Цивилизационная концепция культуры А Тойнби

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:21, реферат

Описание работы

Существуют различные трактовки термина «цивилизация». Для выработки более или менее точного определения цивилизации необходимо изучение крупных социальных и культурных феноменов, существующих в виде целостностей, т.е. макроисторическое исследование. Н. Данилевский называет такие феномены культурно-историческими типами, О. Шпенглер – развитыми культурами, П. Сорокин – метакультурами, А. Тойнби – цивилизациями.
Но все-таки можно дать наиболее точное определение данному понятию. Цивилизация – это определенная ступень общественной истории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием социальной структуры и духовного мира.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….2
2. Основная часть.
2.1 Цивилизации А. Тойнби……………………………………………...4
2.2 Судьбы цивилизаций………………………………………………..12
2.3 Будущее цивилизаций………………………………………………21
3. Заключение……………………………………………………………..24
Библиографический список…

Работа содержит 1 файл

Цивилизационная концепция культуры А Тойнби.doc

— 131.00 Кб (Скачать)
">      Действие  механизма «Вызов-и-Ответ» является фактором, противостоящим силе инерции. История любой цивилизации – последовательность актов Вызова-и-Ответа. Всякий раз вызов побуждает общество к совершенствованию, а нахождение адекватного ответа означает его подъем на более высокую ступень. И наоборот,

      

      * Тойнби А. Дж. Постижение истории.  Москва, 2002, с. 127. 

      отсутствие  вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию. А неспособность  общества найти адекватный ответ на сделанный ему вызов ввергает его в кризис и ставит под угрозу его дальнейшее существование.

      Первые  вызовы, стимулировавшие генезис  цивилизаций, были сделаны дельтами рек – Нила, Тигра и Евфрата, Иордана и Инда. Сильные климатические  изменения, которые произошли по окончании ледникового периода, привели к иссушению земель. Это был вызов, на который общины охотников и собирателей, обитавшие около этих рек, ответили по-разному. Одни изменили образ жизни и так совершили творческий акт превращения в земледельцев. Их ответом стало возникновение египетской, шумерской и индской цивилизаций. Другие, сохраняя привычный образ жизни, двинулись к северу, что столкнуло их с новым вызовом – вызовом северного холода. Общины, не изменившие ни образа жизни, ни местопребывания, поплатились за это полным вымиранием.

      История дает и другие примеры вызовов, бросаемых  обществу природной средой. Возникновение  майянской цивилизации было ответом  на вызов, брошенный тропическим  лесом. Пришельцы, вынужденные спуститься с гор в поисках новых мест и добравшиеся до о. Крит, приняв вызов моря, создали минойскую культуру. Переход к новому типу хозяйства, создание мощных структур власти, строительство ирригационных сооружений, возникновение новых религий, научные открытия и технические достижения – все это ответы, которыми общество реагирует на вызовы.

      Также наряду с вызовами природы Тойнби выделяет вызовы человеческой среды: «стимул  удара», «стимул давления», «стимул  социального ущемления».

      Удар  – это неожиданное, внезапное  нападение. Классическим примером действия удара является реакция греческих общин на вторжение армии персидского царя Ксеркса в Элладу в 480-479 гг. до н.э. Угроза порабощения вызвала героический подъем духа греков. Они одержали победу, за которой «последовал небывалый расцвет» культуры в Афинах и других греческих городах.

      Другая  форма воздействия – непрерывное  внешнее давление – нашла выражение  в истории западной цивилизации. Давление сыграло стимулирующую  роль и в развитии православно-христианской цивилизации на Руси. Результатом ответа Руси на вызов, давление языческих народов, кочевников Великой Степи явилась «эволюция нового образа жизни и новой социальной организации, что позволило впервые за всю историю цивилизаций оседлому обществу не просто выстоять в борьбе против евразийских кочевников…, но и достичь действительной победы»*. А в начале 18 в. Петр 1 ответил на западное давление, утвердившись на побережье Финского залива и сделав основанный им Санкт-Петербург новой столицей России.

      Социальное  ущемление вызывается рабством, классовым  неравенством, бедностью, расовой, национальной или религиозной дискриминацией: «Социальная группа, слой, класс, в чем-либо ущемленные собственными ли действиями, действиями ли других людей, либо волею случая утратив нечто жизненно важное, направляют свою энергию на выработку свойства, возмещающего потерю, в чем, как правило, достигают немалых успехов. Так лоза, подрезанная ножом садовника, отвечает бурным ростом новых побегов»**.

