Шпаргалка по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 18:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Криминологии".

Работа содержит 1 файл

Криминология.doc

— 462.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Вопр60. Преступность в экстремальных ситуациях – это совокупность преступлений, совершаемых в экстремальных ситуациях, вызываемых природными, техногенными либо социальными факторами.

Как субъект криминологического изучения экстремальные

ситуации выделяются исходя из трех обстоятельств: 1) возникновение вследствие преступной деятельности; 2) порождают новые характеристики преступности; 3) требуют специфических мер по борьбе с преступностью.

Преступность в экстремальных условиях характеризуют: 1) заметный рост совершения тяжких преступлений, прежде всего посягательств на личность; 2) оказание сопротивления, в том числе вооруженного, представителям власти; 3) применение огнестрельного оружия в более чем 70% случаев совершения преступлений; 4) одновременность, многочисленность фиксируемых

преступлений, сочетание стихийных эксцессов с действиями организованных преступных групп в ходе совершения погромов, поджогов, разрушений; 5) высокий уровень латентности.

В детерминации и причинности имеют значение: незанятость населения, особенно молодежи; бюрократизм; злоупотребление властью; взяточничество; игнорирование органами государственной власти насущных интересов и потребностей населения, а в раде случаев и неправомерные (преступные) действия представителей власти; напряженность в межнациональных отношениях; бездействие органов власти при пресечении зарождающихся беспорядков, что приводит к их разрастанию. Эффективность предупреждения преступлений в экстремальных условиях зависит от уровня подготовленности сотрудников к действиям в сложных, конфликтных ситуациях, знания законодательства и умения максимально использовать его возможности в целях обеспечения правопорядка. Важным условием эффективной реализации системы

мер борьбы с преступлениями, совершаемыми в экстремальных условиях, населения о правилах являются гласность действий правоохранительных органов, уровень осведомленности поведения в экстремальных условиях (прежде всего в период режима чрезвычайного положения).

 

Вопр19.Детерминация и причинность преступности. Между этапом познания, оценки преступности и этапом организации борьбы с ней обязателен этап выявления детерминации и причинности преступности. Детерминация - понятие, производное от слов “детерминант” (определитель), “детерминировать”(определять, обусловливать). Детерминация - процесс обусловливания, определения. Условие - это то, что само по себе не порождает преступность или преступление, но влияет на процессы порождения, участвует в детерминации преступности. Процесс детерминации преступности представляет собой сложное взаимодействие различных форм связей: не только причинных, но и функциональных, статистических, связей состояния и иных.

Функциональная зависимость отражает объективное соответствие, параллелизм в сосуществовании и изменчивости двух факторов. Например, расширение безработицы в регионе одновременно порождает и рост числа краж во имя удовлетворения необходимых потребностей, и снижение покупательского спроса.

Статистическая связь заключается в изменении характера распределения одного фактора в зависимости от изменения другого. Например, увеличение числа преступлений с увеличением численности населения. Частный случай статистической связи - корреляционная зависимость.  Связь состояний характеризуется тем, что одно состояние какого-то явления в данный момент при конкретных условиях необходимо определяет состояние этого явления в другой момент. Причинность рассматривается как одна из форм универсального взаимодействия, как один из видов детерминации, означающий только генетическую, производящую связь. Здесь раскрывается то, из чего произошло данное явление, как протекал процесс его порождения, устанавливается факт связи между породившим и порожденным.

Причинность - это один из видов связей вещей и явлений, это - связь

производящая, т. е. определяющая именно факт порождения какого-то явления, процесса. Область действия причин - это прежде всего стадии мотивации и принятия решения, когда речь идет о формировании мотива, цели, определении средств ее достижения именно как преступных. Особенности причинных связей заключаются в следующем: причина, производя действие, порождает следствие. Для действия причины необходимы опред условия, но эти условия сами по себе не способны породить следствие; существует последовательность во времени причины и следствия. Причина всегда во времени предшествует следствию; следствие не может быть причиной этой же самой причины; действие одной и той же причины в одних и тех же условиях всегда порождает одно и то же следствие; причина не сводима к следствию. Следствие не порождает причину.

 

 

Вопр20.Причины преступности - такие явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение. Причины и условия преступности в разных источниках называются по-разному (детерминанты, факторы и пр.). Под причинами преступности понимаются социальные, экономические, психологические и другие объективно существующие факторы, которые порождают и постоянно воспроизводят преступность и преступления как следствие своего действия. Это базовый, основный элемент в проблеме существования преступности.

Другими словами, причинами преступности называется совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, детерминируют существование преступности как социального явления, наличие отдельных составных ее частей, а на индивидуальном уровне - совершение конкретных преступлений. Из приведенного определения следует, что понятие причин преступности связано с философскими категориями причин, условий и детерминант, а также имеет различные уровни: причины всей преступности, отдельных ее структурных подразделений, единичных преступлений.  Субъективные причины преступности – определенные элементы социальной психологии, характеризующиеся деформацией нравственных ценностей и искаженным правосознанием личности, совершающей правонарушения. Объективные причины преступности – социальные преступности, социальные противоречия и экономические кризисы, политическая нестабильность в обществе, образующие трудности и недостатки для людей тем самым, порождая антиобщественную мотивацию и преступное поведение. Условия преступности – это совокупность явлений, которые сами по себе не могут породить преступность, но служат обстоятельствами, способствующими ее возникновению и существованию. Условия преступности подразделяются на три основные группы:  1) сопутствующие условия, – те, которые образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени;  2) необходимые условия, – без которых событие не могло бы наступить;  3) достаточные условия – комплекс всех необходимых условий.  Объективные условия преступности – недостатки организационного, правового, технического порядка, поддерживающие, а иногда и оживляющие действие субъективных и объективных причин преступлений. Субъективные условия преступности - это демографические, социально-ролевые и психологические особенности населения. Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные, позволяет выявить возможность воздействия внешних факторов на человеческое поведение и влияние внутренних, личностных особенностей индивида на его поступки. Причины и условия тесно связаны между собой и необходимы для возникновения преступности. Те факторы, которые выступают в качестве причин, без соответствующих условий не могут породить преступность. Связь причин и условий называют детерминизмом. Причинные факторы - социально-психологические детерминанты, которые непосредственно порождают и воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие. Субъективные факторы характеризуются такими понятиями социальной психологии, как: 1) безнравственность - причина причин преступности, когда отрицаются законы нравственной сферы: а) пьянство - в состоянии опьянения люди теряют контроль над своим поведением; б)наркомания - имеет социально-психологическую природу. Нравственность - отношение к социальным ценностям, семье, честности, порядочности. При изучении и описании детерминант преступности часто используется понятие «фактор». В этом случае возникает вопрос, к какому виду детерминации относится это понятие и не подменяет ли оно собой понятие причин и условий преступности. Разница заключается в том, что понятие «фактор» означает лишь то, что представляющее криминологический интерес явление имеет определенное значение, влияет на ход и результаты какого-то процесса. В ходе исследования это понятие используется обычно для первоначального анализа изучаемого явления и общей ориентированности в круге явлений и процессов, которые взаимосвязаны между собой. По мере углубления познания задача исследователя состоит в определении степени и интенсивности взаимодействия, взаимовлияния выявленных факторов, установлении между ними функциональных и причинных зависимостей. В результате отдельные факторы, обладающие причинной связью с преступностью, рассматриваются в качестве ее причин, другие выступают условиями, ей способствующими.

