Прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:09, контрольная работа

Описание работы

С учетом исторических особенностей развития в России сложился своеобразный механизм обеспечения прав человека, который и по сей день в значительной мере популярен у населения. Многие из ущемленных в правах граждан ищут защиты прежде всего на досудебной стадии, в органах прокуратуры, и в большинстве случаев там ее находят. Правозащитное направление надзора стало для прокуратуры приоритетным. Сейчас прокуратура - едва ли не единственный государственный орган, осуществляющий бесплатное правовое обеспечение населения. Не случайно число лиц, обращающихся в прокуратуру за защитой своих прав, неуклонно возрастает.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Основные направления деятельности прокуратуры………………………………..5

Заключение……………………………………………………………………………..14

Список использованной литературы………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 85.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

1. Основные направления  деятельности прокуратуры………………………………..5

Заключение……………………………………………………………………………..14

Список использованной литературы………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     С учетом исторических особенностей развития в России сложился своеобразный механизм обеспечения прав человека, который и по сей день в значительной мере популярен у населения. Многие из ущемленных в правах граждан ищут защиты прежде всего на досудебной стадии, в органах прокуратуры, и в большинстве случаев там ее находят. Правозащитное направление надзора стало для прокуратуры приоритетным. Сейчас прокуратура - едва ли не единственный государственный орган, осуществляющий бесплатное правовое обеспечение населения. Не случайно число лиц, обращающихся в прокуратуру за защитой своих прав, неуклонно возрастает.

     В соответствии с Законом о прокуратуре, Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.

     Органы  прокуратуры составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Они осуществляют полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

     Установлен  запрет на воздействие в какой бы то ни было форме на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

     Закон устанавливает порядок осуществления  прокурорского надзора за исполнением законов: органами власти, юридическими лицами; органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

     Установлено, что в случаях, предусмотренных  законом, прокурор участвует в рассмотрении дел судами.

     Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

     Таким образом, согласно Закона и с учетом исторических особенностей развития в России сложился своеобразный механизм обеспечения прав человека, который и по сей день в значительной мере популярен у населения. Многие из ущемленных в правах граждан ищут защиты прежде всего на досудебной стадии, в органах прокуратуры, и в большинстве случаев там ее находят. Правозащитное направление надзора стало для прокуратуры приоритетным. Сейчас прокуратура - едва ли не единственный государственный орган, осуществляющий бесплатное правовое обеспечение населения. Не случайно число лиц, обращающихся в прокуратуру за защитой своих прав, неуклонно возрастает.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Основные направления  деятельности прокуратуры 

     Часть 2 ст. 1 Закона о прокуратуре определяет основные направления деятельности прокуратуры. Однако в литературе в последнее время для определения стал использоваться термин "подфункция" функции надзора за исполнением законов, поскольку ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры, являются ее функции. Функции предопределяются социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуются определенным предметом ведения, направлены на решение этих задач и требуют использования присущих ей полномочий и правовых средств.

     В части 2 ст. 1 Закона о прокуратуре  закреплен перечень функций прокуратуры. При этом необходимо отметить не очень удачную конструкцию ст. 1 Закона о прокуратуре: в одной статье без какого-либо разделения изложены и направления надзорной деятельности, и наименования функций, не имеющих отношения к надзору. Так, наряду с функцией по осуществлению надзора и ее подфункциями (отраслями), прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Части 3 и 4 указанной статьи содержат положения об участии прокуроров в рассмотрении дел судами и опротестовании противоречащих закону судебных постановлений, а также об участии прокуратуры Российской Федерации в правотворческой деятельности.

     Исходя  из изложенного, к функциям прокуратуры, или направлениям деятельности, следует отнести:

     1) надзор за исполнением законов, который подразделяется на отдельные отрасли прокурорского надзора (общий надзор, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за исполнением законов судебными приставами, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу);

     2) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

     3) участие прокуроров в рассмотрении  дел судами;

     4) координацию деятельности правоохранительных  органов по борьбе с преступностью;

     5) участие в правотворческой деятельности;

     6) выпуск специальных изданий.

     Основной  функцией, направлением деятельности прокуратуры прежде всего является прокурорский надзор.