      Ответ на вызов – это творческий акт. Но к творчеству способны лишь немногие выдающиеся личности. Лишь «узкий круг родственных душ» поддерживает гения, да и то не всегда. Во всяком обществе существует неустранимое «духовное размежевание между Личностью и Толпой». Если творческий порыв гения не найдет отклика в обществе, дело его погибнет. Такова плата, которую должен платить гений за преждевременную попытку внесения изменений в жизнь общества. А оно, не последовав за ним, платится за это тем, что оказывается неспособным дать на вызов эффективный ответ и обрекает себя на застой. Но если творцу удается преодолеть инертность и враждебность социальной среды, то в обществе начинается «мутация» – процесс освоения и распространения нового. Творческая личность становится эталоном для подражания и мимесис направляется на воспроизведение нового образа действий.

      Таким образом, Тойнби всех членов цивилизованного  общества разделяет на 2 части: творческое меньшинство и инертное большинство. Именно творческое меньшинство –  пророки, полководцы, политики, мыслители  – «вдыхает в социальную систему  новую жизнь», «рост цивилизаций – дело рук … творческих меньшинств, … нетворческое большинство будет находиться позади, пока первооткрыватели не подтянут арьергарды до своего уровня»***. Но творческие личности лишь – «дрожжи в общем котле человечества». Наличие сильной творческой личности – фактор, необходимый и достаточный лишь для зарождения мутации. Для развития же мутационного процесса в обществе нужно побудить инертное

      

      * Тойнби А. Дж. Постижение истории.  Москва, 2002, с. 149.

      ** Тойнби А. Дж. Постижение истории.  Москва, 2002, с. 172.

      *** Тойнби А. Дж. Постижение истории.  Москва, 2002, с. 268. 

      большинство следовать за активным меньшинством. А это требует усилий не только со стороны творцов, но и со стороны  нетворческой массы, которая должна стать готовой к восприятию вводимых ими новаций. Цивилизованным можно назвать лишь такое общество, в котором эти встречные усилия сливаются воедино.

      Тойнби  считает, что взаимодействие творческого  меньшинства с инертным большинство  развивается по трехэтапной схеме, которую он называет «Уход-и-Возврат». На первом этапе творческое меньшинство удаляется из повседневной жизни общества. Уход может быть выражен в упорном нежелании меньшинства выполнять обязанности, введенные большинством. Так, «Афины … уклонялись от участия в территориальной экспансии»*. Меньшинство высвобождает свою энергию, для того чтобы сконцентрировать ее на творческой работе. Вторая стадия – относительная изоляция от большинства, время их духовного преображения и напряженных творческих поисков ответа на вызов, брошенный обществу, к которому они принадлежат. Третья стадия – возвращение творческого меньшинства в обычную жизнь общества, от которой «был совершен уход ради акта творения». Они ставят нетворческое большинство перед выбором: или принять предлагаемое ими решение проблемы, или же довольствоваться беспомощным ожиданием последствий нерешенных проблем. А большинство взывает к ним и идет за ними, если они сумели придать своим идеям приемлемую и понятную для него форму.

      Большинство биографий общепризнанных творческих личностей дает яркие свидетельства действия «Ухода-и-Возврата». Павел Тарсийский жил тогда, когда вызов, брошенный сирийскому обществу со стороны эллинизма, достиг апогея. Первоначально он преследовал христиан. Однако после паломничества в Дамаск и отшельничества в Аравийской пустыне он заявил о себе не только как «ревностный поборник христианства, но и как «апостол язычников». Гаутама (Будда) родился в тот период, когда аристократическому порядку был брошен вызов со стороны новых социальных сил. Ответом Гаутамы был уход из мира, «ставшего негостеприимным для аристократов». Обретя просветление, он возвратился в мир. Моисей удалялся на гору для беседы с Господом и возвратился оттуда с заповедями, которые народ должен соблюдать. Мухаммед также 15 лет странствовал, прежде чем стал пророком, а потом, получив известность в своем городе, был вынужден покинуть его, чтобы через некоторое время вернуться победителем.  

      

      * Тойнби А. Дж. Постижение истории.  Москва, 2002, с. 293.

       16 

      «Уход-и-Возврат» пережили Конфуций, Макиавелли, Данте, Игнатий Лойола и др.

