Античная художественная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:23, доклад

Описание работы

Своеобразие исторического развития Древней Греции обусловило гуманистическое содержание и высокий художественный уровень ее искусства, то место, которое. заняла древнегреческая культура в истории человечества.
В период расцвета греческой рабовладельческой демократии (V в. до и. э.) сформировался этический и эстетический идеал человека-гражданина, всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей высокие духовные и физические качества защитника отечества. Глубокие философские представления о мире и человеке, этические и эстетические теории, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 225.50 Кб (Скачать)
>Скульптура времени  архаики развивалась сложными путями, идя от статичных, мало расчлененных изображений богов ("Артемида" с острова Делос - около 650 г. до и. э.; "Гера" с острова Самос - около 560 г. до н. э.) к разработке образа человека, черты которого воплощались в статуях богов и богинь, героев, а также воинов-куросов. Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение обнаженного тела, прославлялось природное начало. Постепенно развитие типа куроса шло по пути преодоления схематизма, условности. Так, стремление к передаче человеческого тела в движении видно в статуе богини победы Ники с острова Делос (авторство приписывается Архерму), относящейся к первой половине VI в. до и. э. Как бы подводя итог художественному развитию архаики, во второй половине VI в. до п. э. в Афинах были созданы статуи прекрасных девушек (кор) в нарядных одеждах. Их стройные фигуры показаны в движении, лица чуть озарены удивленными улыбками, в которых нашла выражение пробуждающаяся внутренняя жизнь. Все это утверждало ценность человеческой личности, земной жизни. 

Представление о живописи периода архаики можно получить лишь через вазопись, ее высокохудожественные образцы. Росписи представляют собой композиции сюжетного характера, отличаются реалистическими поисками. Наибольшее распространение приобретает чернофигурная вазопись. История сохранила имя прославленного вазописца середины VI в. до и. э.: Эксекий. 

Если для литературы гомеровского периода было характерно развитие эпических жанров, то в VII - VI вв. до и. э. преобладает лирика, создающая  возможность для самовыражения личности. 

Лирику этого  периода принято делить на три  жанра: элегию, ямб и мелику. 

Элегия*208 в Древней  Греции имела, как правило, наставительное содержание, но обязательно скорбного  характера. Нередко она содержала  размышления на различные темы: военные, политические, любовные. Мастерами элегии VII—VI веков до и. э. были Тиртей (военная элегия), Мимнерм (любовная элегия), Солон, Феогнид (политическая элегия). 

*208: {Элегия (грсч. с legos - жалобная песня) - жанр стихотворении  средней длины без отчетливой композиции, имеющего эмоциональное (обычно печальное) содержание. См.: Литературный энциклопедический словарь. - С. 508.} 

Элегии спартанского поэта Тиртея (вторая половина VII в. до и. э.) имеют патриотический характер. Они глубоко воздействовали на слушателей н использовались для воспитания патриотического духа воинов. Сохранилась легенда о том, как Афины послали Спарте, в ответ на ее просьбу о военной помощи, учителя Тиртея, который своими элегиями воодушевил спартанцев к победе над мессенцами. 

Знаменательна и жизнь, и творчество поэта Солона (VII - VI вв. до п. э.), о чем свидетельствует в своих "Жизнеописаниях" Плутарх. 

Ямбы - жанр греческой  поэзии, связанный с культом богини плодородия Деметры. Ямбы имели насмешливый  и обличительный характер. Представителем этого жанра был Архилох (VII в. до и. э.), писавший стихи двухсложным размером, близким к разговорной речи. Этот размер и получил впоследствии название ямба, став самым распространенным в русской силлабо-тонической поэзии (К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и другие )*209. 

*209: {В общеевропейскую  поэзию ямб вошел как двудольная (из двух слогов) стопа с ударением  на втором слоге.} 

Ямб и элегия постепенно превратились в чисто  литературные жанры, утратившие органическую связь с музыкой. Мелика (песенная лирика) была тесно связана с музыкальным сопровождением. 

Мелическую поэзию принято делить на два вида: сольную (или монодическую) и хоровую. Сольная  мелика получила особое развитие на острове  Лесбос, где творили два крупных  поэта - Алкей и Сапфо. 

Третий представитель  сольной лирики - Анакреонт (VI в. до н. э.). Главные темы его поэзии –  вино и любовь, прославление радости  и удовольствий жизни. К творчеству Анакреонта обращались и переводили его стихи Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, Л. А. Мей и другие. 

