Цели и задачи исторического образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Однако эта проблематика задается указанной дисциплине не имманентно, не изнутри ее самой, а трансцендентно, извне. Те или иные целевые установки и сопутствующие им задачи, если они теоретически строго определены и обоснованы, являются для методики преподавания руководящими, тогда как она сама имеет по отношению к ним подчиненное и инструментальное значение. Никакая методика, как бы она ни была совершенна и отработана технически, не приведет в преподавании к положительным результатам, если не ясны цели и задачи, которыми оно руководствуется.

Работа содержит 1 файл

Цели и задачи исторического образования.doc

— 277.50 Кб (Скачать)

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОЙ НАУКИ  И ОБРАЗОВАНИЯ

 

       а)  Восстановление письменной Традиции: собирание, хранение, кодификация,  научное редактирование и комментирование,  перевод и публикация письменного  и устного наследия Византии, православной славянской цивилизации,  Московской Руси, святоотеческой, пророческой и мистико-аскетической (духовной) литературы также Петербургского и Советского периодов русской истории, православной философской и политической мысли. Создание Византийской, Православно-Славянской и Русской библий и их объединение со Священным Писанием и Священным Преданием в единый Священный Свод. Возрождение летописания (продолжения Священной мировой истории, мирового православия и России).

     

б) Богословское, идейно-теоретическое, научное преодоление раскола  Русского Православия. Способствовать объединению Русской Древлеправославной Церкви (старообрядческой, Белокриницкой иерархии), Русской Православной Зарубежной Церкви 27 (Тихоновской, Карловацкой, РПЦЗ), Катакомбной Истинно-православной Церкви и Русской Православной Церкви (Сергианской) в единую Русскую Православную Церковь.

    

 в) Восстановление  Русской идеологии в соответствии  с современными требованиями  и вызовами и придание ей классической формы на основе христианской (православной) Традиции. (Создание доктрины Русского традиционализма).

     

г) Синтез положительного культурно-исторического и духовного  опыта Византийской империи, Православного Славянства, Московской Руси (Монгольской или славяно-тюркской империи - Третьего Рима), Петербургской империи и Советского Союза в мироустроительную и домостроительную доктрину Третьего Пути - противоположную как западному "гуманизму" (титанизму, человекобожеству, индивидуализму, либерализму), так и азиатской тотальности, принижающей и даже отрицающей личностное начало как в Боге, так и в человеке. Преодоление на этом Пути (с помощью метафизики православия и сакральной практики одухотворения плоти, воцерковления и религиозного просвещения государства и общества) манихейского дуализма духа и материи (идеализма и материализма).

 

д) Восстановление и возрождение метафизики христианства на основе метафизических учений св. Дионисия Ареопагита, св. Максима Исповедника, св. Г. Паламы и др. метафизиков "Фаворского Света" (мистико-аскетическая школа исихастов, паламитов). Способствовать выявлению и систематизации предельных (религиозно-метафизических, мироотношенческих) оснований научной и образовательной деятельности.

     

е) Синтез богословского (мистико-аскетического, метафизического), философского (диалектика, онтология, гносеология, логика, герменевтика, космология, антропология, пневматология и психология), исторического, филологического и естественно-научного знания в единую церковную (сакральную) науку или систему сакральных (священных) наук и образовательных предметов. Выработка на основе этого синтеза единой картины мира. Создание методологического и понятийного аппарата единой церковной науки и единого церковного образования, совпадающих с образованием национальным.

     

ж) Разработка на основе Традиции православной геополитической, политической, социальной и экономической доктрин для предотвращения национального раскола, раскола христианской паствы  по политическим и идеологическим признакам, гражданской смуты, вражды и войны между православными христианами - русскими. Обоснование на современном богословском научном уровне симфонии духовной и мирской властей и доктрины иерархии церковных служений. Синтез "иосифлянства" и "нестяжательства".

     

з) Актуализация в современном общественном сознании истин православного вероучения.

     

и) Борьба с "экуменизмом", "униатством", "религиозным синкретизмом", "глобализмом", "церковным модернизмом" (неообновленчеством) за истинный Христианский Универсализм.

 

к) Создание школы православной политологии, политической аналитики и прогнозирования.

     

л) Создание на основе христианской Традиции классической теории образования, обучения, педагогики и методики (образование  по образу и подобию Божьему, по образу Христа, а не по абстрактным "гуманистическим" идеалам).

     

м) Участие в решении проблем  Православной ойкумены, вселенского  Православия. Способствовать восстановлению единства Православного мира.

 

РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

      Теперь  мы наиболее близко подступили к более узкой и предельно конкретизированной теме нашей работы.  Мы будем говорить о науке исторической и ее месте в системе Традиции. Сама эта наука имеет три предметно-познавательных уровня:

 

  1. Уровень Священной Истории - уровень вечно-временной, сверхчеловеческий, сверхъестественный, сакральный, трансцендентный, мистический, креационистский, духовно-космический, Промыслительный (провиденциальный), телеологический, сотериологический, мессианистический и эсхатологический - высший уровень, уровень Града Небесного, Небесного Иерусалима, Царства Божьего, Церкви Небесной. На этом уровне Космос рассматривается как некое единство высших нематериальных духовно-энергетических форм - духовных сущностей, включая посмертное существование святых, чистых, светлых, безгрешных человеческих душ - духовных сущностей.

.

  1. Уровень естественной истории - уровень неопределенно-временной, человеческий, духовно-душевно-органический, культурный, идеально-материальный, психофизический или психоидный - биологический, натуралистический, физический, вещественный, телесный - микро- и макрокосмос 28 - средний уровень, уровень Града Земного, Земного Иерусалима, Царства Православного земного, Церкви Православной земной. На этом уровне человек, общество, природа - материальный, телесный, органический Космос - рассматриваются как некое духовно-материальное единство, единство духовно-материальных форм (сущностей), единство духовно-материальных энергий.

 

  1. Уровень инфраистории, истории грехопадения части ангелов под главенством Люцифера (Сатаны) - низший мистико-инфернальный уровень, которому Божественный Промысел задал определенные временные рамки, уровень тяжелых и предельно тяжелых, холодных и предельно холодных, темных и предельно темных, замкнутых и предельно замкнутых, вампирических, злых и предельно злых духовно-энергетических стихий и сущностей (форм), уровень падших ангелов (аггелов или бесов) и падших человеческих душ (умерших без покаяния и прощения), лжецарство Диавола и лжецерковь диавольская, "царство князя мира сего" - царство греха и безбожия. Этот уровень рассматривается как энтропийный и предельно энтропийный, коллапсирующий духовно-энергетический Космос, как мир распадающихся духовно-энергетических сущностей (форм), паразитирующих на человеке и всех живых существах среднего уровня, поглощающих энергии падших душ и погрязшего во грехе, а потому крайне ослабленного и энергетически плохо защищенного, духовно-материального Космоса.

     

      Итак, после этого  рассмотрения истинно традиционная  История предстает перед нами не только как целостный предмет, но и как целостная наука, которая синтезирует мета-историю (религиозную, Священную, сверхъестественную), естественную и инфра-историю. При этом естественная история связывается со Священной как горизонтально (временная, чисто историческая связь с сакральным прошлым), так и вертикально (вневременная, постоянная связь с вечным и вечно-временным). Что касается инфра-истории, то естественная история находится под неослабевающим влиянием первой, ибо человеческое грехопадение и апостасийные процессы продолжаются, при этом погрязшая во зле громадная часть человечества имеет постоянную сознательную либо безсознательную связь с инфракосмосом, с Диаволом. Указанные уровни каким-то образом коррелируют друг с другом, находятся во взаимосвязи - положительной или отрицательной. В этой картине человечество как бы пребывает в подвешенном и в то же время циркулирующем состоянии, словно некие движущиеся частицы в сосуде с водой. Одни, наиболее легкие, поднимаются вверх (в Царствие Небесное), другие, наиболее тяжелые, падают на дно, (в лжецарство диавольское).

      Если онтология,  диалектика и космология (космогония) говорят нам о сущности, о природе, движущих силах, законах становления и развития, об устроении единого Космоса (Космоса указанных трех уровней), если антропология, социальная философия, пневматология, культурология, социология, психология, психофизика, философия природы и естественно-математические науки рассказывают нам о сущности, природе, движущих силах, законах становления и развития, об устроении человека, обществ, идеально-материальных единств, культур, цивилизаций, животного, растительного (органического), минерального и физического мира, макро- и микро - Космоса, Космоса среднего уровня, то История раскрывает нам феноменальный и процессуальный аспекты всей живой, движущейся и развивающейся Вселенной. При этом История должна изучаться целостно, при учете связей трех уровней единого Космоса, в его духовно-материальном единстве, в единстве природы и общества, в идеально-материальном единстве, единстве Царства Небесного и Царства земного. Кроме того История не может изучаться в отрыве от историософии. Если История рассказывает нам, что именно, где, когда и как происходило (происходит), в каких условиях, при каких обстоятельствах, в какой ситуации, кто и что является участником, субъектом и объектом, предметом, вещью события  и отслеживает связи между событиями, субъектами и объектами, вещами и предметами исторических процессов, то историософия раскрывает нам, почему, отчего, зачем и для чего, с какой целью, в каком направлении, на каком смысловом этапе происходит событие, общий характер, общую суть процесса, явления, действия, деятельности, поступка, акта, конретного движения, общий смысл, общая оценка происшедшего (происходящего).

