Соотношение государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Соотношение государ­ства и права, права и закона, имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два под­хода и два разных определения права. Один из этих подходов, именуемый позитивистским, ориенти­руется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как сис­тема общеобразовательных, формально-опреде -ленных,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие и основные признаки государства.

2. Право в политическом обществе.

3. Соотношение государства и права.

4. Верховенство права ( либеральная концепция ).

5. Верховенство государства ( этатически - тоталитарная концепция ).

6. Концепция равного взаимодействия государства и права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ готовая из интернета.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Существуют следующие концепции соотношения государства и права:

1. Либеральная ― базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства.
2. Этатически–тоталитарная ― исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики.
3. Равного взаимодействия ― исходит из того, что государство и право   раз-  личные явления, взаимодействующие друг с другом; вопрос о первичности или вторичности одного из явлений по отношению к одному из них  некорректен.  Рассмотрим их более детально.

 

             4. ВЕРХОВЕНСТВО  ПРАВА ( либеральная концепция ).

    "Верховенство права"  собирательно символизирует наиболее важные аспек- ты демократического правления. Его суть состоит в том, что правительствен -ные решения должны быть основаны на согласии народа и действовать только через структуры и процедуры, разработанные для предупреждения индиви- дуальных притеснений  или государственной тирании, защищающей фунда- ментальные права и свободы и является объектом оценки независимыми суда- ми, выносящими приговоры, основанные на законах. Они противостоят  реше- ниям  основанным  на грубой силе, произвольным указам, политической выгоде или личной прибыли. Но что более значимо, они включают в себя гораздо больше, чем просто противоположность  этим отрицательным образам. Инди -видуальные мнения разнятся в определении главных устоев верховенства пра- ва, по точке зрения профессора права Юридического института Вирджинского Университета Уолтера Л. Брауна, существует  пять основных принципов:

 

1--- правительство народа, управляемое народом и существующее для народа

  

  Подавляющее число философов и политических мыслителей  отдавали бразды демократического правления в руки народа, а не нескольким представителям и предполагаемой элите. Так, например Аристотель говорил: "при демократии ― народ является верховным правителем …" [1].  Джон Локк рассматривал прави -тельство, как орган  основанный на общем согласии, и писал, что правительст- венные действия превышающие действия закона являются" бесправными". В известной фразе , осуждающей злоупотреблением властью он заявлял:" Там  где кончается закон, начинается тирания."[2]  Повтором этих посылок является выражение из американской Декларации независимости:

" Мы убеждены, что следующие  истины являются самодоказуемыми: все люди рождены равными друг другу; они наделены их  Создателем определенными  неотъемлемыми правами; среди этих прав — право на жизнь, свободу и  стрем- лении к счастью. По - этому, чтобы защитить эти права, среди людей созданы правительства, получающие свою справедливую власть в соответствии с жела- нием народа.”[3] Анализируя  вышенаписанное мы приходим к  выводу:

— конституции должны претворять в действительность фундаментальные соглашения  с народом – такие конституции должны являться высочайшей  формой закона, которому должны подчиняться все остальные законы и прави- тельственные действия. Конституции должны претворять в жизнь  фундамен- тальные предписания  демократического общества, а не стремиться объединять  постоянно меняющиеся законы, с чем может более успешно справиться зако- нодательный акт. Поэтому же принципу правительственные структуры  и действия должны серьезно  согласовать с конституционными нормами, а кон- ституции не должны превращаться в не более чем церемониальные или целе- вые документы;

– законодательные органы и руководящие  представители исполнительной власти должны выбираться на всеобщих выборах по системе гарантирующей  постоянную подотчетность. Выборы должны быть на практике честными, открытыми и имеющими смысл. Могут быть разработаны механизмы , такие как инициатива и отзыв, чтобы держать выборные официальные лица в непос- редственной близости к народу;

– не должно быть никакого объединения политической партии с государством  или контроля  политической партии  над  выборным процессом. Это процесс свободного выбора представителей народа, действующих посредством прави- тельственных структур, таких как законодательные органы и исполнительные  комитеты, которые должны управлять государством.

– конституционная система должна давать возможность  для благоразумных изменений и добавлений в соответствии  с изменениями, происходящими в условиях и в общественном мнении.

 

2---разделение властей и принципы взаимосвязи между законодательной , исполнительной и судебной властью.