Хоровая лирика достигла расцвета в Спарте. Ее основные темы - воспевание идеала спартанской  доблести, патриотического долга, служению которому должна быть посвящена жизнь  человека. 

Пиндар (VI-V вв. до н. э.) - виднейший поэт, песни которого явились по жанру хоровой лирикой. Он писал, в основном, эпиникии*210, посвященные победителям Олимпийских или других спортивных состязаний. 

*210: {Эпиникии - торжественные  гимны. См.: Литературный энциклопедический  словарь. - С. 676.} 

Таким образом, культура Древней Греции архаического периода дала миру великие имена, оказала влияние на дальнейшее развитие всех видов искусств, достигших наивысшего расцвета в классический период.

Греческая классика 

С первых тысячелетий V в. до н. э. начинается классический период развития греческой культуры и всех видов искусств, достигших совершенства возвышенного реализма. Этот процесс связан с усилением Афин (победа в войнах с персами, политический, экономический и культурный расцвет). Аттика (область Греции с главным городом - Афинами) достигла своего расцвета и наивысшего могущества. 50-е - 30-е годы V века до н. э. получили название века Перикла - по имени правителя, которого греки считали воплощением государственной мудрости. При Перикле Афины стали центром греческого искусства. Особое развитие получило градостроительство, целью которого было укрепление и украшение Афин, а с ним и архитектура монументального характера. 

Наиболее значительные архитектурные сооружения, скульптурные образы были воздвигнуты в период высокой классики (вторая половина V в. до н. э.). При Перикле создается самый замечательный ансамбль эпохи - Афинский Акрополь, комплекс построек, являющийся шедевром греческой и мировой архитектуры. Акрополь господствует над городом и его окрестностями. В его композицию входят сверкающие беломраморные здания: 

Парфенон (храм богини Афины - покровительницы города), Эрехтейон (храм, посвященный Афине  и Посейдону), храм богини победы Ники, Пропилеи (парадный вход на Акрополь). История сохранила имена создателей этого ансамбля: архитекторы Иктин и Калликрат, скульптор Фидий. 

В зданиях Акрополя были расположены библиотека, картинная  галерея, хранилась городская казна. Акрополь воплощал представление о  могуществе и величии Афинской державы  и в то же время выражал идею общеэллинского единства. 

Уже в период ранней классики получает развитие монументальная скульптура. Образ гражданина - атлета или воина - становится центральным  в искусстве. Скульптура освобождается  от архаической условности. Пропорции  тела и многообразные формы движения становятся важнейшим средством характеристики, в то же время ваятель еще не стремился к раскрытию индивидуального характера. Такова прославленная статуя "Дискобол", принадлежащая Мирону (начало третьей четверти V в. до н. э.). 

В период высокой классики творили величайшие скульпторы Древней Греции. Фидий - создатель бронзовой статуи Афины Промахос ("Воительницы", 9 м высотой), явившейся своеобразной вертикальной осью Акрополя, и двенадцатиметровой статуи Афины Парфенос. Спокойная уверенность и строгая мудрость отличали облик богини. Выполненная из золота и слоновой кости, она гармонировала с красочной гаммой здания. 

Под руководством и при участии Фидия создавалось  скульптурное убранство Парфенона, наружной стороны храма. Фронтонные*211 скульптуры изображали эпизоды из жизни олимпийских богов. Мраморные горельефы*212 были посвящены мифологическим сюжетам. Двухсотметровый фриз также был покрыт лентой рельефов с изображением праздничного шествия в честь Афины. 

*211: {Фронтон  - архитектурная форма в виде треугольника, образуемого наклонными свесами кровли и горизонтальным карнизом.} 

*212: {Горельеф (фр. - высокий рельеф) - вид скульптурного  изображения на плоскости, которое  выступает над последней более  чем на половину своего объема.} 

Прославление человека, его силы и мужества - основная тема творчества современника Фидия Поликлета. В его героико-монументальных скульптурах проявилось стремление к изображению спокойно стоящего человека. Самая прославленная среди них - "Дорифор" ("Копьеносец", середина V в. до н.э.). 

Традиции великих  мастеров высокой классики нашли  развитие в творчестве замечательного скульптора эпохи поздней классики Праксителя. В своем творчестве Пракситель стремился к воплощению чистой гармонии, спокойной задумчивости своих моделей. Его полные грации и тонких чувств образы утратили героическое начало и монументальное величие, приобретя более утонченный и созерцательный характер (например, композиция "Гермес с Дионисом"). 