      Мотив «Ухода-и-Возврата» воплощен в мифах  о спасении и возвращении подкидышей и путешественников: Зевс был вскормлен  на уединенном острове козой, основатель Рима Ромул – волчицей, Язон и  Одиссей покинули дом и вернулись, побывав в дальних странах, Эдип вырос вдали от своих родных Фив, Моисея младенцем положили в корзину и спустили в реку. Движение «Ухода-и-Возврата» - это не только прохождение сквозь темную ночь Души, но и ее преодоление. Это не только свойство человеческой жизни, но и Жизни вообще. Вероятно, впервые человек столкнулся с этим, занявшись земледелием. В растительном царстве «Уход-и-Возврат», т.е. «Смерть-и-Воскресение» чередуются по временам года. «Человеческое воображение усмотрело аллегорию, применимую к жизни людей, в феномене Смерти-и-Воскресения, характерном для жизни трав, деревьев и цветов. Таким путем человек пытался подойти к разгадке Смерти»*. У Гомера в «Илиаде» есть отрывок, где сопоставляется судьба людей и листьев, увядших, но снова зеленеющих весной: 

         Листья в дубравах древесных  подобны сынам человеков:

         Ветер одни по земле развевает, другие дубрава,

         Вновь расцветая, рождает, и  с новой весной возрастают,

         Так человеки: сии нарождаются,  те погибают. 

      Прежде  чем анализировать процесс распада, нужно сформулировать критерий распада. Тойнби утверждает, что по мере укрепления власти над окружением начинается процесс надлома и распада, а не роста. Это проявляется «в эскалации внутренних войн». Череда войн ведет к надлому, который переходит затем в распад. Социальные трещины «бороздят тело надломленного общества». Социальный раскол – это внешний критерий распада надломленного общества.

      Творческое  меньшинство, успешно ответившее на один вызов, редко оказывается в  состоянии дать ответ на новый вызов. Выполнив свою миссию, оно сходит с исторической арены. На смену ему приходит правящее меньшинство – социальная элита, выступающая как его духовная наследница, но лишенная присущего ему порыва к творчеству. Для правящего меньшинства, в отличие от творческого, характерны духовная косность, нелюбовь к новациям, стремление сохранить вошедшие в традицию социальные нормы. Оно способно

      

      * Тойнби А. Дж. Постижение истории.  Москва, 2002, с. 279.

       17 

      привлечь  на свою сторону оппозиционных «вундеркиндов», формируя из них novi homines, т.е. “новых людей” – людей, которые обязаны своим положением собственным заслугам, а не славе предков. Унаследовав преданность и доверие, которое испытывало инертное большинство к творческому меньшинству, правящее меньшинство постепенно утрачивает их и делает основой своей власти над обществом не творческую энергию, энтузиазм и вдохновение, а грубую силу.

      Следствием  такой политики становится отчуждение большинства от правящего меньшинства. Это отчужденное от властвующей  элиты и противостоящее ее большинство Тойнби называет пролетариатом. Внешний пролетариат образуется отделением от правящего меньшинства цивилизации, когда та надломилась и находится в процессе распада.

      Итак, надлом означает исчезновение с исторической арены творческого меньшинства, вызывавшего доверие большинства и добровольное желание подражать ему, следовать за ним. Постепенно на смену ему приходит правящее меньшинство, пытающееся узурпировать ему не принадлежащее наследство. Доверие к себе оно пытается сохранить с помощью силы, все еще находящейся в его распоряжении. Следствие этого, как уже было сказано, - нравственное отчуждение большинства населения. Оказавшись в состоянии распада, цивилизация перестает быть целым, которое можно «скопировать и организовать по его подобию свою собственную жизнь». Причина надлома – невозможность самодетерминации, в результате чего возникает потеря внутреннего единства, гармонии и пропорциональности.

      Иными словами, «если лучи социального  влияния, исходящие от растущей цивилизации, можно уподобить белому свету, вобравшему в себя все цвета, то лучи, исходящие от распадающейся цивилизации, можно сравнить с радугой, образуемой в результате дифракции. В приложении к социальному излучению три составляющие «белого света» – это политика, культура и экономика»*.

      Помимо  социального раскола существует еще и так называемый «раскол  в душе». Раскол в душах людей  проявляется в самых разнообразных  формах. Он затрагивает чувства, поведение, жизнь в целом. В период распада  общества каждый вызов встречает в душах людей противоположный отклик – от абсолютной пассивности до крайних форм активности.

Информация о работе Цивилизационная концепция культуры А Тойнби