Античная художественная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:23, доклад

Описание работы

Своеобразие исторического развития Древней Греции обусловило гуманистическое содержание и высокий художественный уровень ее искусства, то место, которое. заняла древнегреческая культура в истории человечества.
В период расцвета греческой рабовладельческой демократии (V в. до и. э.) сформировался этический и эстетический идеал человека-гражданина, всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей высокие духовные и физические качества защитника отечества. Глубокие философские представления о мире и человеке, этические и эстетические теории, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 225.50 Кб (Скачать)

Стремясь создать  общенациональный эпос, Вергилий обратился  к поэмам Гомера, располагая материал по гомеровской схеме (I часть - бегство Энея из гибнущей Трои и его приключения до прибытия в Лациум; II часть - подготовка к сражениям, бои Энея и его союзников с противником, подвиги Энея и его победа над Турном). I часть перекликается с "Одиссеей", а II - с "Илиадой". 

Героическая поэма "Энеида", прославлявшая историческую миссию Рима, справедливой властью умиротворяющего весь мир, явилась образцом для национальных эпопей новоевропейской поэзии: Т. Тассо, Л. Камоэнса, Ф. Вольтера, М. М. Хераскова и других. 

Квинт Гораций  Флакк (65-8 гг. до н. э.) писал "Эподы", "Сатиры", "Оды" и "Послания". "Эподы" - сборник стихотворений, написанных ямбическим размером, в которых раскрываются современные для поэта темы. В них звучат мотивы разоблачения отдельных моментов действительности. С особой силой осуждаются гражданские войны, расшатывающие былое могущество Рима. 

"Сатиры" Горация  представляют собой произведения  на морально-философскую тематику. Высказывая свои принципы, Гораций  критикует человеческие пороки  и недостатки, проповедует "философию умеренности". Сатира Горация лишена резкости и обличительной силы, она имеет характер проповеди добродетели и мудрости. 

"Оды" - наиболее  известные произведения Горация.  Это сборник лирических стихотворений,  состоящий из четырех книг. Философские  мотивы "Од" Горация связаны с прославлением наслаждения радостями жизни: любовью, благами и красотами природы, радостями сегодняшнего дня ("лови день", "пользуйся настоящим, не думая о будущем"). Все это сочетается с проповедью "довольства малым" и умения держаться "золотой середины" (ода "К Лицинию"). 

Теме дружбы посвящено стихотворение "К Помпею Вару", переведенное Пушкиным. Многие оды Горация посвящены прославлению Октавиана Августа, его политической деятельности. Но наиболее известным, оказавшим влияние на мировую поэзию, явился знаменитый "Памятник", тема которого - бессмертие поэта и его труда - нашла воплощение в творчестве Г. Р. Державина, А. С. Пушкина и других. 

Наряду с официальным  направлением в римской поэзии развивается  оппозиционное, культивировавшее жанр римской любовной элегии. Наиболее ярким представителем этого направления явился Публий Овидий Назон (43 г. до и. э. - 18 г. и. э.). Любовная тематика в шутливом плане раскрыта в его дидактической поэме "Наука любви". Позже к ней дописано шутливое стихотворение "Лекарство от любви". 

Наиболее значительными  произведениями явились поэмы "Метаморфозы" ("Превращения") и "Фасты" ("Календарь"). В "Метаморфозах" Овидий обращается к богатому мифологическому материалу (пересказано около 250 различных  мифов), оформленному композиционно в стройное произведение. Начинается поэма с мифа о сотворении мира, а заканчивается превращением Юлия Цезаря после его смерти в звезду. Наряду с богами и героями в поэме действуют простые люди. Таковы старики Филемон и Бавкида - благочестивая супружеская чета из Фригии, вознагражденная Зевсом за доброту и гостеприимство долголетием. Таковы и юные влюбленные Пирам и Фисба, погибшие из-за невозможности жить и любить друг друга; их кровью окрасились плоды тутового дерева, с той поры сохраняющие красный цвет. В "Метаморфозах" Овидия находим мифы о самовлюбленном Нарциссе, превращенном в цветок, о скульпторе Пигмалионе, который изваял из слоновой кости статую, и полюбил ее, а боги ее оживили. 

Все эти мифы о превращениях имеют у Овидия свое философское обоснование: поэт опирается на теорию Лукреция ("изменяется все, но не погибнет ничто") и на учение Пифагора о переселении душ. 

