Шпаргалка по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Криминологии".

Работа содержит 1 файл

Криминология.doc

— 462.50 Кб (Скачать)


Вопр1.Предмет криминологии - это совокупность изучаемых данной наукой явлений, процессов и закономерностей.

Предмет к. включает 4 элемента: 1) преступность; 2) личность преступника; 3) причины и условия преступности; 4) предупреждение преступности.1. Преступность - совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций (например состав преступления). В социальной действительности преступность подчиняется определенным закономерностям, имеет фиксированные качественно-количественные характеристики (например уровень, структура и динамика преступности), их изучает к.2. Личность преступника изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступления. Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней.3. Детерминанты (причины и условия) преступности - совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые способствуют и непосредственно порождают, воспроизводят (детерминируют) преступность,4. Предупреждение преступности - это специфическая область социального регулирования, управления и контроля, умеющая многоуровневый характер и преследующая цепь борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий.

Объект: преступную деятельность и криминалистическую деятельность по предотвращению и расследованию преступлений.

   Преступная деятельность представляет собой систему поведенческих актов преступника до, во время и после совершения преступления, т.е. действия преступника при подготовке преступления, его совершении, сокрытии и иных мерах противодействия расследованию.

  Однако преступная (криминальная) деятельность и криминалистическая деятельность являются объектами изучения не только криминалистики, но и иных наук (уголовного права, уголовного процесса, юридической психологии и т.д.). Предметами исследования криминалистики являются, с одной стороны, закономерности механизма преступления и возникновения информации о преступлении в целом и отдельных его элементах, а с другой стороны - закономерности собирания, исследования, оценки и использования информации о преступлении, т.е. поисково-познавательная деятельность правоохранительных органов.

Место криминологии в системе наук. Криминологию нельзя отнести к чисто юридической или социологической науке. Криминология как междисциплинарная, социально-правовая наука взаимодействует как с правовыми, так и с общественными дисциплинами.

     Наиболее тесная связь к. с юридическими науками криминального цикла (уголовное, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс), т. к. они используют общие понятия и термины; для практики расследования и судебного разбирательства уголовных дел имеют значение положения и выводы к. о причинах и условиях преступности, о личности преступника и др. К. связана с криминалистикой, которая разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом криминологических учений о преступности (ее детерминантах, личности преступника).

    Связь к. с конституционным правом: многие положения Конституции РФ имеют непосредственное отношение к воспитанию граждан в духе уважения норм нравственности, закона и правил человеческого общежития.

    Связь к. с административным правом обусловлена значением административно-правовых средств борьбы с правонарушениями (административное взыскане, предупреждение и пресечение), а также ролью административно-правовых норм в регулировании деятельности правоохранительных органов.

     К., изучающая негативное явление в обществе - преступность, тесно связана с социологией, которая изучает формы проявления и механизм действия общих законов функционирования и развития общества применительно к различным сферам его жизнедеятельности в разных исторических условиях.

   Связь к. с экономической наукой. Часть явлений и процессов, детерминирующих преступность, находятся в сфере экономики. Рыночная экономика во многом определяет преступность.

   Тесно связана к. со статистикой, в особенности уголовной. К. тесно связана с психологией (исследования субъективных причин и условий преступности, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения) К. связана с педагогикой (изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания личности в семье, школе и других видах социальной среды) демографией (влияния демографических процессов на преступность). К. связана и с другими неюридическими науками, например, с генетикой, психиатрией, прогностикой и т. д.

   Таким образом, криминология, опираясь на знания многих наук, развивает и углубляет представления о преступности и преступлениях как следствиях тех негативных факторов, которые присущи современному общественному бытию. В свою очередь многие науки используют достижения криминологии.

 

Вопр2 . Задачи криминологии. А) аналитическая задача: исследование преступности, личности преступника,

жертв преступления, причин и условий преступности, системы и эффективности  предупреждения преступности, их состояние в целом и по категориям  преступлений (организованной, экономической, насильственной) либо по особенностям контингента преступников (преступления несовершеннолетних,  рецидивные преступления). Б) прогностическая задача раскрытие обоснованных предположений о возможном развитии криминологических явлений; В) практизация криминологии внедрение ее рекомендаций в законотворческую и  правоприменительную практику; экспертирование проектов нормативных актов на  предмет их криминологической обоснованности и последствий в изменении  преступности;  Г) изучение и использование международного опыта по выработке и  осуществлению на практике системы эффективных мер предупреждения  преступности.

Первоочередными задачами предупреждения отдельных видов преступлений  является разработка эффективных мер профилактики: - интенсификация предупреждения насильственной и вооруженной преступности; - сокращение организованной преступности; - подконтрольность экономической преступности;- снижение темпов роста преступности несовершеннолетних.

Три основные функции: описательную (диагностическую), объяснительную (этио­логическую) и предсказательную (прогностическую). Описательная функция состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе сбора эмпирического материа­ла. Объяснительная позволяет выяснить, как протекает тот или иной изучаемый процесс и почему он протекает так, а не иначе. Прогностическая связана с предсказанием будущего развития яв­ления или процесса.

Система криминологии включает в себя:  1) общую часть – понятие, предмет, метод, цели, задачи, функции, историю развития, основы исследований, преступность, личность преступника и механизм преступления;  2) особенную часть – криминологическая характеристика отдельных групп преступлений и перечень направленных на борьбу с ними предупредительных мероприятий.

Внутренняя структура криминалистики включает в себя четыре раздела: 1) методологические основы криминалистики; 2) криминалистическую технику; 3) следственную тактику; 4) методику расследования отдельных видов (групп) преступлений.

 

 

Вопр3. Метод - это прием, способ исследования. Методология - учение о путях, методах научного исследования

чего-либо. Криминология - социально-правовая наука - для ее методики характерно сочетание как юридического, так и социологического подхода к изучению своих объектов.

     Социологический подход. Преступность рассматривается как следствие комплекса негативных социальных явлений в экономике, политике, духовной сфере, психологии, праве и т. д., а личность преступника - как совокупность негативных свойств и качеств индивида, образовавшихся в нем в результате многоаспектных взаимодействий с факторами реальной действительности.

     Поведение человека в обществе рассматривается в единстве объективных (негативные явления, обусловливающие совершение преступления) и субъективных (черты самой личности, совершившей преступление, которые образовались в ней под влиянием объективного) факторов.

    Базовый метод к. - метод диалектического познания. Всеобщий метод диалектического познания дает общее направление всему исследованию. Преступность, ее детерминанты, личность преступника изучаются в соответствии с законами диалектики: перехода количественных изменений в качественные и наоборот, отрицание отрицания. Категории необходимого и случайного, причины и следствия, возможности и действительности, содержания и формы, сущности и явления имеют большое значение для познания закономерностей появления и существования преступности, ее детерминанты, путей борьбы с ней. Вся преступность - общее, отдельные ее виды и группы - особенное, конкретное преступление - единичное.

    Наряду со всеобщим методом в к. применяются общенаучные методы: формальная логика, обобщение, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование и др.

    Методы сбора социально-правовой информации: опрос (в различных формах), изучение документов, наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, библиографический и др. Наиболее распространенным методом криминологических исследований является статистический метод (обобщение количественных данных о преступности, преступлениях, причинах и условиях, выявление закономерностей).

В к. используются следующие общенаучные методы познания: а) восхождение от абстрактного к конкретному; б)гипотеза; в) системно-структурный анализ; г) исторический метод; д) сравнение; е) динамический и статистический методы. Применение конкретно-социологических методов: а) изучение документов; б) опросы в форме анкетирования и интервью; в) наблюдение; г) эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопр4. Конкретно-социологические методы - это методы изучения социальных явлений в их индивидуальном проявлении в определенных условиях места и времени. В к. используются конкретно-социологические методы: 1) изучение документов; 2) опросы в форме анкетирования и интервью; 3) наблюдение; 4) эксперимент.

1. При проведении криминологического исследования изучаются документы, статотчеты, материалы уголовных дел, СМИ, паспорта регионов и т. д. Результаты изучения систематизируются и делаются выводы о наличии определенных закономерностей.

2. Опросы проводятся заочно (анкетирование) либо очно (интервьюирование): а) анкетирование - один из эффективных и широко используемых в к. методов. Анкетный опрос (анкетирование) может быть групповым или индивидуальным. Процесс применения метода анкетного опроса состоит из этапов: составление перечня вопросов; расстановка вопросов в анкете; обсуждение и рецензирование анкеты; пробный опрос; учет замечаний и подготовка окончательного варианта анкеты; логический анализ анкет; кодировка анкет и составление таблиц; статистическая обработка информации, собранной в результате анкетного опроса; б) интервью - представляет собой беседу с лицом, совершившим преступление (его родственниками), сотрудников правоохранительных органов и других лица. Достоинством интервью является то, что оно позволяет при определенных условиях получать необходимую информацию быстрее и нередко полнее, чем при анкетировании. При проведении интервью требуется специальная организационно-психологическая подготовка к проведению устного опроса и соответствующая профессионализация лиц, применяющих этот метод. Интервьюирование применяется для углубленного изучения личности преступников, потерпевших, общественного мнения. Виды интервью:- свободное (неформальное) - допускается произвольное изменение числа и содержания вопросов в зависимости отхода беседы; - стандартизированное (формальное) - четкое ограничение и формулирование конкретных вопросов. Устный опрос может быть индивидуальным и групповым.

3. Наблюдение - процесс визуального восприятия обстановки (ситуации), имеющей криминологическое значение. Виды наблюдения: 1) непосредственное – пассивное наблюдение конкретной ситуации; 2) включенное наблюдение - исследователь становится активным участником изучаемого процесса (деятельности) в коллективе (группе).

4. Эксперимент- научно поставленный опыт. Применяется для проверки действия социально положительных факторов, эффективности профилактической работы и т. п. Социальный эксперимент применяется при изучении искусственно создаваемых изменений условий и форм общественной жизни (например эффективность суда присяжных в отдельных регионах).

 

Вопр6. Совокупность конкретных приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с ней называется методикой криминологических исследований. 
В конкретном криминологическом исследовании используется комплекс различных методов, позволяющих решить сложные и неординарные задачи. Криминолог, изучая преступность, использует методы социологии, статистики, психологии, прикладной математики и некоторых других наук. 

Задачей криминологического исследования является получение репрезентативного (представительного) по объему, глубокого по информационному содержанию материала, основанного не на простой фиксации ряда криминологические значимых признаков, а на выявлении глубинных, системообразующих связей между ними. 

1. Методы социологические: методы массовых опросов. Массовые опросы делятся на методы анкетирования и интервьюирования. Анкетный опрос может быть групповым или индивидуальным. Качество получаемой при анкетировании информации во многом зависит от самой анкеты. Интервью имеет как свои достоинства, так и недостатки по сравнению с анкетированием. Достоинства заключаются прежде всего в том, что интервью дает возможность достичь более глубокого психологического контакта с респондентом, что безусловно сказывается на качестве получаемой информации.  2. Метод включенного наблюдения связан с непосредственным восприятием исследователем изучаемой ситуации, группы, событий повседневной жизни. Задачей исследователя становятся анализ и объяснение поведения людей в определенных ситуациях. 3. Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знаний или практической деятельности по конкретным вопросам, представляющим интерес для исследователя.  4. Метод анализа документов. Различного рода документы не только дают определенный объем важной информации, характеризующей те или иные стороны изучаемого объекта, но и попутно позволяют судить об их составителях  5. Методы психологические: тестирование. Психологические тесты - это методы, с помощью которых измеряется степень выраженности психических свойств личности, а также совокупности свойств лиц и психических состояний малых групп.  6. Уголовно-статистический метод.  Особое место в системе статистики занимает правовая статистика, собирающая и изучающая сведения о преступлениях и иных правонарушениях, ставших известными и рассматривающихся правоохранительными органами, а также осуществляющая учет результатов деятельности этих органов. Сюда входят уголовная статистика, гражданско-правовая статистика, статистика административных правонарушений, дисциплинарных правонарушений и статистика органов дознания, следствия, судов, прокурорского надзора, исправительных учреждений.  Общими требованиями к статистической информации являются: - достоверность, - полнота, - своевременность, - сопоставимость.

Основными объектами наблюдения уголовной статистики выступают: - преступления, - преступники, - меры уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступления,  - последствия преступлений. Анализ преступности ставит своей задачей выявление основных количественных и качественных характеристик преступности, ее устойчивых закономерностей и тенденций.