В криминологических исследованиях обычно выделяются такие факторы, как урбанизация, миграция, изменение половозрастной структуры населения, уровень рождаемости, свободное время, образовательный и культурный уровень населения, его материальная обеспеченность и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопр49.Экономическая преступность - это совокупность деяний, порождаемая юридическими фактами, в основе которых лежат незаконные денежные отношения, совершаемые с корыстной целью. В их числе - присвоение или растрата, мошенничество, обман потребителей. Это злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог. В этой же группе и такие преступления, как незаконное получение кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и фиктивное банкротство. Раскрывая причины и условия экономических преступлений, следует согласиться с проф. Алексеевым А.И., который констатирует: экономические реформы (именно они, т.е. их направленность, суть, содержание и формы проведения, а не просто издержки, теневые стороны, негативные побочные результаты) привели к тому, что в России, начиная с 90-х годов, сложились экономические диспропорции и противоречия, которые по своей глубине, всеохватывающему характеру, степени развития и силе действия имеют беспрецедентные последствия криминального свойства. Это касается как фактических экономических отношений, так и экономического сознания общества. Предупреждение экономических преступлений должно основываться на комплексе общесоциальных и специально-криминологических мер. Их выработке должно предшествовать выявление ответов на следующие вопросы: что способствовало возникновению такого государства, которое существует в России? К какому типу политической организации общества относится государство в России? Кому принадлежит власть в государстве? Чьи интересы выражает и защищает современное государство? По-видимому, только после этого можно говорить о выработке направленных мер по предупреждению экономических преступлений.

Ворп50.Налоговые преступления связаны с экономической деятельностью граждан и организаций и выражаются в уклонении налогоплательщиков от уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости и Фонд социального страхования РФ). Налоговые преступления тесно связаны с теневой экономикой, которая проявляется в неконтролируемой государством экономической деятельности, мотивируемой, в первую очередь, стремлением избежать налогообложения. Выявление и раскрытие всех экономических преступлений требует специальных познаний, но работа по налоговым преступлениям отличается особой сложностью. Этим обстоятельством, а также широкой распространенностью уклонения от уплаты налоговых платежей объясняется высокая латентность налоговых преступлений. Основную роль в системе специальных мер предупреждения и выявления криминальных видов уклонения от уплаты налогов и страховых взносов призван выполнить Налоговый кодекс РФ. Учет налогоплательщиков и имущества, подлежащего налогообложению, а также проверку исполнения налогоплательщиками своих обязанностей осуществляют налоговые органы — подразделения Министерства РФ по налогам и сборам. Основным средством, Используемым в этих целях, выступает налоговый контроль, который проводится посредством налоговых проверок, получения объяснения налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных Учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемые для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, Предусмотренных Налоговым кодексом (ст. 82 НК РФ).

 

 

Вопр51.Понятие “экологическое преступление” было сформулировано в Законе РФ “Об охране окружающей природной среды” как виновное противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Экологическая преступность - это негативное социально-правовое явление, представляющее собой угрозу стабильности установленных законодательством экологических правоотношений, целостности, жизнеспособности экологических систем, а также здоровью и жизни человека. Причины экологических преступлений коренятся в сложности процесса природопользования, в недооценке людьми экологических факторов в жизни общества, в негативных последствиях научно-технического развития общества. Для экологической преступности характерен высокий уровень латентности, достигающий 95-99%. Латентность вызвана прежде всего ненадлежащим контролем за соблюдением требований экологического законодательства. Предупреждение экологических преступлений - это совокупность мер экономического, политического, организационного, социально-культурного, воспитательного, правового характера, осуществляемых государственными органами, общественными объединениями и организациями. Предотвращение экологической преступности лежит на пути устранения или нейтрализации ее причин и всемерного снижения негативного влияния сопутствующих условий. В решении проблемы предупреждения экологических преступлений следует выделить надзорную функцию прокуратуры, сущность которой состоит в надзоре за соблюдением требований экологического законодательства. Прокуратура РФ ежегодно выявляет свыше 15 тыс. нарушений законов об охране природы.

 

Вопр52.Неосторожное преступное поведение проявляется во многих сферах человеческой деятельности: эксплуатация машин, механизмов; эксплуатация транспортных средств, являющихся источниками повышенной опасности; строительные, взрывные, горные работы; транспортировка и хранение энергоносителей; изготовление медикаментов; лечение людей; ветеринарная помощь и т. д. Показатель неосторожной преступности – уровень виктимности, то есть количество случаев, когда в механизм преступного поведения включаются правонарушающие или иные неправильные действия потерпевших, создающие ситуацию для преступной неосторожности виновных или способствующие ее возникновению. Показатель виктимности для неосторожной преступности составляет около 20%. Мероприятия по профилактике неосторожных преступлений на общесоциальном уровне: мероприятия по улучшению условий и охране труда, развитию техники безопасности, внедрению механизации, автоматизации, кибернетизации в производстве и быту, мероприятия по укреплению социальной, производственной, технологической дисциплины, воспитанию у населения чувства гражданской ответственности и долга. Меры, направленные на профилактику преступной ошибки вследствие легкомыслия и небрежности: разработка мер по контролю за конструкцией машин и механизмов, за качеством их изготовления, за условиями эксплуатации и т. д. Специальные меры по профилактике неосторожных преступлений — меры, уменьшающие риск наступления тяжелых последствий при ошибке оператора, управленческой ошибке должностного лица, иной профессиональной ошибке исполнителя. Например, установка устройств, сообщающих о возникновении опасной ситуации путем звуковых или световых сигналов; устройств, блокирующих неправильные действия оператора. Важное значение для профилактики неосторожных преступлений имеет обязательный инструктаж по технике безопасности исполнителей работ, требующих особой предусмотрительности; руководителей и других должностных лиц. Профилактика неосторожных преступлений: обучение населения правилам транспортной и пожарной безопасности, правилам эксплуатации бытовой техники, охотничьего оружия.