 

Правительственная структура должна быть разработана посредством разделе- ния властей и взаимодействия между законодательными, исполнительными, и судебными властями, чтобы предотвратить  правительственную тиранию. Объе динение законодательных и исполнительных сил в одном человеке или органи- зации, лишает свободы, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый гражданин или организация сможет ввести тиранические законы, использовать их  тираническим образом. Опять же свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной, то есть она будет подвержена произвольному контролю, судья будет превращаться в законода- теля. Если она объединится с исполнительной  властью судья сможет посту- пать со всей ожесточенностью угнетения. Если разделение властей аннули- руется благодаря контролю унитарной партии над всеми органами власти, то все выгоды от этого фундаментального  принципа верховенства права могут быть легко потеряны. Это является еще одной причиной того, почему надо избегать слияния политической партии и государства.                                                                                                                  

 

    3 --  представительная демократия, существенные процедурные ограничения в отношении правительственных действий, направленных против частных лиц ( защита личной  свободы и личного достоинства)

 

     Каждая демократическая система встает перед проблемой того, каким обра- зом защищать фундаментальные человеческие права и личное достоинство от правительственных действий – произвольных или санкционированных боль- шинством.  Наиболее важным и наиболее  часто повторяемым ответом на этот вопрос  является предоставление  конституционных гарантий в основных лич- ных свободах. Создание барьера против опрометчивых законов посредством  представительной демократии, осторожного подхода к законодательным обсуж дениям и действиям, так же как посредством  предоставления правительству только ограниченной власти, которая не в состоянии скомпрометировать эти основные свободы. Защита фундаментальных прав предоставляется достаточно необходимой для демократического управления и верховенства права, многие политические мыслители  подчеркивали, что защита этих прав является фунда- ментальной целью демократического правления без которой никакое прави- тельство не может считаться справедливым. Аристотель писал в своей книге : "основой демократического государства является свобода, которой согласно общепринятому мнению человечества, можно наслаждаться только в таком обществе. Абсолютно ясно, что не может быть конструктивных правовых норм, не включающих в себя защиту фундаментальных человеческих прав и личных свобод, представляющих собой самую существенную цель правительства."[4]

 

                  4 -- ограниченное правительство и федерализм.

    Еще одним признаком верховенства права являются соответствующие прин -ципы ограниченного правительства и федерализма. Принцип ограниченного правительства существенен в деле защиты фундаментальных свобод. Ограни- ченное  центральное правительство служит и для других важных функций при верховенстве права, максимизируя  региональный и местный контроль над пра- вительственными функциями, принципиально влияющими на население  на ло- кальных уровнях. Ограниченное правительство федерализм разделяют прави- тельственную власть между центральным правительством, которое должно иметь власть в вопросах защиты государства, внешней политики, внутреннего рынка и других вопросах управления, влияющих на гражданина на националь -ной основе, а региональные и правительственные (местные) власти должны иметь власть в таких областях управления, как муниципальные услуги и образо вание, в основном  влияющие  на граждан на местной основе. Этот принцип одновременно позволяет правительству легче реагировать на запросы населе ния и быть более подверженным гражданскому контролю, а так же поощряет разнообразие в общественных политиках, принятых внутри различных регио- нов в соответствии  с местными условиями, запросами, традициями, и желания- ми. Он прямым образом несет в себе принцип соучаствующий демократии, при которой  группы населения наиболее подверженные влиянию каких-либо реше- ний, должны иметь  право участвовать в принятии этих решений. Корректиров- ка границ между федеральным и региональным правительственными отделения ми и сохранение определенного баланса обязательно является  сутью большого правового  аппарата в любой федеральной системе.                                                                                           

5 --- судебное разбирательство независимой системой  судебных органов как   центральный механизм проведения  конституционных  законов в жизнь.

