Система информационо-справочного обеспечения криминалистической деятельности

Автор: k**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Целью является исследование теоретических, правовых и организационных проблем информационно-справочного обеспечения криминалистической деятельности, её современное состояние и разработка рекомендаций по совершенствованию научных, правовых и организационных основ.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи:
- дать понятие, значение системы информационно-справочного обеспечения криминалистической деятельности;
- рассмотреть систему информационно-справочного обеспечения и перспективы её совершенствования.

Содержание

Введение 3
1 Понятие, значение и система информационно - справочного обеспечения криминалистической деятельности 7
1.1 Виды криминалистической регистрации 10
1.2 Централизованные экспертно-криминалистические коллекции и картотеки. 16
2. Система информационо-справочного обеспечения криминалистической деятельности 18
2.1 Исторические аспекты 18
2.2 Современные аспекты информатизации. 23
Заключение 25
Список использованных нормативно правовых актов,
специальной литературы: 27

Работа содержит 1 файл

КУРС. Информационно-справочное обеспечение криминалистической деятельности..doc

— 299.50 Кб (Скачать)

     В 1917 году внедряются новые методы работы. Картотечный учёт  преступлений и лиц, их совершивших на доклады с мест. Вследствие нападений и разгрома сыскных отделений была почти утеряна система учета преступлений и преступников.  Декретом о государственной статистике, от 25.07.1918 года  определились организационные основы статистических органов и задачи их деятельности. Через несколько месяцев создано информационное подразделение и утверждено «Положение о статистическом отделе комиссариата внутренних дел». Принятие этого документа послужило началу создания информационной службы ОВД. Вследствие этого, статистический отдел НКВД, территориальные аппараты статистики становятся постоянной составляющей системы органов внутренних дел.

     Первое  информационное подразделение - регистрационное  дактилоскопическое бюро создается 15 февраля 1919 года в составе Центрального управления уголовного розыска НКВД РСФСР. Затем вводится единая система регистрации преступлений и отчетность. На Первом Всероссийском съезде работников милиции в 1922 году утверждается программа организации учетной и статистической работы. В 1923 году отменяются все ранее действовавшие в этой сфере нормативные акты и устанавливается новая отчетность. ГПУ предложило для централизации всего дактилоскопического учета организовать при ОУР дактилоскопическое бюро.

     В 1935 году проводится в тюрьмах,  лагерях, колониях единовременная дактилоскопическая регистрация заключенных. Повсеместно ведётся алфавитная и дактилоскопическая регистрация.

     Таким образом, к середине 30-х годов  сформировалось третье направление информационно-справочной работы, однако надо заметить, что все три направления - статистический, алфавитный и дактилоскопический учеты - развивались и совершенствовались самостоятельно.13

     Разрозненность оперативных учетов значительно затрудняла борьбу с правонарушениями в стране. Весной 1941 года регистрационно-учетные аппараты упразднены, а их функции переданы в 1-й спецотдел. В 1960 году функции 1-го спецотдела были переданы в оперативно - справочную картотеку, образованную при МВД. Однако поиск оптимальных орг. штатных структур, отвечающих требованиям времени, продолжался. В 1962 году оперативно-справочная картотека, в связи с переименованием министерства, преобразована в 1-й спецотдел.

     В период с 1918 по 1968 год подразделения информационная служба и её подразделения, профессионально совершенствовались.

     Начиная с 1968 года в деятельность органов  внутренних дел внедряется появившаяся в стране вычислительная техника, создаются новые структурные подразделения - вычислительные центры.

     Но  только в 1971 году появляется единая структура информационной службы, которая объединила информационно-статистические отделы органов внутренних дел с вычислительными центрами. В этот же период создан Главный НИИЦ управления информации МВД СССР.14

     В январе 1972 года Приказом МВД СССР утверждается перспективный план совершенствования деятельности органов внутренних дел РСФСР на 1971-1975 годы, где впервые говорится о возможности использования вычислительной техники в деятельности органов внутренних дел. В марте 1972 года Приказом МВД СССР объявляется о создании автоматизированной системы анализа данных об умышленных убийствах и покушениях на убийства, позднее вводится в опытную эксплуатацию автоматизированная информационно-поисковая система всесоюзного учета паспортов разыскиваемых лиц и утраченных паспортов.