Одним из известнейших римских поэтов был Децим Юний Ювенал (около 60-140) - писатель-сатирик, имя которого вошло в историю мировой культуры. Им написаны 16 сатир, где резко критикуются пороки высшего римского общества, политическое и социальное неравенство, жестокость императоров, льстивое угодничество приближенных. Он возмущается мифологическими темами в искусстве, требует, чтобы предметом поэзии была жизнь людей, их поступки, их заботы. Ювенал - создатель подлинно обличительной сатиры. 

Выдающим историком  и писателем Рима был Публий Корнелий Тацит (55 - около 120). Его литературное творчество представлено различными по жанру произведениями: "Диалог об ораторах", "Жизнеописание Юлия Агриколы", "Германия" ("О происхождении, положении, нравах и народах Германии") и двумя крупными историческими сочинениями - "Истории" и "Анналы" ("Летопись"), в которых автор с замечательной художественной силой и глубиной аналитического проникновения в конфликты действительности описывает кровавую борьбу за власть, правление римских императоров (Тиберия, Нерона и др.), их взаимоотношения с сенатом, обществом и т. п. Резко критикуя деспотизм императоров, утверждая "доблести", культивировавшиеся в республиканском Риме, Тацит в то же время признавал историческую неизбежность римского принципата. 

Из поздних  римских писателей следует отметить Апулея. О и автор романа "Метаморфозы", получившего впоследствии название "Золотой осел". Сюжет романа основам на превращении героя романа Лукия в осла, который, попадая в руки разных владельцев, становится свидетелем грязных людских дел. Апулей обнажает произвол богачей и высших чиновников, показывает бесправное положение мелких землевладельцев в римской провинции. 

Роман интересен  и вставными эпизодами, имеющими фольклорную основу. Такова известная  сказка об Амуре и Психее, символизирующая  странствия человеческой души, жаждущей слиться с любовью. Роман имеет значительную культурно-историческую и художественную ценность, содержит правдивые и яркие зарисовки жизни провинции, описания религиозных культов, наблюдения над театральным искусством. Языковые, стилистические и композиционные особенности произведения придают роману художественное своеобразие и обусловливают его место в истории культуры. 

Историческое  значение античной культуры состоит  в основополагающем влиянии, которое  она оказала на развитие культуры других европейских народов. Писатели и художники эпох Возрождения и классицизма использовали античные темы и образы, своим произведениям стремились придать сходство с античными, в которых видели эталон прекрасного. К светлому источнику античного искусства обращались и художники последующих эпох. В "Евгении Онегине" А. С. Пушкина мы встречаемся с многими славными античными именами: Гомером, Феокритом, Вергилием, Ювеналом, Овидием и другими. Все они воспитали не только героя пушкинского романа, по оказали влияние па самого великого русского поэта. Вся европейская поэзия формировалась под влиянием античной традиции; поэтические размеры и ныне носят греческие наименования: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий. Живопись, архитектура, скульптура, прикладное искусство античности - это фундамент, на котором было выстроено здание европейской художественной культуры. 

Дух человечности и свободолюбия, вечные, общечеловеческие этические и эстетические принципы античной культуры и сегодня не застывшие  в неподвижности слепки, а полные жизненной силы идеи и образы, способные активно участвовать в культурном процессе нашей эпохи.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 

Художественная  культура Средневековья хронологически следует непосредственно за античной и занимает исключительное место  в общемировом развитии культуры. 

Когда возникает  мысль о средних веках, мы представляем себе рыцарские замки и готические соборы, крестовые походы и феодальные усобицы, костры инквизиции и рыцарские  турниры... "Средневековье" нередко  становится синонимом всего мрачного и реакционного, оно как бы поглощено густой тенью, отбрасываемой, с одной стороны, античностью, с другой, - Возрождением. Но именно в средние века зародились европейские нации и сформировались современные государства, сложились основы современных языков. И именно к эпохе Средневековья восходят многие из культурных ценностей, которые легли в основу мировой цивилизации. 

Начало развития средневекового этапа художественной культуры относится к концу V века и. э., ознаменованного падением последнего в Европе античного рабовладельческого государства - Западной Римской империи (476 г.). Завершение эпохи средних веков связано с падением Константинополя - центра Восточной Римской империи, Византии (1453 г.), что означало наступление эпохи Возрождения. 

Прежде всего  следует охарактеризовать те ценностные ориентации и критерии, этические и эстетические принципы, которые легли в основу жизни и мироощущения человека средних веков, определили направленность развития искусства этого времени, отразились в содержании и форме произведений художественного творчества. 