Пракситель создал новый идеал женской красоты  в образе Афродиты Книдской (до 360 г. до и. э.). Сняв одежду, богиня собирается войти в воду. Ее прекрасный скульптурный образ освобожден от торжественного величия, он отличается совершенством форм и пропорций, удивительной гармоничностью. 

Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп (расцвет творчества - 40-е - 30-е годы IV в. до и. э., время правления Александра Македонского). Лисипп решал задачу индивидуализации человеческого образа, раскрытия его переживаний. Свое понимание человека он воплотил в скульптуре "Апоксиомен" - юноша, скребком счищающий с себя песок после состязаний. 

Лисипп обратился  к созданию портрета. Им изваяны  скульптурные портреты Александра Македонского, в которых раскрывается сложный, противоречивый духовный мир героя. 

Последователи Лисиппа шли по пути изображения действительности в ее индивидуальных проявлениях, скульптура утрачивала интерес к обобщенному героическому образу. 

Классический  период греческого искусства явился исключительно плодотворным для  развития литературы. Он получил название аттического, что было обусловлено преобладанием Афин в сфере литературы. Наивысшего развития в V веке до н. э. достигает драматургия, синтезируя черты эпоса и лирики более раннего периода. 

В Древней Греции получили развитие три драматургических жанра: трагедия, драма сатиров и комедия. Все они восходят к обрядовым играм. В VII - VI веках до н. э. широко распространился культ Диониса - бога производительных сил природы, плодородия и вина. С ним связаны обряды карнавального типа, разыгрывание сцен умирания и воскресения божества (соответственно процессам созревания винограда, сбора его, выдавливания сока для приготовления вина и нового созревания). Эти обряды явились основой для возникновения всех жанров греческой драмы. 

Трагедия*213, возникнув из религиозно-культовых обрядов, являлась сценическим разыгрыванием мифа, она приобщала зрителей к единой для целого народа и его исторических судеб реальности. Именно в Афинах классического периода трагедии обрели серьезное содержание, превратились из развлечения в народную трибуну. Черпая сюжеты из разных мифов, трагические поэты вносили в свои произведения актуальную для своего времени проблематику. Обладая огромной силон воздействия на зрителя, вызывая в нем сильнейшие внутренние конфликты, трагедия посредством катарсиса*214 разрешала их в высшей гармонии. 

*213: {Трагедия (букв "козлиная песнь") - драматургический  жанр, основанный на трагическом  конфликте героических персонажей, трагическом его исходе. Исполненная  патетики, трагедия изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречии, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряженной, насыщенной форме. См.: Литературный энциклопедический словарь. - С. 441.} 

*214: {Катарсис (греч. - очищение) - особая, нередко высшая форма трагизма, когда воплощение трагического конфликта (и сопутствующее ему потрясение) не подавляет своей безысходностью, а производит (на читателя, зрителя) просветляющее, "разрешающее" действие. - См.: Литературный энциклопедический словарь. - С. 152.} 

Великим мастером трагического жанра был Эсхил (525 - 456). Уже древние называли его "отцом" трагедии, хотя не он был первым ее автором. Творчество Эсхила совпадает со временем борьбы с тиранией, установлением  демократических порядков в Афинах. Приверженец демократии, участник войны с персами, он и в трагедиях защищал демократические принципы и соответствующие им моральные нормы. 

Из 90 созданных  Эсхилом трагедий до нас полностью  дошли 7. Особое место в его творчестве занимает трагедия "Персы", где Эсхил сосредоточивает внимание на несчастьях персидского народа, вызванных чрезмерным властолюбием Ксеркса, его деспотизмом. Автор уверен: и персы, н эллины могли бы жить в мире; развязанная Ксерксом война, его посягательства на свободу греков приводят к бедствиям обоих народов. 

Одно из самых  известных произведении Эсхила - трагедия "Прикованный Прометей", в основу которой положен миф о гитане Прометее, похитившем у Зевса огонь  и отдавшем его людям. 

В трагедии Эсхила герой, по приказанию Зевса прикованный к скале, произносит гневные обличительные монологи в адрес богов и особенно Зевса, который воспринимается как тиран. Так Эсхил предостерегает граждан от тирании, а сам Прометей олицетворяет пафос свободы и гуманизма. Устами Прометея Эсхил повествует о прогрессе человеческого общества, о создании материальной культуры, духовном пробуждении. 

Информация о работе Античная художественная культура