     Использование с конца 60-х годов вычислительной техники в МВД велась бессистемно до июля 1991 года, когда Приказом МВД России была утверждена Программа компьютеризации ОВД РСФСР. Но и в то время для органов внутренних дел работа по внедрению компьютеризации ведётся бессистемно. Существуют проблемы в оснащении морально устаревшей и зачастую несовместимой друг с другом техникой, несовместимостью программного обеспечения. Программное обеспечение уступало лучшему из существовавшего в стране и в мировой практике, однако разрабатывалось и эксплуатировалось программное обеспечение и достаточно высокого уровня. К их числу следует отнести разработанное Академией МВД РФ программное обеспечение АРМ руководителя следственного подразделения, следователя, систему регионального криминологического прогнозирования «ИСКРА», экспертную систему для службы БЭП «Диагноз», АРМ эксперта-криминалиста и др.

     С целью совершенствования информационного обеспечения ОВД, устранения отмеченных выше недостатков, повышения ответственности за использование автоматизированных систем, издается Приказ МВД СССР №104 от 5 июля 1991, в котором намечен переход от устаревших информационных технологий к новой системе информационного обеспечения МВД России. Предлагалось внедрение, сопровождение и совершенствования типовых автоматизированных банков данных и комплексов автоматизированных систем управления, и их совместимости. Этим Приказом намечается ближайшая перспектива, в которой определены основные направления создания отраслевой информационно-вычислительной сети, разработки единого унифицированного методического, информационного, организационно-правового и программно-математического обеспечения для перехода к интегрированным базам данных и другим информационным технологиям. 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Современные аспекты информатизации.

 

    С начала 90-х годов ХХ века в России было издано множество нормативных актов, регламентирующих совершенствование информационного обеспечения.

    За  прошедшее десятилетие были разработаны нормативные акты МВД России регламентирующие совершенствование системы информационного обеспечения деятельности сотрудников ОВД: Приказ МВД РФ от 08.07.2005 № 543 «О реализации подпрограммы «Создание системы межрегиональных автоматизированных банков данных дактилоскопической информации Федеральных округов АДИС-ГИЦ, создание сети программно-технических комплексов АДИС регионального уровня» на базе программно-технических решений АДИС «ПАПИЛОН»; Приказ МВД РФ от 21.01.2005 № 33 «Вопросы Главного информационно-аналитического центра МВД России»; Приказ МВД РФ от 20.11.2004 № 755 (ред. 07.02.2005) «Вопросы Правового Департамента МВД России и Центра правовой информации МВД России»; Приказ МВД РФ от 01.07.2004 № 407 «Об утверждении Инструкции о порядке эксплуатации Автоматизированной информационно-поисковой системе «Нормативные акты МВД России»; Приказ МВД РФ от 08.06.2006 № 420 «Об утверждении Программы создания единой информационно-телекоммуникационной системы ОВД РФ» и др.16

    В ходе работы по Федеральной целевой программе «Электронная Россия» (ФЦП ЭР) был выявлен ряд проблем, таких как: недостаток финансирования; недостатки в развитии нормативно-правовой базы в области информатизации; отсутствие единых технологических стандартов и форматов предоставления и размещения данных в информационных системах и др.

    С целью решения существующих проблем информатизации в 2004 г. было предложено разработать концепцию региональной информатизации на период до 2010 г.

    В последнее время очень широко в органах внутренних дел используются компьютерные правовые системы. У сотрудников ОВД имеется доступ к максимально полному информационному банку данных. Появилась возможность мгновенного доступа к необходимым в работе нормативным правовым актам, возможность получения консультационной и дополнительной информации о связи искомого материала с другими нормативными актами. К таким АИС относят информационные правовые системы ГАРАНТ и КонсультантПлюс. 17

     Современные информационно-поисковые системы представляют собой огромное количество нормативных документов (например, блок нормативных документов ГАРАНТ - Максимум), которые обладают развитыми средствами поиска правовой информации, обеспечивают  требуемую полноту, достоверность и получение правовой информации в режиме online, позволяют не просто найти нужный документ, но и провести его правовой анализ, вскрыть взаимосвязи с другими нормами, выявить взаимозависимость различных разделов права. При этом процедура поиска необходимой информации максимально проста, доступна пользователю любой квалификации, и создана для того, чтобы даже при минимуме информации по сути интересующей проблемы были найдены нормативные документы.  
 
 
 
 

Заключение

 

     Информационные  системы, предназначенные для использования  в криминалистической деятельности занимают особое место среди большого количества различных видов информационных систем регистрационного типа.

     Рассмотрев  проблемы информационно-справочного  обеспечения, можно сделать вывод, что существуют следующие недостатки:

     - недостаток информации при ее избыточности - она неструктурированна, несогласованна, разрознена, не всегда достоверна, и ее практически невозможно найти и получить в нужное время.

     - невозможность быстрого создания новых автоматизированных учетов;

     - сотрудники не имеют специальных знаний по разработке программного обеспечения, и одновременно с этим использования современных технологий управления базами данных;

      - недостаточный уровень финансового,  материально-технического обеспечения  данной сферы деятельности;

      - отсутствие совместных межведомственных  программ разработки информационных проблем в рамках обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений и, как следствие, отсутствие единого механизма постановки информационных задач на государственном и межведомственном уровне;

     Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

     Во-первых, на основе анализа нормативно-правовых актов и научной литературы, необходимо отметить, что для эффективного использования информации необходимо постоянное (оптимально ежегодное) совершенствование системы информационного обеспечения.

     Во-вторых, организация эффективного информационного обеспечения сотрудников правоохранительных органов возможна лишь на базе современных информационных технологий, реализованных в виде корпоративной информационной сети.

     В-третьих, для повышения эффективности  системы информационного обеспечения  программные продукты должны отвечать следующим требованиям:

  • широкие возможности для манипулирования различными, локальными базами данных с возможностью произвольного связывания их по мере необходимости;
  • использование максимально простого и удобного интерфейса при разработке и настройке автоматизированных информационных систем позволяющего создавать собственные учеты, востребованные пользователем, дополнять учетные данные и организовывать их анализ.

Список  использованных нормативно правовых актов,

специальной литературы:

 
   