В отличие от античности с ее культом языческих  богов, когда боги очеловечивались, а люди считали себя настолько  сильными и мудрыми, что могли  спорить с обитателями Олимпа, мыслители Средневековья были ориентированы  на постижение Бога-творца видимого мира, который существует не сам по себе, а лишь как средство постижения божественного разума. И ход истории осмысливался только как осуществление Божьего замысла. В связи с этим средневековые мастера, художники и писатели, обращали свои взоры не столько к окружающему их зримому миру, сколько к миру потустороннему, а содержание таких этических категорий, как справедливость, добро и т. д., рассматривалось в плане их соответствия конечной цели - спасению души. 

Наиболее распространенный жанр литературных произведений этого периода - жития святых, типичный образец архитектуры - собор, в живописи - икона, в скульптуре - персонажи Священного писания. В этих произведениях средневекового искусства человек существовал как венец творения, созданный по образу и подобию Божьему, все прочие творения были ради него. Но в теории средневекового христианства человек не приобретал самостоятельного значения: своим существованием он прославлял Бога. Так складывалось понятие личности, находившейся в противоречивой ситуации. С одной стороны, человек провозглашался подобным Богу, своему творцу. С другой стороны, человек - раб Божий; служение Богу, возвышающее человека, в то же время требует смирения, подавления личных склонностей, противоречащих идеалам христианства. Поскольку искупление возможно лишь в ином мире, то свободное развитие личности исключено. И хотя теологи подчеркивали, что личность человека представляет собой единство души и тела, основное внимание должно было уделяться душе, ибо душа принадлежит вечности. 

Эстетический  мир Средневековья был организован  вокруг фигуры Христа. Использование  христианской мифологии регламентировалось авторитетом Священного писания. Библии. 

Библия (греч. biblia - книги) - собрание древних текстов, утвержденное религиозной традицией в качестве Священного писания ("боговдохновенной" книги) иудаистов и христиан. В Библии - две части: более древняя по времени создания и большая по объему, признаваемая и теми и другими, получила название Ветхий Завет. Другая часть, созданная уже во времена христианства и признаваемая только христианами, называется Новым Заветом. "Завет" в христианской терминологии - мистический договор или союз, заключенный Богом в древние времена с одним народом (евреями) на основе исполнения закона, - это Ветхий Завет. Благодаря явлению Христа он был сменен Новым Заветом, заключенным уже со всеми народами на условиях служения "в духе и истине". 

Новый Завет  состоит из памятников раннехристианской  литературы второй половины I века - начала II века. В состав Нового Завета входят 4 Евангелия (т. е. "благовестия" о жизни и учении Христа), примыкающие к ним "Деяния апостолов" (о жизни иерусалимской общины и путешествиях апостола Павла), 21 послание (поучения в эпистолярной форме), "Откровение Иоанна Богослова", или Апокалипсис, - предсказания о последней борьбе добра п зла в конце мира. 

Библия является не только источником религиозной догматики, используемым для культовых целей. Библейские образы и сюжеты оказали  воздействие на развитие мировой  культуры и христианского мира и стран мусульманского Востока. Особенно велико это влияние было в средние века н в эпоху Возрождения. 

Библия и сегодня  доносит до нас этические, нравственные принципы, основанные на глубоком понимании  духовности: провозглашает добро, милосердие, кротость, миролюбие, нравственную чистоту; осуждает зло, клятвоотступничество, измену в дружбе и любви, предательство, лицемерие и т. и. 

В эпоху Средневековья  христианская тематика нашла воплощение в клерикальной (церковной) литературе, существовавшей в различных жанрах: житиях святых, легендах, "видениях" загробного мира и т. д. 

"Жития" - рассказы  о жизни, благочестивых подвигах или страданиях людей, канонизированных христианской церковью. Это один из основных литературных жанров Средневековья. Жития сложились на основе сказаний о христианских мучениках в Римской империи (мартирологи), деяний апостолов (Библия) и других памятников ранней христианской литературы ("Житие Антония Великого", "Житие святого Алексия" и другие). Некоторые повествовали о воинских подвигах ("Житие Георгия Победоносца"). Наиболее полный сборник житий на латинском языке - "Золотая легенда" - собран итальянским монахом XIII века Иаковом де Борагине. К XIII—XV векам в Европе сложились многочисленные сводные сборники христианских легенд, послуживших источником сюжетов для средневекового эпоса (в том числе, рыцарского романа), драмы, лирики и иконографии. 

Информация о работе Античная художественная культура