      История  не только раскрывает истину  о событии, правду его, его  смысл и значение, его ценность, но и является средством и инструментом сохранения (фиксации) исторической и родовой памяти человека, народа, нации, цивилизации, связи времен. Она также имеет значение опытное, значение действенного, влиятельного, воспитательного и учительного, примера, значение аналогии и параллели, религиозно-символическое, мифологическое и идеологическое значение, значение идеально-ценностное и материально-ценностное, культурно-историческое, значение "золотого века", "прекрасного детства", ретроспективного идеала, который, собственно, является отражением вечности, синтезом вечных ценностей-целей и ценностей-средств, связующих прошлое, настоящее и будущее, поколения ушедших с поколениями живущих и нарождающихся людей и народов.

      С этой  точки зрения становятся предельно  ясными цели и задачи русского  национального исторического образования. Термин "образование" происходит от слова "образ". Качество образования зависит от того образа, который мы поставим идеальной целью образовательной деятельности. Так, если мы целью образования сделаем Образ Божий, то и образование наше будет иметь право именоваться высшим, ибо ничего выше Бога не существует. Поэтому в тех "университетах", где не преподается богословие, религиозная метафизика, Священная История, включая историю Православия, Православной цивилизации и Православной Церкви, историю духовной литературы и искусства, не может даваться и высшее образование. То образование, которое мы получаем в безбожных светских "университетах", есть лжевысшее образование, есть пародия на высшее образование.

      Образование нельзя  смешивать с обучением, наукоучением, преподаванием и воспитанием. Последние являются лишь средствами и инструментами образования. Помимо этого к средствам образования относятся самообучение, самовоспитание, самостоятельное изучение и исследование. Образование надо понимать весьма широко, ибо весь окружающий человека мир - от Бога до ничтожной физической пылинки и дуновения ветерка - участвует в образовательных процессах. Больше того, мы даже не можем учесть своим скромным человеческим и техническим разумом всех сил и обстоятельств этих процессов. Поэтому в образовании учитель и преподаватель сталкивается с тайной человека, с тайной общества, с тайной Истории. Ему известны далеко не все средства, рычаги и пружины воздействия на свои объекты. Ему далеко не все известно о человеке, обществе и самой Истории. Преподаватель и учитель работают лишь на тех или иных уровнях приближения, при условии знания этих уровней.

      Целью русского  национального образования является  спасительный образ Христа, образ  Царствия и Церкви Небесных, образ Вечности Святой, Святой Руси, образ Москвы - Третьего Рима. Это спасительные идеалы русского человека, общества, земной Церкви и государства, которые связывают нас с Вечностью, а в настоящем требуют к ним наибольшего, предельного приближения как в личной и общественной, так и национально-государственной жизни. Поэтому, если мы берем образование в его более узком значении, в значении вузовского и школьного, то его цели и задачи должны соответствовать этим высшим для нации целям-ценностям. При этом цели и задачи школ и вузов выполняют по отношению к высшим целям роль ценностей-средств. Здесь должна соблюдаться иерархия целей.

      Историческое образование  задается целью показать и  раскрыть живой и целостный  образ мировой и русской истории,  мировой и русской судьбы в их взаимном переплетении, в их сакральном, надмирном, метаисторическом, духовно-космическом, природно-человеческом, идеально-материальном, культурно-историческом и органическом смыслах. Оно должно дать представление о месте и роли руссов, российской цивилизации, других цивилизаций и народов в мировых космических процессах. Вся огромная проблематика исторического образования исходит из этих целей. Решение этих задач должно быть направлено на то, чтобы каждого из нас приобщить к пониманию и осознанию целостного мирового развития, к пониманию своей личной роли и места в нем, приобщить, в конце концов, к Большой Традиции, к страстному желанию ее охранения и сохранения. Мы уже не говорим о таких очевидных вещах, как "патриотизм", "любовь к Родине", "любовь к русской культуре и российской истории".

Информация о работе Цели и задачи исторического образования