 

Вопр10. Социальные последствия преступности

Очень важно классифицировать социальные последствия преступлений. Классификационные схемы могли бы включать такие «разделительные» признаки: 1. Содержание наносимого преступлением ущерба. Оно может быть материальным, психологическим, психическим (нанесение вреда психическому здоровью), соматическим (нанесение вреда физическому здоровью)), оно, наконец, может быть лишением жизни. Обязательно нужно иметь в виду нравственный вред, поскольку преступление всегда посягает на нравственные устои общества, правда, с разной интенсивностью. 2. Объект уголовно-правовой охраны, которому наносится вред: человек, малая социальная группа (в первую очередь семья), система правосудия, экономика, государственная власть и др. 3. Тяжесть наступивших последствий в результате преступного посягательства: от лишения человека жизни до незначительного материального ущерба при краже или переживания, наступившего вследствие нанесенного оскорбления. 4. Время наступления общественно опасных последствий. Реальный вред может наступить непосредственно за преступным деянием, или много лет спустя после него. Например, у близкого родственника убитого душевное заболевание может наступить через значительный промежуток времени после убийства; 5. Последствия преступления как фактор, порождающий новое нарушение уголовно-правового запрета. В затронутом аспекте насилие особенно опасно тем, что практически всегда влечет за собой новое насилие, во-первых, создавая общую атмосферу вражды, ненависти и недоверия, во-вторых, вызывая ответные агрессивные акты мести. 6. Сфера жизнедеятельности людей, где имеет место нанесения ущерба. Такой сферой могут быть высшие и низшие уровни государственной власти и государственного управления, производство, финансы, предпринимательство, семья и ее окружение, интимная жизнь человека и т.д. Сказанное позволяет четко различать социальные последствия отдельных преступлений и социальные последствия преступности в целом.

 

Вопр11. Личность преступника - это совокупность социально-политических, психических и физических признаков лица, совершившего преступление, имеющая уголовно- правовое значение.

Элементы структуры личности: 1) социальный статус личности - принадлежность лица к определенному классу, группе; 2) социальные функции личности - совокупность видов деятельности лица в системе общественных отношений как гражданина, семьянина и т. д.; 3) нравственно-психологическая характеристика - отражает отношение личности к социальным ценностям и выполняемым функциям.

Соотношение социального и биологического в поведении человека не является статичным. В процессе развития организма и общественного развития человека это соотношение изменяется.

1. Развитие человеческого организма. Преобладают биологические факторы. На биологическое развитие индивидуума оказывают влияние 3 фактора: 1) генетические (наследственные); 2) экологические (влияние внешней среды); 3) индивидуальные (образуются под влиянием названных факторов). В настоящее время наукой не доказано существование каких-либо прирожденных программ социапьно-попожительного или же преступного поведения Генетика доказала, что приобретенные при жизни признаки наследовать невозможно, но при этом о биологическом элементе забывать не следует.

2. В процессе формирования личности^ биологический элемент выражен гораздо слабее, чем в предыдущем, а социальный - значительно сильнее. В процессе формирования личности существенное значение имеют следующие биологические факторы: пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, а также наличие патологических отклонений. Наибольшее влияние на формирование личности оказывают возрастные признаки. На разных возрастных этапах воздействие социальной среды на личность не одинаково. Так, незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма ко многим психическим проявлениям, особенности юношеского восприятия окружающей действительности, повышенная эмоциональность и неумение реально оценить возможные последствия при неблагоприятных обстоятельствах могут способствовать

совершению преступления.

3. Зарождение преступного намерения и реализация преступного замысла. В этом звене взаимодействуют 2 социальных фактора: - конкретная жизненная ситуация, имеющая значение для повода к совершению преступления; - личность преступника со сложившейся криминогенной мотивацией. Это звено ближе всех других стоит к акту преступного поведения. В поведение человека включаются воля, творчество, эмоциональная сфера. Для индивидуальной специфики поведенческой реакции существенное значение имеют особенности биологии человека. Данное звено является реальным показателем соотношения социального и биологического факторов в личности, это соотношение влияет на характер и механизм совершаемого личностью преступления.

Под социализацией личности понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Формирования субъектом необходимых качеств жизни в обществе называется социализацией.

    Социализация- достаточно сложный процесс. Она включает в себя владение знаниями и навыками, благодаря которым человек приобретает социальную природу, становится дееспособным  участником общественной жизни, осуществляет восприятие ценностей, идеалов, норм и принципов.

Вопр12.Структура личности преступника – совокупность личностных качеств преступника, поделенная в целях облегчения изучения и анализа на определенные группы.

Структура личности преступника включает в себя следующие признаки: - биофизиологические; - социально-демографические; - психологические, нравственные; ~ социально-ролевые; - уголовно-правовые;

Биофизиологические признаки - пол, возраст, состояние здоровья, природные свойства нервной системы и т. д. Эти признаки определяют индивидуальность личности.

Социально-демографические признаки - пол, возраст, образование, социальное происхождение и положение, род занятий, национальная и профессиональная принадлежность, семейное положение, уровень материальной обеспеченности и т. п. Возрастная характеристика позволяет определить особенности преступности в различных возрастных группах. Образовательная и интеллектуальная характеристики во многом влияют на характер преступления. Для криминологического исследования имеют значение данные о семейном положении, уровне материальной обеспеченности, месте жительства и т. д. Наиболее криминогенная социальная группа - лица, не занятые общественно полезным трудом: они составляют почти третью часть всех преступников.

Нравственные и психологические признаки определяют мировоззренческие и нравственные черты и свойства личности, его взгляды, убеждения, ценностные ориентации и т. п. Некоторые психологические характеристики людей имеют генетический характер. Мировоззренческая позиция определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, сказывается на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная мировоззренческая позиция.

Социально – ролевые признаки: Трудовая, бытовая и преступная деятельность:

Трудовая – большинство преступников не имеют постоянного источника доходов или имеют доходы от неквалифицированного труда; (увеличение уровня маргинализации общества (нуждаются в материальной поддержке и иной социальной помощи) за счет безработных, беженцев из Закавказья, бездомнных, алкоголиков и наркоманов).

Бытовая деятельность характеризуется деформацией семейных отношений, влекущая рост числа бытовых преступников, совершающих преступления хулигаско-насильственного типа на почве семейных и бытовых конфликтов, в большинстве случаев после совместного распития спиртных напитков.

Преступная деятельность характеризуется негативным отношением к основным правилам поведения и отрицательным представлением о социальных отношения и ценностях, реализуется независимо от ситуации и содействует выбору противоправного пути достижения цели даже при наличии законных возможностей.

