Уровни, виды, субъекты и объекты профилактики преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Предупреждение преступности – это стройная многоуровневая система мер государственного и общественного характера, направленных на устранение причин и условий преступности либо их нейтрализацию (ослабление, ограничение) и тем самым способствующих сокращению преступности. Предупреждение преступлений предполагает: осуществление глубоко продуманных и взаимно связанных мероприятий; взаимодействие государственных и общественных мер; проведение мер экономического, воспитательного и культурного характера в сочетании в необходимых случаях с мерами принуждения, играющими вспомогательную роль; ликвидацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений или преступлений; своевременное реагирование общественности на те или иные проступки людей, их аморальное поведение с целью не допустить более глубоких конфликтов с обществом, ведущих к нарушениям закона и правопорядка1.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………2
2.Уровни профилактики преступлений и позиции ученых по данному вопросу………………………………………………………………..5
3.Виды и подвиды профилактики преступлений на специальном криминологическом уровне……………………………………………………11
4.Понятие объектов профилактики преступлений……………….20
5.Основные субъекты профилактики преступлений и их профилактические функции ………………………………………………….23
6.Учреждения уголовно-исполнительной системы как субъекты профилактики рецидивной преступности…………………………………....26
7.Заключение………………………………………………………..29
8.Список использованной литературы…………………………….31

Работа содержит 1 файл

курсовая объекты субъекты уровни виды проф. прест-ний.docx

— 53.37 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем специально-криминологические  меры оказывают воздействие на общие. В этой связи необходимо отметить, что кроме представлений и  частных (особых) определений, предусмотренных  законом, правоохранительные органы и  должностные лица этих органов предпринимают  и другие эффективные меры: знакомят с материалами по состоянию борьбы с преступностью вообще или с  отдельными категориями преступлений руководителей предприятий, ведомств, и местных органов самоуправления; организуют выступления прокуроров, судей, руководителей органов внутренних дел на собраниях общественности об итогах комплексной проверки состояния законности на данном предприятии, учреждении и о мерах, необходимых для устранения вскрытых нарушений и недопущения таковых и т.д.

     Значение  таких мер заключается главным  образом в том, что в результате их реализации те или иные аспекты  предупреждения преступности становятся, как правило, предметом специального обсуждения со стороны руководителей  государственных органов, общественных формирований, коллективов, хозяйственных  или иных должностных лиц, разрабатываются  конкретные меры по устранению причин и условий правонарушений, укреплению законности и правопорядка.

     Выше  отмечалось, что специально-криминологические  меры могут носить экономический, материальный, организационно-управленческий, правовой, воспитательный характер. Например, к  мерам экономического и материального  характера на уровне специально-криминологического предупреждения могут быть отнесены такие, как введение индексации зарплаты в связи с инфляционными процессами, повышение минимальных размеров заработной платы, стипендий и пенсий и т.п.

     Организационно-управленческие меры на уровне специально-криминологического предупреждения направлены на организационно-управленческое укрепление государственных органов, борющихся с преступностью, создание новых органов или новых звеньев  и подразделений в системе  уже существующих органов (межрегиональные  управления по борьбе с организованной преступностью, профилактические подразделения  в органах внутренних дел, подразделения  по борьбе с наркоманией и др.) Такими же мерами можно считать: создание в областных центрах и крупных  городах специальных частей полиции  для несения патрульной службы; мероприятия  по координации усилий различных  правоохранительных органов; использование  достижений научно-технического прогресса  для устранения тех или иных обстоятельств, способствующих совершению преступлений, а также для обнаружения, фиксации и исследования следов преступления и иных доказательств, используемых в уголовном процессе. Например, специальные технические средства сигнализации, используемые для охраны различных объектов и квартир, дающие значительный эффект в предупреждении и пресечении краж имущества; использование на промышленных предприятиях различных устройств, позволяющих определить количественные, а иногда и качественные показатели производимого, транспортируемого и иного имущества.

     К мерам правового характера относятся  те, которые:

     а) устанавливают ответственность  и регламентируют порядок ее применения за правонарушения;

     б) обеспечивают широкое участие органов  самоуправления граждан и общественных формирований в деятельности по борьбе с преступностью и предупреждению преступлений;

     в) организационно укрепляют государственные  органы, ведущие борьбу с преступностью, и т.п.

