Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное изучение правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, включающее: а) определение содержания правового института содействия отдельных лиц органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; б) раскрытие особенностей правового регулирования привлечения отдельных лиц к содействию оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам …………………………………………………………………… 5
Глава 2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности ………………………………………………… 7
Глава 3. Цели и задачи содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Права и обязанности граждан ……………………………………………………………………………. . 9
Глава 4.Организация содействия граждан подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность ………………………………………………………………………………16
Заключение ……………………………………………………………….. 25
Список литературы ………………………………………………………. 27

Работа содержит 1 файл

курсовая орд.docx

— 50.82 Кб (Скачать)

   - обеспечение профессиональной подготовки  оперативного состава ОВД;

   - анализ оперативной обстановки  на участке (зоне, объекте, линии)  оперативного обслуживания;

   - планирование сотрудничества;

   - подбор граждан для сотрудничества  с оперативными работниками;

   - расстановка внештатных сотрудников  по участкам (зонам, объектам, линиям) деятельности;

   - обучение и воспитание внештатных  работников милиции в процессе  решения ими оперативно-служебных  задач;

   - создание оптимального режима  работы общественников и обеспечение  надлежащей связи с работниками  органов внутренних дел;

   - учет работы, анализ содержания  и результатов сотрудничества;

   - контроль за деятельностью субъектов  сотрудничества.

   С.С. Малыгин отмечает, что профессиональная подготовленность подразумевает высокий уровень способности оперативного работника к работе с лицами, изъявившими желание содействовать ОВД в борьбе с преступностью. Этот уровень должен не только подтвердить его сформировавшееся позитивное отношение к решению проблем активного сотрудничества с населением в любых его формах, но и обеспечить специальный допуск сотрудника оперативного аппарата к такой работе в соответствии с порядком, установленным ведомственными нормативными актами, а также эффективное руководство сотрудничеством.

   Планирование  работы с внештатными сотрудниками осуществляется на основе анализа оперативной  обстановки на обслуживаемом участке (оперативной зоне, объекте, линии), а также возможностей оперработника  по руководству ими. Это позволяет  определить реальную потребность в  их количестве, места применения их возможностей и т.д., что особенно важно в условиях сегодняшней  ориентации не на формально количественные показатели, а на действительное качество участия граждан в решении  задач оперативно-розыскной деятельности.

   Планирование  должно также учитывать специализацию  содержания и направленность деятельности “внештатников” по известным организационным  принципам обслуживания оперативных  зон (территорий), объектов и линий, базирующуюся на том из них, по которому работает курирующий их оперработник.

   Непосредственная  работа внештатных сотрудников, имеющих  постоянные поручения, планируются  на квартал. Планы составляются под  руководством сотрудников оперативных  аппаратов и, как правило, включают мероприятия по участию в профилактическом воздействии на объекты контроля (лиц, места повышенного криминального  внимания и т.п.), в плановых рейдах, поисковых операциях и др.

   Подбор  кандидатов во внештатные сотрудники должен осуществляться с учетом половозрастного, мировоззренческого, медицинского, интеллектуального  и профессионального критериев.

   Если  общие возрастные критерии установлены  законом и определяются психической  и физической способностью и возможностью лица к сотрудничеству, то остальные  критерии подбора конкретного лица будут определяться той задачей, на решение которой оно нацеливается оперативным работником.

   Как показывает практика, большая часть  внештатных сотрудников принадлежит  к мужскому полу, но разнообразие и  характер тактических задач, которые  им приходится выполнять в ходе подготовки или участия в оперативно-розыскных  мероприятиях, указывают на возможность  и необходимость привлечения  к этой работе женщин.

   С.С. Малыгин пишет, что одним из параметров подбора внештатного сотрудника является его отношение к необходимости борьбы с преступностью, к формам достижения этой цели оперативно-розыскной деятельности и личному участию в такой работе. Обязательно должны быть учтены уровень и характер социальной активности, морально-нравственные установки. Как уже говорилось, в основе изъявления желания к сотрудничеству могут лежать не только патриотические, но и материальные и иные мотивы. Главное, чтобы они не привели их носителей к использованию своего участия в ОРД в преступных целях. В ходе сотрудничества, под влиянием оперативного работника, мотивация может измениться.

   Относительно  медицинского критерия следует сказать, что внештатным работником не может  быть гражданин, состоящий на учете  в медицинском учреждении по поводу психического заболевания либо наркомании, а также имеющий ярко выраженные дефекты речи и заболевания, при  которых физические и психологические  нагрузки противопоказаны.

   Под интеллектуальным уровнем развития подразумевается соответствующий  уровень образованности, а также  способности к анализу, обобщениям и другие умственные возможности  индивида. Немаловажно и наличие  природной смекалки, которая, может  быть, не менее существенна, чем глубина  познания в какой-либо отрасли науки  и практики.

   Учет  профессионального критерия предполагает оценку уровня готовности лица к выполнению обязанностей, т.е. его возможности  без предварительной дополнительной подготовки выполнять отдельные  правоохранительные действия, в т.ч. оперативно-розыскного характера. При  таком подходе приоритетное положение  среди кандидатов должны занимать бывшие работники милиции и прежде всего те из них, кто знаком с оперативной работой. Однако не следует думать, что занятие в прошлом ОРД автоматически дает право на сотрудничество с оперативными аппаратами ОВД.7

   Отечественный и зарубежный опыт использования  такого содействия определил следующие  основные этапы подбора и привлечения  отдельных лиц к сотрудничеству:

   - подбор кандидата, пригодного  по своим возможностям для  решения конкретных оперативно-тактических  задач;

   - проверка и изучение кандидата  (его личностных и деловых способностей  и возможностей);

   - привлечение кандидата к выполнению  отдельных поручений несложного  характера при участии оперативного  сотрудника, преимущественно профилактической  направленности (например, участие  в охране общественного порядка);

   - правовое закрепление (оформление) внештатного сотрудничества;

   - обучение некоторым приемам выполнения  поручений по решению задач  оперативно-розыскной деятельности;

   - привлечение к подготовке или  осуществлению отдельных оперативно-розыскных  мероприятий под руководством  оперработника;

   - самостоятельное выполнение поручений  по подготовке или осуществлению  оперативно-розыскных мероприятий  (под контролем оперработника).

