Античная художественная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:23, доклад

Описание работы

Своеобразие исторического развития Древней Греции обусловило гуманистическое содержание и высокий художественный уровень ее искусства, то место, которое. заняла древнегреческая культура в истории человечества.
В период расцвета греческой рабовладельческой демократии (V в. до и. э.) сформировался этический и эстетический идеал человека-гражданина, всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей высокие духовные и физические качества защитника отечества. Глубокие философские представления о мире и человеке, этические и эстетические теории, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Уже в I веке до п. э. как самостоятельный жанр проявляет  себя скульптурный портрет, в котором  воплощаются самобытный реализм, острая наблюдательность художников, ясность  и сжатость формы. Один из немногих сохранившихся памятников этого периода - так называемый "Брут" (конец III - начало II в. до н. э.). С большой выразительностью запечатлен образ республиканского деятеля с худощавым асимметричным лицом, значительным силой своего интеллекта и воли, пристальным взглядом суровых глаз из-под нависающих бровей. Скульптурные портреты предельно лаконично выражают идею самоутверждения личности. Знаменитая статуя "Оратор" (так называемый Авл Метелл - начало I в. до п. э.) являет начало развития портрета, поражающего беспощадной правдивостью, интересом к воспроизведению порой некрасивых, но ярко индивидуальных лиц. 

Литература эпохи  республики отразила взаимовлияние  римской и греческой культур, что проявилось в существовании  двух направлений - сторонников и  противников эллинизма. В этот период получает развитие поэзия, в основном созданная по греческим образцам: например, Ливий Андроник - автор комедий, переводчик Гомера; Квинт Энний - создатель трагедий и комедий, исторического эпоса "Анналы", претендующего на гомеровский стиль. 

Крупнейшим мастером римской комедии, так называемой "паллиаты"*217, являлся Тит Макций Плавт (250 - 184). Наиболее значительные его комедии: "Хвастливый воин", "Горшечная комедия" (или "Горшок"), "Два Менехма", "Пленники", "Амфитрион" и другие. В основном это переработка греческой комедии для народного театра. 

*217: {Паллиата (лат. "паллиум" - греческий плащ) - комедия  с греческим сюжетом, ее герои  иосят греческую одежду и имеют  греческие имена. См.: Анпеткова-Шарова  Г. Г., Чекалова Е. И. Античная  литература. - Л., 1980. - С. 160.} 

В этот же период, немного позднее, начинает развиваться  римская проза. Подлинным основателем  латинской прозы является Марк Порций Катон (234-149), получивший прозвище Старший. Катон прославился и как полководец, и как политический деятель. Он оставил обширное литературное наследие, но до нас дошло одно произведение - "О земледелии". Уже в старости он написал труд "Начала", который открывает римскую историографию на латинском языке. 

Середина II века до н. э. - 40-е годы I века до н. э. - период гражданских войн и гибели республики. Большое значение приобретает творчество выдающегося оратора, известного политического деятеля Цицерона. Марк Туллий Цицерон (106-43) оставил громадное литературное наследие, представленное речами, трактатами, письмами. Его творчество связано с политическими событиями римской республики. Так, в период своего консульства (63 г. до н. э.) Цицерон разоблачил заговор Катилины; этому событию посвящены его речи "против Катилины", построенные по всем правилам ораторского искусства. Четырнадцать речей Цицерона направлены против Марка Антония, пытавшегося после убийства Цезаря (44 г. до н. э.) занять его пост. Эти речи получили название "Филиппики" (напоминали речи Демосфена против македонского царя Филиппа). Цицерон призывал отстоять свободу республики против тирана. 

И судебные, и  политические речи Цицерона провозглашали  высокие моральные принципы, осуждали корыстолюбие, невежество, жестокость ("Оратор", "О пределах добра  и зла", "О дружбе", "Об обязанностях" и другие). Прекрасный стилист, Цицерон по праву считается создателем римской классической прозы. 

Гай Юлий Цезарь (100-44) - выдающийся политический деятель, полководец, оратор и писатель. Занимал  видное место в литературной жизни  своей эпохи. Сохранились два  его произведения: "Записки о галльской войне", "Записки о гражданской войне". Они носят характер мемуаров, имеют большую ценность и с исторической, и с литературной точки зрения. 

Особое место  в литературе Древнего Рима занимает Тит Лукреций Кар (около 98-55) - поэт и философ, последователь древнегреческого философа Эпикура, воспринявший его теорию, основанную на материалистическом атомизме. Для философского трактата Лукреций выбрал форму дидактической поэмы "О природе вещей". Это подлинно художественное произведение, исполненное высокого пафоса. 

Поэт считает, что человек должен освободиться от разных суеверий и страхов, проникнув  разумом в тайны природы, законы се развития. Лукреций воссоздает в  своей поэме величественную панораму природы, изучение которой должно "изгнать этот страх из души и потемки рассеять". 

Развивается в  этот период и лирическая поэзия. Увлечение  позднегреческой литературой отражается в творчестве поэтов, названных Цицероном "неотериками", т. е. новаторами. У  них наблюдается отход от общественной тематики, углубление интереса к индивидуальному миру человека. Наиболее значительным среди них был Гай Валерий Катулл (около 87-54). Его послание "К Аллию" называют предвестником римской любовной элегии. Основное место в творчестве Катулла занимает цикл его любовных стихотворений, посвященных Лесбии и отличающихся непосредственностью эмоций, искренностью и глубиной передачи чувств. 

И ненавижу ее и  люблю. "Почему же?" - ты спросишь. 

Сам я не знаю, но так чувствую я - и томлюсь. 

Характерна для  поэзии Катулла тема дружбы. Друзьям своим он желает благополучия и успехов в любви. Катулл - основатель римской лирики. Он оказал влияние на развитие латинской поэзии сочетанием искренности чувств и совершенства поэтической техники, простоты и изящества.

Римская империя 

Римская художественная культура периода империи (конец I в. до н. э. - 476 г. и. э.) достигла своего расцвета. В эту эпоху были созданы великие  произведения науки и искусства, с которыми связаны имена историка Тита Ливия, архитектора Витрувия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация и других. Период правления императора Августа (27 г. до и. э. - 14 г н. э.) характеризуется как "золотой век" римской культуры. Художники ориентировались на великих мастеров Греции, внеся в естественность греческой классики рассудочность и сдержанность. 

Рим в этот период приобрел облик, соответствующий престижу мировой столицы. Возводились храмы, мосты, акведуки, сооружались форумы, площади и т. д. Архитектура Римской империи отличалась чертами величия, великолепия и роскоши; она стала парадной и помпезной. Это характерно и для форумов - парадных общественных центров, возводившихся в городах Римской империи. Рядом с древним республиканским форумом были воздвигнуты форумы императоров (форум Траяна и другие). У входа на Римский форум была сооружена мраморная Триумфальная арка Тита (81 г. н. э.) в честь победы римлян в Иудейской войне. Арка служила основанием для скульптурной группы императора на колеснице. Большое место в жизни римлян занимали зрелища; строились театры и амфитеатры. 

Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима - амфитеатр Флавиев, получивший название Колизея. Он вмещал 50 тысяч зрителей. Вокруг арены, имевшей эллиптическую форму, располагались трибуны с рядами зрительских мест, идущие друг за другом со значительным повышением. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) были разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. Форма арены в виде эллипса наиболее полно отвечала требованиям проведения гладиаторских боев. Внешний вид Колизея исполнен суровой энергии. Это ощущение создается и огромными масштабами здания, и обобщением основных форм, торжественной ритмической мощью. 

Грандиозностью  замысла отличается Пантеон (около 118- 125 гг. и. э.) - "Храм всех богов". Он представляет собой круглое здание с большим залом, перекрытым бетонным куполом со световым отверстием наверху (так называемый "Глаз Пантеона"). Это самый большой в архитектуре древнего мира купол (диаметр 43,5 м). Известен архитектор Пантеона - Аполлодор Дамасский, создавший идеальный по гармоничности пропорций храм. Поражают убранство храма и его внешняя отделка. 

Аполлодор Дамасский явился создателем знаменитого Форума Траяна - одного из выдающихся архитектурных ансамблей Древнего Рима. Он состоял из прямоугольной площади, окруженной сквозной колоннадой с входом - Триумфальной аркой. В центре площади возвышалась статуя Траяна из бронзы, покрытая позолотой. Композицию завершал двор и храм Траяна. 

Отличительной особенностью римской архитектуры  уже в I веке и. э. было сооружение гигантских терм - общественных бань, рассчитанных на 2-3 тысячи человек и поражающих роскошью отделки из мрамора и мозаики. В их создании проявилось тяготение к грандиозности, присущей архитектуре и изобразительному искусству III - I половины IV веков. 

В этот период формируются  черты, символизирующие упадок империи, предвещающие романский стиль архитектуры западноевропейского средневековья. 

Завершающим памятником этого времени была базилика*218 Максенция - Константина на Римском форуме (306-312 гг.). Это грандиозное сводчатое  здание (площадь - 6 тыс. кв. м.), прямоугольное  в основании, с открытым портиком на столбах с восточной стороны. После признания в 313 году христианства господствующей религией началось строительство христианских храмов, формы которых, в основном, заимствовались из античных базилик. 

*218: {Базилика (греч. basilike - царский дом). В древнеримских базиликах размещались органы административного и судебного управления.} 

В эпоху империи  получила дальнейшее развитие скульптура, ведущее место в которой по-прежнему занимал портрет. Его новое направление  возникло под воздействием греческого искусства. Это явление связано с периодом правления Августа и получило название "августовского классицизма". В портретах этого направления отразился идеал строгой классической красоты, тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Этот идеал нашел воплощение в парадных портретах в рост, исполненных сдержанности и величия. Такова мраморная статуя Августа из Прима Порта (начало I в. п. э.); она изображает императора в роли полководца в панцире, с жезлом в руке. Август представлен в виде атлетически сложенного героя, его поза спокойна и значительна. 

В эпоху правления  династии Юлиев-Клавдиев и Флавиев  меняется стиль скульптурного портрета в сторону большей помпезности. Устанавливается обычай обожествления  личности правителя, что отражается в идеализации портрета. Но реализм в изображении лица сохраняется. Постепенно (II в. н. э.) в портрете углубляется внимание к внутреннему миру человека, появляются черты одухотворенности, утонченности, гуманности. 

Значительна монументальная бронзовая конная статуя Марка Аврелия (около 170 г. н. э.), вновь установленная в XVI веке по проекту Микеланджело на площади Капитолия в Риме. Она впечатляет великолепием пластических форм. Марк Аврелий, проведший жизнь в военных походах, изображен в тоге-одежде римлянина, без императорских отличий и являет собой воплощение гражданского идеала и гуманности. 

Третий век - эпоха расцвета римского портрета, освобождающегося от традиционных идеалов  и обнажающего самую сущность портретируемого. Так, портрет императора Каракаллы отличает психологическое проникновение в его сложный внутренний мир, исполненный драматического напряжения. 

Поздний период развития портрета отмечен силой  выражения характера, огрублением  облика, повышенной духовной экспрессией. Ярким воплощением образа "варварского" Рима эпохи "солдатских императоров" стал портрет Филиппа Аравитянина - сына разбойника, ставшего императором. В его асимметричном лице, грозном взгляде - выражение храбрости, твердого характера, но и настороженности, подозрительности. 

Образ человека в портрете утрачивает гармонию физического и духовного начал, характерную для античного мира. Формируются черты средневекового искусства. 

В этот период портрет  получает развитие и в живописи. О характере живописных образов (их сохранилось немного) дают представление фаюмские портреты I-III веков н. э., названные по месту нахождения в некрополе оазиса Эль-Фаюм, в восточной римской провинции Египте. 

Фаюмские портреты испытали воздействие эллинистически- римского искусства, они сохраняли  и культовое назначение, что говорило о традиции древнеегипетского портрета. Исполненный на тонкой деревянной дощечке или холсте, портрет после смерти человека вставлялся в забинтованную мумию или в расписную пелену с изображением Осириса. Портреты отличают естественный поворот головы, живописная лепка объема, яркая обрисовка индивидуальных особенностей модели. Точно воспроизводятся этнические черты народов, населявших тогда Египет. Таковы "Портрет молодой женщины", "Портрет молодого человека с бородкой, в золотом венке", "Портрет пожилого римлянина" и другие (I - II вв. н. э.), разнообразные по рисунку, живописному мастерству. 

В 395 году Римская  империя распалась на Западную и  Восточную, опустел разграбленный  варварами Рим (IV - V вв. н. э.). Но изобразительное  искусство Древнего Рима, его гуманистические традиции продолжали жить, вдохновляя мастеров последующих эпох. 

"Золотым веком"  римской литературы называют  период ее развития в эпоху  становления империи и принципата (между смертью Цезаря - 44 г. до  и. э. и смертью Августа - 14 г. н. э.). 

Самыми выдающимися  поэтами, входившими в литературный кружок во главе с ближайшим сподвижником Августа Меценатом, были Вергилий и  Гораций. 

Публий Вергилий Марон (70-19) создал три крупных произведения: "Буколики" ("Пастушеские стихотворения"), дидактическую поэму "Георгики" ("О земледелии") и эпическую поэму "Энеида" - самое значительное свое произведение. 

Информация о работе Античная художественная культура