 

Независимая система судебных органов  является наиважнейшим компонентом в принципе разделения властей, так же как и в эффективном принципе консти- туционализма; она включает в себя и реализует основные условия, на которые согласен народ. Судебная власть не может быть отнесена к исполнительной или законодательной ветви в соответствии с эффективным использованием роли суда  в контроле над принципами верховенства права. Судебное разбиратель- ство независимым судебным органом может быть единственным путем к эффек тивному утверждению приоритета Конституции . Если закон находится в проти воречии с Конституцией, если и закон и конституция применимы к какому-либо частному случаю, тогда, суд должен либо решить , что данный случай под чиняется закону вне зависимости от конституции; или подчиняется конститу- ции вне зависимости от законодательства – суд должен решить, какое из этих , конфликтующих один с другим, правил  будет управлять данным случаем. Это является сутью правовых обязанностей. Независимые законодательные органы требуют не только доктрины  судебного разбирательства, но так же тщательной защиты независимости законодательства, как по форме так и по существу. Дета ли назначения, срок пребывания в должности, зарплата, статус, обучение и сня- тие с поста  должны быть определены, чтобы  защитить и укрепить эту незави- симость. Подобным образом назначение в системе судебных органов не должно быть партийным назначением, а должно гарантировать выбор наиболее квали -фицированного правового эксперта.

    Демократические государства различны, но все они имеют общие объеди- няющие черты:

    Народовластие – т.е. признание народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERAIN-носитель верховной власти в государстве );

1.   Правительство основано на согласии управляемых;

2.   Правило большинства и меньшинства ( признание подчиненного мень-       

  шинства большинству при уважении интересов и мнений  меньшинства );

3.   Гарантии основных прав человека;

4.   Свободные и честные выборы;

5.    Равенство перед законом;

6.    Справедливое судопроизводство;

7.    Конституционное ограничение правительства;

8.     Социальный, экономический, идеологический и   

                       политический плюрализм;

    В обществе где право верховенствует над государством, присущи следующие компоненты:

― Сохранение климата свободных дискуссий и собственного мнения. Ни что так необходимо для правильного функционирования представительной демо- кратии, как сохранение климата свободных дискуссий и права на собственное мнение. Это требует свободы слова, свободы собраний, свободного и реального телевидения, радио, печати, свободы апелляции к правительству, свободной и жизнеспособной  издательской деятельности. Информированное и включенное в процесс население является источником жизненной  силы демократии.

Защита необходимого климата свободных дискуссий  и собственного мнения является критической ролью верховенства права.

― Справедливость в уголовном судопроизводстве.

Необходимым элементом во взаимоотношениях правительства со своими граж- данами является поддержание и функционирование уголовного судопроиз- водства. Защита справедливости и целостности судопроизводства – необхо - димый элемент верховенства права  Уголовный процесс не должен быть  поли- тизирован или использован  для показания политических диссидентов. Спра- ведливость  в уголовном судопроизводстве не является  монополией систем, базирующихся  на общеправовых или гражданско-правовых  традициях. Она – функция приверженности определенным  минимальным стандартам, таким, как предварительное обнародование  законодательства, защита от беспричинных  обысков и конфискаций или необоснованных   уголовных обвинений, высокий уровень доказательств, непредвзятый суд с возможностью равноценной защи- ты, строгое разделение  обвинительных и судебных функций, независимые судьи и разумное и пропорциональное наказание.

  ―  Защита свободы вероисповедания.

Сохранение свободы вероисповедания является одним из самых старых и наибо лее важных компонентов личной свободы. Таким образом, гарантия свободы вероисповедания является важным компонентом верховенства права. Полная защита религиозной свободы может потребовать сильных и эффективных норм гражданского права, защищающих от дискриминации по религиозным мотивам.

  ― Защита гражданских прав.

Демократическое общество должно гарантировать равенство перед законом и защиту представителей национальных меньшинств и даже бедной части основ- ного населения. Такие законы являются необходимым  компонентом верховен- ства права в современном демократическом государстве.

― Ответственность государственных официальных лиц и защита государствен ных процессов. Любое демократическое общество должно иметь необходимое законодательство, гарантирующее ответственность государственных процессов  и рациональных решений. Такое законодательство может включить в себя меры, позволяющие правительству получить компенсацию за причиненный ущерб.

― Защита прав рабочих

Несомненно каждое демократическое общество должно соблюдать права рабо- чих. Развитые страны разработали детальное трудовое законодательство, кон- центрирующееся на правах рабочих организовываться и совместно добиваться льгот, а также на предоставлении безопасной и безвредной производственной среды.

― Гражданский контроль над армией. Принцип гражданского контроля над армией также относится к вопросу гражданского контроля над разведыва- тельными службами, они должны действовать в соответствии с правовыми нормами, и в рамках конституционных структур.

Информация о работе Соотношение государства и права