   В зависимости от конкретной ситуации установления сотрудничества, личных характеристик внештатных помощников, этап оформления сотрудничества может  следовать сразу за их проверкой  и изучением (т.е. приближен к начальной  фазе подбора и привлечения).

   Результативность  сотрудничества с внештатными помощниками, как показывает практика, обеспечивается компетентным руководством со стороны  работников оперативных аппаратов  ОВД, которое содержит два основных компонента.

   Первый: верная организация деятельности внештатных сотрудников предусматривает не только оптимальность их расстановки  по участкам (зонам, объектам и линиям) деятельности, но и создание для  них необходимого режима работы. Здесь  следует исходить не только из реальных возможностей и личных способностей “внештатников” выполнять предполагаемую работу, но и наличия для этого  времени.

   В связи с этим основной формой организации  работы конкретного внештатного  сотрудника по выполнению поручений  оперативного работника может стать  одна из предложенных ниже форм:

   1) индивидуальная, предусматривающая  самостоятельную деятельность по  выполнению поручений под контролем  оперативного работника;

   2) групповая, когда внештатный сотрудник  действует в группе с другими  такими же сотрудниками, оказывая  помощь в подготовке либо осуществлении  оперативно-розыскных мероприятий  с участием или под контролем  сотрудника ОВД;

   3) смешанная, при которой внештатный  работник осуществляет оперативно-розыскные  мероприятия или иное действие  вместе с сотрудником оперативного  аппарата.

   Второй  включает в себя планирование их работы (о чем уже говорилось), дачу им конкретных поручений, обучение методам  и тактике их выполнения, оказание на них необходимого воспитательного  воздействия, контроль за правильностью  и законностью действий по выполнению поручений.

   Поручение внештатному сотруднику, как правило, дает тот работник оперативного подразделения, за которым он закреплен в связи  с обслуживанием последним оперативной  зоны (территории), объекта или линии  деятельности. Сотрудник ОВД информирует внештатного помощника об элементах оперативной обстановки, которые могут помочь ему в выполнении поручения, инструктирует о способах и методах его выполнения, определяет линию поведения, формы непосредственной связи, а также взаимодействия с другими внештатными сотрудниками и работниками ОВД. В завершении инструктажа проверяется, как внештатный сотрудник понял поручение и уяснил способы достижения его выполнения.

   В процессе инструктирования осуществляется и обучение внештатных помощников формам и методам работы по борьбе с преступностью. Однако оно может проходить и  во время специальных занятий, проводимых их непосредственным руководителем  либо другими наиболее подготовленными  сотрудниками ОВД, прокуратуры, суда, преподавателями  учебных заведений.

   При необходимости использования в  ходе выполнения поручений специальных  познаний к занятиям могут привлекаться специалисты различных отраслей знаний.

   С учетом возможностей использования  различных форм обучения внештатных сотрудников такие занятия должны проходить по специальной программе, включающей общую, юридическую и  специальную подготовку.

   В общую подготовку следует включать изучение комплекса вопросов, связанных  с психологией и этикой общения, педагогикой, психиатрией, оказанием  медицинской помощи и пр.

   Юридическая подготовка должна предусматривать  изучение основ административного  и уголовного права, уголовного процесса, организации и тактики защиты личности, собственности, чести и  достоинства граждан. Внештатные помощники  должны иметь четкое представление  о содержании институтов необходимой  обороны и крайней необходимости. Их следует научить составлять протоколы (акты) об административных правонарушениях, получать письменные объяснения от граждан.

   Специальная подготовка включает изучение основ  предупреждения, раскрытия преступлений и розыска преступников, тактики  сбора оперативно-значимой информации, распознания преступников по поведению  и внешности, одежде и другим признакам, а также приемов самообороны, задержания лиц, подозреваемых в  совершении преступлений.

   Воспитательное  воздействие на внештатных сотрудников  оказывается в процессе общения  с ними при даче поручений, инструктажах о порядке их выполнения, обучении, а также при осуществлении  контроля и должно быть основано на неукоснительном соблюдении законности, выполнении гражданского долга и  взятых обязательств по участию в  борьбе с преступностью, сохранению в тайне сведений, ставших известными в процессе содействия подразделениям милиции, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность.

   За  оказание активной помощи в борьбе с преступностью внештатные сотрудники могут поощряться руководством органа внутренних дел.

   Вопросы социальной и правовой защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим ОРД, требуют особого внимания, т.к. впервые закреплены законодательно.8

   Особенность правовых отношений органов внутренних дел и лиц, взявших на себя обязанности  по оказанию им помощи в осуществлении  оперативно-розыскной деятельности, обусловлена спецификой выполнения таких обязательств. Отношения конфиденциального  и иного сотрудничества контролируются и охраняются государством. Таким  образом, государство гарантирует  лицам, сотрудничающим с подразделениями, осуществляющими ОРД, социальную и  правовую защиту.

Информация о работе Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность