Цивилизационная концепция культуры А Тойнби

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:21, реферат

Описание работы

Существуют различные трактовки термина «цивилизация». Для выработки более или менее точного определения цивилизации необходимо изучение крупных социальных и культурных феноменов, существующих в виде целостностей, т.е. макроисторическое исследование. Н. Данилевский называет такие феномены культурно-историческими типами, О. Шпенглер – развитыми культурами, П. Сорокин – метакультурами, А. Тойнби – цивилизациями.
Но все-таки можно дать наиболее точное определение данному понятию. Цивилизация – это определенная ступень общественной истории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием социальной структуры и духовного мира.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….2
2. Основная часть.
2.1 Цивилизации А. Тойнби……………………………………………...4
2.2 Судьбы цивилизаций………………………………………………..12
2.3 Будущее цивилизаций………………………………………………21
3. Заключение……………………………………………………………..24
Библиографический список…

Работа содержит 1 файл

Цивилизационная концепция культуры А Тойнби.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

      Тойнби  рассматривает четыре пути, по которым  люди ищут выход из

      

      * Тойнби А. Дж. Постижение истории.  Москва, 2002, с. 367.

       18

      социального тупика загнивающей цивилизации:

      архаизм – стремление вернуться в прошлое, возвратить былые формы жизни;

      футуризм  – попытка насильственно провести социально-политические и культурные преобразования;

      отрешение – уход из общественной жизни, отшельничество, аскетизм;

      преображение  – «коренная перемена духовного  климата», связанная с религиозным  прозрением, божественным откровением.

      Архаизм и футуризм отрицают жизнеспособность существующего общества и отвергают его. Первый хочет совершить прыжок из настоящего в прошлое, второй – в грядущее. Архаизм – это тщательная, хорошо продуманная политика, цель которой – «плыть против течения жизни», протестуя против традиции, закона, совести, вкуса, общественного мнения.

      В сфере человеческого поведения  архаизм проявляется в формальных институтах и официальных идеях в большей мере, чем в обычаях. «Струя архаизма» в искусстве так знакома современному западному человеку, что он бессознательно принимает ее как нечто само собой разумеющееся. Когда дух архаизма самовыражается в сфере языка и литературы, высшее напряжение достигается в тот момент, когда мертвый язык вновь возвращается к жизни и начинает функционировать как язык общения. Сейчас существует по крайней мере пять наций, которые занимаются возрождением языка, давно вышедшего из употребления. Это норвежцы, ирландцы, оттоманские тюрки, греки и евреи-сионисты. В области религии западный исследователь может также обнаружить примеры архаизма. Во Франции и Англии в течение последних ста лет религиозный архаизм выражался в ностальгии по церемониалу и духовной атмосфере средневекового христианства. Сущность футуризма – в его разрыве с настоящим, и «стоит только произойти повреждению в какой-либо точке социальной ткани, разрыв начинает расширяться, ткань расползается»*. В области манер - это смена традиционного костюма на заграничный; в политической сфере – как тщательное стирание существующих вех и границ, например, перекраивание политической карты Аттики революционером Клисфеном Алкмеонидом, так и насильственный роспуск существующих объединений, сект и партий. В области культуры – символический акт сожжения книг, например, в китайском мире император Цинь Шихуанди систематически конфисковывал и сжигал 

        

      * Тойнби А. Дж. Постижение истории.  Москва, 2002, с. 442.

       19 

      литературные  труды философов.

      Однако  ни архаизм, ни футуризм не являются устойчиво  жизненными «образами жизни» и их поражение происходит фактически вследствие одной и той же ошибки. Они оба  обречены на неудачу, так как у  человека не больше шансов вырваться  из Настоящего, чем у рыбы, выпрыгнувшей из воды, взмыть в небо».

      В отличие от них, отрешение и преображение представляют собой реакции на надлом цивилизации, выраженные в форме поиска возможностей ее роста. Отрешение – это лишь первый акт «Ухода-и-Возврата», т.е. уход, а преображение – это двухактный процесс, где первая его часть – уход, а вторая – возврат. И если три первых пути несостоятельны, то четвертый может привести, по мнению Тойнби, к спасению.

      Личность, наделенная искрой творческого гения, в распадающейся цивилизации находит себе применение в роли Спасителя. Спаситель-архаист желает устранить Настоящее, заняв оборону в цитадели Прошлого. Спаситель-футурист хочет достичь этого же смелым прыжком в неведомое Будущее. На пути отрешения Спаситель предстает в виде философа, на пути преображения – в виде Бога, воплотившегося в человеке. Спасение состоит в «озарении душ светом высших религий». Здесь Спаситель несет людям божественную волю. Именно таким Спасителем был Иисус. «Воля Господня благоуспешно будет исполняться рукой Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством», - сказано в Библии. И если общество сумеет воспринять новую религию, то это приведет к духовному перерождению людей, к взлету творческого духа, благодаря чему из умирающей цивилизации рождается новая, способная к росту и совершенствованию.

      Размышления Тойнби о взаимосвязи между судьбами цивилизаций и развитием религий  приводят его к выводам, вносящим неожиданную и радикальную перемену в его понимание всей истории  человечества.

      До  сих пор история человечества представлялась как история возникновения, жизни и распада цивилизаций. Теперь же Тойнби рассматривает историю с другой позиции: можно ставить вопрос не только о роли религий в смене цивилизаций, но и о роли цивилизаций в смене религий. Теперь план истории человечества выглядит у Тойнби таким образом.

      Возникшие из примитивных обществ первичные  цивилизации порождают несовершенные, языческие формы религии. Вторичные  цивилизации создают условия  для формирования высших религий  и 

      вселенских  церквей, это «церкви-куколки». Третичные цивилизации – это современные цивилизации, к них зарождаются элементы новых высших религий, например, дзен-буддизм и православие.

      Таким образом, цивилизации существуют и  умирают для того, чтобы вызвать  к жизни новые, более развитые формы религии. Как говорит Тойнби, повторяющиеся повороты «горестного колеса цивилизаций» оказываются движением вперед «колесницы Религии». Для людей цель создания религии: найти ответ на главный вызов истории – вызов Бога быть человеком.

      Можно увидеть, что Тойнби возвращается к идее исторического прогресса. В его понимании этот прогресс состоит в духовно-религиозном «приближении человека к Богу», в осознании и реализации божественного предназначения. Цель прогресса: утверждение в мире Вселенской Церкви и преображение человеческого общества в «общину святых».

      В истории человечества Тойнби выделяет две революционные волны духовного  прогресса. Первая была связана с  объединением людей для осуществления  крупных общественных работ и  имела своим результатом возникновение цивилизаций. Вторая состояла в появлении «высших религий». В этот период родилось христианство, которое несет в себе силы, которые способны пережить новое рождение в виде Христианской республики и стать источником будущей универсальной всемирной религии и церкви.

      Тойнби  считает, что мы можем дожить до того момента, когда увидим, как западная цивилизация будет спасена от рокового приговора, вынесенного ею самой себе, благодаря тому, что  ее схватила в свои объятия породившая ее церковь.   

      Известная латинская поговорка 

      гласит: «Когда мир выносит 

      приговор, последнее слово 

      всегда  за ним. 

      А. Дж. Тойнби 

      
    1. Будущее цивилизаций
 

      Тойнби  считает, что столкновения между  цивилизациями – наиболее вероятный  путь, по которому может в будущем  пойти человечество. Влияние Запада на остальной мир и ответные контрудары, контрвлияние других цивилизаций будут определять облик и перспективы мира уже в обозримом историческом будущем. Делая подобное умозаключение, Тойнби руководствуется не политическими пристрастиями, а опирается, как и подобает историку, на опыт нескольких тысяч лет со времени появления первых цивилизаций.

      «Шесть  тысяч лет – это бесконечно малый срок в сравнении с возрастом  человеческого рода, млекопитающих  и жизни на Земле вообще»*, но он дает немало примеров столкновения цивилизаций. Возьмем историю наших предшественников – Греко-римской цивилизации, опыт которой, по мнению Тойнби, имеет парадигматическое значение. Экспансия и мощь распространения этой цивилизации (большая часть Старого Света вплоть до Индии, Британии и даже Китая и Скандинавии) впечатляют даже по современным масштабам. Греко-римская цивилизация в течение нескольких веков успешно отражала контрудары оружия, но потерпела поражение от другого контрнаступления – духовного. Это было наступление новых религий, в особенности христианства. С империей рухнула и цивилизация.

      Тойнби  также указывает основные линии, по которым будет происходить  «разлом цивилизаций». Прежде всего  он говорит о Западе и России.

      Запад всегда с опаской относился к России, особенно после второй мировой войны. В глазах западных европейцев Россия всегда представлялась агрессором. Запад и Россия принадлежат к Христианскому миру, но к двум его противостоящим частям -

      

      * Тойнби А. Дж. Цивилизация перед  судом истории. Москва, 2003, с. 402. 

      католической  и православной. История России глубочайшими корнями уходит в Византию, а Византия и Запад всегда были враждебны  друг другу. Все рассуждения Тойнби слишком общи, чтобы быть исторически  строго точными.

      Но  совсем парадоксальным выгладит его утверждение, что «западные завоевания средневекового периода отразились на внутренней жизни России и на ее отношениях с западными обидчиками. Давление Запада на Россию оттолкнуло ее от Запада: оно оказалось одним из тех тяжелых факторов, что побудили Россию подчиниться новому игу, - игу коренной русской власти в Москве, ценой автократического правления навязавшей российским землям единство, без которого они не могли бы выжить»*. Итак, российская автократия, полагал Тойнби, - результат западной экспансии, контрудар российской цивилизации, нанесенный цивилизации западноевропейской.

      Тойнби  был убежден, что у России всегда были и сохранились в середине 20 века все основания смотреть на Запад с не меньшим подозрением, чем Запад смотрит на Россию.

      Совершенно  нетривиально Тойнби оценивает и  деятельность Петра 1, которого считает  «ключевой фигурой для понимания  взаимодействия остального мира с Западом  не только в отношении России, но и в мировом масштабе». Он усматривает  в Петре архетип автократического реформатора в западном духе, сверху навязавшего своей стране техническую революцию и грандиозные социальные реформы. Именно Петр запустил Россию на орбиту технологического соревнования с Западом. Петр ответил на вызов Запада западными же методами, но от этого Россия не влилась в западноевропейскую цивилизацию, напротив, она обрела новые возможности для противостояния и контрнаступления.

        Еще одной великой силой, противостоящей  Западу, полагает Тойнби, является  ислам. Собственно, европейская цивилизация обретала свою самостоятельность в борьбе с Исламским миром, так как еще в раннее средневековье произошло их столкновение, которое закончилось поражением арабов в битве при Пуатье, а далее это враждебное взаимодействие развивалось по нарастающей. В 20 веке Исламский мир тоже вступил на путь вестернизации, однако, усваивая многие внешние атрибуты Западной цивилизации, он все больше укрепляется в своей религиозной и культурной самобытности.

      Для Тойнби очевидно, что Арабский мир  – это, по определению,

      

      * Тойнби А. Дж. Мир и Запад. Москва, 2003, с. 438.

       23 

      Исламская цивилизация, которая может усвоить  самые передовые западные технологии и, более того,  - допустить даже формы общественного существования, внешне следующие западным либеральным  образцам, однако сущность этой цивилизации останется исламской, с присущим исламу религиозным центризмом и непоколебимой верой в исключительную правильность избранного ими пути, на который желательно подвигнуть как можно большую часть человечества.

      Тойнби  указывает на особенно опасный аспект противостояния арабского и еврейского народов в цивилизационной перспективе. Это борьба между народами-братьями, к которой ущемленный Измаил (точнее – его потомки) так и не пережил отцовского пренебрежения и изгнания и затаил, быть может, даже для самого себя не вполне проявленное желание одержать верх над Исааком, перехватив у него дар Божьего избранничества.

      Английский  историк также указывает на возможность  будущих конфликтов между Западом  и Индийской цивилизацией, утверждая, что «столкновение между Индией и Западом богато таким опытом, которого не имеет никакое другое общество в мире»*; между Западом и цивилизациями Дальнего Востока: «Что касается Дальнего Востока, то у него еще меньше общего с культурным наследием Запада, чем даже у индусского мира»**. Особое будущее он предсказывает Китаю, стране, которая сама по себе есть целая цивилизация и которая, быть может,

      Тойнби  А. Дж. Мир и Запад. Москва, 2003, с. 451.

      Тойнби  А. Дж. Мир и Запад. Москва, 2003, с. 459. 

 

      
  1. Заключение

Информация о работе Цивилизационная концепция культуры А Тойнби