История шрифтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:04, реферат

Описание работы

История развития шрифта.
Общение людей при помощи письменных знаков – шрифта - одно из величайших достижений человечества. Слово «шрифт» - (schrift) – немецкого происхождения и в переводе означает – письмо, начертание букв. Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма. Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени. Шрифт необходим людям для передачи информации в письменном виде во времени и пространстве.

Работа содержит 1 файл

История шрифтов.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

История шрифтов

История развития шрифта. 

Общение людей  при помощи письменных знаков –  шрифта - одно из величайших достижений человечества. Слово «шрифт» - (schrift) – немецкого происхождения и  в переводе означает – письмо, начертание букв. Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма. Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени. Шрифт необходим людям для передачи информации в письменном виде во времени и пространстве.

 
 Письменность является частью общей  культуры каждого народа и частью мировой культуры. Известный советский  ученый, автор книги «Современный шрифт» В. Тоотс очень верно заметил, что, не зная истории письменности, невозможно вникнуть в сущность искусства шрифта и ответить на многие вопросы. Человек, знакомый с закономерностями развития шрифта на классической основе, никогда не впадает в дилетантство и не начнет раньше времени сочинять собственные буквы.

 
 История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность. Сложный и длительный путь претерпел рисунок знаков, прежде чем он превратился в алфавит. Из истории мировой письменности известны четыре вида письма:

  1. пиктографическое.
  2. идеографическое.
  3. слоговое.
  4. буквенно-звуковое.

 
 К наиболее раннему периоду относится  пиктографическое (картинное, или рисуночное) письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей (рис. 2). В этот период одни и те же понятия изображались в рисунках различно, так как не было еще никакой системы письма. У разных племен были свои рисунки, которые вырезались на камне зубом акулы или другими приспособлениями. Возможно, что эти рисунки сочинялись заново по мере необходимости для каждой записи в процессе работы над изображением. Многие рисунки, дошедшие до нас, остались еще не разгаданными.

 
 Значительно позже, в эпоху образования  государств и развития торговли, в  Китае и в Египте на смену пиктографическому письму пришло идеографическое, т. е. Письмо при помощи идеограмм, а не букв. Одним письменным знаком обозначалось целое слово. Это уже была система графических форм, поскольку последовательность знаков соответствовала порядку слов в речи. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т. д. (рис. 3). 
 Позднее появилось слоговое письмо, в котором знаками обозначались слоги. Слоговым письмом древние египтяне писали на папирусе – писчем материале из стеблей тростника. Папирус свертывали в свитки, чтобы он не ломался. Надписи делали очень старательно и медленно. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки (клинопись и египетские иероглифы). Виды этого письма существовали много веков у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии –Японии, Китае, Корее.

 
Буквенно-звуковое письмо появилось  во втором тысячелетии до н.э. В нем  знаки означали отдельные звуки (фонемы) (рис 4). Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь.

 
С течением времени графические  знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме, передающие новое значение. Появившаяся буквенно-звуковая система стала основой для письменности многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов. Каждый язык стабилизировался на определенном количестве знаков, составляющих алфавит. Первых алфавитов дошло до нашего времени немного. В зависимости от специфики языка в алфавитах разных народов получилось различное количество букв, например: в современном итальянском - 21, буква, в русском -33, в чешком -39, в армянском -39. Каждый алфавит (шрифт) представляет собой систему графем и имеет свои закономерности в построении и развитии.

 
Первым алфавитом в Европе был  буквенно-звуковойалфавит, который  появился около XI века до н.э. Он был создан финикийцами и явился прообразом многих алфавитов мира. От финикийцев алфавитное письмо перешло к грекам (VII-VIII  вв. до н.э.) Предпологается, что структура графем исторически связана с иероглифическими изображениями (рис. 5) , что подтверждается также исходными наименованиями некоторых буквгреческого алфавита.  Древнегреческий шрифт (рис. 6) весьма прост и выразителен. Он построен с помощью линий, образующих геометрические формы: квадрат, круг, треугольник.