  1. Аверьянов В.Б. Функции и организационная структура государственного управления. - Киев, 1984.
  2. Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р. Криминалистика. Учебник для вузов. Под ред. Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Р. С. Белкина. - М.: Издательство, 2000.
  3. Антонов В.В. Применение современных информационных технологий в ОВД. Использование возможностей ЕИТКС ОВД. - Уфа: Сборник №31 Информационно-аналитических материалов МВД по РБ.
  4. Антонов В.В. Учетная информационно-аналитическая система на основе знаний. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Уфа 2007.
  5. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005
  6. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия: Справочное пособие. М., 1997.
  7. Бирюков Г.М., Михно А.А., Никифорчук Д.И., Лебеденко В.И. Базы данных и компьютерные сети в практике работы органов внутренних дел. - Луганск: Луганский институт внутренних дел, 2001.
  8. Богатов Д.Ф., Богатов Ф.Г. Основы информатики и математики для юристов: Учебное пособие. Том 1. - М.: ПРИОР, 2000.
  9. Воскресенский Г.М. Теория и практика информационного обеспечения управления органов внутренних дел: Учебное пособие. М.: Академия МВД, 2005.
  10. Концепция развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 годы.
  11. Когаловский М.Р. Перспективные технологии информационных систем. - М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2003.
  12. Криминалистика: Учебник для вузов / А.Ф. Волынский, Т.В. Аверьянова, И.Л. Александрова и др.; под ред. проф. А.Ф. Волынского. М., 1999.
  13. Криминалистика: Учебник для вузов / И.Ф. Герасимов, Л.Я. Драпкин, Е.П. Ищенко и др.; под ред. И.Ф. Герасимова, Л.Я. Драпкина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.
  14. Криминалистика: Учебник для вузов МВД РФ. Техника, тактика, организация и методика расследования преступлений. В 3т. Волгоград, 1993 - 1995.
  15. Криминалистика: Учебник для вузов. / Под ред. Смагоринского Б.П. Техника, тактика организация и методика расследования преступлений. Волгоград, 1994.
  16. Криминалистика: Учебник для высших юридических учебных заведений/ Под ред. А.Г. Филиппова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000.
  17. Криминалистика: Учебник/ Отв. ред. Н.П. Яблоков. 2-е изд., перераб и доп. М., 2001.
  18. Криминалистика: Учебник/ Под ред. Е.П. Ищенко. М., 2000.
  19. Криминалистика: Учебник/ Под ред. проф. А.Г. Филиппова и А.Ф. Волынского. М., 1998.
  20. Криминалистика: Учебник/ Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. СПб., 2001.
  21. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования. / Под ред. Т.В. Аверьяновой и Р.С. Белкина. М., 1997.
  22. О концепции правовой информатизации России: Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993г. N 966 //Собрание Актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 27.
  23. Описание объектов криминалистических исследований: Справочное пособие./ Под ред. В.В. Филиппова. М., 1995.
  24. Полевой Н.С. Информационно-справочное обеспечение криминалистической, деятельности. Криминалистические и вспомогательные учеты // Криминалистика. М., 1995.     С. 343- 361
  25. Полежаев А.П., Лежиков Г.Л., Орлов А.П. Состояние и проблемы автоматизации правоохранительной системы России. //Международная конференция «Информатизация правоохранительных систем» (13-16 июля, 1993 г., г. Москва). Тезисы докладов. - М.: Типография Центросоюза. М. 1993.
  26. Положение федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 г.г)». «Предложения по направлениям работ над электронными административными регламентами».
  27. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 г. №65.
  28. Приказ МВД РФ от 06 декабря 2004 г. № 813 «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы ОВД».
  29. Приказ МВД РФ от 08.07.2005 № 543 «О реализации подпрограммы «Создание системы межрегиональных автоматизированных банков данных дактилоскопической информации Федеральных округов АДИС-ГИЦ, создание сети программно-технических комплексов АДИС регионального уровня» на базе программно-технических решений АДИС «ПАПИЛОН»
  30. Приказ МВД РФ от 23.01.2003 № 48 «О создании подразделений по эксплуатации автоматизированных дактилоскопических информационных систем в Федеральных округах».
  31. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 г. №1244-р. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти до 2010 года.
  32. Торвальд Ю.  Сто лет криминалистики. - Москва, Издательство «Прогресс», 1974.
  33. Усманов Р.А. Использование криминалистических учетов при раскрытии и расследовании преступлений // Российский следователь, 2006, N 2.
  34. Указ Президента РФ от 30 марта 1998 г. № 328 «О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений».
  35. Указ Президента РФ от 12.05.2004 № 611 «О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ в сфере Международного информационного обмена».
  36. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изменениями от 10 января 2003 г.).
  37. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ от 06.04.2011 N 65-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.07.2011 N 252-ФЗ).
  38. Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002-2010 гг.» 05.07.2001.
  39. Шурухнов Н.Г. Криминалистика: определения, схемы, таблицы, рекомендации: учебное пособие для студентов юрид. вузов/ Н.Г. Шурухнов.-М.: Эксмо, 2009

Информация о работе Система информационо-справочного обеспечения криминалистической деятельности