Цивилизационная концепция культуры А Тойнби

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:21, реферат

Описание работы

Существуют различные трактовки термина «цивилизация». Для выработки более или менее точного определения цивилизации необходимо изучение крупных социальных и культурных феноменов, существующих в виде целостностей, т.е. макроисторическое исследование. Н. Данилевский называет такие феномены культурно-историческими типами, О. Шпенглер – развитыми культурами, П. Сорокин – метакультурами, А. Тойнби – цивилизациями.
Но все-таки можно дать наиболее точное определение данному понятию. Цивилизация – это определенная ступень общественной истории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием социальной структуры и духовного мира.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….2
2. Основная часть.
2.1 Цивилизации А. Тойнби……………………………………………...4
2.2 Судьбы цивилизаций………………………………………………..12
2.3 Будущее цивилизаций………………………………………………21
3. Заключение……………………………………………………………..24
Библиографический список…

Работа содержит 1 файл

Цивилизационная концепция культуры А Тойнби.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

      Итак, мы рассмотрели классификацию цивилизаций Тойнби, стадии их развития, а также показали приблизительное развитие цивилизаций в будущем.

      В целом рассуждения Тойнби построены  последовательно, они аргументированы, однако многие ученые усматривают поразительное  несоответствие между детальным изложением обильного количества исторических подробностей и очень небрежным, поспешным и логически плохо оформленным построением теоретических обобщений и выводов, которые он делает на основании приводимых им фактов.

      Так, например, Тойнби красочно описывает различные случаи «Ухода-и-Возврата» творческих личностей, но оставляет совершенно неясным вопрос о том, зачем все-таки им нужно «уходить» и является ли их «уход» обязательным актом, который всегда предшествует их выходу на арену истории.

      Методология исследований Тойнби действительно  представляет собой их самое слабое место. Она явно далека от научной  строгости.

      Стремясь  строить свои теоретические конструкции  как выводы из эмпирических данных, Тойнби нередко отступает от ранее  сказанного, потому что вовлеченные в рассмотрение новые факты не согласуются с ним. В результате у него появляются несогласованные и противоречащие друг другу утверждения.

      Однако  его это мало беспокоит. Так, он скрупулезно  перечисляет и по-разному классифицирует найденные им цивилизации, но в то же время весьма расплывчато характеризует критерии, по которым они выделяются. Из-за этого их число у Тойнби постоянно меняется. Однако до самого конца он так и не находит нужным навести порядок в своей громоздкой систематике цивилизаций.

      Первоначальные  позиции «раннего Тойнби», который  утверждал цикличность развития и равноправие всех цивилизаций, противоречат взглядам «позднего Тойнби», провозглашающего, что западно-христианская цивилизация обладает уникальными, особыми преимуществами, которые способны сделать ее фундаментом интеграции всего человечества, и именно в ней зарождается будущая всемирная церковь, которая должна объединить все высшие религии.

      Тойнби  справедливо обращает внимание на то, что в современном мире идет борьба двух тенденций – разъединяющей и объединяющей. Он показывает, что первая из них заключается в национализме, а вторая связана с развитием технологии и культурными достижениями цивилизаций.

      В отношении будущих столкновений между Западом и Востоком Тойнби «как в воду глядел»: достаточно посмотреть на конфликт, военные действия Соединенных Штатов Америки в Ираке.

      Отдавая должное вкладу Тойнби в отстаивание  идей гуманизма, прогресса и объединения  человечества, необходимо, тем не менее, отметить утопичность его взгляда в будущее.

 

Библиографический список: 

  1. Гуревич П.С. Культурология. М.: Гардарики, 2002.
  2. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Айрис-пресс, 2002
  3. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М.: Айрис-пресс,  

2003

  1. Философский словарь. Справочник студента/Кириленко Г.Г.,  

Шевцов  Е.В. М.: Слово, 2002.

Информация о работе Цивилизационная концепция культуры А Тойнби