 

Вопр53.Постоянно одним из основных направлений деятельности правоохранительных органов  является борьба с правонарушениями, совершаемыми несовершеннолетними и молодежью. В преступности несовершеннолетних в последнее время отмечается целый ряд неблагоприятных и крайне тревожных тенденций. К ним можно отнести следующие: - заметное “омоложение” преступности. Доля несовершеннолетних возраста 14-15 лет за последние годы выросла с 23 до 34%; - возрастает рецидивная преступность несовершеннолетних, доля которой составляет около 15%; - больше преступлений совершается в состоянии опьянения (употребление алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ); - увеличивается групповой характер совершения преступлений несовершеннолетними и подростками (65%), который отличается достаточно высокой организованностью, устойчивостью, конспи-ративностью, созданием внутригрупповой иерархии. Основными направлениями профилактики групповых право-нарушений подростков и молодежи являются: - перекрытие наиболее криминогенных районов силами личного состава милиции и общественных объединений; - индивидуальная профилактическая работа с участниками группировок, исключение притоков в них новых членов;   - изоляция лидеров и активных участников, не желающих встать на путь исправления; -своевременное выявление ранее неизвестных участников; - активное участие в обсуждении подростков-правонарушителей в трудовых и учебных коллективах; - выявление и оперативная обработка мест сбора подростков и молодежи, а также мест хранения орудий и предметов преступлений, - принятие мер по направлению в специальные воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения лиц, злостно нарушающих порядок, ведущих антиобщественный образ жизни, а также несовер-шеннолетних освобожденных от отбывания наказания на основе статьи 92 УК РФ.

 

 

Вопр54.Преступное поведение женщин отличается от преступного поведения мужчин причинообразующим комплексом, способами и орудиями, масштабом и характером совершения преступлений, выбором жертвы преступного посягательства и другими элементами. Эти особенности связаны с исторически обусловленным местом женщины в системе общественных отношений, ее социальными ролями и функциями, ее биологической и психологической спецификой. Наиболее распространенными преступлениями женщин являются преступления корыстной направленности, т. е. женской преступности более присуща корыстная мотивация, чем насильственно-агрессивная. Предупредительная деятельность в отношении женской преступности – направлена на устранение негативных явлений, под влиянием которых происходит формирование криминогенной мотивации. Защита женской культуры и женственности должна стать приоритетной в государственной политике, идеологии, общественном мнении. Необходимо повышать уровень нравственно-правовой культуры среди девушек, ведущих антиобщественный образ жизни, оказывать им бесплатную психологическую и медицинскую помощь, а также создавать реабилитационные центры для женщин, потерявших социальные связи, жилье, в которых они смогли бы жить и работать.

 

Вопр55.Когда говорят о преступности мигрантов, то имеют в виду всю совокупность преступлений, совершаемых мигрантами. Специфика таких преступлений определяется особенностями самих групп мигрантов и их положения в обществе. По мнению большинства демографов, миграция – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.  До этого многие годы миграция выступала как преимущественно позитивное явление, способствующее развитию и расширению производства, культурному обмену и т. д. В настоящий период она, стимулируемая в ряде регионов политикой дискриминации русских и других некоренных этносов, приобрела характер вынужденных переселений. По данным Федеральной миграционной службы России, в середине 90-х годов каждый четвертый мигрант являлся беженцем или вынужденным переселенцем. При этом большое число мигрантов прибывали на новое место жительства без официальной регистрации. Криминологическая актуальность изучения преступности приезжих определяется рядом обстоятельств: во-первых, они оказывают существенное влияние на криминальную ситуацию в стране, регионе; во-вторых, это влияние резко возрастает в условиях социальных кризисов и оказывает заметное воздействие на преступность.

 

Вопр56.Преступность в местах лишения свободы представляет собой специфическую разновидность уголовного рецидива. В целом есть основания говорить о ее повышенной общественной опасности, так как уголовно наказуемые деяния в данном случае совершаются непосредственно в процессе исполнения наказания за предыдущее преступление, в условиях изоляции осужденных, усиленного надзора за ними, что свидетельствует об упорном игнорировании уголовно-правовых запретов. Некоторые преступления рассматриваемого вида могут совершаться только осужденными, отбывающими наказание (или лицами, находящимися в предварительном заключении): побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст.313 УК РФ), уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314), дезорганизация деятельности учреждений, обеспечиваюх изоляцию от общества (ст.321).

Основная доля регистрируемых преступлений (более 90%) приходится на исправительные колонии. Наиболее распространены побеги (около 40% от всех зарегистрированных в 1997 г. преступлений). Ежегодно регистрируется 50—70 убийств, до 130 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, до 50 фактов дезорганизации нормальной деятельности учреждений (предусмотренных частями 2 и 3 ст.321 УК), единичные случаи захвата заложников. Более чем для половины регистрируемых преступлений (включая побеги) характерна выраженная насильственная мотивация. Физической расправой, насильственными действиями нередко сопровождаются и кражи, открытые похищения имущества осужденныхВ целом проблема насилия в местах лишения свободы весьма специфична, его проявление тесно связано с той частью криминальной субкультуры, которую можно назвать тюремной или пенитенциарной. С помощью сексуального насилия, как правило, особо жестокого и унизительного, происходит отвержение, включение в категорию "опущенных" некоторых групп преступников: лиц, судимых за тяжкие насильственные, в том числе половые посягательства на детей и подростков; занимающихся мужеложством в пассивной форме; заподозренных в связях с правоохранительными органами.

Причины и условия рассматриваемого вида преступности связаны, во-первых, с самой сутью лишения свободы, во-вторых, с серьезными просчетами, упущениями в исполнении этого наказания.

Совершению преступлений способствует отсутствие у администрации исправительных учреждений своевременной и полной информации о конфликтных ситуациях, возникающих в среде осужденных порой по самым ничтожным поводам.  Предупреждение преступлений в местах лишения свободы во многом зависит от оздоровления нравственной атмосферы, в частности, снижения агрессивного фона во всем обществе. Разумеется, этого не достигнуть одними проповедями и увещеваниями. Первостепенное значение имеет решение экономических и социальных проблем, улучшение условий труда и быта осужденных, создание цивилизованной обстановки исполнения наказания, обеспечение его максимально возможного превентивного действия. Большое предупредительное значение имеет соблюдение требований нового уголовно-исполнительного законодательства, прокурорский надзор за его реализацией. С учетом интересов предупреждения преступлений важно обеспечить дифференциацию исправительного воздействия на различные категории осужденных. С соблюдением требований закона должно ограничиваться общение носителей воровской идеологии, стойких приверженцев криминального насилия с остальной массой осужденных - потенциальных и реальных жертв. В этих целях создаются отдельные отряды,бригады, смены с относительной изоляцией конфликтующих лиц, изолированные участки, препятствующие свободному пере-движению осужденных, их тайным сборищам для "разборок", осуществления групповых насильственных действий. За лидерами и активными участниками группировок осужденных с отрицательной направленностью поведения организуется повседневное оперативное наблюдение.

 

Вопр57.Преступность военнослужащих - один из компонентов общей преступности в стране, совокупность преступлений, совершаемых особой категорией граждан - военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Преступность военнослужащих включает две группы совершаемых ими преступлений:

- преступления против военной службы, установленного порядка ее прохождения (неисполнение приказа, сопротивление начальнику, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства и т.п.);

- общеуголовные преступления (против личности, против собственности и т.п.).

Одной из криминологических характеристик этой преступности является ее особая общественная опасность, связанная не только с характерными для преступных деяний гражданских лиц нарушениями общественного порядка, посягательствами на личность, собственность, но и с ослаблением военной дисциплины, нарушением порядка прохождения военной службы, т.е. с важнейшими условиями боеготовности воинских соединений и частей. Поэтому преступность военнослужащих - опасный дестабилизирующий фактор, крайне негативно воздействующий не только на Вооруженные Силы, но и на государство в целом, ибо положение дел в армии является одним из индикаторов, по которому общество оценивает состояние своей безопасности.

Особенностью современной криминальной ситуации в войсках и воинских формированиях является проникновение в их среду организованной преступности. Основным источником получения оружия многими организованными преступными группами становятся армейские склады. При этом военнослужащие зачастую сами являются расхитителями оружия и другого военного имущества, сбываемого ими преступным группировкам.

Личность преступника-военнослужащего имеет существенные особенности, обусловленные целым рядом факторов: замкнутостью однополой социальной группы межличностного общения; жесткой регламентацией повседневного быта; необходимостью при определенных условиях рисковать жизнью; иерархическим построением взаимоотношений между начальником и подчиненными при безусловном соблюдении принципа единоначалия; ограничением свободного времени и, как правило, узким выбором культурно-досуговых мероприятий; значительными ежедневными физическими и психологическими нагрузками; временным ("кочевым") образом жизни и др.

Причины и условия преступности военнослужащих могут быть сгруппированы следующим образом: 1. Экономические.( Военнослужащие, не получающие месяцами денежного довольствия, зачастую совершают корыстные преступления для прокормления себя и семьи.) 2. Социальные.( социальная напряженность как внутри армии (между офицерами, между офицерами и военнослужащими срочной службы, между военнослужащими срочной службы, между служащими Вооруженных Сил и военнослужащими других войск и т.д) 3.Национальные Предупреждения преступлений: 1. Переход на призыв в Вооруженные Силы один раз в году, с тем чтобы сломать традиционную возрастную градацию среди военнослужащих и перекрыть каналы попадания в армию криминально зараженных лиц. 2. Повышение призывного возраста до 21 года (или хотя бы до 20 лет). 3. Постепенное сокращение срока действительной службы.

4. Существенное улучшение социально-бытовых условий военной службы и предоставление военнослужащим возможности удовлетворять свои материальные потребности законными средствами. 5.Ответственность военнослужащих (дисциплинарная или уголовная) должна быть четко дифференцирована в зависимости от общественной опасности содеянного.

6.Частичная легализация неформальных структур, существующих в военных коллективах и определяющих возникновение "дедовщины".

 

 

 

 

 

Вопр38 Общеуголовная корыстная преступность - это совокупность деяний, характеризующихся прямым незаконным завладением чужого имущества, совершенным по корыстным мотивам и в целях неосновательного обогащения за счет этого имущества. В эту группу входят кражи, грабежи, разбои, мошенничество, вымогательство в разных их формах и часть присвоений имущества. Общеуголовные корыстные преступления носят массовый характер. Их удельный вес в общей преступности яв- ляется самим высоким и составляет примерно 60-65%.  Наиболее распространенным видом являются кражи (удельный вес - 82%). Второе место занимают грабежи и разбои (на одно разбойное нападение приходится четыре грабежа). После краж и грабежей наиболее распространенным является мошенничество. Удельный вес в расчете на 100 тыс. населения составляет 50,4. В 90-е гг. особое распространение получило вымогательство в самых разных вариантах (например требование криминальных структур «дани» от предпринимателя за его «крышевание» (защита и работа в соответствующей сфере). Специфика детерминации этого вида преступности - непосредственное или опосредованное влияние многочис- ленных и разнообразных сфер государственной и общест- венной жизни, их состояние, развитие, направленность, содержание, степень воздействия на общество. Среди них особое значение имеют: - формирование государственной политики, взглядов, идей, концепций по поводу собственности; - практическая деятельность государства (его органов) по воплощению в жизнь принятых концепций по поводу собственности; - культура, наука, образование, нравственное воспита- ние и т. д. Признаки общеуголовных корыстных преступлений: - посягательство на чужое имущество (вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество); - наличие корыстной цели - противоправное безвозмездное изъятие чужого имущества. Причины корыстной преступности: - криминогенная роль социально-экономического нера- венства; - материальная нужда; - недостатки законодательного регулирования в области обеспечения борьбы с корыстными преступлениями; - недостатки деятельности правоохранительных органов. Предупреждение корыстной преступности Для предупреждения корыстной преступности необходимо применение мер как общего, так и специального предупреждения (особенно в социальной сфере). 1. Организационные меры - это меры, связанные с организацией предупредительной деятельности: - изучение и анализ информации об уровне, структуре и динамике корыстной преступности в регионе; - криминологическое планирование. 2. Специальные меры: - создание экономических и правовых барьеров криминализации общества в хозяйственной, финансовой сфере, проникновению в эти сферы криминальных структур; - экспертиза принимаемых решений по хозяйственным, финансовым вопросам с точки зрения экономической безопасности; - разработка мероприятий, препятствующих криминальной деятельности организованных преступных групп и коррумпированных должностных лиц на предприятиях по добыче и переработке нефти, газа, цветных и редкоземельных металлов; - создание информационного банка данных о физических и юридических лицах, проходящих по оперативным материалам и уголовным делам о хищениях денежных средств с использованием подложных платежных документов; - разработка системы мер по организации борьбы с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности; - разработка мер по выявлению фальшивых денег, финансовых документов и ценных бумаг, устранению их изготовления и обращения; Социальные меры, имеющие отношение к борьбе с корыстной преступностью: - правовая пропаганда деятельности правоохранительных органов, средств и методов самозащиты населения; - разработка мер по повышению уровня материальной базы социально-реабилитационных учреждений; жилищных и бытовых условий многодетных и малообеспеченных семей; создание специальных служб для детей, оставшихся без средств существования; - разработка и реализация мер по обеспечению социальной занятости молодежи, безработных, ранее судимых, беженцев, вынужденных мигрантов; - создание центров реабилитации, ночлежных домов для бродяг, создание учреждений для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства.