     К числу этих мер можно отнести  и такие, которые направлены на подготовку и совершенствование кадров правоохранительных органов, на улучшение условий содержания и перевоспитания осужденных, на повышение  эффективности мер наказания, на создание условий, ограничивающих возможности  рецидива преступности.

     Они, в том числе уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные, определены в ряде правовых актов. Это  – целая система мер предупреждения правонарушений в деятельности правоохранительных органов.  

 

     Понятие объектов профилактики преступлений

     Осуществляя свои функции, субъекты профилактики воздействуют на «поведение» объектов профилактического  воздействия и таким образом  пытаются контролировать их отклоняющееся  противоправное поведение. Их непосредственный контакт «субъект-объект» дает начало целому ряду проблем, относящихся к  функционированию системы профилактики в целом. Взаимодействие субъектов  и объектов профилактики, их механизм можно представить в самом  общем плане как процесс профилактического  воздействия субъекта на объект, т.е. воздействие на источники и причины  преступности, причины и условия  преступлений, факторы, способствующие формированию личности правонарушителя  и, наконец, на конкретную личность и  ее поведение.

     Следует подчеркнуть, что различные направления  профилактического воздействия  на причины, условия, факторы и т.д. с одной стороны, и на личность – с другой, дополняют друг друга, и в значительной степени смыкаются. Вот почему в таких случаях (конкретизируя  понятие объекта) говорят о профилактическом воздействии на личность. Именно личность правонарушителя (преступника) и выступает  как основной объект профилактического  воздействия. В связи с этим оказываемое  профилактическое воздействие на антиобщественное поведение личности должно осуществляться через принципы, нормы, безусловные  требования, оценки, идеалы и т.д.

     Воспринимает  или нет человек такое воздействие, зависит от его личностных особенностей и некоторых других обстоятельств (интеллекта, характера, среды общения, мотивов поведения и т.п.). Однако, в любом случае профилактическое воздействие должно быть комплексным и учитывать не только саму личность правонарушителя, но и ее окружение (микросреду), что позволяет более широко трактовать понятие объекта воздействия.

     Нельзя  забывать, что профилактическое воздействие  – особая форма социального регулирования  и является, по сути дела, первым и  незаменимым признаком соответствующего управления. Причем, осуществляться такое  воздействие должно на основе достоверной  информации об объекте и условиях его функционирования, и соответствовать  реальным возможностям деятельности субъекта. Только тогда осознанное воздействие  на объект можно отнести к сфере  научного управления.

     Профилактика  направлена на самые различные объекты. Каждый из них имеет свои особенности, от которых зависит правильный выбор  средств и форм воздействия на него. Значит, говорить надо не только об общем, но и о конкретных объектах профилактического воздействия. Отсюда – необходимость классификации  преступлений.

     Опыт  показывает, что целесообразно выделить такие объекты, как преступления взрослых и несовершеннолетних, мужчин и женщин, первичные и рецидивные преступления, так называемые групповые  преступления.

     Детализируя же такую классификацию, обычно преступления группируют так:

    • корыстные (все виды краж и иных ненасильственных хищений);
    • насильственные против личности (все виды убийства, изнасилования и тяжкие телесные повреждения);
    • корыстно-насильственные (грабежи и разбои);
    • хулиганство;
    • неосторожные преступления;
    • другие группы и виды преступлений.

     В целях профилактики допускается  и классификация по территориальному признаку: сельская преступность, городская  и т.д. Могут быть, конечно, и иные классификационные группы, зависящие  от конкретно поставленных целей  и задач профилактики. Например, довольно часто выделяются в самостоятельную  группу преступления, совершаемые в  сфере семейно-бытовых отношений, групповые преступления. Но в любом случае классификация должна обеспечивать дифференцированный подход к осуществлению профилактического воздействия. Объект такого воздействия должен быть конкретно-однородным.

     С учетом предшествующего опыта и  современного уровня разработки понятий  криминологической характеристики систематизация преступлений в Особенной  части предусматривает их группировку  в рамках двух крупных блоков: по признакам, выступающим в качестве оснований для классификации, либо, при их совпадении, по приоритетному  значению1.

