Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное изучение правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, включающее: а) определение содержания правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; б) раскрытие особенностей правового регулирования привлечения отдельных лиц к содействию оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам …………………………………………………………………… 5
Глава 2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности ………………………………………………… 7
Глава 3. Цели и задачи содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Права и обязанности граждан ……………………………………………………………………………. . 9
Глава 4.Организация содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность ………………………………………………………………………………16
Заключение ……………………………………………………………….. 25
Список литературы ………………………………………………………. 27

Работа содержит 1 файл

курсовая орд.docx

— 50.82 Кб (Скачать)
 

    Содержание 

Введение ………………………………………………………………….. 3

Глава 1.  Понятие  и классификация лиц, содействующих  оперативно-розыскным органам …………………………………………………………………… 5

Глава 2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности ………………………………………………… 7

Глава 3. Цели и  задачи содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность. Права и обязанности  граждан ……………………………………………………………………………. . 9

Глава 4.Организация  содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность ………………………………………………………………………………16

Заключение ……………………………………………………………….. 25

Список литературы ………………………………………………………. 27 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

   Глубокие  социально-экономические преобразования в Российской Федерации вызвали  в последние годы резкий рост преступности, которая становится все более  организованной и профессиональной.

   В условиях роста преступности, отличающейся высокой степенью организованности, вооруженности и профессионализма, эффективность работы правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений во многом зависит от должной организации  оперативно-розыскной деятельности.

   Опыт  показывает, что невозможно обеспечить раскрытие преступлений и неотвратимость ответственности преступников без  противопоставления их криминальной деятельности целенаправленного комплекса оперативно-розыскных  мер и следственных действий, без  использования в качестве вспомогательной  информации данных, полученных оперативно-розыскным  путем, без привлечения граждан  к борьбе с преступностью и  использования агентуры.

   Учитывая  выше изложенное, следует признать, что изучение вопросов правового  регулирования содействия граждан  органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, практики привлечения  граждан к такому содействию и  соблюдения при этом прав и свобод личности актуально в современных  условиях и сохранит свое значение для правоохранительных органов  России в будущем.1

   Выбор темы работы обусловлен актуальностью вопросов правового регулирования содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, защиты их прав, не познанностью этих вопросов юридической наукой.

   Объектом  исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в связи с содействием отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Предметом исследования - правовое регулирование этих отношений.

   Целью курсовой работы является комплексное изучение правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, включающее: а) определение содержания правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; б) раскрытие особенностей правового регулирования привлечения отдельных лиц к содействию оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

       Достижению  поставленной цели способствует решение  следующих основных задач:

       - рассмотреть вопросы соблюдения  прав и свобод личности (человека) при привлечении к содействию  отдельных лиц оперативными подразделениями  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность;

       - изучить основания и условия привлечения граждан к участию в осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

       - изучить цели и задачи лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

       - изучить развитие правового регулирования  содействия граждан органам, осуществляющим  оперативно-розыскную деятельность;

       - определить содержание и объем  правового института содействия  отдельных лиц органам, осуществляющим  оперативно-розыскную деятельность;

   Для этого были использованы законодательные акты, нормативные документы по теме. Источниками информации для написания работы по данной теме послужили базовая учебная литература, теоретические труды ученых в области оперативно-розыскной деятельности, справочная литература, прочие актуальные источники информации. 

       Глава 1. Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам.

   Участниками оперативно-розыскной деятельности, помимо должностных лиц и оперативных  сотрудников, могут быть и иные частные  физические лица. Это граждане, участвующие  в подготовке и проведении оперативно-розыскных  мероприятий (содействующие оперативно-розыскному органу); лица, изучаемые, и лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности; а также субъекты, контролирующие оперативно-розыскную деятельность и надзирающие за ней. Закон «Об  оперативно-розыскной деятельности»  официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право  на оказание помощи органам внутренних дел в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов, признавая социальную необходимость  и значимость подобного сотрудничества. Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса - прерогатива органов внутренних дел. Следовательно, реализация права граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно - розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.2

   Лицом, содействующего оперативно-розыскному органу, является всякий дееспособный человек, привлеченный к подготовке или проведению оперативно-розыскных  мероприятий, т.е. предоставляющий информацию оперативно-розыскному органу (оперативнику) или иным образом участвующий  в решении конкретных задач оперативно-розыскной  деятельности и в данной связи  наделенный соответствующими полномочиями, который подлежит социальной и правовой защите, а также ответственности  в случае нарушения взятых обязательств.