 

Вопр40 Как и все другие, меры предупреждения корыстных и корыстно-насильственных преступлений против личной собственности граждан, в данном случае грабежей и разбойных нападений, подразделяются на: а) общие, б) специальные, в) специальные применительно к конкретным их видам. Общие меры - это профилактические мероприятия социально-экономического, воспитательного, правового и организационного характера. Механизм воздействия их на преступников данного вида одинаков, как и для всех видов преступности.  Специально необходимо рассмотреть те специфические меры, которые непосредственно направлены на устранение причин и условий грабежей, разбоев. К ним, прежде всего, относятся меры технические и организационные:  - внедрение в практику оперативной диспетчерской связи жилищно-эксплуатационных контор, предназначенной для осуществления контроля с помощью технических средств за входами в подъезды, подвалы, на чердаки и другие подсобные помещения жилых домов;  - внедрение охранной сигнализации в квартирах, выпуск замков с усиленными индивидуально-потайными охранными свойствами, техническое укрепление дверных коробок и дверей, оборудование подъездов кодовыми запорами;  -совершенствование организации патрульно-постовой службы милиции с обязательным учетом особенностей криминологической обстановки в жилых микрорайонах;  - своевременное удаление с улиц лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, как потенциальных потерпевших или возможных преступников; Предупреждение грабежей и разбоев может осуществляться и с помощью следующих мероприятий информационного и воспитательного характера:  - информирование населения о совершении краж из квартир, уловках преступников и защитных мерах по предупреждению краж личного имущества;  -информирование населения о появлении случаев грабежей и разбойных нападений в определенном месте и (или) в определенное время;  - разъяснение населению способов, которые используют преступники при завладении имуществом граждан;  -информация о вымогательствах и вымогателях с объяснением необходимости обращаться в правоохранительные органы при предъявлении ими противоправных требований;  - действия по предупреждению становления на преступный путь лиц, допускающих малозначительные нарушения, а также не работающих и не учащихся;  - организация воздействия на злоупотребляющих алкоголем или пробующих наркотики (беседы, обсуждение поведения по месту работы или жительства, контроль за поведением, вовлечение в учебу, культурные мероприятия).  К предупредительным социальным мерам относятся:  - правовая пропаганда о деятельности правоохранительных органов; - разработка мер по повышению уровня материальной базы сиротских, социально-реабилитационных и коррекционных учреждений; - жилищных и бытовых условий многодетных и малообеспеченных семей; - создание специальных служб для детей, оставшихся без средств существования; - разработка и реализация мер по обеспечению социальной занятости подростков и молодежи, безработных и бездомных, беженцев и вынужденных переселенцев, ранее судимых и иных лиц, не имеющих постоянных доходов и источников существования; - создание центров реабилитации лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством; - осуществление мероприятий по развитию сети учреждений для социальной помощи лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий. В числе специально-криминологических мер, направленных на недопущение совершения грабежей и разбоев, можно отметить и следующие: - ограничение влияния негативных социальных факторов, находящихся вне сферы исследуемых видов преступлений, но взаимосвязанных с их причинами и условиями;  - воздействие на причины и условия, непосредственно способствующие совершению грабежей и разбоев;  - предупредительное воздействие на ближайшее социальное окружение (микросреду), оказывающее отрицательное влияние на подростков;  - непосредственное воздействие на граждан, склонных к совершению корыстно-насильственных преступлений;  - воздействие на группы с антиобщественной направленностью поведения, члены которых способны совершить корыстно-насильственные преступления.  Особое значение в решении предупредительных вопросов придается и индивидуальной и оперативно-розыскной профилактике. Общая стратегия предупреждения преступлений заключается в локализации явлений, образующих причинный комплекс общеуголовной корыстной преступности против собственности, а также в предотвращении или смягчении последствий действия этих явлений. К числу таких мер, имеющих специальную направленность, можно отнести создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества в целом и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности.