     Первый  блок охватывает преступность: организованную; профессиональную; рецидивную; несовершеннолетних; неосторожную; женскую и др. Главным основанием для данной классификационной модели выступают особенности профилактики; особенности личности преступника; причины преступлений и т.д.

     Второй  блок объединяет преступность: экономическую; тяжкую насильственную; корыстно-насильственную; экологическую; военнослужащих и др.

     Для названной совокупности преступлений приоритет имеют следующие классификационные  основания: объект преступления; социальная сфера деятельности; причины; мотивация  и т.д.

     Понятием  вида (групп) преступлений охватываются такие их разновидности, которые  объединяются сходностью признаков  их криминологической характеристики. Представляется, что и эта классификационная  модель нуждается в определенном совершенствовании, однако в предлагаемой структуре, в значительной степени  учтен систематизированный опыт предупреждения преступлений. 

 

     Основные  субъекты профилактики преступлений и их профилактические функции

     Необходимым элементом системы являются субъекты профилактики преступлений. К ним, в  широком смысле слова, относятся  все государственные и общественные институты, формирования граждан, своей  деятельностью влияющие на предупреждение преступности. Среди этих субъектов  есть такие, которые специально созданы  для этих целей либо в их компетенцию, наряду с другими полномочиями, входит и обязанность осуществления  в определенных рамках криминологической  профилактики. Поэтому в дальнейшем мы рассмотрим характеристики лишь субъектов  криминологической профилактики.

     Классификация указанных субъектов может быть осуществлена по различным основаниям. Представляется возможным разделить  их на три следующие группы. Первая – те субъекты, которые непосредственно  ведут индивидуальную профилактику. Ко второй группе относятся субъекты, осуществляющие профилактику в ходе выполнения своих контрольных правоохранительных функций. Третью группу составляют субъекты, занятые преимущественно руководством или координацией деятельности по предупреждению преступлений. Такое деление в  известной мере условно, так как  отдельные аспекты непосредственной профилактики, контрольной и правоохранительной деятельности, ее координация проявляются  при функционировании субъектов  в каждой из трех названных групп. Кроме того, субъекты профилактики действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. В  самой системе имеются как  горизонтальные, так и иерархические  вертикальные взаимосвязи (в зависимости от уровня решаемых задач).

     Профилактика  преступлений относится к динамичным системам. Для того, чтобы достигать  своей цели, она должна быть гибкой и постоянно совершенствоваться в зависимости от уровня структуры, динамики и других характеристик  преступности. На нее активно воздействуют происходящие в обществе процессы, особенно состояние экономических и политических отношений, рост или снижение конфликтности, степени социальной напряженности, расширение либо свертывание демократизации и т.д. В целом субъекты предупреждения преступлений обязаны действовать в рамках своей компетенции, установленной законом. Характер компетенции (наличие властных или рекомендательных полномочий, их специализация) также может служить основанием для классификации и структур субъектов профилактики преступлений. Их можно различать и по ведомственной принадлежности, профессиональной специализации, территориальным границам деятельности. 

 

     Учреждения  уголовно-исполнительной системы как субъекты профилактики рецидивной преступности

     Исходя  из того, что оперативные аппараты исправительных учреждений выступают  специальными субъектами предупредительной  деятельности, научная разработка организационно-тактических  положений проводилась и проводится чаще всего именно в данном аспекте. Это обусловлено тем, что возможность  применения специфических методов  предупредительной работы ( в частности  оперативно-розыскной деятельности ) требует исследования ее закономерностей  с условием их использования для  эффективного решения поставленных задач.

     По  мнению автора, оперативно-розыскная  профилактика – это основанная на законах и урегулированная ведомственными нормативными актами научно обоснованная деятельность, проводимая уполномоченными  на то должностными лицами, заключающаяся  в комплексном применении оперативно-розыскных  мероприятий с целью выявления  и устранения причин преступлений, и оказания на них предупредительно-профилактического  воздействия с целью недопущения  с их стороны повторных преступлений.

     Оперативно-розыскную  профилактику преступности следует  рассматривать в широком смысле как часть социальной профилактики в целом преступности, в узком  – как специальную деятельность исправительных учреждений, включая  проведение необходимых, предусмотренных  федеральным законом « Об оперативно-розыскной  деятельности» оперативно-розыскных  мероприятий.

Информация о работе Уровни, виды, субъекты и объекты профилактики преступлений