Факторы мультимедиа

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление факторов мультимедиа влияющих на развитие психических процессов (интеллектуальной лабильности, креативности мышления).
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты факторов мультимедиа.
2. Рассмотреть область применения мультимедиа.
3. Выявить взаимосвязь между применением мультимедиа и развитием психических процессов обучающихся начального профессионального образования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Мультимедиа как новое аудиовизуальное средство массовой коммуникации ………………………………………………………………….. 5
1.1.Основные понятия темы ……………………………………………….…. 5
1.2.Область применения мультимедиа ………………………………………. 8
1.3.Факторы мультимедиа в образовании ………………………………….... 13
Глава 2. Изучение влияния средств мультимедиа на развитие творческих способностей и интеллектуальной лабильности у обучающихся ………….. 20
2.1. Обоснование методик и описание выборки исследования ……………. 20
2.2. Алгоритм проведения исследования ……………………………………. 21
Заключение ……………………………………………………………………. 28
Список литературы …………………………………………………………… 30
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая Факторы мультимедиа.doc

— 264.00 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО  «Уральский государственный педагогический  университет»

Факультет русского языка и литературы

Кафедра культурологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Тема работы - «Факторы мультимедиа» 
 

 

Исполнитель:

Ермолин Александр Вячеславович,

студент 2-го курса группы

А-132 заочного отделения 

Научный руководитель:

Порозов Роман Юрьевич 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург, 2010 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….  3

Глава 1. Мультимедиа как новое аудиовизуальное средство массовой коммуникации ………………………………………………………………….. 5

1.1.Основные понятия темы ……………………………………………….….   5

1.2.Область применения мультимедиа ……………………………………….   8

1.3.Факторы мультимедиа в образовании …………………………………....  13

Глава 2. Изучение влияния средств мультимедиа  на развитие творческих способностей и интеллектуальной лабильности у обучающихся ………….. 20

2.1. Обоснование методик и описание выборки исследования …………….  20

2.2. Алгоритм проведения исследования …………………………………….  21

Заключение …………………………………………………………………….   28

Список литературы ……………………………………………………………   30

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Революционные преобразования XX века в области  информационно-коммуникационных технологий ознаменовались появлением и интенсивным развитием мультимедиа как нового аудиовизуального средства массовой коммуникации, обращенного к отдельной личности (пользователю компьютером) и вместе с тем обеспечивающего охват массовых аудиторий (например, посредством сети Интернет или CDROM-дисков). Благодаря уникальным возможностям синтеза разнообразных «сред» и свойствам интерактивности мультимедиа позволяют моделировать всю полноту человеческих ощущений, предоставляя зрителю возможность соучаствовать в процессе создания аудиовизуального пространства, взаимодействуя с разнородными данными интерактивной структуры в диалоговом режиме. Мультимедиа, опираясь на технологию виртуальной реальности, помогают раздвинуть границы экрана, создать иллюзию реальности происходящего.

     Мультимедиа-индустрия  развивается столь стремительно, что новые технологии устаревают в течение одного года.

     Феномен развития мультимедиа практически не изучен. Лишь немногочисленные труды таких теоретиков, как Я. Б. Иоскевич, Н. Б. Маньковская, А. М. Орлов, Н. Петрова, К. Э. Разлогов и других посвящены новым технологиям и эволюции аудиовизуальной культуры, интерактивной виртуальной реальности, компьютерной графике и анимации.

      Объект  исследования: обучающиеся ступени начального профессионального образования.

      Предмет исследования: влияние мультимедиа на развитие психических процессов.

      Цель: выявление факторов мультимедиа влияющих на развитие психических процессов (интеллектуальной лабильности, креативности мышления). 

      Задачи:

  1. Изучить теоретические  аспекты факторов мультимедиа.
  2. Рассмотреть область применения мультимедиа.
  3. Выявить взаимосвязь между применением мультимедиа и развитием психических процессов обучающихся начального профессионального образования.