 

Вопр44 Для борьбы с мошенничеством большое значение имеет выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления,- и принятие мер к их устранению. Лицо, производящее расследование, обязано установить эти обстоятельства в процессе производства следственных действий (допросов, осмотров и т. п.), а также путем анализа и обобщения результатов расследования отдельного дела или нескольких дел данной категории.Знание причин и условий, способствовавших совершению мошенничества, позволяет принять необходимые меры к их устранению и предотвращению в дальнейшем мошеннических посягательств на государственное или общественное имущество и личную собственность граждан. В числе обстоятельств, способствующих совершению мошенничества, можно назвать слабую пропаганду юридических знаний среди населения. Работники милиции и следователи еще недостаточно часто выступают на предприятиях и в учреждениях по правовым вопросам и с информацией о фактах мошенничества и наиболее распространенных способах и приемах, к которым прибегают мошенники для обмана потерпевших. В ряде случаев мошенничество совершается потому, что отдельные лица — потерпевшие от преступления, неправильно ведут себя, стремятся обойти существующий порядок торговли, желают приобрести дорогую вещь по подозрительно низкой цене и т. п. При завладении путем мошенничества государственным или общественным имуществом преступники используют: отсутствие опыта работы или недостаточную внимательность, а в ряде случаев халатное отношение к исполнению служебных обязанностей некоторых должностных  лиц; порочную практику заключения трудовых соглашений и договоров между организациями и частными лицами о приобретении или сбыте товаров и оказания иных услуг; небрежное оформление документов на товарно-материальные ценности; недостатки в организации продажи товаров в кредит и т. д. Перечисленные обстоятельства не являются исчерпывающими. Чтобы принять эффективные профилактические меры, важно выяснить конкретные обстоятельства, способствовавшие расследуемому мошенничеству (или нескольким преступлениям, совершенным аналогичным способом). В целях устранения причин и условий, способствовавших совершению мошенничества, по результатам расследования одного или нескольких дел в соответствующие государственные или общественные организации вносятся представления, в которых указываются такие обстоятельства и конкретные предложения по их устранению. Важным средством предотвращения мошенничества является использование материалов расследования в выступлениях перед населением на собраниях, а также по радио, телевидению и в печати. В местах, где часто совершаются мошенничества (например, рынки, вокзалы), целесообразно вывешивать специальные плакаты, рассказывающие на конкретных примерах о действиях мошенников. Работников ателье проката, магазинов, где товары продаются в кредит, необходимо обучать способам определения подделки документов и информировать о наиболее характерных приемах и уловках, к которым прибегают мошенники при хищении под предлогом приобретения товаров в кредит или получении вещей в ателье проката. Для предупреждения мошенничества необходимо широко использовать помощь общественности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопр46 Предупреждение половых преступлений по сравнению с предупреждением преступлений других видов отличается существенной спецификой и повышенной трудностью. Обуславливается это прежде всего тем, что причины половых преступлений носят, как правило, сугубо интимный, скрытый характер, большая часть из них не осознается субъектом и плохо контролируется им. Они связаны с тончайшими переживаниями, порой имеющими бытийную значимость, с межличностными отношениями, внутреннее содержание и смысл которых далеко не всегда очевидны.  С этим направлением борьбы с сексуальным насилием связано и другое: предупреждение безнравственного образа жизни определенных категорий людей, чаще всего молодых, объединяющихся в разного рода группы, компании и устраивающих вечеринки с целью пьянства и разврата. Профилактика таких явлений весьма актуальна в наши дни, потому что некоторые молодые люди утратили привычные нравственные ориентиры и подобный образ действий, такая форма проведения досуга получают распространение. Женщины иногда неосмотрительно попадают в компании, где беспорядочные половые связи являются нормой, и становятся жертвами насилия. Их сопротивление обычно не принимается во внимание, а расценивается как кокетство. Для профилактики сексуального насилия важное значение имеет обеспечение надлежащего общественного порядка в тех местах и в те периоды времени, где и когда подобные преступления наиболее вероятны. К числу таких мест можно отнести нежилые, разрушенные или недостроенные здания, городские окраины, зеленые массивы, парки, пляжи и т. д., особенно в вечернее и ночное время. Охранительные мероприятия должны быть усилены в теплое время года, когда число мест, где подобные преступления могут быть совершены, возрастает. Разумеется, такие мероприятия будут способствовать предупреждению не только изнасилований, но и других опасных преступлений против личности. Чтобы борьба с изнасилованиями и другими видами сексуального насилия носила упреждающий характер, нужно знать, кто скорее всего может совершить такие преступления. Это не только люди, осужденные за изнасилования и освобожденные из мест лишения свободы. Требуют внимания и лица, проявляющие подозрительный интерес к малолетним девочкам или девушкам-подросткам, грубо пристающие в общественных местах к женщинам, а также те, которые не привлекались к уголовной ответственности за изнасилование ввиду отсутствия жалоб потерпевших. Необходимо выделить и группу лиц с психическими аномалиями (вменяемых и невменяемых), прежде всего олигофренов. Важно знать их поведение, наличие сексуальных нарушений, для чего следует воспользоваться помощью психиатра.

 

Вопр47 Наркотики - вещества растительного или синтетического происхождения, которые оказывают специфическое (стимулирующее, возбуждающее, угнетающее, галлюциногенное) воздействие на организм человека, формируя при этом влечение к дальнейшему их употреблению. Потребление наркотиков достаточно быстро приводит к труднообратимой или необратимой физической, психической и нравственной деградации человека в результате попадания в психофизиологическую зависимость от них. Наркотизация населения приводит к: - массовому подрыву физического, психического, нравственного состояния нации; деградации личности; - негативному влиянию на репродуктивную способность населения и здоровье следующих поколений; - инициации и созданию базы для массового совершения преступлений; - созданию обширной среды повышенного социального и криминального риска; - значительному пополнению контингента лиц с повышенной виктимностью. Причины и условия. Потеря социальной надежды и ориентации значительных групп населения, в том числе несовершеннолетних и молодежи, связанная с неопределенностью перспектив учебы, трудоустройства, резким имущественным расслоением в обществе, несоответствием создаваемой политиками и средствами массовой информации картины с реальностью, - все это формирует готовность к поиску самоизоляции от жизненных трудностей в употреблении одурманивающих веществ. Социальный контроль, связанный с противодействи ем распространению наркотиков, включает: контроль за средой наркоманов; режимный контроль в учреждениях, исполняющих наказание; педагогический и медицинский контроль за учащимися и т. д. Предупредительная деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков включает две составные части: а) общее предупреждение, основным содержанием которого являются меры по устранению причин и условий, способствующих как наркотизации населения, так и совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств; б) индивидуальное предупреждение в отношении конкретных лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и склонных к совершению на этой почве преступлений. Общее предупреждение заключается в выявлении специфических криминогенных обстоятельств, способствующих вовлечению населения в немедицинский прием наркотических средств, и проведении мероприятий по прекращению или уменьшению влияний этих детерминант. Задачами такой деятельности являются формирование у населения устойчивого общественного мнения о неприятии наркотических средств, убеждение тех граждан, которые приобщились к потреблению наркотиков, отказаться от них. Общепредупредительные мероприятия включают выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с наркотиками; формирование негативного по отношению к употреблению наркотиков общественного мнения населения; осуществление контроля над процессами законного оборота (от производства до реализации и использования наркотиков) с тем, чтобы исключить их использование в немедицинских целях. Выявление причин и условий, способствующих развитию спроса на наркотики и совершению связанных с их приемом преступлений, достигается специальным изучением, кропотливой аналитической работой, позволяющей выделить типичные криминологические детерминанты. Такая деятельность правоохранительных и иных государственных органов и негосударственных структур обеспечивает информационную базу для последующих общепрофилактических мероприятий экономического, социального, воспитательного, правового, психолого - педагогического и собственно предупредительного характера. Важное значение в предупреждении незаконного оборота наркотиков имеет и осуществление контроля за движением наркотиков в фармацевтических и медицинских учреждениях. Работники этих учреждений иногда вступают в преступные сделки с наркоманами, похищают ампулы морфина и промедола, порошок омнопона.

