Аристотель

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:22, контрольная работа

Описание работы

Аристотель родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.

Работа содержит 1 файл

аристотель.docx

— 28.68 Кб (Скачать)

Он сформулировал  логические законы:

закон тождества  — понятие должно употребляться  в одном и том же значении в  ходе рассуждений;

закон противоречия — «не противоречь сам себе»;

закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано». 

Аристотель разрабатывал учение о силлогизмах, в котором  рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

[править]

Этические взгляды 

Для обозначения  совокупности добродетелей характера  человека как особой предметной области  знания и для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика». Отталкиваясь от слова  «этос» (др. греч. ethos) Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.

[править]

Учение о добродетелях 

Аристотель делит  все добродетели на нравственные, или этические, и мыслительные, или разумные, или дианоэтические[5][2]. Этические добродетели представляют собой середину между крайностями — избытком и недостатком — и включают в себя: кротость, мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, практическая мудрость, справедливое негодование[6]. Относительно нравственной добродетели Аристотель утверждает, что она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность»[7]. Нравственные, или этические, добродетели (добродетели характера) рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Разумные добродетели (добродетели ума) развиваются в человеке благодаря обучению[8]. 

Добродетель — это  внутренний порядок или склад  души; порядок обретается человеком  в сознательном и целенаправленном усилии. 
 

 Аристотель, как  и Платон, делил душу на три  силы: разумную (логическую), страстную  (фумоейдическую) и желающую (епифумическую). Каждую из сил души Аристотель наделяет свойственной ей добродетелью: логическую — разумностью; страстную — кротостью и мужеством; желающую — воздержностью и целомудрием, в общем для души в целом, Аристотель полагал следующие добродетели: справедливость, благородство и великодушие[9]

[править]

Внутренний конфликт 

Каждая ситуация выбора сопряжена с конфликтом. Однако выбор нередко переживается гораздо  мягче — как выбор между  различного рода благами (зная добродетель, можно вести порочную жизнь). 

Аристотель постарался показать возможность разрешения этого  нравственного затруднения. 

Слово «знать» употребляется  в двух значениях: 

1) «знает» говорят  о том, кто только обладает  знанием; 

2) о том, кто  применяет знание на практике. 

Далее Аристотель уточнял, что, строго говоря, обладающим знанием  следует считать лишь того, кто  может применять его. Так, если человек  знает одно, а поступает по-другому, значит не знает, значит он обладает не знанием, а мнением и ему следует добиться истинного знания, выдерживающего испытание в практической деятельности. 

Добродетельность  как разумность обретается человеком  в процессе уяснения собственной  двойственности и разрешения внутреннего  конфликта (по крайней мере, насколько  это в силах самого человека).

[править]

Человек 

Для Аристотеля человек  — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами. 

В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» — существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе. 

В человеке есть два  начала: биологическое и общественное. Уже с момента своего рождения человек не остаётся наедине с  самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.

[править]

Космология Аристотеля 

Аристотель вслед  за Евдоксом учил, что Земля, являющаяся центром Вселенной, шарообразна. Доказательство шарообразности Земли Аристотель видел в характере Лунных затмений, при которых тень, бросаемая Землёй на Луну, имеет по краям округловатую форму, что может быть только при условии шарообразности Земли. Ссылаясь на утверждения ряда античных математиков, Аристотель считал окружность Земли равной 400 тыс. стадий. Аристотель кроме того первым доказал шарообразность и Луны на основе изучения её фаз. Его сочинение «Метеорология» явилось одной из первых работ по физической географии. 

Влияние геоцентрической  космологии Аристотеля сохранилось  вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетарной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетарным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. 

Шарообразны и небесный свод и все небесные светила. Однако доказывал эту мысль Аристотель неправильно, исходя из телеологической  идеалистической концепции. Шарообразность небесных светил Аристотель выводил  из того ложного взгляда, что т. н. «сфера» является наиболее совершенной  формой. 

Идеализм Аристотеля получает в его учении о мирах  окончательное оформление: 

«Подлунный мир», то есть область между орбитой  Луны и центром Земли, есть область  беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят  из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место. Над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. 

«Надлунный мир», то есть область между орбитой  Луны и крайней сферой неподвижных  звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого, совершеннейшего элемента — эфира. 

Эфир (пятый элемент  или quinta essentia) входит в состав звёзд и неба. Это божественный, нетленный и совершенно непохожий на другие четыре элемента. 

Звёзды, по Аристотелю, неподвижно укреплены на небе и обращаются вместе с ним, а «блуждающиеся светила» (планеты) движутся по семи концентрическим кругам. Причиной небесного движения является Бог.

 Произведения  Аристотеля

Многочисленные сочинения  Аристотеля охватывают почти всю  область доступного тогда знания, которое в его трудах получило более глубокое философское обоснование, было приведено в строгий, систематический  порядок, и его эмпирический базис  значительно вырос. Некоторые из этих сочинений не были выпущены им самим при жизни, а многие другие подложно ему приписаны впоследствии. Но даже некоторые места тех сочинений, которые бесспорно принадлежат  ему, можно поставить под сомнение, и уже древние старались объяснить  себе эту неполноту и отрывочность превратностями судьбы рукописей Аристотеля. По преданию, сохранившемуся у Страбона и Плутарха, Аристотель завещал свои сочинения Феофрасту, от которого они перешли к Нелию из Скепсиса. Наследники Нелия спрятали драгоценные рукописи от жадности пергамских царей в погреб, где они сильно пострадали от сырости и плесени. В I веке до н. э. они были проданы за высокую цену богачу и любителю книг Апелликону в самом жалком состоянии, и он постарался восстановить пострадавшие места рукописей своими собственными прибавками, но не всегда удачно. Впоследствии, при Сулле, они попали в числе прочей добычи в Рим, где Тиранниан и Андроник Родосский издали их в их нынешнем виде. По мнению некоторых исследователей, этот рассказ может быть верен только относительно очень небольшого числа второстепенных сочинений Аристотеля. 

Из сочинений Аристотеля до нас не дошли написанные в общедоступной  форме (экзотерические), например, «Диалоги», хотя принятое древними различие между  экзотерическими и эзотерическими сочинениями не было так строго проведено  самим Аристотелем и во всяком случае не означало различия по содержанию. Дошедшие до нас сочинения Аристотеля далеко не одинаковы по своим литературным достоинствам: в одном и том же сочинении одни разделы производят впечатление основательно обработанных и подготовленных для обнародования текстов, другие — более или менее подробных набросков. Наконец, есть и такие, которые заставляют предполагать, что они были только заметками учителя для предстоящих лекций, а некоторые места, как, возможно, его «Эвдемова этика», по-видимому, обязаны своим происхождением запискам слушателей или, по крайней мере, переработаны по этим запискам. 

В пятой книге  «Historia Animalium» Аристотель упомянул о своём «Учении о растениях», которое сохранилось только в небольшом числе фрагментов. Эти фрагменты были собраны и изданы в 1838 году немецким ботаником Х. Виммером[de]. Из них можно видеть, что Аристотель признавал существование двух царств в окружающем мире: неодушевленную и живую природу. Растения он относил к одушевлённой, живой природе. По Аристотелю, растения обладают низшей ступенью развития души по сравнению с животными и человеком. Аристотель отмечал в природе растений и животных некоторые общие свойства. Он писал, например, что в отношении некоторых обитателей моря трудно решить, растения это или животные[11].

ИСТОЧНИК: ВИКИПЕДИЯ


Информация о работе Аристотель