 
Предпологается, что от греческого алфавита (возможно, через посредство этрусского) произошло латинское письмо - письмо древних римлян (III в. до н.э.). В дальнейшем латинское письмо стало международным.

 
Самый древний почерк латинского письма носит название "капитальное письмо" (I-V вв.) или "капитальный шрифт". Надписи этим шрифтом выполнялись на папирусных свитках и пергаментных кодексах (деревянных книгах). На папирусе писали тростниковым пиром, а на пергаменте - гусиным, на каменных плитах буквы высекались.

 
Капитальное письмо было двух видов: квадратное (красивое, монументальное) (рис. 7) и  рустичное ("деревенское") (рис. 8). Квадратное письмо носило геометрический характер: все буквы вписывались  в квадрат; рустичное письмо отличалось некоторой простотой и свободой исполнения, буквы имели декоративную ромбовидную форму.

 
Для более быстрого написания текста появился шрифт "курсив" (в переводе с латинского " наклонный"). Его  буквы значительно упростились, но несколько потерялась четкость и  красота, а следовательно, удобочитаемость.

 
Для перепискилитературных текстов  к IV в. сформировался так называемый унциал, имеющий буквы искревленной формы (рис. 9). Унциал просуществовал до IX в. Он представлял собой спокойное  величественное письмо с характерными округлыми формами. Его буквы как бы сплетались плавными линиями пера. Закругленность букв способствовала быстроте написания.

 
В VII-IX вв. появляется шрифт полуунциал (рис. 10). Буквы полуунциала имели  удлинения сверху и снизу. Это  шрифт был переходным к курсивному минускульному письму. Минускул в переводе в латинского - маленький. Минускул широко применяется в Западной Европе. Писали тогда на восковых табличках. Затем в IX в. получили дальнейшее развитие вариантыкаллиграфических шрифтов. 
Римское письмо было неудобочитаемым, потому что оно выполнялось без интервалов между словами. Буквы текста скорее вычерчивались, чем писались. В эпоху средьневековья письмо было привилегией писцов, которые придавали немалое значение красоте букв в тексте.

 
К VII в. первоночальный минускул изживает себя, претерпевает изменения и получает свое завершение в каролингском письме, названном в честь правления во Франции династии Каролингов. К концу XI в. каролингский минускул господствовал во многих странах Западной Европы.

 
В конце XI - в начале XII в. стал складываться новый по форме букв шрифт с острыми штрихами под названием готический (рис. 11). Он существовал в эпоху господства готики в архитектуре и искусстве. Готический шрифт получил широкое распространение по всей Европе - в Гремании, Франции, Англии и др. Этот шрифт явился новой ступенью в развитии латинской письменности.

 
В XIV в. в Италии, во Франции, появляются образцы так называемого гуманистического письма (рис. 12), ничего общего не имеющего с готическим шрифтом. Этот шрифт  по времени совпал с эпохой Возрождения, и поэтому его еще называют ренессанс-антиква. Исследованию и графической обработке этого шрифта придавали значение известные художники и ученые эпохи Возрождения. Они стремились придать шрифту строгую логическую и математическую обоснованность, варьируя форму и пропорцию букв.

 
С возникновением книгопечатания произошел  исторический перелом в развитии шрифтов. Образцами для изготовления типографских шрифтов (гарнитур) стали  рукописные шрифты. Немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг изобрел способ печатания книг. Первые его книги печатались готическим шрифтом, поскольку антиква у немцев распространения не имела.

 
Первые правила по посторению латинского шрифта были опубликованы Лукой Пачоли, учеником Леонардо да Винчи в 1509 г. Пачоли предлагал строить буквы на сонове квадрата, используя для этого  его диагонали и вписанную  в него окружность. Однако шрифт  получался молодинамичным и однообразным. Немецкий художник и геометр Альбрехт Дюрер создал образец своего варианта латинского шрифта. Он также брал за основу формы буквы квадрат, стороны которого делил на 10 равных частей, и сторил, сетку, состоящую из квадратов. За толщину основного штриха брал размер шириной одной клетки, толщину соединительных штрихов тоньше основных на одну треть. Его шрифт достаточно контрастный и интереснее, чем у Пачоли.