Уголовно-правовые признаки личности преступника – это данные о характере совершенного преступления, его направленности и мотивации, единоличном или групповом характере преступной деятельности, единоличном или групповом характере преступной деятельности, рядовой или организаторской роли в ней лица, о прошлой судимости или фактическом рецидиве преступления. Подобные признаки являются важнейшим критерием для суждения о личности виновного, о степени его общественной опасности.

 

Вопр5. Анкетирование – заочный метод опроса. Как правило, оно осуществляется анонимно. Анкетирование существенно экономит время для сбора интересующей исследователя информации, так как одновременно большее количество анкет может заполняться без его непосредственного участия. Для получения достоверной информации следует основательно продумать форму и содержание анкеты. Без преувеличения можно сказать, что успех исследования зависит от методически правильно составленной анкеты.

      Прежде всего, анкету нужно составить экономно, по принципу «необходимо и достаточно», чтобы при всех условиях она не отпугивала громоздкостью. Вопросы должны быть ясными и понятными, обеспечивать однозначное их восприятие всеми опрашиваемыми, а порядок их постановки, в том числе и включение «контрольных вопросов», – соответствовать тем же основным методическим требованиям, что и при проведении интервью.

      Вопросы в анкете могут быть поставлены в различной форме. Для удобства последующей статистической обработки рекомендуется, однако, пользоваться так называемыми закрытыми вопросами, в которых для опрашиваемого заранее сформулированы возможные ответы (альтернативные, шкальные вопросы, вопрос-меню).

Простейший альтернативный вопрос требует от опрашиваемого выбора положительного или отрицательного ответа (да – нет). Более сложный альтернативный вопрос предоставляет ему возможность выбора из нескольких вариантов того или иного ответа (ранее судим за хулиганство, кражу, грабеж, разбой, иные преступления).

       Шкальный вопрос ставится обычно для оценки интенсивности какого-либо явления (осужденный доказал свое исправление – 5 баллов, встал на путь исправления – 4, недостаточно изучен – 3, не встал на путь исправления – 2, злостный нарушитель – 1 балл).

      При подготовке вариантов ответов на шкальный вопрос следует позаботиться о четкости критерия их разделения между собой и соблюдении примерного равенства интервалов по интенсивности изучаемого явления.

Вопрос-меню предлагает несколько возможных ответов, но при этом не требует выбора только одного из них (например: «В чем Вы видите причины совершенного Вами преступления?»). Далее предлагаются возможные ответы. Опрашиваемый может подчеркнуть (или отметить иным образом) все, что соответствует его мнению по данному вопросу, один, два, три и более ответов-утверждений.

      В некоторых случаях в анкету также включаются так называемые открытые вопросы. Для ответа на них опрашиваемому не предлагаются какие-либо заранее сформулированные варианты. Ему предоставляется возможность самому сформулировать ответ (например: «Укажите, где или у кого Вы намерены поселиться после освобождения?»).

       Иногда анкетирование может быть проведено и без заранее составленных вопросов анкеты. Например, осужденным, если они согласны на это, предлагается самим изложить свою автобиографию с указанием ранее совершенных ими преступлений и их причин либо воспитанникам воспитательно-трудовых колоний с целью выяснения уровня их правосознания задается школьное сочинение на соответствующую тему. Анализ полученных таким образом материалов имеет несомненно познавательное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопр7. Примитивно-рационалистическая концепция причин преступности. Возникновению нового представления о личности преступника, а следовательно, и о причинах преступности, предшествовало - смена феодального строя буржуазным, замена религиозного мировоззрения философией гуманизма и просвещения. Вопреки религиозным догмам и теологическому пониманию причинности человеческого поведения, философы-просветители сформулировали понятие преступления как акта свободной воли человека, который не игрушка в руках высших сил, но сознательно действующий и свободный в своих поступках индивидуум. В этот период радикально меняется представление об обществе, о природе человека. В центр системы общества помещается человек, наделенный неотъемлемыми правами, который "по природе обладает властью... Охранять свою собственность, т.е. Свою жизнь, свободу и имущество, от повреждений и нападений со стороны других людей.

       Отвергая религиозное истолкование преступления как проявление греховности, податливости силам зла, утверждалось, что преступность есть всего лишь результат неспособности масс усвоить твердые правила поведения. Чтобы принудить их усвоить эти правила и необходимо наказание. По этой концепции лицо, совершающее преступление, - это независимый от каких-либо объективных факторов, строго рассуждающий индивидуум, всегда взвешивающий последствия преступного акта и решающий совершить преступление вследствие такого расчета. Она исходит из того, что все люди в равной мере способны противостоять преступному намерению, все они заслуживают равное наказание за равные преступления и что на одинаковое наказание они реагируют совершенно одинаково. Так была сформулирована основа полностью возмездной системы уголовной юстиции с пропорциональным воздаянием за причинение заранее определенного зла.

Антропологические концепции причин преступности. Преступниками не становятся, преступниками рождаются - такие слова были сказаны в 70-х годах XVII в. тюремным врачом, итальянцем Ч. Ломброзо. Они обладают отчетливо различными физическими чертами. Прирожденные индивидуальные факторы - основные причины преступного поведения, утверждал он. Ломброзо разработал таблицу признаков прирожденного преступника - таких черт (сигм), которые, выявив путем непосредственного измерения физических черт того или иного лица, можно было, как верил он, решить, имеем ли мы дело с прирожденным преступником или нет.

       Первые же проверки таблиц Ломброзо показали, однако, что наличие у преступника особых физических черт, отличающих их от всех остальных современных людей и сближающих их с первобытным человеком, не более чем миф. Теория Ломброзо и вытекающие из нее современные мистификации исходят из положения о том, что между некоторыми физическими чертами и характеристиками организма человека, с одной стороны, и преступным поведением, с другой, существует определенная зависимость, что моральному облику соответствует и физическое строение человека. Однако никакого научного обоснования такие совпадения, конечно, не имеют.

      Между тем, преступность - не биологическая, а социальная категория (иное не доказано). Ее изменчивость с изменением социальных условий является бесспорным фактом. Бесспорна также стабильность биологически наследуемых признаков. Но если из двух сопоставляемых явлений одно беспрерывно меняется, а другое нет, то трудно усмотреть основание для того, чтобы приписать им причинно-следственную связь. Индивидуальные свойства и качества, в том числе и врожденные, связанные с уникальным характером генетической программы каждого человека, безусловно, предопределяют многое в его поведении. Предопределяют (на уровне возможного), но не являются причиной.