 

Вопр48 К преступлениям, связанным с незаконным оборотом оружия, относятся: контрабанда оружия; незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; незаконное изготовление оружия; хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Незаконному обороту оружия способствует совершение таких преступлений, как небрежное хранение огнестрельного оружия; ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, осуществляется на общесоциальном и специально-криминологическом уровнях.  Исходя из причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, предупредительные меры в первую очередь должны быть направлены на осуществление компетентными органами государства контроля за спросом на оружие у законопослушной части населения; исключение возможности его незаконного удовлетворения; перекрытие каналов поступления оружия в нелегальный оборот; изъятие оружия из незаконного оборота. Результативность достижения перечисленных целей во многом зависит от обоснованности превентивных мер с учетом реальных возможностей органов государственной власти и управления (в первую очередь материальных), от проведения необходимых общегосударственных мероприятий политического, социально-экономического, правового и воспитательного характера, направленных на искоренение причин и условий, способствующих совершению указанных преступлений. В связи с этим заслуживает серьезного внимания предложение о заключении Россией межгосударственных соглашений со странами-участниками СНГ и странами Прибалтики по выработке законодательной базы, устанавливающей единый порядок оборота оружия и тесное взаимодействие правоохранительных органов этих стран в борьбе с его незаконным оборотом. С целью осуществления действенного контроля за незаконным оборотом оружия возможно также создание единого компьютерного банка данных, включающего в себя сведения: об оружии, находящиеся в розыске (с подробными описанием его криминалистических характеристик); об изъятом оружии (с результатами его криминалистического исследования); о лицах, у которых изъято оружие, в том числе и о лицах, освобожденных от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. Возможно также создание специальной базы данных с внесением характерных признаков лиц, у которых виновные приобрели оружие. Наличие такого рода информации позволит осуществлять оперативный контроль как за перемещением оружия, так и за лицами, занимающимися его незаконным оборотом, причастными к подобного рода преступлениям. Тем самым значительно облегчилось бы решение задачи установления и устранения источников поступления оружия в незаконный оборот. Поскольку одним из таких источников являются "горячие точки", важным средством противодействия незаконному обороту оружия будет прекращение боевых действий на соответствующих территориях. Одним из основных факторов, влияющих на рост преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, являются негативные последствия социально-экономического характера, породившие повышенный спрос на предметы вооружения и возможности его незаконного удовлетворения. Большое значение в предупреждении преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, имеют представления прокуратуры и частные определения судов, в которых администрация соответствующих организаций уведомляется об упущениях, способствовавших совершению рассматриваемых преступлений, и соответственно предлагаются конкретные меры по их устранению. К специальному предупреждению незаконного оборота оружия и связанных с его использованием преступлений относятся и применение уголовно-правовых мер, осуществление общей и частной превенции. Так, привлечение виновного лица к уголовной ответственности за незаконный оборот оружия выступает в качестве фактора предупреждения других преступлений, в которых предметы вооружения являются средством достижения иного, более тяжкого преступного результата. Таким образом, положения уголовного закона выступают, с одной стороны, в качестве формы социально-политической и правовой оценки преступления, а с другой - как средство предупреждения насильственных, корыстно-насильственных и иных преступлений, в которых использование оружия является одним из способов их совершения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопр 25 Прогнозирование преступности – не самоцель. Оно нужно для реальной работы по борьбе с преступностью. А для этого необходима определенная система мер и способов не случайных, а глубоко продуманных и научно обоснованных. Основой такого планирования является прогноз преступности.Криминологическое планирование – научная разработка целей и задач в сфере борьбы с преступностью, основных направлений, путей и средств решения этих задач, а также их нормативного, информационного, организационного, методологического и ресурсного (финансового, людского, материального) обеспечения на определенную перспективу.Субъектами криминологического планирования являются сами органы, ведущие борьбу с преступностью, коллективы ученых и практических работников. Как правило, субъекты планирования являются и субъектами прогнозирования. В зависимости от объектов и субъектов планирования определяются масштабы работы, применяемые методы и возможные сроки планирования.Криминологическое планирование может иметь следующие основные виды:– по масштабу или уровню – на отдельном объекте, по району, области, региону или по республике в целом;– по составу участников и их роли – ведомственное, межведомственное или общегосударственное;– по предмету и задачам – по борьбе с отдельными видами преступности (например, с организованной преступностью, с экономической преступностью либо автотранспортными преступлениями и т.д.), по борьбе с преступностью в целом;– по срокам – долгосрочное (10–20 лет), среднесрочное (3–5 лет), краткосрочное (месяц, квартал, год, 2 года).В Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (утверждено Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567) определены цели, принципы, направления, формы координации, круг полномочий участников. Основной целью координации является повышение эффективности воздействия на преступность путем разработки и осуществления правоохранительными органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.Борьба с иными, непреступными правонарушениями также может осуществляться в рамках координационной деятельности, поскольку она направлена на установление и устранение таких право нарушений, которые могут способствовать совершению преступлений, перерастать из непреступных в преступные.Под борьбой с преступностью подразумевается деятельность уполномоченных государственных органов по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению, уголовному преследованию и наказанию виновных в совершении преступлений. Анализ законодательства, а также структур различных государственных органов позволяет сделать вывод, что правоохранительными являются органы, которые законодательно наделены полномочиями по выполнению правоохранительных функции, направленных специально на борьбу с преступностью, то есть:1. охрана общественного порядка и безопасности;2. оперативно-розыскная деятельность (ОРД);3. дознание по делам о преступлениях;4. предварительное расследование преступлений.Уголовная политика — деятельность государства по защите граждан и общества от преступных посягательств и преступлений в целом. Содержанием уголовной политики является разработка целей и задач, выработке средств и методов борьбы с преступностью. Цели уголовной политики.Выделяют две группы целей уголовной политики:стратегические — обеспечение реальной безопасности общества.тактические (ближайшие) — сдерживание преступности и удержание её на социально приемлемом уровне.