      Гипотеза: следует предположить, что применение мультимедиа развивает интеллектуальную лабильность и творческие способности.    

   Основной  метод  исследования определяется целями и задачами курсовой работы – это теоретико-методологический анализ литературных источников и диагностические методы (анкетирование, опрос).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. МУЛЬТИМЕДИА КАК НОВОЕ 

АУДИАЛЬНОЕ СРЕДСТВО МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 

    1. ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ ТЕМЫ
 

     Компьютер без средств мультимедиа сегодня уже не считается полноценным. Многие относятся к этим средствам как к возможности превратить свою жизнь в сказку.

     Слово мультимедиа в буквальном переводе означает много средств для представления информации пользователю. Мультимедиа от англ. multi — много и media — средства.

     Термин  мультимедиа используют для характеристики компьютерных систем, графической, звуковой, видео и иной информации.

     Определений мультимедиа множество. Ричард Майер, профессор психологии Калифорнийского университета, Санта-Барбара, определяет мультимедиа, как представления контента с использованием, как текста, так и графики. Определение, на мой взгляд, очень хорошо для начала, но не обеспечивает необходимой глубины для понимания того, что делает использование мультимедиа эффективным (или неэффективным) для обучения [17 С. 72].

     Мао Нео и Кен Т.К. Нео, с факультета мультимедиа Малазийского университета, расширили это определение. Они  определяют мультимедиа как «соединение различных типов цифрового контента, таких как текст, изображения, звук и видео, в интегрированное мультисенсорное интерактивное приложение или представление для доставки сообщении или информации аудитории». Это определение мне очень нравится, поскольку включает в себя те ключевые моменты, которые определяют использование мультимедиа в обучении. При любой комбинации или наложении обычных медиаформатов, целое заключает в себе гораздо больше, чем простая сумма составляющих [7 С. 31]. 

     Основным  объектом своего исследования М. Маклюэн  считал то, что в социальных науках, а также в обыденных представлениях обозначается термином “media”. Медиа - средства коммуникации, которые выступают посредником (связующим фактором общественной жизни), включают в себя устное слово, рукописное слово, печать, радио, телевидение, способствуют генерации информации, смыслов и ценностей в процессе взаимоотношений социальных субъектов. Вся media-среда в ее историческом и современном значении – понятие чрезвычайно широкое. Но вместе с тем оно включает в себя такой объект, который наиболее точно может быть определен как информационно-коммуникативная система.

     Г. Маклюэн рассматривал медиа-среду, вернее информационно-коммуникативную  систему в рамках определенных социокультурных отношений. Их определяющим фактором является способ коммуникации, точнее – технология, а социальная эволюция выступает как смена (совершенствование, трансформация) различных типов информационно-коммуникативной системы.

     В медиа-среде Г. Маклюэн выделяет два основных компонента, выполняющих информационно-коммуникативные функции:

  1. непосредственно средства и технологии коммуникации (устные, рукописные, печатные, электронные средства).
  2. Феномены культуры (артефакты), которые сами не являются средствами коммуникации в общепринятом смысле, но при этом насыщены информационным содержанием.
  3. Артефакты и средства коммуникации обладают самостоятельным информационным содержанием и технологией (способом) передачи данного содержания (например, знание, информация) [7 С. 31].

     В понимании Г. Маклюэна, совокупность средств коммуникации (печатные СМИ, телеграф, радио, телефон, телевидение, компьютер), определяет характер взаимодействия социальных субъектов, образуя символическую реальность, в которой отражаются явления и события общественной жизни. Вместе с тем, в более широком смысле, медиа-среда определяется не только совокупностью функций средств коммуникации, но и информационно-коммуникативными свойствами культурных артефактов. Отсюда, информационно-коммуникативная система формируется не только совокупностью непосредственных средств коммуникации и информации, но и информационно-коммуникативными функциями других социокультурных объектов и предметов общественной жизни. «The Medium is the Message»– ключевой тезис М. Маклюэна. Возможны различные варианты его понимания на русском языке:

  1. «Средство связи (само) есть послание», «смысл – в подаче материала» или «канал связи создает смысл послания», где ключевая идея выражается ответом на вопрос: «с помощью чего возможна связь?».
  2. «Медиа – это массаж», то есть постоянный информационный прессинг, который выращивает конформистски настроенную аудиторию, размягчает, подобно массажу, ее сознание, гасит критические настроения, лишает возможности сопротивляться информационному программированию и мобилизует в желаемом направлении. По этому поводу М. Маклюэн замечает:

     «Содержание важно не больше, чем надпись на оболочке атомной бомбы».

  1. «Среда и есть сообщение», данное понимание заключает в себе смысл двух предыдущих. Возможно, это наиболее целостное понимание данного тезиса, так как оно вбирает не только информационно-коммуникативное значение технологий и средств коммуникации, но и всех других проявлений культуры (артефактов), так или иначе несущих информацию.
 
 
 

    1.2. ОБЛАСТЬ  ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА 

     Расцвет мультимедиа в середине 90-х годов связывают с быстродействием и памятью, достигнутыми в системах Pentium, и в частности, с возможностями записи и воспроизведения больших объёмов информации с помощью компакт-дисков CD-ROM. До этого времени по техническим причинам использование компьютерных средств для нужд образования, науки, искусства выглядело довольно блекло по сравнению с традиционными средствами. Однако сегодня средства мультимедиа имитируют реальность для многих целей вполне удовлетворительно.

     В.В. Годин, И.К. Корнеев отмечают, что мультимедия-технологии предназначены для создания продукта, содержащего коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами. Авторы пишут, что мультимедиа-информация включает в себя не только традиционные статистические элементы: текст, графику, но и динамические: видео-, аудио- и анимационные последовательности [4 С. 33].

     Л. А. Растригин пишет, что сфера использования мультимедийных технологий очень широка, ею охватывается наука и техника, образование, культура, бизнес, мультимедийные технологии применяются в среде обслуживания при создании электронных гидов с погружением в реальную среду, мультитеках. До конца 1980-х гг. мультимедиа-технологии не получали широкого распространения в России ввиду отсутствия аппаратной и программной поддержки [14 С. 61].

     Е. Ю. Кузнецов, В. М. Осман отмечают, что одной из главных областей применения систем мультимедиа стало образование в широком смысле слова, включая и такие направления, как видеоэнциклопедии, интерактивные путеводители, тренажеры, ситуационно-ролевые игры и др. Они пишут, что существует известное общее мнение исследователей рынка, что такой областью, которая имеет наибольшие шансы для применения мультимедиа, является образование и повышение квалификации после получения образования с использованием компьютерных технологий (CBT - Computer Based Training), а также использование мультимедиа в рекламе и информации POS (Point of Sale)/POI (Point of Information). В настоящее время эти две возможных областей применения мультимедиа переживают необычайно сильный бум.

     Авторы  отмечают, что мультимедиа расширяет потенциал обучения, делая его более простым для понимания. Например, мультимедиа добавляет ясности, демонстрируя процессы с разных сторон, показывая их в движении. Можно добавить глубины, используя дополнительные информационные каналы и ресурсы. Можно добавить смыслового и красочного богатства, используя видео, одновременно рассказывая и показывая. Но, если быть невнимательным, то можно добавить излишней комплексности и вызвать раздражение. Правильно разработанные мультимедиа, гораздо лучше, чем текстовая информация, помогают ученикам построить точную и эффективную ментальную модель. На их взгляд, потенциальные преимущества правильно разработанных мультимедиа, следующие:

  • альтернативные перспективы;
  • активное участие;
  • ускоренное обучение;
  • запоминание и применение знаний;
  • навыки решения проблем и принятия решений;
  • системное понимание;
  • мышление высшего порядка;
  • автономность и внимательность;
  • управление темпом и информационными последовательностями;
  • доступ к информации для поддержки.

Информация о работе Факторы мультимедиа