     Главной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов, а в зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно-распорядительной деятельности органов управления, органов предварительного следствия, исполнения судебных решений и др.), надзор подразделяется на отрасли (направления), которые тесно между собой связаны, находятся в системной взаимосвязи и обусловленности.

     Функцией, или направлением деятельности прокуратуры  является уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

     Согласно  ст. 21, 37 Уголовно-процессуального кодекса  РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с послед. изм. и доп.), уголовное преследование  от имени государства по уголовным делам осуществляет прокурор. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор принимает предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Прокурор в случаях, предусмотренных УПК РФ, уполномочен осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего. При этом требования, поручения и запросы прокурора, предъявленные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами.

     Таким образом, содержанием рассматриваемой  отрасли прокурорского надзора прежде всего является полномочие прокурора возбудить уголовное дело о любом преступлении, поручить производство расследования соответствующему следователю, органу дознания либо, независимо от подследственности, в установленном порядке принять дело о любом преступлении к своему производству. По новому УПК РФ без согласия прокурора не может быть возбуждено ни одно уголовное дело (ч. 4 ст. 20, п. 4 ч. 2 ст. 37). Следователи, дознаватели только с согласия прокурора могут обращаться в суд за решением о заключении обвиняемого (подозреваемого) под стражу, за разрешением провести процессуальные действия, которые допускаются на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37). Согласно п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ уголовные дела об убийствах и других тяжких преступлениях против личности, о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина, против интересов государственной службы, правосудия, о преступлениях, совершенных военнослужащими и должностными лицами, ряд других категорий дел расследуются следователями прокуратуры.

     Еще одним направлением прокурорской деятельности выступает  участие прокурора в рассмотрении дел в судах. Это направление  имеет свои подотрасли (подфункции):

     1) участие прокурора в рассмотрении  гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел;

     2) оспаривание незаконных решений,  приговоров, определений и постановлений суда.

     Прокурор  участвует в рассмотрении уголовных  дел, при этом участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения. Государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров. Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания. Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов.

     Если  в ходе судебного разбирательства  государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может также изменить обвинение в сторону смягчения.

     В рассмотрении уголовных дел по существу в суде первой инстанции прокуроры являются участниками уголовного судопроизводства и действуют на началах состязательности и равноправия сторон. Это служит одной из важнейших гарантий справедливого демократического правосудия, без которого не может быть подлинной законности. Процессуальный закон предусматривает право прокурора ходатайствовать о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения путем принесения надзорного представления, поводом для которого могут явиться жалобы и заявления граждан, поступившие в органы прокуратуры. В целях обеспечения надлежащего исполнения прокурорами своих обязанностей в надзорной стадии уголовного судопроизводства Генеральной прокуратурой РФ был издан приказ от 11 февраля 2003 г. N 10 "Об участии прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства".

     Обеспечению законности в сфере экономики, социальной сфере, в защите прав граждан, публичных  интересов в значительной мере способствует участие прокуроров в гражданском и арбитражном процессах. Оно дает ощутимые результаты, выражающиеся в восстановлении нарушенных прав граждан и в других общезначимых ценностях. О качестве и эффективности работы прокуратуры на этом ответственном участке свидетельствует и тот факт, что иски прокуроров в порядке гражданского судопроизводства удовлетворяются судами более чем на 90%, кассационные и надзорные представления по гражданским делам - более чем на 80%.

     Согласно ст. 402 УПК  РФ прокурор может ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Подобные полномочия прокурора предусмотрены ст. 292 АПК РФ. В соответствии со ст. 376, 377 ГПК РФ правом на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, обладают Генеральный прокурор РФ и его заместители (в любой суд надзорной инстанции) и прокуроры республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) (соответственно в президиумы верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда).

     Важным направлением деятельности прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

     Осуществление прокуратурой координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью обеспечивает согласование их усилий по противодействию криминалу, недопущению в этой сфере элементов ведомственной разобщенности и разногласий, что имеет особое значение в условиях роста организованной и профессиональной преступности*(19). Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов. Согласно Указу Президента от 18 апреля 1996 г. N 567 "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" (с измен. от 25 ноября 2003 г.), правоохранительные органы осуществляют совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений; подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ и Правительству РФ, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления; обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности; разработку предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью; обобщение практики выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработку соответствующих предложений; изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.

Информация о работе Прокурорский надзор