 
В 1529 г. Жофруа Тори разработал свой образец  шрифта, взяв за основу конструкции букв также квадрат (рис. 13). Его шрифт построен весь с помощью чертежных инструментов, отличается от шрифта Дюрера меньшей контрасностью и некоторой монотонностью. 
В эпоху классицизма возникла новая так называемая классическая антиква (рис. 14). Она уже не имела никакой связи с рукописным шрифтом. Ее отличает большая контрасность (примерно 1:10), наплывы округленных элементов, тонкие засечки. Шрифт стал четким, красивым и удобочитаемым. 
Над созданием шрифтов работали художники разных стран: итальянец Джамбатиста Бодони, француз Фирмен Дидо, немец Вальбаум и др. 
В XIX в. создается целая серия новых видов шрифтов (гарнитур): египетский (рис. 15), гротеск или рубленый, антиква-гротеск, ленточная антиква. 
В художественно-оформительских работах получили широкое распространение шрифты антиквы, которые легко выполняются шрифтовыми перьями и кистями.

 
Создателями славянской азбуки были монахи-миссионеры - братья Кирилл и Мефодий. С именем Кирилла связана азбука древнерусского письма, получившая название "кирилицы". Впервые была создана азбука с четкой и ясной графикой знаков. В основу было положено греческое унциальное письмо. Новая азбука была рапространена по всему государству. 
Старославянская письменность известна с X в. в двух различных начертаниях: глоголицы и кирилицы. Вначале оба начертания существовали параллельно, но со временем за основу русской письменности была взята кириллица. Древнейшие русские рукописи XI в. были написаны кириллией, почерком, который получил наименование устава (рис. 16). Одним из лучших образцов уставного письма является "Остромирово Евангелие". Позже устав сменился полууставным письмом (рис. 17).

 
Преимущество полууства состояло в скорости написания текста. Уставы и полууставы выполнялись по строго определенному правилу - уставу, от которого и произошло их название. Постепенно появляется скорописный шрифт - скоропись, которая использовалась при переписке книг, составлении деловых бумаг, актов и т. п.

 
Начиная с XV в. в написании заглавий книг применялось особое письмо - вязь. Вязь представляла собой декоративное письмо, с помощью которого выделялись заглавия в виде непрерывного равномерного орнамента (рис. 18).

 
Лучшие образцы русской вязи сложились  в середине XVI в. в Москве при Иване  Грозном, а также в Новгороде. Перве книги, напечатанные Иваном Федоровым, славились красиво выполненной вязью (гравированной на дереве). Начиная с XVII в. в Москве при Иване Грозном, а также в Новгороде. Первые книги, напечатанные Иваном Федоровым, славились красиво выполненной вязью (гравированной на дереве). Начиная с XVII в. искусство оформления книги вязью постепенно стало приходить в упадок.

 
В 1708 г. Петр I ввел обязательное употребление новый русский гражданский шрифт, представляющий собой синтез традиционных русских и родственных им форм латинского шрифта того времени. По форме, пропорциям и начертанию гражданский шрифт близок к заподноевропейской антикве (рис. 19). Главным достоинством нового шрифта являлась удобочитаемость, простота и ясность конструкций букв. Были введены арабские цифры вместо обозначения цифр буквами. Проведенная реформа способствовала распространению грамотности на  Руси. При Петре I было издано 650 названий книг, из них около 400 были напечатаны новым русским гражданским шрифтом. Первой книгой гражданской азбуки была книга под названием "Геометрия". Она была выпущена Печатным двором в Москве в 1708 г.

 
На протяжении XVIII в. русский шрифт  улучшается и совершенствуется. Громоздкие выносные линии укорачиваются, исчезают некоторые ненужные элементы букв. Шрифт становится единым и более строгим по рисунку. 
Шрифты конца XIX и начала XX в. создавались под воздействием нового стиля модерн ("модный") и в целом не представляли особой художественной ценности. Однако в отдельных образцах книгоиздания заслуживают внимания такие шрифтовые гарнитуры, как елизаветинская, латинская, академическая и др.

 
После свершения Великой Октябрьской  социалистической революции все  книгопечатание перешло в руки государства. Уже на  втором месяце сществоания Советского государства была проведена реформа русского правописания. Из старого алфавита были изъяты лишние буквы, которые затрудняли изучение русского языка. Русская грамматика стала более упрощенной и доступной. Одновременно с созданием новой системы письма велась большая работа по освоению новых типографских гарнитур. В настоящее время все типографские гарнитуры шрифтов строго квалифицированны в соответствии с Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТом). Не стандартизированы рукописные и рисованные шрифты, применяемые для декоративно-оформительских работ.

 
Над созданием новых шрифтовых  гарнитур в период становления Советского государства и в дальнейшие периоды  работали художники: С. Чехонин, Е. Белуха, М. Борисова-Мусатова, М. Кирнарский, Г. Банникова, Е. Глущенко, Д. Баженов, И. Богдеско, Н. Ильин, Е. Коган, С. Пожарский, И. Рерберг, С. Телингатер, В. Фаворский и многие другие. Некоторые шрифтовые гарнитуры носят названия по фамилиям их авторов, например: шрифт Чехонина, шрифт Банникова, шрифт Рерберга и т. д.

 
Таким образом, познакомившись с историей развитьия шрифтов, можно сделать вывод, что лучшие образцы русского шрифта создавались на основе классических шрифтов, а также разновидностей других шрифтов, проверенных временем.

 
Каждый шрифт имеет свои достоинства  и недостатки. К основным достоинствам любого шрифта относится в первую очередь хорошая удобочитаемость текста, ясный, простой, четкий и красивый рисунок букв, выполненный в едином стиле. Под удобочитаемостью следует понимать качество, в котором содержится общая оценка пригодности шрифта, иначе говоря, хорошая разборчивость текстовой надписи. Достигается это общностью конструкций всех буквенных знаков конкретного шрифта.

 
Чтобы лучше понять шрифт, надо усвоить  названия основных элементов букв надписи. На рис. 20 элементы прописных и строчных букв, а также цифр указаны стрелками. Буквы шрифта состоят из основного и дополнительного штрихов. За основной штрих берется толщина обводки буквы (рис. 20, 1), за дополнительный принимается соединительная прямая (соединительный штрих - рис. 20, 2), которая может быть горизонтальной или наклонной. В зависимости от назначения шрифта соединительные штрихи могут иметь различную толщину, в том числе и равную толщине основного штриха. В некоторых разновидностях шрифтов буквы имеют вверху и внизу засечки (рис. 20, 3).

 
В написании строчных букв могут  быть наплывы (рис. 20, 4) как, например, в  буквах Р, О и др. Строчные буквы  имеют верхние и нижние выносные элементы (рис. 20, 5). Часть пространства, занимаемая буквой и не заполненная  штрихами, называется внутрибуквенным просветом (рис. 20, 6). Отдельные буквы, такие, как буквы Д, У, Щ имеют концевые элементы (рис. 20, 7), а у буквы Й верхний элемент носит название "Диактрический знак" (рис. 20, 8).

 
За высоту любого шрифта берется  высота прописной (заглавной) буквы (рис. 20, 90), высота сторочных букв меньше (рис. 20, 10), кроме букв, имеющих выносные элементы. И наконец, можно выделить оптическое поле буквы (рис. 20, 11), т. е. площадь, занимаемуюбуквой относительно той, в которую она вписывается. Оптическое поле влияет на внутрибуквенный просвет, а также и на  межбуквенный пробел (рис. 20, 12). Оно, соединясь с межбуквенным пробелом, создает впечатление неравномерности расстановки букв.

Информация о работе История шрифтов