 

Вопр 26 Крим-лог прогноз - это оценка будущего состояния преступности и иных крим-лог значимых последствий тех или иных управленческих решений.- определение стратегии борьбы с преступностью;На основе оценок крим-лог ситуации (т.е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с ней), прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью гос-во, как основной субъект организации этой борьбы, определяет ее стратегию.- программирование борьбы с преступностью;Встречается долгосрочное программирование, максимально отражающее стратегию борьбы с преступностью, среднесрочное (как правило, на 2 года) и краткосрочное (на квартал, полугодие). Программирование увязывается с программированием эк, соц и полит развития общества и гос-ва. Сейчас можно сказать и иначе: борьба с преступностью должна быть органической частью политики в обществе: как государственной, так и политики деятельности различных негос структур, институтов гр общества.- законотворчество в сфере борьбы с преступностью;С программированием борьбы с преступностью тесно связана законотворческая работа. Если действующий закон не обеспечивает борьбу с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в стране, требуется серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению законов или созданию принципиально новых нормативных актов.- реализация программ борьбы с преступностью, их корректировка и координация деятельности по борьбе с преступностью;Непосредственное обеспечение реализации программ борьбы с преступностью носит многоаспектный характер. Оно включает управленческую деятельность, контроль, подбор кадров, их подготовку, оптимальную расстановку, организацию повышения их квалификации, их переподготовку с учетом новых крим-лог и более широких соц реалий, разработку новой техники, ресурсное обеспечение борьбы с преступностью, анализ эффективности принимаемых и корректировку программ.- организация и развитие научных исследований борьбы с преступностью;Речь идет о развитии сети научно-исследовательских учреждений, и о подготовке научных кадров, совершенствовании методики исследований, о внедрении результатов достижений науки в практику. Наряду с крим-лог существенно развертывание междисциплинарных и комплексных исследований.- правоохранительная деятельность;Применительно к преступности она включает применение предусмотренных законом мер к лицам, совершающим преступления, и мер по восстановлению нарушенных преступлениями прав и зак интересов жертв этих преступлений, возмещению причиненного вреда.  Планирование призвано упорядочить сложный и многогранный процесс предупредительного воздействия, сделать его целеустремленным, определить наиболее рациональные пути работы, выбрать такие тактические методы и приемы, которые обеспечили бы эффективное достижение целей предупреждения преступного поведения в сложившейся конкретной ситуации. Планирование - это одновременно и организационная форма эффективной координации деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, усиления их связи с общественными организациями и трудовыми коллективами.Одним из видов планирования являются комплексные планы, заключающие в себе решение экономических, социальных, воспитательных, организационно-правовых и чисто криминологических задач. Планы включали мероприятия, направленные главным образом на устранение причин и условий совершения правонарушений и развитие всего антикриминогенного потенциала региона либо отрасли народного хозяйства. В настоящее время предпринимаются значительные усилия по восстановлению в стране системы такого планирования. Комплексные планы могут составляться в районах, городах, областях, краях и республиках.Широта и характер мероприятий, предусмотренных в планах, определяет и круг субъектов планирования. К ним относятся органы власти, трудовые коллективы, органы внутренних дел, прокуратуры, суда и юстиции и общественные организации.Планируются и специальные меры предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел, судами, прокуратурой и юстицией. Такого рода планирование называют ведомственно-отраслевым.Названные планы обеспечивают: взаимодействие социального планирования с осуществлением мер криминологической профилактики; взаимосвязь и целеустремленность в деятельности правоохранительных органов; согласование их совместных действий с другими государственными органами и общественными организациями.По времени планирование бывает текущим и перспективным. Перспективное планирование рассчитано на длительный срок.Текущее планирование строится с учетом конкретной обстановки борьбы с преступностью и решает задачи, рассчитанные на небольшой срок времени.Перспективное и текущее планирование связаны между собой. При составлении перспективных планов важно учитывать не только то, что сразу дает практический результат, но и то, что подготавливает его. Перспективные планы разрабатываются на основе соответствующих прогнозов и в зависимости от их задач обычно на те же сроки, которые ими охватываются.

 

Вопр 27 Координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью – это вид деятельности прокуратуры по необходимому ориентированию должностных лиц правоохранительных органов в определенных сферах их действия. Эта деятельность возложена на прокуратуру, так как она обладает наибольшими сведениями о совершенных преступлениях, их раскрываемости, причинах и условиях преступности, результатах расследования, а также о качестве их рассмотрения в судах. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов (ст. 8 ФЗ «О прокуратуре РФ»).Целью координации является эффективность в борьбе с преступностью.Принципы: соблюдение законности, самостоятельность, равенство участников, гласность в работе, ответственность за выполнение поставленных задач.Основные направления: обеспечение всестороннего анализа состояния преступности и эффективности принимаемых мер, согласованность действий, устранение дублирования, недопущение столкновения интересов правоохранительных органов, устранение причин и условий преступности. Анализ принятых мер должен включать и прогнозирование направлений пути развития преступности и ее искоренение.Координация проходит в три уровня: федеральный уровень (Генеральная прокуратура, ФСБ, МВД – руководит Генеральный прокурор); региональный уровень (прокуроры субъектов РФ); местный уровень (прокуроры городов, районов).Формы координации: выражается в федеральных и региональных программах, которые обсуждаются на координационном совещании, а также прокурор организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ. На этом совещании присутствуют Генеральный прокурор, его заместители и руководители правоохранительных органов. Все участники совещания пользуются равными правами: обмениваются информацией, связанной с борьбой с преступностью, обмениваются опытом, разрабатывают предложения и т. д. По окончании координационного совещания выносится решение-протокол, которое подписывается всеми участниками, в нем указываются задачи, сроки и лица, ответственные за их исполнение. Данное решение обязательно для исполнения всеми должностными лицами правоохранительных органов. В целом координация носит конкретный характер, так как должна быть направлена на устранение причин и условий, способствующих преступности.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"