Прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 11:56, контрольная работа

Описание работы

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью правовых актов и исполнением законов.
Правовое положение прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства и его функции. Его полномочия.

Работа содержит 1 файл

прокурорский назор.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

                                                                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Полномочия  прокурора при  осуществлении надзора за законностью правовых актов и исполнением законов.

  Для успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными правами и несут установленные законом обязанности, т. е. обладают соответствующими полномочиями. Полномочия прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов по их содержанию и целенаправленности подразделяются на две группы.

 Первая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на своевременное выявление нарушений законов и способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление виновных в этом лиц1.

 Прокурор, осуществляет возложенные на него функции, вправе:

 По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и помещения органов, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор.

 Для вхождения на территорию и в помещения особого режимных (секретных) объектов прокурору необходимо иметь соответствующий допуск, дающий право работы с документами, а также иными материалами, содержащими сведения,отнесенные к государственной или военной тайне, являющей разновидностью государственной тайны.

 Иметь доступ к интересующим его документам и материалам. Реализуя это полномочие, прокурор руководствуется исключительно служебными (государственными) интересами. Закон не содержит каких-либо ограничений в зависимости от содержания документов и материалов, степени их открытости. Прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом «для служебного пользования», а также содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну, информацию медицинского, интимного, иного характера, не подлежащую оглашению. Однако, обладая такими сведениями, прокурор не вправе разглашать их. Что же касается документов и материалов, содержащих сведения, составляющие государственную или военную тайну, т. е. документов и материалов с грифом «секретно» и «совершенно секретно», то прокурор допускается к ним при наличии у него соответствующего допуска. При разглашении сведений, содержащих служебную, военную или государственную тайну, прокурор несет установленную законом ответственность наравне с другими должностными и иными лицами.

 Требовать от руководителей органов за исполнением законов, которыми осуществляются прокурорский надзор, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных документов.

 Прокурора могут интересовать сведения о состоянии законности, о совершенных правонарушениях, мерах, принимаемых к их устранению и предупреждению, о привлечении к ответственности виновных лиц и другая информация. При этом он может истребовать самые различные  документы и материалы без каких-либо ограничений. Это могут быть правовые акты, изданные органом; материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и лицензии; приходно-расходные документы, и другие документы и материалы. Статистическая и иная информация, справки, их копии и иные документы, необходимые при осуществлении возложенных на органы  прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. 

 Требовать от руководителей органов, выделения специалистов для  выяснения вопросов, возникающих, в ходе осуществления надзора за исполнением законов2. Полномочие о выделении специалистов прокуроры обычно реализуют, адресуя руководителю соответствующего органа письменное требование с просьбой направить в распоряжение прокурора того или иного специалиста. Услуги, оказываемые прокурору специалистами, выделяемыми негосударственными органами (структурами, подлежат материальному вознаграждению в виде выплаты гонораров.

 Требовать от руководителей органов, за исключением законов, которыми осуществляется прокурорский надзор, проведения проверок в связи с поступившими в орган прокуратуры материалами и обращениями. Это полномочие реализуется направлением в адрес руководителей органов письменного требования с просьбой проведения проверки и сообщении о ее результатах в прокуратуру. На выполнение требования прокурора о проведении проверки обычно дается не более десяти суток со дня его поступления. Чаще проведение поверок поручается органам контроля и высшим органам. На предприятиях, в учреждениях, в организациях проверки преимущественно должны проводиться органами контроля.

 Требовать от руководителей поднадзорных прокурору органов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Реализуется это направлением письменного требования и реже-вынесением мотивированного постановления. Прокуроры вправе требовать от соответствующих органов проведения ревизий, инвентаризаций в структурных подразделений органа. Прокуроры могут требовать от руководителей предприятий, учреждений проведения служебных расследований в связи, например, с авариями, несчастными случаями с людьми, выявленными злоупотреблениями, не достачами материальных средств и т. д. Вправе прокуроры  требовать и проведения различного рода зкспертиз, что реализуется вынесением соответствующего постановления.

 Вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру или в иное место своего нахождения для истребования объяснений по поводу нарушения закона. Обычно прокурорами истребуются письменное объяснения от должностных лиц и граждан, составляемые самостоятельно. Объяснения приобщается к материалам проверки.

 Проводить прокурорские проверки исполнения законов и проверки законности правовых актов. Проверки исполнения законов и проверки законности актов проводятся прокурорами в пределах их должностной компетенции. Так, муниципальные прокуроры (районные, городские) проводят проверки в органах районного звена. Прокуроры субъектов РФ проводят проверки в республиканских, краевых, областных органах. При этом вышестоящий прокурор обладает правом проводить проверки в органах, относящихся к компетенции нижестоящих прокуроров, а в отдельных случаях поручать проведение проверок прокурорам районов и городов в органах краевого, областного и равных им звеньев.

  Вторая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на устранение выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона. К этим полномочиям прокуроров относятся следующие права:

опротестовать противоречащие закону правовые акты либо обращаться в суды общей юрисдикции или арбитражные суды с заявлениями (исками)о признании таких актов недействующими;

вносить в государственные,  иные органы представления об устранении выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств; возбуждать производство об административном правонарушении; возбуждать уголовное дело; требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности (дисциплинарной, материальной0; освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; предостерегать должностных лиц о недопустимости нарушения закона.

