Факторы мультимедиа

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление факторов мультимедиа влияющих на развитие психических процессов (интеллектуальной лабильности, креативности мышления).
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты факторов мультимедиа.
2. Рассмотреть область применения мультимедиа.
3. Выявить взаимосвязь между применением мультимедиа и развитием психических процессов обучающихся начального профессионального образования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Мультимедиа как новое аудиовизуальное средство массовой коммуникации ………………………………………………………………….. 5
1.1.Основные понятия темы ……………………………………………….…. 5
1.2.Область применения мультимедиа ………………………………………. 8
1.3.Факторы мультимедиа в образовании ………………………………….... 13
Глава 2. Изучение влияния средств мультимедиа на развитие творческих способностей и интеллектуальной лабильности у обучающихся ………….. 20
2.1. Обоснование методик и описание выборки исследования ……………. 20
2.2. Алгоритм проведения исследования ……………………………………. 21
Заключение ……………………………………………………………………. 28
Список литературы …………………………………………………………… 30
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая Факторы мультимедиа.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

   — особенностями видов и жанров мультимедийных произведений.

   При создании мультимедийного продукта человек является художником, аниматором, видеооператором, фотографом, композитором или музыкальным оформителем, звукорежиссером, программистом и т. д.

     Он  пишет, что эффективное использование мультимедиа в обучении требует аккуратного обоснованного комбинирования средств информации так, чтобы получать максимальную отдачу от каждого используемого носителя. Наиболее эффективное использование мультимедиа дает обучающемуся возможность почувствовать себя в реальном мире.

     О. Ефимова пишет, что сейчас графика иллюстрирует каждый термин, аудио демонстрирует правильное произношение, анимация показывает соединение различных частей в единое целое, а видео – как используется изучаемое в ежедневной практике. Ученики могут использовать электронные носители, загружать и распечатывать бумажные страницы, которые помогают в обучении. Ранние электронные курсы обеспечивали гибкость при обучении. Мультимедиа расширяет потенциал этих курсов, делая их более простыми для понимания. Главный фактор тот, что мультимедиа добавляет ясности, демонстрируя процессы с разных сторон, показывая их в движении. Можно добавить глубины, используя дополнительные информационные каналы и ресурсы. Можно добавить смыслового и красочного богатства, используя видео, одновременно рассказывая и показывая.

   Правильно разработанные мультимедиа, гораздо лучше, чем текстовая информация, помогают ученикам построить точную и эффективную ментальную модель. Потенциальные преимущества правильно разработанных мультимедиа, следующие:

1. Альтернативные перспективы

2. Активное участие

3. Ускоренное обучение

4. Запоминание и применение знаний

5. Навыки решения проблем и принятия решений

6. Системное понимание

7. Мышление высшего порядка

8. Автономность и внимательность

9. Управление темпом и информационными последовательностями  
10. Доступ к информации для поддержки

   Мейер (Mayer) пишет, что, давая человеку, возможность воспринимать видео и аудио, мультимедиа, имеет преимущество перед каждой из этих возможностей в отдельности. Кроме того, так как эти два канала обработки информации различны, то их комбинация в мультимедиа очень успешна, так как использует преимущества обоих систем. Связи между текстом и графикой потенциально позволяют глубже понять и лучше построить ментальную модель.

      А Веснушкин отмечает, что следует выделить ряд существенных позитивных факторов, повышающих эффективность обучения студентов. Использование мультимедийных технологий:

  1. позволяет индивидуализировать обучение.
  2. Повышает активность студентов.
  3. Помогает интенсифицировать обучение.
  4. Повышает мотивацию учения.

5.Создает  условия для самостоятельной  работы.

6. Способствует выработке самооценки у студентов.

7. Создает  комфортную среду обучения.

     О. Ефимова, В. Морозов и другие описали, как мультимедиа могут влиять на эмоции и мотивацию. Например, видео с эмоциональным компонентом влияет на то, как ученик смотрит на контент. Если люди на видео не касаются, например, вопросов обслуживания клиентов, учащийся может счесть такой контент подозрительным. Мотивационный и эмоциональный аспекты должны соответствовать разработанным мультимедиа, и корреспондировать с такими  факторами как  когнитивное вовлечение, мотивация и стиль обучения.

