрудников.

     Целью профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование у них готовности действовать профессионально грамотно, четко, с высокой работоспособностью в любых сложных условиях служебной деятельности.

     Оперативно - служебная деятельность предъявляет особые требования к личностным качествам сотрудников, в первую очередь к профессионально важным. Особенности этой деятельности требуют развития эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников, формирования у них психологической надежности при воздействии стрессовых факторов.

     Основные  задачи профессиональной подготовки заключаются в том, чтобы:

  • повысить психологическую устойчивость сотрудников органов внутренних дел к действию стресс-факторов и их сочетаний, типичных для органов внутренних дел;
  • развить у сотрудников профессиональные качества, сформировать особые характеристики навыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всех профессиональных действий в любых сложных и опасных условиях оперативно-служебной деятельности.

     Подготовленность является комплексным слагаемым профессионального мастерства сотрудников. Это совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих специфичным и важным профессиональным особенностям оперативно-служебной деятельности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее осуществления. Она складывается из четырех групп компонентов:

  • профессионально-психологической ориентированности и чувствительности сотрудника (стремление, интерес и умение понимать психологические аспекты ситуаций и людей, с которыми он имеет дело, умение разобраться в них);
  • подготовленности сотрудника по различным аспектам эффективности профессиональных действий и тактики, проявляющейся в понимании условий эффективности профессиональных действий и умении обеспечивать их создание; умелом использовании различных средств реализации профессиональных действий речевых и неречевых, в умелом применении всего комплекса профессиональных приемов, обеспечивающих более высокую эффективность решения оперативно-служебных задач;
  • развитой профессиональной наблюдательности и памяти сотрудника (включает умение применять психологически обоснованные приемы и правила для повышения эффективности профессионального наблюдения, развитой профессиональной внимательности, натренированности органов чувств и восприятий, натренированности в быстром, полном и точном запоминании, хорошем сохранении в памяти и правильном воспроизведении значимой для решаемых задач информации);
  • психологической устойчивости (выражается в способности сотрудника действовать спокойно и уверенно в психологически сложных, эмоционально напряженных, опасных и ответственных ситуациях оперативно-служебной деятельности).

     Подготовленность существенно повышает профессиональное мастерство сотрудника. Научные данные и имеющийся положительный опыт указывают на необходимость введения специальных задач, форм и методов целенаправленного повышения психологической подготовленности в системе профессионального обучения. Подготовка ныне - важный вид профессиональной деятельности сотрудника в органах внутренних дел.  
 

     Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел - это специально организованный, целенаправленный процесс воздействия на сотрудников по формированию, развитию и активизации необходимых качеств, обусловливающих успешное, эффективное выполнение оперативно-служебных задач.

     Сама  профессиональная подготовка обусловлена особенностями служебной деятельности сотрудников. В соответствии с этим содержание подготовки должно характеризоваться четко выраженной профессиональной направленностью.

     К содержанию профессиональной подготовки сотрудников можно отнести следующее:

  • формирование психологической готовности к борьбе с преступностью;
  • развитие ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности;
  • формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств;
  • совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан;
  • формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности;
  • совершенствование умений применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами;
  • формирование устойчивости, умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности;
  • развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления;
  • формирование волевой активности и навыков волевых действий;
  • подготовка к психическим перегрузкам в работе.

     Формирование  психологической  готовности к борьбе с преступностью. По всей видимости, это является самым важным в психологической подготовке. Главное здесь - формирование профессиональной направленности сотрудников, развитие у них стойких профессиональных интересов к профессиональной деятельности.

     Это также предполагает формирование у сотрудников нетерпимости к всякого рода правонарушениям, стойкой привычки безоговорочного исполнения правовых норм, обостренного чувства правды, справедливости и законности.