   “Привлечение” означает побуждение лица принять участие  в осуществлении ОРМ. Отсюда следует, во-первых, что предложение о сотрудничестве должно исходить, как правило, от оперативно-розыскного органа; во-вторых (самое существенное), что окончательное решение о возможности задействования лица в ОРМ принимает только оперативно-розыскной орган (в лице своих должностных лиц), но не привлекаемое лицо.

   В зависимости от различных критериев  среди привлекаемых лиц выделяют несколько групп:

   По  степени участия в ОРД различают  основную группу (агент, доверенное лицо и др.) и дополнительную (специалист, переводчик и др.).

   По  форме оказания содействия оперативно-розыскным  органам привлекаемые лица классифицируются на тех, кто содействует только негласно (агент), только гласно (доверенное лицо, дружинник и др.) и в смешанной  форме (специалист, переводчик и др.).

   По  способам (этапам) задействования деление  производится на лиц, подготавливающих ОРМ и непосредственно участвующие  в его проведении.

   По  длительности содействия (в зависимости  от срока решения конкретной задачи ОРД) различают разовое оказание помощи, кратковременное содействие (например, участие в оперативно-розыскном  обеспечение производства по конкретному  уголовному делу) и сотрудничество на долговременной основе (как правило, агент).3

     
 
 
 
 

       Глава 2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности.

   Единственным  основанием для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной  деятельности является исходящая из принципов ОРД и нормативно определенная законодателем объективная необходимость  достижения целей и решения задач  оперативно-розыскной деятельности. Правовую основу гласного содействия составляют оперативно-розыскной закон, иные законы, а также нормативные  акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, детализирующие указанный  закон применительно к специфике  своего ведомства.

   Закон официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право  на оказание помощи органам внутренних дел в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов, признавая социальную необходимость  и значимость подобного сотрудничества. Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного  вопроса - прерогатива органов внутренних дел. Следовательно, реализация права  граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно - розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.

   Содействие  граждан органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, может  быть гласным, анонимным и негласным (конфиденциальным).

   Гласное содействие оказывается лицом при  подготовке и проведении оперативно - розыскных мероприятий, в ходе которых  это лицо не требует (или не требуется) сохранения в тайне его участия  в данных мероприятиях, а в последующем  при необходимости оно может  дать свидетельские показания по уголовным делам. Привлечение отдельных  лиц к подготовке и проведению оперативно - розыскных мероприятий  на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных  закупок, наблюдения, наведения справок  и других мероприятий.

   Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и  участвовать в дальнейшем в уголовном  процессе. Анонимная информация может  передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа внутренних дел или через посредника.

   Конфиденциальность  содействия устанавливается при  условии выраженного желания  гражданина. Как правило, вовлекаемый  в оперативно - розыскной процесс  сам должен выступить инициатором  конфиденциальности своих отношений  с органами внутренних дел. Однако это  не исключает случаев, когда орган  внутренних дел в лице своих штатных  должностных лиц из тактических  соображений целесообразности или  безопасности предлагает гражданам, привлекаемым к подготовке или проведению оперативно - розыскных мероприятий, конфиденциальность такого содействия. Конфиденциальность означает, прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению. Это обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами МВД РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 3. Цели и задачи содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Права и обязанности граждан.

   Наиболее  оправдавшими себя на практике формами  гласного участия общественности в  борьбе с правонарушениями и преступностью  в прошлом являлись специализирующиеся по определенным направлениям деятельности служб ОВД подразделения народной дружины. Правовые предпосылки для развития их деятельности сегодня уже есть. Однако реальность доказала, что ориентированность первых в основном на охрану общественного порядка на определенных территориях, где объем их работы даже по сравнению с сотрудниками наружной службы составил немногим более 1%, организационная самостоятельность и др. не позволяют всерьез рассчитывать на их помощь оперативным аппаратам ОВД.4

   Институт  же внештатных сотрудников доказал  свою эффективность, поскольку имел ряд принципиальных отличий.

   1. Внештатное сотрудничество граждан  с органами внутренних дел  в борьбе с преступностью регламентировано  не только документами законодательного  уровня, но и ведомственными нормативными  актами.

   2. Внештатное сотрудничество предполагает  обязательную специализацию участия  граждан в оперативно-розыскной  деятельности. При этом такое  сотрудничество предусматривает:

Информация о работе Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность