Человек в первобытной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

Возникновение культуры связано с появлением человечества. Множество различных теорий стремится объяснить причины его появления. Одни предполагают божественное сотворение человека (религиозные теории): шумерские боги, а также Прометей лепили людей из глины, Бог-отец Ветхого завета создал Адама “из праха земного” .Ни одна из них не нашла по сей день никакого фактического подтверждения. Созданный “по образу Своему, по образу Божию” .человек отнюдь не имел тех знаний, которыми ему, как творению божьему, приличествовало бы обладать.

Содержание

Введение 3
1.Первобытная культура и современность 5
2.Материальная культура первобытного человека 13
3.Духовная культура. Первобытное миротворчество 15
Заключение 17
Список используемой литературы 21

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 53.94 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

 

Введение 3

1.Первобытная культура и современность 5

2.Материальная культура первобытного человека 13

3.Духовная культура. Первобытное миротворчество 15

Заключение 17

Список используемой литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

       История культуры — это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.

     Мы то не замечаем следов, тянущихся из глубины веков, то вдруг начинаем с особой остротой видеть, как много вокруг и внутри нас того, что складывалось в прошлом. Мы много раз отвергали и опровергали прошлое, пытаясь переписать его набело, и столько же раз начинали отыскивать в нем свои корни, чтобы лучше понять себя сегодняшних. Пожалуй, только в XX веке человечество осознало свою главную ошибку: погоня за материальными благами и научными открытиями не всегда означает движение вперед, а забвение “ужасного” прошлого может обернуться стократ более ужасным будущим. Увидеть связь тысячелетий, поколений, народов, найти и понять единство в смене культур значит осознать и осознанно выстроить свое будущее.

    Может возникнуть (и возникало) представление о том, что любая культура обречена. Но ни одна культура не умирала и не стиралась совершенно. Она всегда возрождалась в последующих фазах развития, давала новые неожиданные ростки. И пока хотя бы один человек на земле умеет делать из природного материала необходимые предметы, хранит в памяти слово, мелодию или образ и воспроизводит их, культура не погибла. Каким бы ни было ее состояние, она еще может снова цвести и плодоносить.

Возникновение культуры связано  с появлением человечества. Множество  различных теорий стремится объяснить  причины его появления. Одни предполагают божественное сотворение человека (религиозные  теории): шумерские боги, а также  Прометей лепили людей из глины, Бог-отец Ветхого завета создал Адама “из  праха земного” .Ни одна из них не нашла по сей день никакого фактического подтверждения. Созданный “по образу Своему, по образу Божию” .человек отнюдь не имел тех знаний, которыми ему, как творению божьему, приличествовало бы обладать. Он был лишен даже малых возможностей божественного существования: прежде всего ему нужно было есть, пить (как животному), ему грозило множество болезней, у него не было даже примитивных умений и навыков. Об этом свидетельствуют археология, этнография, антропология [см. труды Д. Эттенборо, Я.Линдблада, Э. Б.Тайлора, К. Леви-Строса и др.].

Другая, весьма распространенная, теория — теория эволюции, начало которой  положил Ч. Дарвин. Для него человек  был высшим природным творением, выжившим лишь благодаря тому, что оказался наиболее приспособленным к существованию даже в самых неблагоприятных внешних условиях. Существуют и современные варианты эволюционистской теории. Так, немецкий философ и антрополог Макс Шелер (1874—1928) считал, что человек вовсе не был совершенством в животном мире, напротив, он был физически слабее многих своих животных собратьев, его органы чувств были хуже развиты, чем у них, но он обладал даром подражания и жил “по мерке любого вида” животных, используя различные способы укрытия, питания и приспособления.

Л. Н. Гумилёв создал теорию происхождения человечества, которую  можно назвать “космической”. Он считает, что человечество существует как особое явление природы, часть  биосферы. Биосфера, с его точки  зрения, “не только биомасса всех живых  существ, включая вирусы и микроорганизмы, но и продукты их жизнедеятельности  — почвы, осадочные породы, свободный  кислород воздуха... Все это —  энергия, нас питающая” Другие виды энергии — это солнечная, энергия  распада радиоактивных элементов, пучки космической энергии. От совокупного  действия разных видов энергии зависят  периодические всплески пассионарности (лат. passio “страсть”), пассионарные толчки. Именно такого рода толчки лежат в  основе не только возникновения, развития и угасания, исчезновения различных  народов и их культур, но и в  основе возникновения человеческого  общества. Гумилёв представляет историю  культуры как историю пульсации  пассионарных толчков, вызывающих то расцвет, то гибель той или иной культуры.