Социологические концепции преступного поведения. Суть состоит в том, что если каждое отдельно взятое преступление могло случиться, а могло и не случиться, то по отношению к совокупности таких случайных явлений подобный подход невозможен, здесь приходится констатировать, что "это не только могло, но и должно было случиться", т.е. преступность в целом есть явление закономерное для конкретных условий конкретного общества.

      Но если преступность в отличие от отдельного преступления существует постоянно, устойчиво проявляясь, то, следовательно, ее существование вызывается к жизни также какими-то стабильно действующими силами. Признание преступности в качестве социальной закономерности неизбежно ведет к признанию его обусловленности социальными явлениями, способствующими или препятствующими существованию преступности.

      Впервые, следовательно, в криминологии была подчеркнута важность социальных условий, продемонстрирована социальная детерминированность преступности, ее относительная независимость от воли и усмотрения отдельных людей, ее производный характер от условий социальной среды.

 

Вопр8. Преступность – это социальное уголовно-правовое исторически изменчивое явление, представляющее собой совокупность преступлений, совершенных в определенное время на определенной территории.

Количественной характеристикой преступности является ее уровень, измеряемый в абсолютном выражении суммой совершенных преступлений и их участников (виновных лиц), а также в коэффициентах, или индексах, преступности. Официальная статистика использует два показателя: • количество зарегистрированных преступлений (и их субъектов); • данные о судимости. Уровень преступности исчисляется из количества преступлений, совершенных на той или иной территории за определенный период времени в расчете на заданное число жителей, например на 1 тыс., 10 тыс. или 100 тыс. человек. Уровень преступности в данном толковании собственно и называется коэффициентом преступности . Коэффициенты позволяют сравнивать интенсивность преступности в разных административно-территориальных единицах с различной численностью населения, а также в разные периоды в одном и том же районе, области с учетом изменения численности населения.

Качественной характеристикой преступности является структура преступности, которая раскрывает внутреннее содержание преступности, соотношение групп или отдельных видов преступлений, в общем их числе за определенный период времени на определенной территории, выделенных по разнообразным группировочным признакам: уголовно-правовым, криминологическим, социально-демографическим и др. От того, какова структура преступности, должно зависеть и направление «главного удара» в борьбе с ней.

Статистический метод исследования состоит из трех этапов - наблюдение, группировка и сводка, анализ.

Статистическое наблюдение, заключается в сборе необходимой первичной информации посредством учета и регистрации сведений из статистических карточек и статистических отчетов, которые имеются в органах - УВД, прокуратуры, юстиции и суда, а также из материалов анкетирования, интервью, изучения уголовного дела и т. д.Сводка и группировка состоит в (классификации) всей информации, собранной из данных первичного учета. На этом этапе первичные данные систематизируются, подсчитывается их количество, после чего они группируются по различным признакам (например, по видам преступлений, по полу и возрасту), проводится подсчет по этим признакам и затем сводится воедино в статистический отчет, таблицу, схему, диаграмму. Различают три вида группировок: 1) типологические (распределение по качественным признакам, например, по видам преступлений); 2) вариационные (распределение по количественным, варьирующим признакам, например, по возрастным группам); 3) аналитические (распределение на основе зависимости между двумя или несколькими группами факторов, например, по месту и времени совершения преступлений). Статистический анализ - это завершающий и наиболее ответственный этап исследования. Он представляет собой процесс и результат сравнения, сопоставления, изучения полученных цифровых данных, их обобщения, установления и измерения взаимосвязей и закономерностей, характеризующих криминологические значимые явления и процессы. Главное в статистическом анализе - не получение цифровой характеристики (какой бы обстоятельной она ни была), а правильность ее использования, оценки и практические выводы, извлекаемые из нее.

 

Вопр9. Латентность - понятие, определяющее свойство преступности в значительной своей части быть скрытой, выражающееся в неполноте ее официальной регистрации. Латентная преступность - это преступность, сведения о которой не отражены в официальной отчетности. Структура латентной преступности включает скрытые и скрываемые преступления. Скрытая часть преступности образуется за счет преступлений и их разных совокупностей, которые совершены, но о которых не стало известно правоохранительным органам и суду. Скрываемая часть преступности включает преступления и их совокупности, которые стали известны правоохранительным органам, но которые по разным причинам не нашли отражение в статистике преступности (фактическое нерассмотрение заявлений о преступлениях, неверная оценка деяний как непреступных и т д.).

По механизму образования различают латентные преступления: 1) незаявленные - совершенные, но о которых не заявили в правоохранительные органы; 2) неучтенные - заявленные в правоохранительные органы, но они не расследовались и не были зарегистрированы; 3) неустановленные - в силу халатности, ошибочной квалификации и иных причин не было установлены события или состав преступления.

Виды латентности: 1) естественная - преступления, известные преступнику и потерпевшему (но он не хочет заявлять по причине страха, стыда, мести), но неизвестные официальным органам; 2) искусственная- преступление обнаруживается, но о нем никуда не сообщается, т. к. по разным причинам лицо, обнаружившее деяние, не считает его преступным (в силу юр безграмотности, фактического не осознания деяния); 3) пограничные ситуации - являются следствием ошибочной или преднамеренно неправильной квалификации более тяжкого преступления как менее тяжкое.

Объективные факторы латентности - среда, обстановка, в которой совершается преступление. Субъективные факторы - страх или нежелание сообщить о преступлении. Уровень латентной преступности определяется индексом латентной преступности - соотношение незарегистрированного объема преступности к зарегистрированной его части.

Степень латентности преступлений: 1) минимальная (тяжкие, особо тяжкие); 2) средняя (средней тяжести, тяжкие); 3) максимальная (легкие).

Существуют и такие показатели структуры преступности, как ее география, экология и топография.

География преступности занимается проблемами пространственно-временного распределения девиантности, делинквентности и преступности (места преступлений, места жительства преступников) в мире, частях света, государствах, городах и в сельской местности. Она изучает проблемы наличия чувства безопасности (вопрос о страхе населения перед преступностью, отношение к уголовной юстиции, риск стать жертвой преступления). Выясняется также влияние социальной структуры того или иного района на уровень и характер преступности, устанавливаются пределы и направления перемещений преступников (от места жительства к месту преступления и обратно), изучаются региональные различия в реакциях на преступность. Экология преступности исследует взаимодействие среды, климата, природного ландшафта, растительного и животного мира, структуры строительства, с одной стороны, и человеческих переживаний (виктимизация – страх перед преступностью) и преступного поведения – с другой.

Топография преступности сосредоточена на анализе мест преступления, которые могут быть и внутри зданий, и в квартирах, в магазинах, гостиницах, больницах.

 

Вопр21. Самодетерминацня преступности — весьма опасное явление, сильно затрудняющее борьбу с ней. Для преодоления этого явления необходима решительная активизация деятельности правоохранительных органов, настойчивая борьба с рецидивом, ликвидация преступных группировок и воспитание населения в духе непримиримости к нарушениям и нарушителям законов. Этот процесс имеет, по меньшей мере, четыре формы своего проявления.

Первая (и это самая простая зависимость): одно удачно совершенное и нераскрытое преступление часто порождает другое. Вторая форма самодетерминации — совершение «вспомогательных», «подсобных» преступлений, которые затем неминуемо влекут за собой основные. Такими «подсобными» преступлениями являются, например, подделка документа для последующего использования в целях хищения или иного преступления; приобретение оружия для совершения убийства и тд. К этой форме примыкает «постпреступная» деятельность, которая также нередко связана с совершением новых (иных) преступлений. Так, убийца, стремясь скрыть совершенное преступление, поджигает дом, где остался труп. Человек, совершивший изнасилование, убивает потерпевшую. Третья форма самодетерминации связана с организованной преступностью. Однажды созданное преступное сообщество порождает целый «букет» различных преступных действий. Например, если преступное сообщество занимается хищением и перепродажей краденых автомашин, то в процессе этой деятельности для него становятся необходимыми подлоги документов, уничтожение идентифицирующих автомашину знаков, подкуп разных чиновников и тд. Четвертая форма самодетерминации преступности проявляется через психологию населения. Если преступность высока, а преступления часто безнаказанны (как это имеет место в нашей действительности), возникает особое психологическое состояние допустимости, разрешенности преступных действий и представление о слабости, ничтожности законов.

 

Вопр22. Предупреждение преступности - многоуровневая система мер и осуществляющих их субъектов, направленная на: а) выявление и устранение либо ослабление и нейтрализацию причин преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий; б) выявление и устранение ситуаций на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений; в) выявление в структуре населения групп повышенного криминального риска и снижение этого риска; г) выявление лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в случае необходимости - и на их ближайшее окружение.

     Цели: - противодействие криминогенным процессам и явлениям в обществе на всех уровнях - глобальном, локальном, индивидуальном; сдерживание и сокращение преступности; - упреждающее устранение угроз правам, свободам и законным интересам граждан, интересам общества и государства в связи с возможностью перехода части членов общества на путь совершения преступлений; - коррекция жизненной позиции и поведения этих членов общества, условий их жизнедеятельности для обеспечения ресоциализации; способствование созданию и укреплению в обществе демократической, экономической, политической, социальной и психологической стабильности, атмосферы спокойствия и безопасности.

     Принципы предупреждения преступления законности, демократизма, социальной справедливости и гуманизма, комплексности, дифференциации и индивидуализации, своевременности и необходимой достаточности, научной обоснованности.

    Предупреждение преступления - это совокупность мероприятий по выявлению и недопущению замышляемых конкретных преступных действий. Предотвращение- не допущения преступления на стадии обнаружения умысла, когда преступление фактически началось и юридически еще нет.  Пресечение преступления - совокупность мероприятий по недопущению перерастания начавшегося преступления в оконченное на стадии приготовления или покушения на него. Профилактика - это система мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности.

 

 

Вопр23.Субъекты предупреждения преступности - государственные органы и общественные организации, должностные лица и граждане, целенаправленно осуществляющие на различных уровнях и в различных масштабах меры, направленные на выявление и устранение причин преступности и условий, способствующих совершению преступлений.

1) субъекты общесоциальной профилактики -федеральные, региональные и местные органы власти и управления, общественные организации, не выполняющие непосредственные правоохранительные задачи;

2) субъекты специальной профилактики:а) государственные органы, выполняющие правоохранительные функции - МВД, ФСБ, прокуратура, суд, таможня;

б) государственно-общественные структуры, выполняющие правоохранительные функции - комиссии по делам несовершеннолетних;

в) частные и общественные структуры, содействующие выполнению правоохранительных задач.

3) субъекты индивидуальной профилактики - сотрудники государственных правоохранительных органов, работники иных государственных органов и учреждений; родители и лица, их заменяющие; отдельные граждане.

  Основную роль в предупреждении преступности играют правоохранительные органы. Среди правоохранительных органов центральными субъектами, которые занимаются предупреждением преступности, являются: прокуратура, суд, органы внутренних дел, ФСБ, Минюст.

   Предупредительная роль суда - применять наказание как меру борьбы с преступностью, которое предусмотрено уголовным законом.  Предупреждение преступлений ОВД является видом деятельности служб, подразделений и сотрудников названных органов, осуществляемой в пределах компетенции по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к установлению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний.  Органы ФСБ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию отдельного вида преступлений.   Предупредительная деятельность Минюста, исполняющего уголовные наказания, - выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторныхпреступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины и принятие мер по их устранению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопр24. Правовая основа предупреждения преступности имеет сложную структуру, включает в себя нормы различных отраслей права. 1.Базисное значение для правового обеспечения мер пре­дупреждения преступности имеет ряд положений Конституции Российской Федерации.  Статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства по их соблюдению и защите. 2.Значение уголовного права для правового регулирова­ния предупреждения преступности определяется, прежде всего, тем, что его нормами очерчен круг деяний, запрещенных под угрозой уголовной ответственности. Нормами уголовного закона, регулирующими систему наказаний, порядок и условия их назначения, освобождения от наказания, устанавливается определенный правовой режим для осужденных, а также освобожденных от уголовной ответственности и наказания. 3. Значение уголовно-процессуального законодательства для правового регулирования предупреждения преступности определяется, прежде всего, тем, что оно ставит соответствующую задачу перед всем уголовным судопроизводством. Наряду с этим уголовно-процессуальный закон устанавливает конкретные процессуальные меры предупредительного характера в виде представлений органа дознания, следователя, прокурора, частных постановлений суда. Большое значение для правового регулирования предупреждения преступлений имеют нормы уголовно-процессуального закона, которые в совокупности с соответствующими нормами материального права регламентируют основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания вследствие изменения обстановки, в связи с деятельным раскаянием, в связи с примирением с потерпевшим, с применением к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера и т. п. 4. Общее предупреждение преступлений как цель уголовно-исполнительного законодательства реализуется опосредованно. Предусмотренные законом меры принуждения, достаточно жесткие условия отбывания наказания, ограничение прав и свободосужденных должны воздействовать на них в плане предупреждения новых преступлений с их стороны. Вместе с тем имеет место психологическое воздействие не только на таких лиц, но и на правопослушных граждан, поскольку в их сознании таким способом формируется уважение к закону.5. Важную роль в правовом регулировании предупреждения преступлений играют нормы административного права. К ним, прежде всего, относятся нормы, регламентирующие основания и порядок осуществления мер административного предупреждения, пресечения и наказания (взыскания). Ярко выраженную криминологическую функцию выполняют административо-правовые средства борьбы с пьянством, наркоманией, проституцией, нарушениями правил торговли, посягательствами на права потребителей, экологическими правонарушениями и др. Нормами административного права устанавливается порядок деятельности милиции, контрольных и иных государственных органов, определяется их компетенция, обязанности и права в сфере предупреждения преступности и других правонарушений.

ФЗ; «О полиции»; “О борьбе с организованной преступностью”;“О борьбе с коррупцией”;“Об ответственности за легализацию преступных доходов”;“О противодействии незаконному обороту наркотических средств и сильнодействующих веществ”; “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы”; “О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с преступностью”; “О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”; “О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации”и др.

 

Вопр14.Типология лиц, совершивших преступления, представляет собой более высокий уровень обобщения и познания этих лиц. В основе типологии всегда лежат наиболее существенные криминологически значимые признаки преступников, закономерно связанные с преступным поведением.

Основные типы личности преступника: а) Последовательно-криминогенный тип. У этих лиц – стойкие антиобщественные взгляды, это в основном преступники – профессионалы, рецидивисты, "воры в законе" и другие опасные субъекты, которые действуют не под влиянием сложившейся ситуации, а большей частью сами ее создают. Еще таких преступников называют "злостными". Их насчитывается в среднем до 20% от общего числа. б) Ситуативно-криминогенный тип. Он отличается от предыдущего тем, что обычно действует при благоприятной для него ситуации и под влиянием. Про такого можно сказать, что "крадет, если что плохо лежит". К данному типу относятся во многих случаях не прямые исполнители преступления, а второстепенные соучастники; нередко такими являются подростки. Это неустойчивые люди, и в кризисное время число их возрастет. В современных условиях их насчитывается до 70%. в) Случайный преступник – человек, которого на преступление толкнули сложные жизненные обстоятельства. Бывает и такое стечение событий, при котором трудная и неожиданная ситуация приводит к преступлению, совершенному по неосторожности (например, при вождении автомашины).10% В зависимости от характера и содержания мотивации можно выделить следующие

типы преступников: 1.с политической мотивацией; 2.с корыстной мотивацией; 3.насильственно-эгоистической мотивацией; 4.анархическо-индивидуалистической мотивацией; 5.легкомысленно-безответственной мотивацией.

 

 

Вопр15.При совершении каждого умышленного деяния вначале возникает мотивация, затем преступление планируется и исполняется. В качестве основных системообразующих элементов выступают, во-первых, свойства личности субъекта будущего преступления (они детерминируют все звенья механизма), во-вторых, то есть физические (личность жертвы) и в особенности, социальные условия жизни. Последние определяют и саму личность, формируют ее в течение всей жизни. Удовлетворение потребностей человека зависит от его возможностей.

Причина корыстных преступлений (нужда): Все более широкое значение получает десоциализация личности, потеря жизненных

ориентиров, формирование антисоциальных способов личностной мотивации. Непосредственной психологической причиной отдельного преступления является стремление лица удовлетворить свою индивидуальную потребность вопреки и в ущерб общественным интересам. Преступность поступка в конечном итоге определяет противозаконный характер избранных лицом средств и способов удовлетворения своей потребности и достижения преследуемой цели.

Криминогенная ситуация -это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, которые воздействуют на его сознание, чувства и волю и в соответствии с нравственными качествами данного лица непосредственно обусловливают его намерение и решимость совершить действие, образующее умышленное преступление или приводящее к преступлению по неосторожности. Классификация: 1 По порядку образования: а)людьми; б)неблагоприятным стечением обстоятельств либо вызванные естественными силами природы. 2 По субъекту: а)преступником; б)обоюдными действиями (преступника и жертвы); в) жертвой преступления (правомерными, неправомерными и аморальными действиями). 3 По содержанию: а)проблемные ситуации; б)конфликтные ситуации; в)экстремальные ситуации. 4 По пространственной распространенности: а)распространяются на обширную территорию (общие); б)концентрирующиеся на ограниченной территории (локальные). 5 По уровню действия: а)затрагивают только данное лицо; б)касаются многих лиц. 6 По характеру воздействия на виновного: а)провоцирующие; б)сопутствующие; в)соблазняющие; г)разряжающие; д)затрудняющие. Расхождение между объективным содержанием ситуации и ее субъективным восприятием виновным зависит от: а)нравственных свойств виновного; б)его психофизических особенностей и состояний; в)внешних (внеличностных) обстоятельств.

 

 

Вопр16.Можно выделить три стадии генезиса личности преступника:

1. Формирование криминогенности личности, которая в этот период совершает аморальные поступки и правонарушения не уголовного характера. В данном состоянии негативная направленность личности еще не занимает ведущих позиций. В генезисе личности преступника эта первичная криминализация личности образует стадию предкриминогенной личности; Криминогенность личности представляет собой качественной выражение соотношения негативной и позитивной направленности личности. А преступление является объективным, реальным показателем криминогенности личности. Криминогенность можно рассматривать с двух позиций. Исходя из первой, «криминогенность рождается и умирает вместе с преступлением».

2. Совершение преступления, которое становится фактом реальной действительности. Как следствие – криминализация личности состоялась;

3. Далее идет посткриминогенная стадия, когда лицо привлекается к уголовной ответственности. Теоретически в этот момент должна начаться декриминализация личности, однако, это не единственный вариант:

Первое – действительно возможно,  что в личности преступника произойдут изменения в лучшую сторону, то есть на первый план вновь выйдет позитивная направленность личности. Тогда стадия посткриминогенной личности завершится формированием устойчивой социальной направленности, и личность преступника исчезнет как таковая;

Второй вариант – осужденный совершает еще одно преступление, находясь в местах лишения свободы, либо после отбытия там положенного срока. В любом случае это означает вторичную криминализацию личности, т.е. декриминализация личности не происходит, и личность вновь возвращается в криминогенную стадию.

