Соотношение государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Соотношение государ­ства и права, права и закона, имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два под­хода и два разных определения права. Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориенти­руется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как сис­тема общеобразовательных, формально-опреде -ленных,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие и основные признаки государства.

2. Право в политическом обществе.

3. Соотношение государства и права.

4. Верховенство права ( либеральная концепция ).

5. Верховенство государства ( этатически - тоталитарная концепция ).

6. Концепция равного взаимодействия государства и права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ готовая из интернета.doc

— 133.50 Кб (Скачать)


 

          ТЕМА:  СООТНОШЕНИЕ  ГОСУДАРСТВА  И  ПРАВА.

 

 

 

                                               П   Л   А   Н

 

 

                         ВВЕДЕНИЕ

 

1.         Понятие и основные признаки государства.

 

2.         Право в политическом обществе.

 

3.         Соотношение государства и права.

 

4.         Верховенство права ( либеральная концепция ).

 

5.         Верховенство государства ( этатически - тоталитарная       концепция ).

 

6.         Концепция равного взаимодействия государства и права.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        ВВЕДЕНИЕ

    Соотношение  государ­ства и права, права и закона, имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два под­хода и два разных определения права.  Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориенти­руется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как сис­тема общеобразовательных, формально-опреде -ленных, государ­ственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волю господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений.                                                                                                                                  Другой подход к праву — непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматрива - ется как претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регули­рования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, государственных и между-  народных нормах право­вого идеала, основанного на принципах добра, справед- ливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды.

Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в то же время они относительно самостоятельны друг от друга. Если го­сударство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применя­ет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воз­действует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил по­ведения. С помощью норм права закрепляется их статус, опреде­ляются рамки их деятель- ности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотноше -ний.

                   1.  Понятие и основные признаки государства.

 

Термин «государство» может быть использован в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вто -рых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти.  Государство — это сложное социальное образование, которое можно познать только путем абстракции,  мы выявим присущие ему следующие функциональные признаки.

Территория — это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное прост- ранство, континентальный шельф и др. Без территории государство не сущест- вует, хотя может изменяться во времени (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория государства заня та его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Население, т. е. человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) - понятия не тождественные. Народ (нация) — это социальная группа, члены которой обладают чувством принад- лежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонацио- нальным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства, например, федера -лизация или автономизация.

Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты имеет институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизне деятельность общества. К важнейшим его составляющим относятся законо -дательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения оста -ются, за исключением случаев уничтожения государства в результате его зах -вата или гражданской войны. Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религи -озной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются ее все -общность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю террито- рию, на все население, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы и общеобязательность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимности. Легитимность власти означает:

а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые приз -  наются справедливыми, должными, правомерными, моральными;

б) ее поддержка населением,

в) ее международное признание.

Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди ко -торых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

Как известно, право как система обязательных правил поведения является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением госу -дарственности. Государство осуществляет правотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои решения общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выпол -няется в полной мере. В той мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает нормы, говорят об их эффективности. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

Налоги, т. е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для выполнения других общих дел. В основном налоги взимаются принуди -тельно, однако развитые формы государственности переходят постепенно к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

Государственный суверенитет означает, что власть, существующая в госу -дарстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе как самосто -ятельная. Иначе государственная власть юридически стоит над властью других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически выполнять приказы других государств.

Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет —это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет — это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но постепенно он становится отно -сительным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп. Мнение меж -дународного сообщества может влиять на проведение политики внутри госу -дарства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна и сужается он с большей скоростью нежели внутренний. Вообще наличие мирового сообщества и международных организаций ставит дели- катную проблему: где границы внешней суверенности?

  Итак, на основании выше изложенного приходим к выводу, что государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории) использующая право и специальный аппарат принуждения.  

 

   

      2.      Право в политическом обществе.

 

В фундаментальном смысле, право — это продукт политического общества. Оно является одним из движущих элементов государственной деятельности. Во всех государствах эту деятельность ведут самые высокопоставленные чиновни- ки, которых в настоящее время обычно называют политическим руководством, "власть имущими" или государственными властями.

Руководители политического общества выполняют две основные функции: функцию правления и нормативную функцию. С помощью первой функции они определяют тип общества, который они стремятся или желают создать, главные философские, социологические, политические, экономические, социальные и культурные показатели, на базе которых будет основываться это общество; они установят связи между этим обществом и другими политическими обществами, дружественными или враждебными; наконец, учитывая все это, они возлагают ответственность на все общество, а также несут личную ответственность перед своим народом и перед Историей.

С помощью второй функции, нормативной, правители определяют социаль -ный порядок данного политического общества, они организуют в техническом и практическом плане жизнь общества, жизнь в общем и повседневную жизнь, поведение и поступки всех отдельных людей и групп, составляющих это общество. Они устанавливают принципы, отдают распоряжения, определяют нормы, которые станут обязательными для всех и несоблюдение которых нака- зывается так называемым принуждением или вынужденном, в случае необходи мости физической материальной силой, а иногда даже, если в этом появляется потребность, жестким насилием, которое в ряде государств может доходить до драматического окончательного устранения группы со смертной казнью для на- рушителей или упорствующих лиц.

Совокупность всех этих норм, претворяющих в жизнь нормативную функ- цию политических обществ и санкционированных принудительной силой поли тической власти, называется правом, а составляющие его нормы называются правовыми нормами или юридическими нормами. Почему "юридическими нор- мами? Просто потому, что с точки зрения этимологии, древние римляне называли право латинским словом "jus".

Таким образом, мы можем отныне на какое-то время запомнить самое общее определение права, определение, которое является пригодным для огромного количества обществ как в географическом, так и во временном пространстве. Следовательно, право — это совокупность норм и предписаний, издаваемых государственными властями и санкционируемых ими при помощи средств мате риального принуждения, которая регулирует отношения между отдельными людьми и группами людей в данном политическом обществе и которая имеет целью создание всеобщего глобального социального порядка в рамках этого общества.

 

                 3. Соотношение  права и  государства.

 

Соотношение права и государства, близость их в обществе известны и понятны. Если право — определённый порядок в обществе, то оно не может не опираться на государство, как на механизм, который его поддерживает. Понимание права как общественного согласия, социального компромисса обуславливает и пони- мание государства как институционной основы этого компромисса. Точно так же, если видеть в праве средство насилия и подавления, то и государство нужно будет понимать как орудие насилия и подавления. Право и государство тесно связаны. Кому принадлежит приоритет в этой связке? Вопрос отнюдь не только теоретический. Его сугубо практическое значение состоит в том, связано ли го -сударство правом, распространяется ли на государство и его органы управления установленный в обществе порядок, либо оно ( государство ) может по своему усмотрению изменить этот порядок. Ответить на этот вопрос, исходя только из самого общего определения права как средства компромисса, невозможно. Потребуется более глубокое проникновение в суть проблемы, так как в зависи- мости от того, чему отдается приоритет в определении права - идеям, нормам или реальным отношениям, зависят и представления о соотношении права и государства. 

   Если исходить из нормативного понимания права, сводящего право к нормам, то в соотношении ”право – государство” главная роль принадлежит государ- ству. Это естественно. Правовые нормы издаются государством, отсюда и подчиненное отношение права, как системы норм, к государству, творцу этих норм. Об обусловленности государства правом при таком подходе говорить не приходится: если что - либо в праве не устраивает государство (его органы), то правовые нормы просто изменяются.

Если исходить из социологического понимания права, где право понимается как реально сложившиеся отношения (право - это то, что делает судья), то право и государство оказываются на равном уровне, "в равных весовых категориях". При таком понимании право формируется как через государство (законы), так и в фактически складывающихся отношениях людей. Как право не предопределяется государством, поскольку право складывается и минуя госу дарство, так и государство не связано правом, поскольку право формируется и через посредство государства.

   Наконец, если исходить из ценностного понимания права, согласно которому содержание права составляют общечеловеческие идейные ценности, то можно говорить о приоритете права перед государством. Государство не произвольно в установлении правовых норм, оно связано идейным содержанием права; далеко не все законы, принятые государством, оказываются правовыми. Именно при таком понимании права, когда оно приобретает приоритет перед государством, можно говорить о правовом государстве. Определяющий содер жательный признак правового государства - связанность государства правом. Во вне этот содержательный признак проявляется, по крайней мере, в двух важнейших ипостасях. Во - первых, основное направление деятельности право- вого государства состоит в закреплении и обеспечении прав человека (идея приоритета человека перед обществом и государством) и, во - вторых, в после- довательном проведении разделения властей (идея предотвращения тирании, демократической организации государственной власти).  Итак, подытожим выше написанное :

Информация о работе Соотношение государства и права