     Развитие  ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности. Это предполагает ознакомление сотрудников с основами психологии, формирование у них навыков и привычек учитывать психологию людей, групп в своей работе. Ориентированность в психологических аспектах оперативно-служебной деятельности предполагает знание и учет сотрудниками психологических особенностей проводимых следственных, оперативно-розыскных и иных действий.

     Формирование  и развитие профессионально  значимых познавательных качеств. Эти качества обеспечивают эффективность познавательной деятельности сотрудников. К ним относят профессиональную чувствительность, восприятие, наблюдательность, память, мышление, воображение. Специальные упражнения и тренировки по развитию этих качеств предполагают овладение сотрудниками основными приемами и знаниями определенных правил повышения эффективности запоминания, сохранения и воспроизведения профессионально значимой информации, развития логического мышления и творческого воображения. Проведенные исследования (Столяренко А.М., Волков А.А., Сапарин О.Е., наши собственные) показывают, что целеустремленное развитие перечисленных качеств с помощью практических занятий и специальных тренировок позволяет улучшить показатели их развития в 2-3 раза.

     Совершенствование и развитие навыков  и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан. Деятельность сотрудника органов внутренних дел немыслима без постоянного общения с различными категориями граждан (потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми, подучетными и т.д.). От умения сотрудников общаться с ними, устанавливать психологический контакт, доверительные отношения, зависит качество получаемой оперативно значимой информации, что в свою очередь влияет на успешность деятельности в целом. В ходе психологической подготовки сотрудники должны овладеть системой методов и приемов установления психологического контакта. У них должны быть сформированы умения быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми и располагать их к себе, умение выслушивать людей, умение преодолевать психологические барьеры в процессе общения. Психологическая подготовка предполагает усвоение сотрудниками определенных правил, которые позволяют облегчить процесс установления психологического контакта.

     Формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности. Важным компонентом профессионального мастерства сотрудника органов внутренних дел являются навыки ролевого поведения, которые используются с целью добывания необходимой для раскрытия или предупреждения преступлений информации. В этой связи, в ходе психологической подготовки сотрудники должны вырабатывать умения маскировать свою принадлежность к органам внутренних дел, свои действительные качества и состояния, цели общения.

     Совершенствование умений применять  психолого-педагогические приемы воздействия  в сложных, конфликтных  ситуациях общения  с гражданами. Конфликтные ситуации в процессе общения с гражданами являются наиболее типичными для деятельности сотрудников органов внутренних дел. Поэтому весьма важным является формирование у сотрудников умения нейтрализовать конфликтную ситуацию, обучение их способам разрешения конфликтов. Эффективность деятельности сотрудников во многом зависит и от умелого использования определенных методов психолого-педагогического воздействия на людей, таких как убеждение, внушение, принуждение, стимулирование. У сотрудников должны вырабатываться и навыки использования различных тактических приемов поведения в ситуации конфликтного поведения, в частности и использования конфликтной ситуации в оперативных целях.

     Формирование  устойчивости, умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности. В повседневной практической работе сотрудники подвергаются воздействию многих неблагоприятных психологических обстоятельств, которые могут влиять на качество выполнения профессиональных действий. И психологическая устойчивость рассматривается как один из важнейших показателей психологической подготовленности, которая проявляется в способности сотрудников не поддаваться воздействию негативных обстоятельств. Здесь важно формирование знаний и умений предвидеть эти трудности при решении оперативно-служебных задач. Формирование психологической устойчивости способствует натренированности сотрудников в безукоризненном выполнении профессиональных действий в условиях максимальных психологических трудностей, что может достигаться путем моделирования напряженности в процессе тренировок и практических занятий.

     Развитие  положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления. Формирование психологической устойчивости и умения владеть собой в напряженных ситуациях предполагает выработку у сотрудников определенных эмоционально-волевых качеств личности, таких как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержка и т.д. Сотрудник должен владеть приемами самоконтроля поведения, управлять своим поведением и эмоциями. В процессе занятий и тренировок сотрудники должны овладеть приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.

Информация о работе Профессионально-важные качества сотрудников МВД