 Прокуроры в пределах предоставленной им компетенции также вправе: принимать меры к обеспечению в установленном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона; обращаться в интересах государственных, кооперативных органов, общественных организаций и граждан с исковыми заявлениями в суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

 Принципиально важное положение о том, что требование прокурора, вытекающее из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влечет за собой установленную законом ответственность, как правило, административную3.

 Многие права прокурора являются их обязанностями. Например, из права прокурора истребовать для проверки соответствия законам правовых актов органов представительной и исполнительной власти вытекает его обязанность систематически проводить проверки законности этих актов, принимать меры к своевременному выявлению и устранению нарушений, допущенных при издании указанных актов. Все рассмотренные выше полномочия прокуроров рассчитаны на активное их применение.

 Активное, обоснованное применение прокурорами предоставленных им полномочий позволяет своевременно выявить и устранить нарушения законов, способствующие им обстоятельства, предупреждать нарушения законов, укреплять законность и правопорядок в регионах и в целом в стране. 

2. Правовое положение  прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства и его функции. Его полномочия.

 Участие прокурора в рассмотрении судом уголовных дел, регулируется в ФЗ «О прокуратуре»4. Основной нормативной базой данного направления деятельности прокурора является УПК5. Среди специальных задач этой деятельности прокуратуры можно выделить основные:

обеспечение участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом; обеспечение  законности приговоров, определений  и постановлений суда, вынесенных в связи с рассмотрением уголовных дел; обеспечение в процессе судопроизводства законных прав потерпевших, подсудимых и иных участников процесса.

 Решение каждой из указанных задач, в свою очередь, определяет необходимость постановки и последующего решения ряда более частных, конкретных задач. Так, для решения первой из названных задач необходимо организовать присутствие прокурора в суде, обеспечить участие наиболее квалифицированного обвинителя, осуществить тщательную подготовку к судебному рассмотрению уголовного дела и т. д. Для решения второй задачи прокурору необходимо обеспечить своевременность проверки законности правовых актов(приговоров, постановлений, определений), принятых судом по уголовному делу; Обеспечить квалифицированное составление представлений, участие прокурора в рассмотрении дел в кассационной и надзорной инстанции и ряда других.

 Закон «О прокуратуре» и УПК РФ предусматривают два основных вида деятельности прокурора в рассматриваемом направлении: 1. Участие в судопроизводстве по рассмотрению судом уголовных дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. 2. Надзор за законностью и обоснованностью приговоров, определений и постановлений суда по уголовному делу. Этот вид деятельности прокурора также осуществляется в суде первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. Ввиду довольно существенного различия полномочий прокурора в названных инстанциях судопроизводства, деятельность прокурора в каждой из них следует рассматривать отдельно.

 Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции.

 Как известно, уголовные дела по первой инстанции могут быть рассмотрены мировым судьей, районным, городским судом, судом субъектов РФ и Верховным Судом РФ. Начинается рассматриваемая деятельность прокурора с того, что, утвердив обвинительное заключение или обвинительный акт, он направляет дело в суд, которому оно подсудно.

 Основной функцией прокурора, участвующего в рассмотрении судом уголовных дел, является осуществление уголовного преследования, реализующего в поддержании государственного обвинения6. Поддерживая обвинение, прокурор приобретает статус стороны в процессе уголовного судопроизводства, наделенной равными правами с другой стороной-защитой правами7. Прокурор принимает участие в исследовании доказательств, высказывает свое мнение по возникшим во время судебного разбирательства вопросам, предоставляет суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры назначения в отношении подсудимого.

 Участие прокурора в рассмотрении судом уголовных дел начинается со стадии предварительного слушания дела. В стадии предварительного слушания прокурор участвует в решении судом вопросов о необходимости вызова в суд новых свидетелей, экспертов и специалистов или об исключении доказательств, об истребовании вещественных доказательств и документов, возможности предварительного слушания дела в отсутствии кого-либо из участвующих в деле лиц. В связи с решением указанных вопросов, прокурор высказывает свое мнение или заявляет ходатайства.

 Важное значение имеет активное участие прокурора в судебном следствии. Значимость участия прокурора на этом этапе судопроизводства повышается в связи с введением в последние годы новых форм судопроизводства, а именно, суда присяжных, при котором бремя доказывания возлагается на сторону обвинения, где прокурор излагает предъявленное подсудимому обвинения.

 В процессе судебного следствия прокурор обязан объективно исследовать все доказательства, на основании которых подсудимому предъявлено обвинение. Прокурор определяет порядок исследования доказательств в суде, очередность допроса подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов; участвует в осмотре вещественных доказательств, местности, помещений и т. п. На основании исследования всех доказательств прокурор должен убедиться в их достаточности для вынесения подсудимому обвинительного приговора. В противном случае прокурор в конце судебного следствия должен либо отказаться от обвинения либо заявить ходатайство о дополнении судебного следствия, и при этом назвать, какие доказательства необходимо дополнительно исследовать в судебном заседании. При этом прокурор указывает на доказательства, уже бывшие предметом судебного исследования, либо новые доказательства, которые судом еще не исследовались.

Информация о работе Прокурорский надзор