Соотношение государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Соотношение государ­ства и права, права и закона, имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два под­хода и два разных определения права. Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориенти­руется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как сис­тема общеобразовательных, формально-опреде -ленных,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие и основные признаки государства.

2. Право в политическом обществе.

3. Соотношение государства и права.

4. Верховенство права ( либеральная концепция ).

5. Верховенство государства ( этатически - тоталитарная концепция ).

6. Концепция равного взаимодействия государства и права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ готовая из интернета.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

   ― Защита   экономической свободы.                       

Возможно ни один вопрос в прошлом не был так тщательно отражен в различ- ных философских трудах, как вопрос защиты экономической свободы и права на частную собственность. Развитие демократии и рыночной экономики, всегда защищали экономическую свободу и право на частную собственность. Совет- ская система, следовала теории Маркса и Энгельса в отказе от многих форм частной собственности. Совершенно ясно, что рыночные экономики являются главным предметом верховенства права в развитых обществах. Экономический успех этих обществ, заключающихся не только в увеличении общего произ- водства товаров и услуг, но и в широком распространении потребительских товаров и услуг, говорит сам за себя. Право на частную собственность и свобо- да в экономической сфере все больше обозначаются как важные компоненты личной свободы. Если строгий контроль над частной собственностью приводит к всепрощающему государственному контролю над личностью, то свобода мо- жет быть также легко потеряна, как и при отмене  гражданских и политических свобод.

    Пожалуй, самый яркий пример демократии - это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е. у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент- диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полномочий президент США ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США     (право вето ) и, наконец, конгресс вправе начать процесс “импичмента”, т.е. досрочного отстранения президента от власти ( за измену, за нарушение Конституции и другие преступления ).

    Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равен- ство политических прав. Современное демократическое государство – это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

  В современных условиях связывающая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем, точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным, с правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению.

 

 

                       5. ВЕРХОВЕНСТВО ГОСУДАРСТВА.

                 ( Этатически - тоталитарная концепция ).

 

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное  значение для самого бытия права как особо инсти- туционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.

Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В тоже время влияние государства на право не следует абсолютизировать и рассматривать в духе воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Наиболее ощутимое воздействие государства на право прояв- ляется в сфере правотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственном участии государства. Однако государство не столько форми рует право, сколько завершает право-образовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не являет- ся его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся в ма- териальном способе производства, характере экономического развития общес- тва, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого прин ципиально важного положения ведет к тому, что  единственным и определя- ющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.

Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в пол- ном отрыве (изолированно) от государства. Вне  и помимо конструктивной дея- тельности государства существовании права как институционного  образования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По настоящему государство вмешивается в правообра зовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем.

   ― В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответст- вии с познанными законами общественного развития, закономерностями сти- хийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет  наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что госу дарство устанавливает нормы права.

  ― В санкционировании государством норм, которые не имеют  (не носят) пря мого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой спо соб «производства» права является преобладающим. Так, образование мусуль манского права характеризовалось как раз тем, что государство санкциониро- вало главным образом те нормы, которые были выработаны мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положениям, выработан- ным правовой доктриной или появляющимися вследствие толкования применя емой нормы, государство придавало общеобязательное значение.

   ―   В признании юридически обязательными регуляторами поведения, факти чески сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствую- щих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом формируется так называемое обычное и прецедентное право,  которые признаются в качестве общих норм положения нормативных договоров.

Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуясь  с социально-экономическими потребностями, политичес- кой ситуацией в обществе,  государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, государственно-юридических средств обеспечения правомерно го поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет право- вой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу време- ни. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление право- вых установлений было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фак- тические, организованные юридические предпосылки для использования граж- данами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей.

Активность государства – необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государ- ственная власть утрачивает легитимный характер.

Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего  благо- приятствования для конструктивных действий социальных субъектов.  Государство, следовательно, способствует распространению права в социаль- ном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений дейст вовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общес- твенно значимых результатов.

Несомненно, объективно существует пределы воздействия государства на право. И прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого пра- ва, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в дан- ных социально-экономических и политических условиях.

  При верховенстве государства над правом устанавливается режим, основан- ный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему влас ти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

1.  Есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

2.  Партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

3.  Доминирует роль идеологии, есть своя “ Библия”. Идеология режима отра- жается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Устанав -ливается   монопольный контроль за производством и экономикой, а также за другими сферами жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

Подтверждение выше написанному, нам поможет возвращение к историческим страницам нашей Родины, а точнее к государственному строю, установленного партией большевиков и удерживающегося на протяжении семидесяти с неболь- шим лет, до полного его краха.

     Сущность Государства как орудия подавления, учение о политической  сис- теме  во главе с единственной партией, лозунг "Вся власть советам" и практика его применения, отрицание разделения властей, ограниченная роль суда, пони- мание права как системы норм, представление о праве как средстве проведения политики, включение в законодательство подзаконных актов и другие конст- рукции были направлены на обеспечение и оправдание тоталитарного строя, признающего демократию на словах  и отрицающего её на деле. Государство было безразлично по отношению к человеку его правам и интересам. Прио- ритет общественных интересов перед личными, фактическое бесправие чело- века перед государством, и его аппаратом: Государство опиралось своей теорией на учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, многие формулы Сталина, хотя учение К. Маркса и Ф. Энгельса созданы полтора века назад  не учитывалось.

  При любом подходе к государству оно выступает, прежде всего своей внешней стороной, как механизм управления в обществе или, что фактически одно тоже, как механизм осуществления власти. С этой точки зрения государство включает политические структуры, в сложившуюся систему органов власти и управления, средства поддержания общественного порядка. Как любил подчеркивать В. И. Ленин "Государство — это машина. Что движет этой машиной? Согласно теории марксизма и ленинизма – непримиримость классовых противоречий, орудие классовой борьбы, орудие в руках господствующего класса для того, чтобы подавлять классовых противников''. [5] Господствующий в экономике класс овладевает государством как механизмом управления обществом и использует этот механизм в своих классовых интересах. Доказательств можно привести множество. Упомянем только самые прямые. В письме к И. Ведемейеру К. Маркс, характеризуя свой вклад в обществоведение,  писал: " То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:

1)     существование классов связано лишь с определенными историческими фаза- ми развития производства

2)     что классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата

3)     что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких клас сов и к обществу без классов "[6]

    А вот заглавие разделов первой главы "Государство и революция" В. И. Лени на: Государство – продукт непримиримости классовых противоречий; особые отряды вооруженных людей; тюрьмы и прочее; государство - орудие эксплуа тации угнетенного класса. Известное высказывание В. И. Ленина в лекции " О государстве" гласит: " Государство- это есть машина для поддержания господ- ства одного класса над другим." [7]

История нашей государственности после смерти Ленина свидетельствует о пос тепенном превращении государства в средства массовых репрессий, полном ого сударствлении общественной жизни. Переход от государства рабочего класса к общенародному государству означал изменение терминологии, но не существа дела, всеобщее огосударствление продолжалось, тоталитарная административ- но – командная система сохранилась. Аппарат подавления, насилия, огромная бюрократия, всё то, что ставило государство над обществом. И служил этот ап- парат, вопреки прогнозам Маркса, Энгельса, Ленина не рабочему классу, а вер- хушке партийно-государственного аппарата.  

 

            

 

 

              6. Концепция равного взаимодействия

                            государства и права.

 

   Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера, (государство порождает право или из права рождается государство). Они (связь) видит более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связи меж- ду государством и правом, избежать односторонности, понять, что дает право государству, и в то же время выяснить истинную роль государства в обеспече- нии права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики.

     Признание двустороннего характера связи между государством и правом позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узконорматив- ного подхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то же время при данном подходе роль государства по отношению к праву не ниве- лируется, как это вытекает из некоторых концепций так называемого широкого право понимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен, как ниги лизм правовой. Связь государства и права представляется иной: государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь государства, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет.

Информация о работе Соотношение государства и права