Эти предварительные сведения нам необходимы, чтобы войти в  реку времени и в путешествии  по ней понять труды и дни людей  в мире от древности до сегодняшнего дня, увидеть в них то, что должно составлять главную ценность отдельной  человеческой жизни и жизни всего  человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Первобытная  культура и современность.

 

    Культура отличает человека от животного. Поэтому проблема начала культуры неразрывно связана с проблемой происхождения человека. В этом плане можно выделить целый ряд теорий, объясняющих происхождение человека и культуры, которые, по существу, можно свести к трем основным позициям: религиозной, философской, научной.

Религиозная концепция –  наиболее древняя; согласно религиозному видению мира, человек есть творение бога. Культура в этом контексте  понимается как проявление в человеке божественного дара, как ниспослание  верующим высших духовных ценностей. Основу религиозной концепции составляет вера.

    Научная точка зрения опирается на результаты исследований ученых (археологических, палеонтологических, и т.д. ). Первые известные явления культуры – это каменные орудия, которые датируются примерно 2-2,5 миллионами лет назад. Останки существ, создавших эти орудия, получили в науке название «Homo habilis» («человек умелый»). Но значительная часть ученых не считает «хабилисов» людьми, так как по структуре мозга и другим биологическим признакам они не отличались существенно от предшествующих австралопитеков, которые были животными (название «австралопитеки» и другие термины встречающиеся далее в тексте, используются в науке для обозначения различных стадий эволюции от животного к человеку).

    Специфические черты человека, по данным исследований, возникают у потомков «хабилисов» - архантропов, питекантропов или «Homo erectus» («человек прямоходящий») 1,5-1,6 миллионов лет назад. Опорными моментами, обусловливающими трансформацию обезьяны в существо более высокого порядка, были: переход к прямохождению, использование орудий труда, совместная деятельность, развитие языка, речи, общения на базе использования сигналов, знаков и коммуникаций. Биологическая эволюция человека завершилась 35-40 тысяч лет назад, когда появился «Homo sapiens» («человек разумный»).

Воссоздание в теории процесса возникновения человека и культуры может считаться достоверным, приближенным к истине, лишь с известной степенью условности. Результаты научных исследований позволяют судить более или менее  адекватно о развитии материальной культуры первобытного человека (орудия труда, способы их обработки и  использования и др.). Но эти данные не дают возможности воссоздать в  полной мере процесс духовного становления  человека. Эта проблема привлекала и будет привлекать внимание философов, культурологов, историков. Существуют различные культурофилософские концепции проблемы возникновения культуры.

Одной из самых разработанных  является орудийно-трудовая концепция, связанная с деятельным подходом к культуре и представленная прежде всего марксистской традицией. Согласно данной концепции, «труд создал человека» (Ф. Энгельс). Труд здесь понимается как целесообразная деятельность, которая  начинается с изготовления орудий из камня, кости, дерева. В ходе трудовой деятельности возникает речь, общение, развивается мышление первобытного человека. Все это создает предпосылки  для формирования культуры как способа  жизнедеятельности человека. Орудийно-трудовая концепция представляется достаточно убедительной, она подтверждается данными  археологических раскопок, свидетельствующих  о процессе совершенствования орудий труда. Большинство антропологов придерживаются положения о решающей роли труда  в процессе возникновения человека. Однако целый ряд современных  исследователей культуры ставят под  сомнение тезис о центральном  месте труда в развитии человека и культуры; указывают на противоречия в рамках орудийно-трудовой концепции. Например: каким образом человек  мог нечто открыть, выдумать, изобразить, открывать, не умея придумывать, изобретать, открывать?

    В XX столетии значительное распространение получила игровая концепция культуры. По мнению голландского историка культуры Йохана Хейзинги (1872-1945), человеческая культура возникает и развертывается в игре. Игра изначально присуща высокоразвитым животным. Игра предшествует культуре, является одной из формирующих ее начал. В ней заложены качества предкультурной деятельности: это свободное занятие, в ней отсутствует «практическая» заинтересованность; игра по определенным правилам понимается как «невзаправду». Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой, например: охота, миф, культ. Но не следует понимать рассуждения Хейзинги в том смысле, что культура вырастает из игры в процессе эволюции. Культура возникает в форме игры, она первоначально разыгрывается. По мере же развития культуры, игровой момент в ней отступает на задний план. Однако он может проявиться в полную силу во все времена, в том числе и в формах высокоразвитой культуры.