Генезис личности преступника имеет некоторые особенности тогда, когда преступник обладает физическими или психическими отклонениями. Криминологические исследования показывают, что подобные отклонения оказываю влияние на поведение человека, в том числе и на преступное. К психическим аномалиям, которые чаще всего исследуются в криминологическом аспекте, относятся психопатия, алкоголизм, наркомания, олигофрения, травмы центральной нервной системы, шизофрения в стадии стойкой ремиссии, эпилепсия. Психоаномалии существенно затрудняют усвоение социальных норм, регулирующих поведение. Поэтому подобные лица больше, чем кто-либо, отчуждены от общества. Круг их семейных, досуговых и деловых отношений достаточно узок и неустойчив, а иногда отсутствует вовсе. Как следствие – эти люди довольно конфликтны в общении. Но, в то же время, не означает, что аномалии психики являются причиной совершения преступлений. Во-первых, среди всей массы преступников субъекты с такими аномалиями не составляют большинства. Во-вторых, даже наличие психических аномалий у конкретного лица далеко не всегда свидетельствует о том, что они сыграли криминогенную роль в его противоправном поведении. В-третьих, как доказали исследования, не сама аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его криминогенные личностные черты. Конечно, такие аномалии могут способствовать их возникновению и развитию, как и самому противоправному поведению, но лишь в качестве условия, не определяющего это поведение в целом.

 

Вопр17.В причинном комплексе совершения конкретного преступления роль криминогенной ситуации весьма значима. Под криминогенной ситуацией понимается событие или состояние, вызвавшее у лица решение совершить преступление.

Иначе говоря, это совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, воздействующих на его сознание, чувства и волю, и в соответствии с нравственными качествами данного лица непосредственно обусловливающих его намерение и решимость совершить уголовно наказуемые (умышленные или неосторожные) деяния.

Криминогенная ситуация, не являясь непосредственной причиной совершения преступления, занимает как бы промежуточное место между личностью преступника, средой и преступлением. Она предшествует преступлению и является его непременным «спутником». Никакое преступление не может быть совершено, если в реальной действительности для этого нет подходящих условий.

По источникам возникновения криминогенные ситуации можно разделить на заранее создаваемые самим преступником; создаваемые им же, но непреднамеренно (например, путем приведения себя в состояние опьянения); возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц; создаваемые потерпевшими от преступлений; вызванные стихийными силами природы; возникшие по стечению случайныx обстоятельств.

Другими основаниями классификации криминогенных ситуаций могут быть: время их возникновения (кратковременные, возникающие в момент совершения преступления, и длительные, возникающие задолго до преступления); пространственная распространенность (общие и локальные); их содержание (проблемные, конфликтные, экстремальные); характер воздействия (провоцирующий, сопутствующий, соблюдающий, разряжающий, затрудняющий).

Любая криминогенная ситуация по своему содержанию объективна, включает особенности объекта и предмета посягательства, его время и место, климатические и иные условия. Элементами такой ситуации могут быть и обстоятельства, способствующие совершению преступления (например, недостатки в охране объектов собственности, сложности дорожного движения, виктимное поведение потерпевшего и т.п.). Такие обстоятельства выступают в качестве не причин, а условий совершения конкретных преступлений.

 

Вопр18.При криминологическом анализе причин совершения преступления важно учитывать роль социально-психологического механизма поведения личности. Под таким механизмом понимается последовательность и продуманность вариантов поведения, из которых выбирается наиболее предпочтительный. Этот процесс чрезвычайно сложен, он затрагивает всю совокупность качеств и особенностей личности, проявляющихся во взаимодействии с внешней средой.

Центральным звеном в причинной цепочке поведения является мотив. В качестве первоосновы формирования мотива выступают потребности. Именно через призму потребностей воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности являются продуктом связи человека с внешней средой. По мере того, как потребности осознаются человеком, они становятся интересом. Устойчивый интерес в свою очередь становится стремлением. Потребности, интересы, стремления в аккумулированном виде составляют основу мотива. Он получает соответствующую эмоциональную окраску в различных чувственных проявлениях (радость, огорчение, раздражение и т.д.).

Выбор путей и средств удовлетворения мотива осуществляется лишь применительно к конкретной жизненной ситуации. Она дает возможность субъекту осуществить мотивационный выбор, который проявляется в формировании конкретной цели. Последняя выглядит как образ будущего результата действий лица, его мысленное предвосхищение. Цель избирается в результате взаимодействия по меньшей мере трех факторов: мотива, жизненной установки личности и образа конкретной ситуации, в которой происходит событие.

Дальнейшее взаимодействие различных психологических процессов постепенно приводит к формированию конкретных намерений и поведенческих решений, планов реализации преступного поведения. План конкретизирует и детализируют цель и, в частности, включает представления о средствах ее достижения, месте и времени совершения преступления и других важных с точки зрения достижения преступного результата условиях. Осмысливание плана предполагает сложное взаимодействие всех психических свойств человека (памяти, способностей, эмоций, восприятия и др.). Немаловажную роль при этом играет прошлый опыт, который позволяет в определенной мере предвидеть результаты собственных действий и их последствия.

Существенным элементом механизма поведения является воля. Под нею понимается сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Волевой акт характеризуется количеством энергии, затрачиваемой на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Без него все указанные элементы механизма поведения могут не сработать, и преступление не будет совершено. Волевые свойства личности проявляются в ее целеустремленности, решительности, настойчивости, выдержке, самостоятельности.

Завершается причинная цепочка реализаций принятого решения о совершении преступления в конкретном преступном деянии.

Важно заметить, что все указанные звенья причинной цепочки содержат большие возможности профилактического характера. В первую очередь это относится к надлежащему нравственному формированию личности, выработке у нее социально оправданных потребностей и интересов, оказанию позитивного воздействия на конкретное лицо с тем, чтобы сформировать у него умение регулировать свои действия в социально полезном направлении и согласовывать свои личные интересы с общественными. В решении этой задачи важная роль принадлежит правоохранительным органам. В общем виде причинами конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий. К первой относятся те из них, которые формируют потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Искажения и деформации в них образуют основу криминогенной мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы непосредственно относятся к процессу совершения преступления, создают криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"