   Tоуренс  Наджар в использовании мультимедиа основной акцент делает  человеческом факторе. Он пишет, что мультимедийное обучение также очень интересно для людей, которые находятся вне традиционного образовательного пространства. Он рассмотрел, как мультимедиа влияют на обучение и вывел следующие правила:

- выберите  медиаформат, который по характеристикам  лучше походит для соответствующего типа информации – например, графика лучше подходит для отображения пространственной информации, чем текст;

- используйте  мультимедиа для поддержки или  для расширения обучения, а не  только для украшательства;

 - представляйте медиаэлементы при одновременном показе так, чтобы один поддерживал другой;

 - использование мультимедиа будет эффективней, если вербальный и визуальный каналы помогают ученикам интегрировать контент с уже имеющимся ранее знанием (так называемое обрабатывающее обучение);

- дайте ученикам возможность управлять и манипулировать процессом;

 - используйте понятные метафоры и аналогии, обратную связь и персонализацию для увеличения мотивации;

 - вовлекайте учеников в активный процесс и интеграцию, а не просто в пассивное потребление информации;

 - медиаформат оценки должен соответствовать тому, что был использован для представления информации.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЛАБИЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 

2.1. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИК И ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 

      Исследование  проводилось с целью изучения влияния средств мультимедиа  на развитие творческих способностей и интеллектуальной лабильности  у обучающихся начального профессионального  образования.

      Для осуществления поставленной цели использовались популярные тесты, рекомендуемые для широкого круга пользователей:

  1. Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса [8 С. 37].представляющий собой задание «Закончи рисунок». Данный вариант позволяет изучить гибкость, беглость, оригинальность мышления и умение детально разрабатывать свои идеи.
  2. Методика «Интеллектуальная лабильность» предложенный Т.Г.Макеевой[8 С. 282]., позволяющая изучить способность переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.
 

     Исследование  проводилось на базе Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Асбестовский политехникум». В исследовании приняли участие 25 обучающихся строительного отделения 3 курса начального профессионального образования по специальности мастер столярного и мебельного производства.  
 

   2.2. Алгоритм проведения исследования 

      На  первом этапе были выбраны объект и предмет исследования, определены цели исследования, разработана анкета для обучающихся (См. Приложение №1), проведен отбор методик для исследования.  

Статистическая  информация по проведенному анкетированию

  1. Ваш возраст
Возрастной  интервал Количество  человек % от числа  опрошенных
15 - 17       1 4
18 - 20        21 84
21 - 23         3 12
  1. Образование
  Количество  человек % от числа  опрошенных
    Окончил полную среднюю школу (с получением аттестата)
1 4
    Окончил основную среднюю школу (9 классов)
24 96
    Окончил 10 классов
- -
 

   3. В какой  степени Вы знакомы с цифровой  техникой? 

а) мобильный телефон

  Количество  человек % от числа  опрошенных
  1. Не знаком
- -
  1. Знаком, но никогда не пользовался
- -
  1. Пробовал пользоваться
- -
  1. Регулярно пользуюсь
25 100
 

б) компьютер

  Количество  человек % от числа  опрошенных
  1. Не знаком
- -
  1. Знаком, но никогда не пользовался
- -
  1. Работал только на уроках в ОУ
13 52
  1. Регулярно пользуюсь
12 48
 

4. Сколько часов  в день Вы в среднем проводите  за компьютером?

  Количество  человек % от числа  опрошенных
  1. 0,5 часа     
- -
  1. От 1 до 2 час
6 24
  1. От 2 до 3 час.          
6 24
  1. Более 3 час.
13 52
 

5. Работая   за компьютером Вы…? (возможно  несколько вариантов ответов)

  Количество  человек % от числа  опрошенных
  1. Играете в игры     
16 64
  1. Составляете презентации, рабочие материалы
12
    48
  1. Монтируете видеоматериалы
3 12
  1. Пользуетесь интернетом
14 56
  1. Редактируете музыкальные треки
3 12
  1. Рисуете, подбираете средства анимации
4 16
  1. Пытаетесь создавать свои программы, игры          
- -
 

      По  результатам анкетирования группа обучающихся была поделена на 2 подгруппы: 1 подгруппа – обучающиеся постоянно  пользующиеся средствами мультимедиа, 2 подгруппа - обучающиеся редко пользующиеся средствами мультимедиа или не пользующиеся практически никогда. В первую подгруппу вошли 12 человек, во вторую – 13 человек.

      На  втором этапе эксперимента была проведена  диагностика креативности и интеллектуальной лабильности в обеих подгруппах. Цель исследования сравнить  уровень  развития креативности и интеллектуальной лабильности у обучающихся,  пользующихся средствами мультимедиа постоянно и не пользующихся данными средствами или пользующимися ими редко.

    Сокращенный вариант изобразительной батареи  теста креативности П. Торранса представляющий собой задание «Закончи рисунок» позволил  изучить уровень развития гибкость, беглость, оригинальность мышления и умение детально разрабатывать свои идеи.

    Интерпретация результатов тестирования по методике П.Торренса:

Информация о работе Факторы мультимедиа