    Следует указать вместе с тем, что несмотря на глубинную разработанность концепции игрового культурогенеза (различные версии ее встречаются и у других мыслителей XX века), остается невыясненным такой важный вопрос: откуда берется стремление, «тяга к игре»?

Рассмотрим еще одну версию культурогенеза – символическую. Немецкий философ Эрнст Кассирер (1864-1945) представил процесс возникновения культуры как символическое, игровое приспособление к природному миру. Человека отличает от животного символический способ общения с миром. Животным присущи  лишь знаковые сигнальные системы. Сигналы  есть часть физического мира, а  символ представляет собой часть  человеческого мира значений. Животные ограничены миром своих чувственных  восприятий, что сводит их действия к прямым реакциям на внешние стимулы. А человек живет уже не просто в физической, но и в символической  вселенной. Это символический мир  мифологии, языка, магии, искусства, с  помощью которых человек упорядочивает  окружающий его хаос, духовно познает  мир. Кассирер рассматривает человека как животное, биологический организм, который вырывается из животного  царства, заменяя природные инстинкты  ориентацией на культурно – значимые предметы. Таким образом, суть культурогенеза, по Кассиреру, заключается в формировании человека как «символического животного».

Несомненно, что ни одна из версий культурогенеза не может претендовать на роль истины в последней инстанции. Но каждая из них вносит свой вклад  в осмысление проблемы происхождения  культуры.

Начальный этап развития культуры (первобытная культура) характеризуется  рядом важнейших особенностей: 1) гомогенность - однородность форм культуры повсюду, где бы она ни существовала: росписи и рисунки в пещерах, древняя керамика, орудия труда обнаруживают одинаковую степень условности, сходство в деталях и технике изготовления; 2)синкретизм – нерасчлененность, невыделенность, слитность всех форм культуры.

    Основой такого синкретизма был ритуал. Ритуал (лат. rutis – религиозный обряд, торжественная церемония) – одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей. Структуру ритуала составляет строго регламентируемая последовательность действий, связанных со специальными предметами, изображениями, текстами в условиях соответствующей мобилизации настроений и чувств действующих лиц и групп. Символическое значение ритуала, его обособленность от повседневно – практической жизни подчеркивается атмосферой торжественности.

Ритуал играет очень важную роль в культуре первобытного общества. Сквозь его призму рассматриваются  природа и социальное бытие, дается оценка поступков и действий людей, а так же разнообразных явлений  окружающего мира. Ритуал актуализирует  глубинные смыслы человеческого  существования; он поддерживает стабильность социальной системы, например, племени. Ритуал несет в себе информацию о закономерностях природы, полученную в ходе наблюдения за биокосмическими ритмами. Благодаря ритуалу, человек ощущал себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами.

     В основе ритуальной деятельности лежал принцип подражания явлениям природы, они воспроизводились путем соответствующих ритуальных символических действий. Центральное звено древнего ритуала – жертвоприношение – соответствовало идее рождения мира из хаоса. Как хаос при рождении мира расчленяется на части, из которых возникают первоэлементы: огонь, воздух, вода, земля и т.д., так и жертва расчленяется на части и затем эти части отождествляются с частями космоса. Регулярные, ритмические воспроизведения основы событийных элементов прошлого связывали мир прошлого и настоящего.

В ритуале тесно переплетались  молитва, песнопение, танец. В танце  человек подражал различным явлениям природы, чтобы вызвать дождь, рост растений, соединиться с божеством. Постоянное психическое напряжение, вызванное неопределенностью судьбы, отношения к врагу или божеству находило выход в танце. Танцующие  участники ритуала были воодушевлены сознанием своих задач и целей, например, воинский танец должен был  усилить чувство силы и солидарности членов племени. Существенно и то, что в ритуале участвовали  все члены коллектива. Ритуал является в первобытную эпоху основной формой социального бытия человека и главным воплощением человеческой способности к деятельности. Из него впоследствии развились производственно-экономическая, духовно-религиозная и общественная деятельность.

Ритуал выступал в тесной взаимосвязи с мифом. Миф –  это наиболее ранняя форма выражения  человеком своего отношения к  миру. Миф выступает как единая, нерасчлененная (синкретическая) форма  сознания. Мысль в мифе выражается в конкретных эмоциональных, поэтических  образах, метафорах. На окружающий мир  переносятся человеческие черты, олицетворяются космос и другие природные явления.

Информация о работе Человек в первобытной культуре